Электронный помощник для незрячих от десятиклассника Шибки

Электронный помощник для незрячих от десятиклассника Шибки

682
Ukrinform
Школьник из Днипра стал победителем конкурса STEAM-House со своим устройством для воинов АТО, потерявших зрение

Ученик коммунального учреждения образования «Специализированная школа №129 физико-математического профиля», воспитанник астроклуба «Иди за Солнцем!» Городской станции юных техников Днипра, 15-летний десятиклассник Игорь Шибка стал в этом году победителем конкурса STEAM-House Министерства образования Украины, на котором предложил электронный комплекс, помогающий тем, кто потерял зрение в АТО, обнаруживать препятствия.

«ИДИ ЗА СОЛНЦЕМ!»

Мы встретились с Игорем и его родителями в кружке астроклуба «Иди за Солнцем!». Папа юноши – Григорий Шибко – руководитель кружка-методист по специальности инженер-электроник. Мама – Ольга Шибко – руководит астроклубом и ведет кружковую работу в городской станции юных техников. Оба — и папа и мама — имеют знаки отличия «Отличник просвещения», награждены нагрудным знаком “Василий Сухомлинский”, Ольга — победитель областного тура конкурса «Учитель года-2006» в номинации «Руководитель кружка». Впервые Григорий и Ольга встретились именно на станции юных техников.

«В Приднепровске (один из жилых массивов областного центра, расположенный на полуострове возле левого берега Днепра – авт.) мы оба выросли, поэтому знаем - если отсюда уйдем, здешние дети не получат внешкольного образования. Из Приднепровска в город, в городскую станцию юных техников они не поедут», - говорит Ольга Шибко.

О внешкольном образовании, которому отдали более 25 лет работы, они могут говорить много и восхищенно, потому что уверены, что это важное звено в обучении молодого поколения. Астроклуб «Иди за Солнцем!» - полностью их детище. Вспоминают, когда в 1999 году они пришли в цокольное помещения пятиэтажки, здесь были только внешние стены. Ольга Сергеевна демонстрирует старое фото, где руководители кружков вместе со своими старшими детьми строят перегородки, обустраивают места для обучения и досуга детей. Все здесь сделано собственными руками. Вот и сейчас в коридоре приготовлены ДСП для покрытия пола.

«Собирались этим летом настелить, но нас предупредили, что, возможно, переедем в другое помещение, вот уже и не спешили с ремонтом. Теперь уже знаем, что остаемся на месте, дальше будем ремонтировать», - говорит Григорий Иванович.

«Название клуба «Иди за Солнцем!» - строка из песни Битлз «I'mfollowtheSun». Кроме того, дипломная работа Ольги Сергеевны была посвящена физике короны Солнца, поэтому для них астроклуб имеет весьма символическое значение.

– Это филиал городской станции юных техников. Работает здесь кружок астрологии и информационных технологий, который веду я, и кружок радиоэлектроники и микропроцессорной техники, который ведет Григорий Иванович, есть актовый зал. Мы настаиваем, что это именно клуб, потому что здесь создано пространство для общения между кружками, кроме того, дети могут переходить из одного в другой кружок.

Городская станция юных техников – единственное из внешкольных заведений области, который включен в областную экспериментальную работу по внедрению STEAM-образования и созданию STEAM-пространства. В городе таких заведений три – это школы, в области – 25, и среди них - один внешкольное учреждение.

STEAM-образование, прежде всего, предполагает проектную деятельность. В начале учебного года дети выбирают себе проект и потом с преподавателем-воспитателем в течение сентября-мая работают над этой темой и обязательно выступают с докладом-защитой работы.

Во-вторых, это интегрированное обучение,- не только электроника или программирование, но и национально-патриотическое воспитание, рисование, черчение, дизайн.

Кружковая работа в астроклубе от других внешкольных заведений отличается тем, что сделанное ребенком остается ему же. Она может над своим проектом продолжать работать год и два.

Игорь охотно показывает свое рабочее место, где он умело орудует паяльником. Сам электронный комплекс для обнаружения препятствий для потерявших зрение по условиям конкурса остался в Киеве, но нам показали его прототип.

