Владимир, город Владимира - 28.07.2018 10:05 — Новости Укринформ
Владимир, город Владимира

Владимир, город Владимира

Точка на карте
445
Ukrinform
В этот раз для рубрики «Точка на карте» мы выбрали город Владимир-Волынский, именно сегодня, 28 июля, отмечающий 1030-ю годовщину

Украинское город Владимир почему-то до сих пор называется двойным именем - с добавлением уточнения «Волынский». Конечно, это дело местных жителей - решать, имеет ли отвалиться эта приставка, навязанная два века назад московитами. Но как гражданин Украины считаю, что имею право совещательного голоса. Тем более, что в случае возврата к первичному звучание названия славного волынского города уже как-то сумею отличить НАШ город Владимир на реке Луге – от какого-то там ордынского... Владимира-на-Клязьмє. Поэтому я – за переименование.

НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ХРОНОЛОГИИ

Город Владимир 28 июля отмечает 1030-ю годовщину со дня основания. То есть считается, что он был основан в 988 году. Под этой датой стоит запись в «Повести временных лет»: «В лето 6496... посадил Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава у Древлян, Всеволода во Владимире...» Казалось бы, есть повод гордиться такой древностью, тем более, что Луцк, скажем, в летописях упоминается почти на сто лет позже. Вот только как-то не вяжется это со здоровой крестьянской логикой.

Ну, не мог киевский князь Владимир отправлять своего сына управлять своеобразным и мощным «регионом» в только что возведенный посреди волынских болот детинец. Как минимум, Владимир (город) уже должен быть общепризнанным Волынью административным центром края, где сходились все дороги «областного значения». Здесь должна функционировать торговая пристань на реке Луга и вообще вся необходимая для управления территорией инфраструктура. В противном случае местное население могло так и не узнать, кто им правит и от чьего имени.

Поэтому цифра «1030» — довольно условная. Но что известно точно — это дата, когда во Владимире отмечают День города. Она имеет непосредственную связь с Днем святого Владимира — 28 июля. Значит, есть повод поздравить горожан с их днем и пожелать городу дальнейшего процветания.

...Автор этих строк прибыл во Владимир в конце апреля — и первым делом отправился на свидание к... своей землячке, дончанке Ларисе Половневой. Интервью с Ларисой Леонидовной было опубликовано на Укринформе еще в мае, поэтому я о ней здесь много рассказывать не буду, только напомню, что беженка из Донецка вместе с еще двумя компатриотами создала во Владимире Народный театр. Устроить нашу встречу помогла главный редактор бывшей «районки», а ныне разгосударствленной газеты «Слово правди» Антонина Михальчук. Чуть позже она же устроила экскурсию историческими достопримечательностями Владимира.

МОРЯК И ЕГО СКУЛЬПТУРЫ

Выйдя из редакции, мы не успели пройти и ста метров, как на противоположной стороне улицы Драгоманова я заметил необычную избу, укрывшуюся за странным забором. Вместо штакетника дворы с улицы прикрывала чреда, я бы сказал, антропоморфных стелл: на плоских деревянных досках забора довольно схематично были обозначены человеческие черты. Впрочем, чем ближе к калитке, тем выразительнее и объемнее становились лица, пока не превратились в пару объемных деревянных скульптур, одна из которых была в русском шлеме, а другая, с длинными волосами и «интеллигентской» бородкой, видимо, символизировала то ли летописца,  то ли певца (может, даже, автора «Слова о полку Игореве»).

Справа от калитки – профиль Тараса Шевченко на медальоне. Угрожающе наведенный ствол пушки (водопроводная труба большого диаметра) подсказывал, что за ним скрываются художественные сокровища еще более значимые. И я, с согласия Антонины Андреевны, начал стучать по резному (другого не было) дереву и звать хозяина, который, к нашему счастью, как раз пересекал небольшой дворик, заставленный его работами.

– Олег Евгеньевич Добинчук, — представился немолодой уже мужчина в матросской бескозырке с надписью «Северный флот». — Художник-скульптор по профессии. Учился. Монументальное искусство: камень, дерево, металл. Все мои произведения.

