Дворец адмиралов в Николаеве: жизнеописание людей и кораблей

Дворец адмиралов в Николаеве: жизнеописание людей и кораблей

Точка на карте
393
Ukrinform
«Дворец на Адмиральской» по сей день является одним из украшений Николаева. С 1978 года здесь работает единственный в Украине музей судостроения и флота, недавно отпраздновавший свой 40-й день рождения

Далеко не каждый город может похвастаться тем, что там в хорошем состоянии сохранились здания, которым почти столько же лет, столько и населенному пункту. А в Николаеве таковые есть. Правда, их можно сосчитать по пальцам одной руки, но они до сих пор остаются архитектурно-историческим достоянием областного центра. Одно из таких зданий - резиденция бывших командиров Черноморского флота на улице Адмиральской. Дом - почти ровесник Николаева, возведенный еще в далеком 1794 году. Это – памятник архитектуры. Здание было пристанищем адмиралов 106 лет - до 1900 года.

И ОБСЕРВАТОРИЯ, И ВИЗУАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ

Первым жильцом дворца на Адмиральской стал вице-адмирал Николай Мордвинов, занимавший должность председателя Черноморского адмиралтейского правления. Семья у него была большая – около 20 человек, - поэтому и дворец командиру флота соорудили немаленький. В доме было 15 комнат, а также вспомогательные постройки – конюшня, жилье для конюхов, каретне помещения.

Впоследствии Мордвинова сменили на этом посту другие адмиралы – Вилим фон Дезин, Иван де Траверсе, Алексей Самуилович Грейг, Михаил Лазарев и другие. Некоторые из них что-то достраивали или меняли планировку в своей резиденции. В частности, изменили расположение главного входа. Рядом со зданием вкопали трофейные турецкие пушки стволами вниз – в знак того, что они больше никогда не будут стрелять.

Следует отметить, что для удобства напротив резиденции командира был расположен штаб Черноморского флота (здание также сохранилось), картографическое депо, основной деятельностью которого была гидрографическая служба. Его в 1803 году основал адмирал де Траверсе. Тогда же появились библиотека, типография и зал редкосных предметов - один из первых в стране музеев. Рядом расположились отделы, занимавшиеся изготавлением моделей кораблей и мореходных инструментов.

Сам дворец использовали не только как жилое и административное здание. Сохранились исторические справки, согласно которым в этом доме часто проводили балы и приемы высоких гостей.

Кроме того, здание штаб-квартиры командира флота совершенствовалось и реконструировалось, в зависимости от предпочтений ее хозяев. Так, по словам научного сотрудника музея судостроения и флота Николая Скарлата, преемник де Траверсе, адмирал Грейг увлекался астрономией и считал необходимостью иметь в городе, связанном с флотом, обсерваторию. Но прежде чем в Николаеве появилась обсерватория, в 1820 году по приказу Грейга над его резиденцией была сооружена легкая постройка - бельведер, где и проводились астрономические исследования. Здесь был установлен телескоп, в который Грейг наблюдал за небесными объектами.

Практически в то же время в Николаеве возводили и обсерваторию, строительство которой завершилось в 1827 году. «Когда потребность в домашней обсерватории» отпала, на бельведере установили систему визуального телеграфа. Здесь на шпиле стояла мачта и жерди с лопастями, которые возвращались и подавали сигналы. Их принимала сначала обсерватория, потом Богдановка, Парутино, Очаков и далее по всему побережью до Севастополя. Это был военный телеграф. Его запустили в 1828 году. Началась война с Турцией, поэтому его сразу же начали использовать, и он себя хорошо зарекомендовал. Им пользовались вплоть до появления проволочного телеграфа», - рассказывает Николай Скарлат.

ПЕРВЫЙ ВОДОПРОВОД – НАСЛЕДИЕ АДМИРАЛА ГРЕЙГА

На деятельности в Николаеве адмирала Грейга следует остановиться более подробно, ведь его вклад в развитие города довольно заметен. В частности, он стал инициатором создания первого самотечного водопровода. Одои из участков инженерного сооружения вел во дворец командира флота. «Этот водопровод состоял из глиняных труб, поскольку чугунные на то время были неслыханной роскошью. Поэтому после первой подачи воды они треснули, и пришлось их ремонтировать. Просуществовал Грейговский водопровод окло 30 лет. Но его остатки до сих пор сохранился в подвале дворца. Там есть выводное отверстие водопровода, который сейчас закрыто бетонной пробкой», - говорит Скарлат.

