Волынский Версаль: от Байды и Мазепы до Шевченко и Бальзака

Волынский Версаль: от Байды и Мазепы до Шевченко и Бальзака

Точка на карте
616
Ukrinform
Нынешняя «Точка на карте» Украины, куда мы отправимся, - в волынской части Тернопольщины. Это - дворцово-парковый комплекс в городке Вишневец на живописных берегах реки Горыни

В свое время этот населенный пункт стал родовым гнездом одного из самых известных княжеских родов Корибут–Вишневецких, которые и построили здесь, на возвышении сначала замок, а потом дворец, посетив который, Оноре де Бальзак через много лет назвал «Волынским Версалем». Красота дворца очаровывала гетмана Ивана Мазепу, польского короля Станислава Августа, российского цесаревича Павла и царя Петра I, Тараса Шевченко и Николая Костомарова.

Время не пожалело этой архитектурной жемчужины, но настоящие поклонники старины в последние годы старательно восстановили и отреставрировали ее.

ЗДЕСЬ - БАЙДЫ ДУХ И БУЙСТВО ПАРКА

- Когда путешественник проходит сквозь роскошную арку на эту территорию, то сразу же слева он видит памятник. Это – легендарный Байда – Дмитрий Вишнвецкий, который родился здесь, в Вишневце 500 лет назад, - рассказывает историк, старший научный сотрудник Национального заповедника «Замки Тернопольщины» Любовь Шиян. - Согласитесь, это, пожалуй, один из самых любимых героев украинского народного эпоса.

Именно он, Дмитрий-Байда Вишневецкий пять веков назад начал строительство укрепрайонов на Хортице и стал основателем Запорожской Сечи. Это он был единоличным владельцем первого в Запорожье оборонного замка, который позже очень помог ему в походах против врагов. А его замок на Малой Хортице стал прообразом будущей Сечи. И мало кто сейчас знает, что именно Дмитрий-Байда на Черкасщине основал Донское казачество...

А стоим мы сейчас на древних подвалах замка, соединяющие бастионы укрепленного фортификационного сооружения, возведенного для защиты от татаро-турецких набегов. Это был один из главных форпостов юго-западной Волыни. С того времени и на несколько веков становится Вишневец родовым гнездом и славой могущественного рода князей Вишневецких.

- Дворец, который стоит на фундаменте бывшего замка обрамленный зеленью, вековыми деревьями...

- Да, самобытный ландшафт территории, где располагался замок, а впоследствии и дворец, позволял создать несколько частей универсального изысканного парка, в котором воплотились талант, фантазия и мастерство гения садово-паркового искусства Дионисия Микклера.

- Не раз, когда приезжал сюда, видел, как работники что-то обустраивают в парке...

- Действительно, сейчас мы пытаемся восстановить парк таким, каким его знала Европа начала XVIII века. В свое время здесь действовала целая ботаническая школа, выращивали в оранжереях инжир, ананасы, был и зверинец для развлечения гостей, разная птица, и, конечно, выращивали экзотические растения, в частности, даже с Дальнего Востока, - рассказала Любовь Шиян.

СТАРЫЕ ГЕРБЫ ДРЕВНИХ РОДОВ

- Итак, - продолжает историк, - построен дворец в 30-х годах XVIII века. Но это не просто дворцовый ансамбль, а сооружение, которое должно было свидетельствовать о нескольких веках собственной истории, истории родовой, украинской, европейской. Потому что именно после Северной войны крупные магнаты Вишневецкие заявили о своем вхождении в европейское сообщество, о причастности к европейской политике. Поэтому дворец строится не где-нибудь в столицах, а именно здесь, в родовом гнезде. Поэтому здесь нарушено главное композиционное правило подобных строений: нет связи города с резиденцией. Ибо родовое гнездо Вишневецких располагалось именно здесь, и им это было важно подчеркнуть, это свое место, свое волынское корни.

- Наверное об этом и свидетельствует барочный фронтон с фигурами, гербами?

- Да, это обстоятельство, вы правильно заметили, этим подчеркивается традиционным фронтоном, который сохранился до нашего времени и отражает главную родовую эмблематику, на нем - Бог-Гений, согласно римской мифологии, отвечал за силу рода. Вишневецкие считали, что у их рода огромный долг перед этим краем, и они должны продолжать свою просветительскую деятельность. Поэтому и выбрали этого покровителя, Бога-Гения. Там же видим княжескую корону и в центре - два герба. Слева - герб Корибут, под которым все Вишневецкие ходили в свои походы, до последнего воевали с турецкой экспансией на европейских землях. А справа - герб известного рода Радзивиллов. Это еще раз подчеркивает то огромное влияние, которое имели Вишневецкие в XVIII в., когда породнились два крупных европейских рода, - говорит мой гид.

ОСОБЫЙ СТАТУС ЗЕРКАЛЬНОГО ЗАЛА

Открываем тяжелые дворцовые двери и входим в нижний зал.

- Что могли, то отремонтировали, реставрировали, восстановили прежнюю планировку, которая была изменена в советские времена, когда после пожара 1944 года дворец приспособили для административных нужд, - продолжает Люба Шиян. - Но, конечно, для того, чтобы восстановить пышные барочные интерьеры дворца, нужны большие деньги. Вот два года назад мы получили грант от Посольства США в Украине на восстановление зеркального зала, который открыли буквально несколько дней назад.

Почему этот зал был так важен? Вы видите, он тянется вдоль всего фасада. Перестройка дворца была завершена к середине XVIII века. Следующие владельцы часто были людьми случайными, но из уважения к Вишневецким, их статусу и вкладу в историю Украины, в европейскую политику, именно этот зал никто из более поздних владельцев никогда не менял. Поэтому, когда мы воспроизводили и сейчас еще продолжаем это делать, то пользовались как историческими источниками, реестрами, описями, инвентарями, так и старыми фотографиями. Это был самый представительный исторический зал, отражавший историю рода князей Вишневецких.