Произведений было столько, что я боялся задеть какого-то идола или, не дай бог, журавля на удивительно тонких ногах. Впрочем, не все творения были такими хрупкими. В одном из закоулков увидел нечто, что мгновенно пробудило ностальгию:

– А это что за техника? Потому что смотрю — точно половецкая баба с наших степей...

– У меня есть товарищ, в Запорожье, на Хортице. Мы с ним срочную службу на флоте служили. И вот я ездил к нему в гости, и меня эти скифские бабы поразили. По этому поводу я сделал работу — давно уже, тридцать лет назад. «Дикое поле» называется.

– А вам какая ваша работа нравится больше всего?

– Как говорил в свое время великий художник Микеланджело, лучшая работа та, которую я еще не сделал. Я не Микеланджело, я реально смотрю на такие вещи... Этих «Журавлей» жене на 60-летие сделал. А это называется «На волнах Свитязя». У нас там фестивали проходят. А это — «Чумацький шлях»... Мне, кстати, ночью сон приснился. Знаете о чем? Что я с кем-то дрался. Значит, должен кто-то прибиться. Нет, серьезно — это я уже проверил на себе. Знал, что кто-то прибьется из столицы.

Ну что же, Укринформ – агентство вполне столичное, а где служат ее корреспонденты, то дело третье...

ВЛАДИМИРСКИЕ ХРАМЫ И ИКОНЫ

Успенский собор во Владимире — один из немногих в Украине, построенных еще до ордынского нашествия, и уже это одно делает его памятником мирового значения. Естественно, во время Батыева похода и еще несколько раз после собор разрушали и восстанавливали. Сегодня он выглядит как новенький, что мешает воспринимать его как свидетеля далеких веков и давних событий.

На улице стоял полдень вторника; не знаю, связано ли это с календарем, но ни настоятеля, ни епископа (храм кафедральный) на месте не было. Их замещала какая-то женщина, в платке, но без признаков добровольной аскезы. У нас на Востоке в храмах Московского патриархата такие женщины обычно выполняют роль церберов. То ли на Западе приходится учитывать сильную конкуренцию со стороны других конфессий, то ли нам просто повезло, но никто на нас не шипел. Наоборот, для незваного гостя (в моем лице) был устроен небольшой ликбез относительно некоторых икон и крестов, имеющих для местных верующих большое значение. Особенно — икона Божьей Матери.

– Это — Мать Мстиславова Владимирская Братская. Подарил ее нашему храму в 1494 году епископ Владимирский Васиан. Васиан 10 лет был епископом в нашем храме...

Напротив Братской иконы, под стеклом — древний Крест-Голгофа. Я пытался найти нужный ракурс, чтобы стекло, прикрывающее крест, не слишком блестело в объектив — и не услышал объяснений. Запомнил только, что крест этот тоже древний — примерно со времен Васиіана, а может, еще старше.

Церковь святого Василия меньше по размеру, чем Успенский собор, и выглядит далеко не так празднично — и тем вызывает больше доверия. Построенная в форме ротонды — довольно редкий в наших широтах тип церковной архитектуры. Здесь мы не встретили уже совсем никого, даже служанок. Входные двери тоже были закрыты. Поэтому пересказываю то, что рассказала мне Антонина Андреевна.

Впервые храм на этом месте — за один день! — возвел святой Владимир, в знак успешного военного похода 992 года. Вероятно, постройка была деревянной, потому что под конец XII или в начале XIII века пришлось на этом же месте строить новую церковь.

У входа — небольшой стенд с фотографиями героев Майдана: «Вечная память Небесной Сотне». Церковь, как можно догадаться, относится к Киевскому патриархату.

Кроме православных, есть в городе греко-католический собор и несколько римо-католических. Но на вид они относительно новые и не выглядят как памятники архитектуры, которые хотелось бы посетить, — в пределах довольно ограниченного времени. Итак — извините, если кому не угодил.

ПРЕТЕНЗИЯ К КНЯЗЮ ЛЮБАРТУ

Наш путь от одного храма к другому проходил через городской парк «Славянский». О парке рассказывать не буду — чистый, благоустроенный. Ровные дорожки, целые, без признаков свирепства вандалов скамейки. Родник под навесом в каменном убранстве. Рядом — высокие оборонительные валы вокруг уже давно не существующей княжеской резиденции.