И действительно, спустившись в подвал дворца, мы имели возможность увидеть то, что осталось от водопровода, собственными глазами. Когда знакомились с этими архитектурно-техническими подробностями, мелькнула мысль, что в те времена умели строить, несмотря на дороговизну чугуна и отсутствие многих современных стройматериалов. Свидетельством тому -этот более чем 200-летний подвал, который пережил не одного адмирала и сохранился до наших дней. Одновременно подумалось: а сколько же простоит то, что возводят современные строители? На эту мысль натолкнул уже другой «артефакт» - надпись, сделанная советскими строителями в 1977 году: «Здесь были Коля и Вова...», который музейщики оставили на память.

Занимался Грейг и обустройством улиц Николаева, в частности и той, где стояла резиденция адмиралов. Не удивительно, что именно ее назвали Адмиральской. Правда, это произошло уже при преемнике Грейга – военном губернаторе адмирале Михаиле Лазареве. Он заступил на должность в 1834 году. Во время его проживания в имении, «дом адмиралов» вновь перестроили. И именно в таком виде он дошел уже до наших дней.

Михаил Лазарев был не только военным, но еще и выдающимся мореплавателем - одним из руководителей антарктической экспедиции 1819–1821 годов, во время которой и была открыта Антарктида – шестой материк.

Но проходило время, менялось стратегическое видение и военные подходы, и в 1900 году все руководящие структуры флота были переведены в Севастополь. После того в помещении дворца на Адмиральской расположилось благотворительное общество, Красный Крест и организация спасения на водах.

После Второй мировой войны в здании разместилась мореходная школа. Здесь учились дети моряков, погибших на войне.

Нелишне будет вспомнить и о первом строителе этого сооружения. Им был архитектор Петр Неелов. Он запомнился не только своей профессиональной деятельностью, но и некоторыми подробностями личной жизни. В частности, тем, что женился в 45-летнем возрасте на 14-летней барышне. И в этом браке родились аж 22 ребенка!

СНАЧАЛА ПОСТРОИЛИ ВЕРФЬ, А ЗАТЕМ НИКОЛАЕВ

Летом 1978 года «дом адмиралов» широко распахнул двери для всех желающих – здесь открылся единственный в Украине музей судостроения и флота. За время его существования в музее официально побывало 2 миллиона посетителей и еще столько же гостей. Сейчас в музее 14 залов, где выставлены 3 тысячи экспонатов, еще 10 тысяч зиз-а нехватки места находится в запасниках.

Бывшие хозяева дворца сегодня также встречают посетителей еще на улице Адмиральской - здесь выставлены бюсты выдающихся флотоводцев - Лазарева, Беллинсгаузена, Нахимова, Корнилова, Бутакова. А сама улица является своеобразным продолжением музея - неподалеку расположились корабельные пушки и другое вооружение разных времен.

Что же касается коллекции моделей кораблей и судов, представленных в музее, то она, без преувеличения, одна из лучших в Украине. Здесь вы встретите весь спектр торгового и военного флота, построенного за последние почти 250 лет. От небольших парусников до современных нефтерудовозов, контейнеровозов и сухогрузов. Здесь увидите и военные фрегаты, от которых «веет романтикой парусов», и подводные лодки, и авианосцы. Очень важно, что многие из них были в разные времена построены на верфях города Николаева.

Экспозиция музея начинается еще с предметов, найденных во время раскопок на древнем городище «Дикий сад». Затем посетители знакомятся с экспонатами времен Киевской Руси, князья которой ходили морскими походами на Византию. Далее идет рассказ о временах Запорожской Сечи, которая продолжила традиции киевских князей - «чайки» запорожских казаков регулярно наведывались к турецким берегам.

Широко представлена эпоха русско-турецких войн, которых было целых 13, боевые действия тогда непрерывно продолжались 241 год.

Один из лучших залов музея посвящен первой половине XIX века. Это как раз времена Грейга и Лазарева. Зал этот находится в помещении, где прежде была гостиная адмиралов, проводили приемы гостей, организовывали балы.

