"Поющие террасы" Харьковщины пока еще поют, но голос пора ставить заново

Точка на карте
514
Укринформ
Сегодня предлагаем рассказ о террасах, сравнимых разве что с висячими садами Семирамиды, но расположенных не в древнем Вавилоне, а близ села Городное на Харьковщине

Хотите услышать, как поют террасы? Нет, не те деревянные настилы на столбах, которые любители дачной архитектуры устраивают вокруг своих домов для повышения уровня комфорта. Мы говорим о других террасах, которые сравнимы разве что с висячими садами Семирамиды, при этом расположенны не в древнем Вавилоне, а близ села Городное, что в Краснокутском районе Харьковской области. Эти террасы настолько же признаны наукой в качестве архитектурно-инженерного феномена конца XIX века, насколько сейчас нуждаются в сохранении для потомков. А еще на примере этих насыпных террас, прозванных поющими за особый акустический эффект, мы который раз можем подивиться полету фантазии и смелости человеческой мысли.

...От Харькова до села Городного - 1,5 часа пути. По сравнению с Вавилоном, разместившим свои дворцы и храмы на голой песчаной равнине, здешний ландшафт радует глаз: увитые разнотравьем холмы, низины с серебряными лентами ручьев, леса, звенящие от щебета птиц, перелески, где немало диких растений: яблони, груши-медовки, густые заросли терновника, столь популярного у местного и приезжего люда в качестве сырья для аппетитной домашней наливки.

Последние десять километров пути от села Натальевка и Натальевского парка - природного заповедника национального масштаба - и мы у цели: на склоне оврага на левом берегу реки Мерчик видны земляные площадки-насыпи, укрепленные кирпичной кладкой. Вид расположенных амфитеатром пяти террас сегодня, конечно, не такой, как во времена местного сахарозаводчика Павла Харитоненко, который, по разным источникам, построил террасы то ли в конце XIX, то ли в начале XX века. Заросшие травой и кустами кирпичи тут и там обвалились. Потрескались, а то и вовсе исчезли кирпичные ступени центрального прохода, повсюду в кладке видны щели... И все же это террасы, те самые, знаменитые.

Для начала торопимся занять места по краю одной из нижних террас: говорят, что даже шепот здесь можно услышать на расстоянии в 60 метров. Но сегодня, наверное, день не такой: слышим только порывы ветра и стрекот кузнечиков. На душе светло и немного грустно: светло оттого, что сахарозаводчик Харитоненко, по местной легенде, построил эти террасы для своей жены Натальи, значит, любил не меньше, чем Навуходоносор свою Семирамиду. А грустно оттого, что в таких местах особо ощущаешь неумолимый бег времени, которое не щадит ни чувства, ни природу, ни инженерные сооружения.

Рассказать об истории возникновения террас мы попросили заместителя директора Центра краеведения имени академика Петра Тронько Харьковского национального университета имени Василия Каразина, кандидата исторических наук Ольгу Вовк.

- Наука официально признает "Поющие террасы" памятником ландшафтного и инженерного искусства Слобожанщины. Об этом, к слову, сказано в трудах харьковских ученых - авторов издаваемого в Харькове сборника научных трудов "Слобожанское культурное наследие", включая Юрия и Елену Яровых, Владимира Лопатько, Юрия Палкина, Галину Черкашину.

Что касается истории вопроса, то до семьи Харитоненко владельцем села Городное и здешних земель была семья Каразиных, один из членов которой - Василий Каразин - более двухсот лет назад стал основателем в Харькове первого на территории Надднепрянской Украины университета, ныне известного во всем мире как Харьковский национальный университет его же имени. Каразины славились и как садоводы, благо земли здесь благодатные.

Позже хозяином земель стал сахарозаводчик Харитоненко, задумавший и осуществивший свой план: развести собственный сад экзотических, в том числе, карликовых плодовых растений, причем не на ровной площадке, а на земляных террасах.

