Рассветная молитва за Украину: пока у Бога есть время нас выслушать

Рассветная молитва за Украину: пока у Бога есть время нас выслушать

721
Ukrinform
Ко Дню Независимости Закарпатский народный хор уже пять лет подряд проводит уникальную акцию

“Світає, край неба палає, соловейко в темнім гаю сонце зустрічає...” Именно так, как тот Шевченков соловей, — на рассвете — когда солнце восходит на горизонт, к людям, и у него, еще не натруженного, есть время выслушать все их просьбы и молитвы, раз в год в Ужгороде, 24 августа, раздается мощная песня-молитва. Коллектив Закарпатского народного хора вместе со всеми представителями местного духовенства, прихожанами, горожанами, туристами всколыхивает небо над городом и шлет в него молитву за Украину. На рассвете, пока солнце еще не запыхалось, и у него есть время нас, украинцев, выслушать, к нему — под аккомпанемент всех колоколов города — возносится: “Боже, великий, единий, нам Україну храни!”.

МЕНЯ ТРЕВОЖИТ, ЧТОБЫ ЭТУ НАРОДНУЮ ТРАДИЦИЮ НЕ ПРЕВРАТИЛИ В ОФИЦИОЗ

- Акция заслуженного академического Закарпатского народного хора в этом году будет проводиться в пятый раз, - говорит руководитель коллектива Наталья Петий-Потапчук. - Каждый год мы выбираем новую локацию в городе. Сейчас это будет Почтовая площадь возле музея Бокшая, там есть хорошаа возвышенность, где разместится хор, а горожане будут внизу, смогут все хорошо увидеть и услышать. Эту локацию выбрали еще и потому, что она в историческом центре города, к ней хорошо добираться. Когда я впервые озвучивала идею такого выступления нашим артистам пять лет назад, они восприняли ее с некоторым сарказмом, мол, ну кто придет слушать хор в 6 утра в выходной день? Мол, хотите — идите в церковь и молитесь! Или давайте хотя бы в 9 соберемся.

Но замысел был именно в том, чтобы встретить солнце молитвой — мощной, потому что когда поет 80 артистов с оркестром, а им подпевает еще 500 человек — это невероятно сильно!

И он, видите, удался, этот замысел: акция ежегодно собирает все больше и больше людей, старшие ужгородцы даже запросы дают в горсовет, чтобы в этот день раньше пустили маршрутки — чтобы можно было доехать до нас.

Наталя Петій-Потапчук
Наталья Петий-Потапчук

Впервые, вспоминает пани Наталья, для такой акции в Ужгороде собрались в 2014-м году.

— Это было как раз после трагедии Иловайска, представляете, как это было? - говорит она. - Это было просто невозможно выдержать: сердце рвалось. Мы тогда заранее придумали пустить веночки по Ужу — за хлопцев, которые погибли в АТО, перед тем как раз была активная фаза конфликта, шли бои. А тут — этот котел, и количество погибших росло каждый день... Приготовленных нами венчиков не хватило... Но мы собрались на утреннюю молитву, плакали, пели “Пливе кача” и бросали те веночки на воду. Дождь лил страшный, и мы все были заплаканные... Но грело душу, что в такую погоду сотни людей пришли — молиться с нами за тех хлопцев и за Украину.

Поет Дарина Степанюк, 2014 год

После того проводили акцию еще на других площадях Ужгорода, на замке — локация каждый год другая, только неизменный формат: начинают выступление всегда духовным гимном “Боже, великий, единий!”, а заканчивают государственным: “Ше не вмерла України ні слава, ні воля!” В этот момент восходит солнце, и город взрывается звоном на всех колокольнях церквей и соборов. Непередаваемое ощущение!

- В прошлом году проводили акцию на площади Народной, перед зданием, где размещается ОГА и облсовет, - говорит Наталья Петий-Потапчук. — Хорошо, что власть присоединилась к нашей акции. Но с тех пор меня больше всего тревожит, чтобы эту действительно народную традицию не превратили в официоз — знаете, не увязали в перечень официальных мероприятий с трафаретным возложением цветов чиновниками разных уровней... Потому что мы это действо задумывали именно как народное! — говорит руководитель Закарпатского хора.

Имеет также значение и то, что эта акция — экуменическая.

- Наши священники не очень любят совместные службы, но на нашу молитву за Украину священники всех конфессий собираются на площади и молятся вместе. И люди с ними также. И это не потому, что им так церковное начальство приказало. Это от души. И от того молитва еще сильнее!

Поразило в прошлом году, что многие родители пришли с детками — встали так рано и пришли. Мы привлекли детей к выступлению, и в этом году также. Такие традиции стоит передавать следующему поколению!

- Этот день должен быть не просто выходным, - говорит госпожа Наталья. - Мы искренне хотим, чтобы этот день стал настоящим праздником для души.