Сегодня одним из центральных экспонатов этого зала является макет 46-пушечного фрегата «Святой Николай» - первого корабля, построенного в Николаеве в 1790 году всего за 8 месяцев. Еще самого города не существовало, а корабли уже строили. Фрегат состоял на вооружении 12 лет, воевал с турками во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов и не проиграл ни одного боя. Затем на аукционе в итальянском Неаполе его, по иронии судьбы, купили сами же турки.

Рядом еще один интересный экспонат - медный астрономический глобус, привезенный из Англии в 1803 году. С его помощью тогдашние студенты николаевского штурманского училища учились определять курс корабля по звездному небу. У него есть брат-близнец - географический глобус. Уникальность его в том, что на нем еще не была обозначена Антарктида, которую открыли лишь в 1821 году.

Особое внимание посетителей привлекает и расположенная в этом зале диорама строительства кораблей на стапеле николаевского Адмиралтейства в начале XIX века (ныне это территория «Николаевского судостроительного завода»). За нее коллектив художников во главе с Виктором Семерневым получил Государственную премию УССР имени Шевченко. Она дает представление современному посетителю о том, как в те времена строили корабли - вручную, без каких-либо механизмов.

В соседнем зале выставлен один из ценнейших экспонатов музея - морской хронометр, которому более 160 лет.

ЭПОХА БРОНИ И «ТАРАКАНЬИХ БЕГОВ»

Интересен и зал второй половины XIX века. Тогда после поражения Российской империи в Крымской войне Черноморский флот расформировали. В экономике Николаева происходили глубинные изменения – вместо военного судостроения на первый план выходят порты – развивается торговля, прежде всего хлебная (можно провести аналогию с современностью). Параллельно начинается строительство торгового флота. Первое его задание – грузоперевозки. Для этого создают судоходную компанию РОПиТ. В нее вкладывает деньги правительство, но при условии, что в случае войны ее пароходы быстро можно будет переоборудовать во вспомогательные крейсеры – для этого в проектах закладывают соответствующие технические условия. Это была идея адмирала Аркаса.

Рядом экспонируется часть письменного архива семьи Главного командира Черноморского флота Николая Аркаса. К слову, семья Аркасов сделала большой вклад в развитие украинской культуры и в развитие города Николаев.

В музее представлены документы выдающегося ученого, кораблестроителя, вице-адмирала Степана Макарова, родившегося в Николаеве. Единственный пока в Украине кораблестроительный университет носит его имя.

В музее хранятся чертежи различных кораблей и судов, их фото, в том числе и со строительства в Николаеве броненосцев, миноносцев, первого в мире подводного минного заградителя «Краб» (1915 год). Рядом морские навигационные приборы, оптика, закладные доски кораблей и тому подобное.

В зале Первой мировой одним из центральных экспонатов является модель линкора «Императрица Мария». Он был построен в Николаеве в 1915 году, а через год подорвался в Севастопольской бухте (считается, что это была диверсия агентов немецкой разведки).

Вообще во время Первой мировой и Гражданской войн Черноморский флот потерял абсолютное большинство своего корабельного состава – более 800 вымпелов. Часть из них была выведена белогвардейцами в Бизерту (порт в Тунисе – тогда колония Франции).

В музее также экспонируются журналы, присланные дочерью одного из «белых эмигрантов» из Франции. Здесь описаны корабли, построенные в Николаеве, которые были выведены белогвардейцами из Крыма в Константинополь (по пути в Бизерту). Они интересны и другими подробностями. В частности, упоминанием того, что именно белые офицеры в 1921 году придумали такую игру как «тараканьи бега». Впоследствии она приобрела значительную популярность.

НИКОЛАЕВСКИЕ АВИАНОСЦЫ И КИТАЙСКИЕ ХИТРОСТИ

В залах, посвященных периоду 1921-1941 годов и Второй мировой войны, выставлены многочисленные модели боевых кораблей этого периода и образцы вооружения. Есть диорама, которая демонстрирует строительство подводной лодки типа «М» в 30-е годы прошлого века. Последняя подводная лодка в Николаеве построена в 1958 году. Это проект 613, всего в СССР их было построено 272, из них 74 - в Николаеве. Этот проект советской дизель-электрической лодки считается наиболее удачным. За все время в Николаеве было построено около 150 подводных лодок.

Кстати, одна из них должна была быть установлена на Набережной города как музейный экспонат. Но на 61-м заводе с нее «сняли» многовато деталей, и она развалилась.