Весь комплекс амфитеатра, как мы видим, ориентирован строго на юг. Это, пишут исследователи, позволяет растениям получать максимальное количество солнечного света. В то же время, дугообразная форма сооружения как линза собирает не только солнечные лучи, но и... звуки, пишет исследователь террас, автор книг о древних знаниях Юрий Иванько. Самые красивые акустические эффекты, по его словам, можно получить только поздним вечером или ранним утром в пору года, когда нет листьев на деревьях (а мы-то пробовали услышать шепот на террасах среди летнего дня на фоне кузнечиков! - авт.). Вдобавок, если набраться терпения, то вечером можно услышать, как террасы отдают накопленные днем звуки в виде собственных мелодий: они звенят, поют...

Исследователи в своих трудах не зря называют террасы уникальным инженерным сооружением.

Смотрите сами: комплекс расположен на зыбких грунтах оврага, и для удержания огромной массы земли на террасах общей площадью 5 га строителям пришлось соорудить своебразный "скелет" из кирпича и бутового камня, где впоследствии были построены пять подковообразных кирпичных стен. В центральной части террас с первого на пятый ярус сделан проход шириной более 4 метров, который состоит из 24-х ступенек на каждом ярусе. Первые три яруса - высотой 3 метра 10 сантиметров, четвертый - 3 метра 20 сантиметров, пятый - 3 метра 50 сантиметров. Ширина земляной части террасы - 13 метров. Слева и справа по центральному проходу стены укреплены кирпичными колоннами шириной 1 метр и 5 сантиметров. Северная, восточная и западная часть территории около террас покрыта лесами и терновыми кустарниками. Нижняя южная часть - пахотная земля. Дальше в юго-западном направлении - озерца. С восточной стороны террас есть грунтовая дорога, которая проходит через лес и на границе населенного пункта переходит в шоссе.

Все это касается поверхностной части террас. Однако исследования, проведенные с помощью георадиолокатора, показали, что под террасой нулевого уровня на глубине в 1 метр имеется металическая инфраструктура, похожая на трубопроводы системы водоотведения. Считается, что эти трубы построил Харитоненко. Но под этой системой обнаружена другая, более древняя, где использованы деревянные водогоны, котрые построил кто-то другой. Подземные ходы, обнаруженные под террасами, еще нуждаются в изучении как возможный пример подогрева почвы террас теплым воздухом: эффект теплицы!

В целом же, результаты этих исследований можно расценить как свидетельство того, что Харитоненко оживил и усовершенствовал построенные ранее террасы, чем внес свой вклад в садово-парковую архитектуру Слобожанщины.

Сегодня под так называемыми подпорными стенами еще просматривается разрушенная временем система водоотведения. Однако в 50-е годы XX века местный садоводческий совхоз "Глобовский" за свои средства предпринял ремонт металлических трубопроводов и использовал их для подкорневого орошения собственных садов на террасах. Старожилы говорят, результаты были отменные.

Совхоза давно уж нет, и террасы, оставшиеся без присмотра, постепенно приходят в упадок, хотя сохранили свое значение для туристов и сферы культуры. В начале сентября 2009 года здесь при поддержке тогда председателя Харьковской ОГА Арсена Авакова состоялся первый этнофестиваль "Поющие террасы".

- Этот тот, со звездами эстрады?

- Да еще какими! На фестивале пели Олег Скрипка, Энвер Измайлов, Катя Чили, Нина Матвиенко, Ойра, "Ателье Драбина"... Пели на открытом воздухе, поблизости от террас: использовать их в качестве сцены не решились, учитывая нарушение кирпичной кладки и отклонение подпорных стен. Но звуковой эффект и тут дал о себе знать: к примеру, зрители утверждали, что даже на расстоянии от артистов смогли качественно записать концерт под ночным небом на принесенные с собой магнитофоны.

С тех пор фестиваль "Поющие террасы" не заявлял о себе из-за опасности разрушения террас. Однако в 2015 году поблизости состоялся масштабный молодежный фестиваль "СКОЛОТ FEST", целью которого стала популяризация феномена поющих террас в качестве центра, способного объединить традиционное украинское творчество и современное искусство Сумской, Полтавской и Харьковской областей.