Мечтаю, чтобы в одну из последующих годовщин на День Независимости в Ужгород приехали несколько коллективов — с востока, запада страны, представьте себе, как бы это было, если бы не только 80 человек закарпатского хора, а 200-300 артистов собрались здесь и запели утреннюю молитву!

НЕ “МОЛИТВОЙ” ЕДИНОЙ...

“Рассветная молитва” — не единственная интересная акция знаменитого коллектива.

В прошлом году закарпатское культурное пространство взорвало воспроизведения коллективом древнего так называемого “сухого танца”.

- Сухой танец — это обряд с Хустщины, Драгово, исполнялся в “пилипівку” на вечерницах. Его особенность в том, что исполняли его без музыкального сопровождения, поэтому “сухой”, только под дрымбу и сопилку. В Ужгороде воспроизведение этого танца вызвало настоящий фурор, о нем говорили все. А когда мы показали его на Хустщине, старые люди этот танец узнали, очень благодарили, что мы им молодость напомнили, - говорит Наталья Петий-Потапчук. - Я считаю, что такие народные произведения не должны лежать где-то в архивах: есть у нас фольклористы, которые их собирают, записывают, и это необходимо исполнять, пока еще есть носители. Если потеряется манера, то все. У нас есть певица с ярким народным голосом Мирослава Копинец, и мы привлекаем ее к исполнению аутентичных народных песен и обрядов.

Мирослава Копинець під час великодніх висвяток
Мирослава Копинец во время пасхальных высвяток

Интересной показалась также программа хора “Высвятки”, которую презентовали к Пасхе в 2017-ом.

— Это обряд, когда детей “посвящают” в молодецкую громаду. Для того девочки должны были принести старшим девушкам подарки, а хлопцы — парубкам. Так они переходили из детского коллектива в молодецкую громаду, имели право исполнять их танцы и их песни.

Еще одна акция Закарпатского народного хора, которая вызвала много положительных эмоций, “Заглянем в минувшее”.

- Это воспроизведение первого концерта Закарпатского народного хора, который состоялся в далеком 1946-м году, 17 июня. Мы сделали его именно 17 июня, подготовили ту же программу, выступили именно в том зале — это сейчас кукольный театр “Бавка”. У нас был актер, который играл Петра Милославского (первый руководитель хора, — авт.), другой актер играл тогдашнего мэра Ужгорода знаменитого Петра Сову. Артисты были одетые в костюмы, которые нашли в нашей костюмерной, да и горожан, которые приходили, мы попросили одеться в костюмы и платья тех лет. Нам удалось за несколько часов действительно превратить Ужгород в город 46-го года. Собираемся повторить акцию в этом году — к годовщине празднования дня города.

Кроме того, у хора есть десятки различных программ.

Петро Матій
Петро Матий

- Это не только аутентика, - говорит Наталья Петий-Потапчук. - В прошлом году у нас была прекрасная программа — концерт с итальянским дирижером, мы исполняли оперные хоры. Это получило большой резонанс, и мне было приятно, как дирижер был поражен коллективом! Он был в шоке, что народный хор в Ужгороде может так петь итальянскую оперную музыку! Для таких концертов у нас есть прекрасные артисты, звезды — Петро Матий, Юстина Дидык (уникальное сопрано), бас Михаил Подкопаев, Яна Садвари...

ТРУДНО СЕЙЧАС НАЙТИ ПЕВЦОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ БЫ НА “ТЫ” С НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ

В прошлом году Закарпатский хор признали самостоятельной организацией — на уровне области этот вопрос рассматривался специально, и принималось отдельное решение сессии облсовета. До тех пор хор был частью творческого коллектива Закарпатской филармонии, с гораздо меньшими зарплатами. Это, по слухам, грозило распадом творческого коллектива, который начали покидать участники.

- Это справедливо, дать нам самостоятельность, - отмечает Наталья Петий-Потапчук, — ведь Закарпатский хор — один из старейших коллективов в стране, а на Закарпатье — самый старый, он был создан в 1948 году. Конечно, это было сделано не на голом месте, потому что хоровые традиции у нас в крае всегда были очень сильные — еще с 19 века, на основе “Просвіт”, театров, школьных хоров, в семинариях духовных музыка была на высоком уровне. Собственно, 25 сентября 1945 года был издан указ о создании хора — этот день мы считаем нашим днем рождения.

А уже 13 июня 1946-го хор дал свой первый концерт.

Собирали артистов, по словам пани Натальи, солистов из самодеятельности, учительских хоров, семинарии — вот и были первые артисты хора.