Валы опоясывают территорию около полутора гектаров; их высота достигает восьми метров. Как всегда, у археологов нет единого мнения относительно времени, когда валы насыпаны, но большинство версий утверждает, что это произошло в первой половине Х века (то есть, задолго до того, как летописец впервые вывел на пергаменте дату «6496 от сотворения Мира»).

Сегодня археологи упорно ищут здесь остатки замка Казимира III. В середине XIV века король польский захватывает западно-волынские земли и начинает во Владимире строительство каменного замка. Замок должен был стать мощной крепостью на пути кочевников (а также соседей более близких), но черрез два года король внезапно (или не совсем?) умирает; финансирование строительства прекращается  тут под Владимиром и появляется волынский князь Любарт...

Не совсем понятно, для чего законному монарху Волынской земли было разрушать замок. Возможно, он такого приказа не давал, а незавершенное строительство просто растащили на бытовые нужды местные жители. Но легенда о злобность Любарта осталась, и теперь владимирце, встречая лучан, выражают им законные претензии. Мол, вы хвалите Любарта и замком его гордитесь. Но если бы не он, у нас замок был бы не хуже!

Надеюсь, эти претензии не станут основанием для местечкового сепаратизма на Волыни.

КНЯЖЕСКИЙ ГОРОД

Владимир — город поистине княжеский. Я сейчас не о древней истории (хотя и о ней тоже). Просто такого количества княжеских имен в топонимике, кажется, нет нигде: улицы князя Владимира Великого и княгини Ольги; Даниила Галицкого, брата его Василька и отца их князя Романа. Улица князя Олега и улица князей Острожских. Я бы к этому сонму добавил еще Ивана Мазепу. Ведь он занимал должность, которая по объему полномочий вполне равнялась княжеской, а с чисто формальной точки зрения Иван Степанович был наделен австрийским императором Иосифом и титулом князя Священной Римской империи.

А, да! – чуть не забыл. Есть еще в городе Княжья аллея, которая начинается от Славянского парка, конкретнее — от статуи святого Владимира, которого поставили на высоком столбе над всеми князьями. Между прочим, я воспринял этот монумент как некоего ангела-хранителя города (что-то вроде архистратига Михаила на Майдане Незалежности в Киеве), и только просматривая дома фотографии, заметил на столбе надпись: «Владимир Великий». А плащ за спиной у князя так напоминает ангельские крылья...

Но и это еще не все. Владимир (город) явно занимает первое в мире место по количеству монументов русским князьям на один квадратный километр территории. Начну с того, что путников уже на автовокзале встречает «князь Даниил, король Волыни и Галича» (так написано на постаменте). Встречает сидя, опираясь на меч. Следует отметить, во Владимире сидят все князья, включая Ярослава Осмомысла, хотя тот, насколько мне известно, ко Владимиру и вообще к Волыни прямого отношения не имел. Впрочем, может, горожане имели в виду тот исторический факт, что вскоре после смерти выдающегося галицкого князя две земли таки объединились в могучее королевство.

...Основная масса князей собралось на дворе Успенского собора. Позади всех стоит сам Мстислав с тяжелым мечом в опущенных руках. Очевидно, церковники такое ему позволили как строителю этого храма. Остальные его потомки сидят спиной к нему, и все — без оружия. Разве что у Василия на плече лук и за спиной — колчан со стрелами. Сокол на правом колене подсказывает, что это все же оружие не боевое — охотничье.

Авторы «ареопага» под открытым небом не стали дискриминировать женщин: в первом ряду сидит княгиня Анна — жена Романа Мстиславича, мать братьев Даниила и младшего Василька. А также бабка Владимира Васильковича.

Об этом волынского князя, если не учитывать летописи и специальную литературу, мало вспоминают. Почему? — понятия не имею. Вот о причинах того, отчего именно он уселся в храмовом саду, можно прочитать на памятной табличке: «Князь Владимир Василькович был образцовым христианином». И еще: «При княжеском дворе Владимира Васильковича действовал мощный очаг книжности — скрипторий, библиотека, литературный круг, в котором была написана Галицко-Волынская летопись». То есть без него мы бы и не узнали о деяниях и подвигах короля Даниила, его отца Романа, сыновей Льва и Романа...

А может, сама история Владимира и всей Волыни пошла бы совсем другим путем.

Михаил Бублик, Северодонецк—Владимир

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>