Свидетельством того, что поющие террасы не забыты, стал и состоявшийся здесь же 7 и 8 июля обрядово-музыкальный праздник "Яры — 5 лет! Гуляем на Купала" с участием музыкантов из соседних областей. Участники не только исполнили собранные во время этнографических экспедиций обрядовые аутентичные песни, но и провели благотворительную акцию для создания музыкального альбома "Добра хата", рассказали об истории возникновения национальных обрядов. Было и огненное шоу с прыжками через костер и пусканием веночков по воде, и экскурсия по Национальному парку "Слобожанский", и квест "Растительная магия в летнее солнцестояние", и утренний поход к местному озеру, чтобы услышать пение лесных соловьев, которыми так богаты поющие террасы...

Еще одна деталь: о поющих террасах под Харьковом знал и даже пел здесь знаменитый оперный певец Федор Шаляпин, обладавший басом редкостного тембра. В мемуарной литературе можно найти отзывы об этом концерте под открытым небом: голос Шаляпина и без микрофона звучал на всю округу.

У Шаляпина, говорят историки, одно время были проблемы со связками, и в 1905 году - это исторический факт - он приезжал в Харьков лечиться у знаменитого врача-отоларинголога, профессора Степана Сурукчи, причем как друг останавливался в доме Сурукчи на улице Садовой в центральной части города.

- А решается ли как-то вопрос о реставрации самих поющих террас?

- Хороший вопрос. Исследования показали, что сегодня подпорные стены имеют дефекты и повреждения и находятся в аварийном состоянии. Террасы без перил, к тому же, наблюдается сползание грунта и обрушение кирпичей. То есть, проведение здесь массовых мероприятий нецелесообразно. Однако реставрационные работы, прежде всего, антиаварийные, необходимо провести в ближайшее время, иначе мы потеряем этот уникальный памятник ландшафтного и инженерного искусства.

В то же время, говорит председатель Козиевского сельсовета, на балансе которого числится этот объект, историк по специальности Ирина Карабут, в 2016 году геодезисты проверили состояние террас и пришли к выводу, что реставрации, в основном, требуют только верхние слои кирпичной кладки, "а внутри все идеально".

Восстановление, по словам Ирины, обойдется в 1,5 млн грн: сюда включена, в числе прочего, стоимость демонтажа верхних рядов стен, заполнение щелей полиуретаном, ремонт фасадных частей.

- Важнее другое: по Государственному классификатору зданий и сооружений (17.08 2000), объект значится под кодом "Руины и исторические места" как комплексный памятник природы, где создается своеобразный акустический эффект. В материалах указано, что комплекс построен в 1900 году на месте городища VI-VII веков (!) и реконструирован в середине XX века. Однако у нас по разным объективным причинам до сих пор нет технического паспорта на этот объект, а без него мы не можем выправить документы, подтверждающие статус террас как памятника садово-парковой архитектуры.

По словам Ирины, поющим террасам нужна помощь областных структур: "Деньги? - Думаю, найдем их в местном бюджете, да и земляки помогут: поющие террасы - примета не только Краснокутского района и Харьковщины, но и всей Украины".

Вдохновленная надеждой на поддержку поющих террас, обращаюсь за помощью к первому заместителю директора департамента градостроительства и архитектуры Харьковской ОГА Юрию Фурсову.

- Для начала Козиевскому сельсовету как балансодержателю нужно определиться, кто именно - в Харькове или в Краснокутском районе - выступит заказчиком разработки учетной документации: паспорта памятника и акта технического состояния объекта. Затем необходимо заключить охранный договор, заказать проектно-сметную документацию на проведение реабилитационных работ по памятнику - и выполнить эти работы...

- Но это же большие деньги. Сколько примерно?

- Не берусь прогнозировать, надо считать. Знаю, финансовая составляющая всех вышеуказанных мероприятий существенная. Считаю, что без государственной поддержки этот объект, как и многие подобные, не может быть восстановлен в первоначальном, аутентичном виде.

Остается пригласить ответственных госчиновников приехать в село Городное в Краснокутском районе Харьковщины и послушать, как поют здешние террасы. Может так их голос, который, сказали бы музыканты, пора поставить заново, будет услышан.

Светлана Лигостаева, Харьков

Фото Вячеслава Мадиевского

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-