- Хотя в то время народная песня еще очень широко бытовала, даже простые люди знали и исполняли много песен — сейчас это уже совсем другое. Берешь певца — у него хорошие вокальные данные, голос красивый — но он не имеет практики исполнения народных песен, он с детства их не пел, да и не знает их много. Очень трудно сейчас найти таких певцов, которые были бы на “ты” с народной песней.

В ХОРЕ РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ ПОКОЛЕНИЯМИ!

Корифеем коллектива считают Петра Милославского — именно по его принципам коллектив работает и сейчас, говорит руководитель.

- Милославский был эталоном интеллигентности, фактически, он не был коренным закарпатцем, приехал сюда из Праги, как коренной эмигрант, но жил здесь с 30 лет, он прекрасно знал это движение вокруг народной песни и он заложил те основы, традиции, которые в хоре хранятся и сейчас. Другие два основатели хора — Это Кричко Михаил и Николай Попенко.

Итак, основное, на чем держится наш коллектив, — это сохранение манеры пения. Закарпатская манера характерна произношением, она передается из уст в уста — поэтому мы в хоре вместе работаем поколениями: младшие учатся этой манере от старших. Потому как давно было: песня от бабки к внучке переходила. Теперь этого нет. У нас такие признанные артисты, как Клара Лабек или Петро Матий являются эталонами для молодежи.

Закарпатская манера, - объясняет подробнее пани Наталья, - это аутентичный текст, артикуляция, произношение и интонация. Это не только чистота интонирования, не столько правильность, сколько своеобразие. Для нас не характерен так называемый “белый”открытый звук, как для центральной Украины, у нас манера больше похожа на европейскую. Это предопределяет то, что мы можем петь широкий диапазон — он народных до авторских или классических произведений. В народном голосе этот диапазон меньше. Обычно солисты у нас поют в народной манере, хор — в академической.

ПОЕМ НА ОДНОМ КОНЦЕРТЕ НА ШЕСТИ ЯЗЫКАХ!

Еще одна уникальная возможность Закарпатского народного хора — петь на одном концерте сразу на шести языках.

- На Закарпатье есть не только старинная русинская песня, но и песни венгров, словаков, румын — и мы считаем это тоже нашими песнями. Мы работаем для того, чтобы каждый наш слушатель — украинец ли он, венгр или словак — почувствовал на концерте, что этот народный хор поет его песни. Потому что мы здесь на Закарпатье — действительно один народ! Мы приехали в Берегово — говорят, о, это наш закарпатский хор, приехали в словацкое село — о, это наш Закарпатский хор! Нам очень важно, понимаете, чтобы каждый это чувствовал. Наш хор — это коллектив, который всех объединяет. У нас есть такая концертная постановка, в которой распевая песни и танцуя, все этнические группы Закарпатья вместе собирают виноград, выжимают его и получают вино — напиток для всех, — говорит Наталья Петий-Потапчук.

Кроме того, у хора есть целые программы — словацкие, румынские, венгерские — с народными танцами, песнями. У нас даже есть музыкант, который играет на древнем венгерском инструменте торготе — единственный человек в области.

Наиболее полно эта мультикультурность хора отражается в рождественских концертах. Мы поем колядки — и на одном рождественском концерте можем, естественно, спеть на шести языках. Так же танцы — на каждый танец костюм соответствующий. Это наша культура, наши меньшинства, поэтому мы это развиваем. Это — наша закарпатская уникальность.

ПЕСНЮ СО СЦЕНЫ НАДО ПОКАЗЫВАТЬ — КАК ЖЕНЩИНУ

- Я уже 12 лет руковожу этим коллективом, - говорит Наталья Петий-Потапчук, - сейчас чувствую, что мы должны возвращаться к аутентике — и мы это делаем, и подбирая песенный материал, и отыскивая новые обряды. Сейчас не модно, чтобы текст был литературным, и мы его не шлифуем. Это как на поле, знаете, должно быть разнотравье — и именно оно дает непревзойденную красоту! Это гораздо изысканнее, чем когда бы там цвели одни ромашки. Может она не такая виртуозная, та народная песня, но это не суть в нашем деле. Здесь важна не филигранность, а правдивость. Если показывать эту песню, танец, обряд со сцены — то мы ее должны показать в лучшем виде. Был у нас такой знаменитый фольклорист Владимир Гошовский, у меня был с ним разговор: один раз только спросила, как мы должны показывать народную песню на сцене. Он ответил мне — я на всю жизнь запомнила: когда девушка или женщина идет на свадьбу, то надевает на себя лучшую одежду, прихорашивается, и только так показывается на людях. Так же народную песню надо показывать со сцены — солист должен иметь яркий народный голос, скрипка должна звучать ярко. Конечно, сказал он, можно петь так, как бабка в деревне, — но мы эту бабку слышали, когда она уже старая. А представьте, как она пела молодой?!

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото и видео Сергея Гудака

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-