Есть много экспонатов периода второй половины XX века.Среди самых интересных – авианосцы. Здесь следует отметить, что все советские авианосцы были построены в Николаеве. Но сейчас большая часть из тех, что сохранились «на плаву», находится в Китае.

«Сначала китайцы купили два наши авианосца, «Киев» и «Минск». Там они оборудовали музеи и развлекательные центры и так усыпили нашу бдительность и бдительность американцев. Потом купили «Варяг». Сначала там тоже сделали музей, но потом переделали его в боевой корабль. В этом кроется их хитрость: они вроде покупали корабли под музеи, а потом спокойно переделывали их в боевые. По контракту «Варяг» купило частное лицо, котороя впоследствии подарило его Минобороны Китая. Дальше они уже построили собственный корабль – аналог нашего «Варяга», - делится своими соображениями Николай Скарлат.

ОТ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ГАЛИЦКОЙ АРМИИ ДО... ЖИТЕЛЯ “ДНР”

Не менее впечатляющи истории о человеческих судьбах, которые также рассказывают музейные экспонаты. Вот витрина, где собраны документы и вещи жителя Николаева Зиновия Тарнавского, а рядом - 37-миллиметровая корабельная зенитная пушка.

«Нам позвонил дедушка, участник Второй мировой войны Зиновий Тарнавский – он оказался внуком главнокомандующего украинской Галицкой армии генерала Тарнавского. Тот после поражения в войне оказался в Польше, а его сын – в Советской Украине, где его расстреляли. Но у расстрелянного сына еще  в 1929 году родился сын, которого назвали Зиновием. После казни отца он попал в детдом, а впоследствии стал моряком. Служил на линкоре «Севастополь» и сбил в 1944 году из пушки вот такого типа, что стоит здесь, немецкий самолет, за что получил орден Ушакова.

После войны он работал на судостроительном заводе имени 61 Коммунара. А сегодня, уже прикованный к инвалидной коляске, из подручных материалов изготавливает макеты кораблей, на которых служил или которые тстроил. Они есть в музее. А дальше судьба распорядилась так, что дети и внуки Зиновия Тарнавского оказались в... “ДНР” и России. Вот такие выверты судьбы - от командующего Галицкой армией к жизни в непризнанной “ДНР”», - рассказывает Н. Скарлат.

А вот путь в обратном направлении преодолела семья Носенко. Иван Носенко – выпускник Николаевского кораблестроительного института, главный строитель ледоколов на ЧСЗ, народный комиссар судостроительной промышленности СССР, контр-адмирал. «После войны ЧСЗ носил его имя. О том, что Иван Носенко был не простым человеком, рассказывает вот этот стенд. На нем выставлена часть наградных документов наркома. В частности, речь идет о медали «За победу над Германией». Она была учреждена 9 июня 1945 года. Наши все солдаты получали ее через год-полтора. А Носенко был награжден ею уже 23 июня, через две недели после того, как она появилась. Это свидетельствует о его значимости для страны. Наградной лист подписывал главком флота Кузнецов.

Сын Ивана Носенко – Юрий был сотрудников КГБ. Но в 1964 году он уехал в США.ю и его объявили предателем. После этого завод переименовали, а упоминания о его отце убрали из многих документов», - делится научными исследованиями мой собеседник.

Часть музейных экспонатов из «запасников» время от времени появляется на каких-то тематических выставках. Но есть и те, которые никогда не выставлялись. «Таких несколько сотен. Это корабельная посуда XIX века, который даже когда падает, то не бьется, подсвечники, в том числе и с аббревиатурой РОЛиТ. Один из них, возможно, даже стоял на столе в Аркаса. Я купил его на антикварном аукционе. Интересуюсь этой темой, по интернету связываюсь с людьми в других городах и странах. В прошлом году купил фарфоровый сервиз с авианосца «Тбилиси». Их всего два таких было, но у нас полный его комплект, больше в мире такого нет. Это офицерский кофейный сервиз на 6 персон. Еще есть картины, оружие, снаряды, гильзы, военная амуниция и даже штурвал», - рассказывает Скарлат.

Причина, почему не выставляются такие сокровища, - банальная нехватка музейных площадей. А жаль. Ведь кто знает, о каких еще невероятных историях можно было бы узнать, если бы выставить все эти экспонаты на широкое обозрение.

Алла Мирошниченко, Николаев

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-