Здесь стояли бюсты политических деятелей Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, была и родовая атрибутика. Стены покрывали деревянные панели с украшенной позолотой. А еще зеркала, которые зрительно увеличивали зал, делали его особо праздничным. Воспроизведение этого зала дает нам первый шаг к мемориальному пониманию значения дворца Вишневецких как родового гнезда крупного украинского магнатского рода, который действительно был очень влиятелен во всех сферах жизни украинской нации. Поэтому значение этого зала для нас так велико. Потому что мы не просто воспроизводим очередной зал дворца барочного или иного стиля. Мы хотим воссоздать часть нашей национальной истории, в которой была своя политическая элита, которую уважали и, которая, в конечном итоге и сохранила для нас эту территорию.

Фото: Михаил Маркив
Фото: Михаил Маркив

- Согласитесь, для посетителей, туристов, сами залы, конечно, вещь интересная, но важно же и то, что находится здесь?

- Да, безусловно. Поэтому мы очень благодарны главным музеям Украины, которые помогли нам решить основную нашу проблему – наполнение дворца историческими материалами. Сейчас здесь – богатейшая экспозиция произведений сакрального искусства, из Львовского исторического музея - коллекция старинной мебели, коллекция портретов - из Литвы.

- Атмосферу тогдашнего интерьера дворца, его великолепие и роскошь передает и каменный пол, и эти печи с причудливыми орнаментами на кафеле...

- Добавлю, что не только печи, но и стены некоторых залов дворца были покрыты бело-голубыми, с рисунками на библейские сюжеты, вестфальськими изразцами первой половины XVIII века.

- Это сколько же нужно было изразцов, чтобы оформить такие огромные залы?

- Разные архивные источники указывают, что таких изысканных изразцов во дворце было около 45 тысяч, и рисунок ни на одном не повторялся. Тогдашние мастера делали росписи на разнообразные темы. Поэтому и получалось такое необычное и достаточно дорогое убранство интерьера. Кстати, изразцами стены комнат не были полностью облицованы, это было бы что-то похожее на ванную комнату. Поля, не занятые изразцами, чередовались с широкими пилястрами, из бархата и атласа. А еще - позолота, бронза, картины, дорогие часы, китайское и турецкое оружие, серебряная посуда, инкрустированная мебель с семейными гербами... Все это просто поражало гостей, попавших сюда, - говорит историк Любовь Шиян.

О КНИГАХ, ПОРТРЕТАХ ВЕЛЬМОЖ И ГРУЗИНСКОЙ КНЯГИНЕ

В архивной коллекции дворца сохранились десятки старых фотографий с роскошными залами, отдельными уголками этой архитектурной жемчужины.

- Вот видите, это интерьер комнаты-библиотеки князей Вишневецких.

Там, на этой фотографии не только шкафы с книгами, но и много портретов выдающихся, известных в Европе личностей - военачальников, политиков, художников, ученых. И таких портретов вельмож во дворце было так много, что некоторые из них буквально монтировались в дверцы книжных шкафов. А библиотека была богатейшей – свыше 16 тысяч томов! Над входной дверью в библиотечный зал внимание привлекала таблица из гипса с лавровыми ветвями и надписью: «Вход для Муз, ведь здесь живут Боги», - рассказала ученый.

По ее словам, в 1846 году после смерти одного из хозяев дворца, Карла Мнишека, закончилась величие Вишневца. Книжные реликвии, которые веками с трепетом и любовью собирались несколькими поколениями рода Вишневецких, разошлись по свету...

Позже Вишневецкий имение купила грузинская княгиня Абамелек, которая окончательно разорила эту библиотеку.

Княгиня вывезла в Россию на двадцати телегах огромное количество старопечатных книг, ценную мебель, часть других коллекций.

А потом наступил 1917-й год. Во дворце даже заседали министры Временного правительства, потом – стратеги штаба Главного Атамана Симона Петлюры, а потом пришли сюда красные комиссары, они и доразрушили некогда прекрасные залы и отдельные помещения, которые только теперь специалисты постепенно реставрируют.

Когда мы, закрыв тяжелые резные двери Вишневецкого дворца, вышли на улицу, мой экскурсовод Любовь Шиян добавила, что в здании, где мы были, есть полузаваленный подземный ход, который из-за нехватки средств не удается достоверно исследовать.

Церковь Вознесения
Церковь Вознесения

- По всему видно, что подземный лабиринт ведет к церкви Вознесения Господня. Видите, она внизу, потому что сверху уже был замок, поэтому храм построили внизу. В этой церкви покоятся наши знаменитые украинские основатели, о которых должен знать каждый украинец – Михаил Вишневецкий - староста Овруцкий, Раина Могилянка, двоюродная сестра Петра Могилы... Они были украинскими основателями во времена, когда шло ополячивания украинцев. Это были последние крупные украинские магнаты, которые поддерживали отцовскую православную веру. Надеемся, что мы еще переосвятим это захоронение и сделаем его пантеоном украинской веры.

Последний из Вишневецких писал, что он не знает, кому это останется, кто придет после него. Все его дети-мальчики умерли, и он говорил, что оставит после себя что-то такое, что удивит следующие поколения. И вся его жизнь - развитие этой резиденции, которую он строил не для себя, а для потомков, не своих, а тех, кто будет жить после Вишневецких, - добавила в завершение своего рассказа историк, старший научный сотрудник Национального заповедника «Замки Тернопольщины» Любовь Шиян.

Олег Снитовский, Тернополь

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-