Вдохновили парня на создание такого помощника бойцы АТО, в результате ранений потерявшие зрение. Игорь вместе с родителями и друзьями-одноклассниками уже 4 года занимается волонтерством.

- С моими друзьями – Валентином Ерешко, Ваней Поляковым, Валерой Мамоновым - мы собираем вещи для бойцов, ездим в госпиталь, помогаем, - говорит Игорь.

По его словам, подобная разработка для слабовидящих людей есть в израильской компании, но она значительно дороже. Себестоимость же конструкции днипровского школьника - всего 250 гривен.

- Комплекс состоит из самого блока распознавания на основе контроллера. К этой системе можно присоединить наушники или динамик и до 6-ти инфракрасных датчиков. Их можно закрепить на разные части тела – руки, ноги, голову. И если возникает препятствие на уровне головы, прибор голосом сообщает «У вас помеха сверху». Такие устройства уже существуют, но они сообщают либо писком, либо жужжанием, что не всегда удобно для человека. Я придумал сообщать обычным голосом, - объясняет принцип действия механизма Игорь. - В дальнейшем хочу усовершенствовать систему, избавиться от проводов и перейти на дистанционную подзарядку аккумуляторов, питающих конструкцию, сам прибор тогда уменьшится до размера очков.

В летний период в клубе нет учебы, но Игорь зря времени не терял и сделал по заказу бойцов из батальона «Айдар» портативный ветрогенератор. В полевых условиях часто возникают проблемы с зарядкой телефонов. Дизельный двигатель генератора не везде можно применить.

- На заседании Малой академии наук в прошлом году выступали с мельницей подобной конструкции, предложили нам доработать. Мы приняли конструкцию за основу, дополнили ее преобразователем напряжения, тогда независимо от мощности ветра будет одинаковый ток, и в полевых условиях можно работать, - говорит парень.

ДОКЛАДЧИК С БУМАЖНЫМ САМОЛЕТИКОМ

Увлекаться радиоэлектроникой Игорь начал еще в шестилетнем возрасте.

– В первом классе, после недели обучения, мы взяли его с собой на конкурс в Ужгород. Он состоял из двух разделов – олимпиады по астрономии и докладов-защит. Игорь сложил из листочков, которые давали для черновиков, бумажный самолетик и вышел с докладом, который хорошо оценили судьи. Докладчик рассказывал стоя и был ниже ростом, чем члены жюри, сидевшие за столом. Первого места, конечно, не дали, но усилия оценили. С того времени он и выступает на различных конкурсах со своими проектами. Как наставники, конечно, мы ему помогаем их выполнить и правильно защитить. Здесь много значило и то, что он часто ездил с нами, все время наблюдал, как учатся его старшие брат и сестра, также связавшие судьбы с радиоэлектроникой и машиностроением.

Старшая сестра Маша заканчивает механико-машиностроительный факультет Национального технического университета «Днипровская политехника», а брат Борис сейчас третьекурсник Харьковского национального университета Воздушных сил им. Ивана Кожедуба, где изучает наземное обеспечение полетов, - с гордостью рассказывают родители.

В 2016 году Игорь Шибка стал победителем национальной премии «Чудо-ребенок». На то время ему еще не исполнилось и 13 лет. Кстати, те премиальные средства на семейном совете решено было потратить на приобретение паяльной станции, которая очень необходима в работе изобретателя.

Ровно через два года в том же зале Министерства образования и науки Украины проходил финал конкурса STEAM-House, где победил Игорев комплекс для незрячих.

После этого во многих публикациях юношу называют вундеркиндом. Но родители категорически против.

- На самом деле, в моем понимании, вундеркиндом можно назвать ребенка, которому все легко дается, у которого талант. У нас по-другому: любой ребенок может найти себя на любом поприще, если проявит некоторое терпение, любопытство, усидчивость и желание учиться тому, что ему необходимо, чтобы реализовать задуманное. Поэтому - не вундеркинд, я считаю, это неправильно, - говорит мама. - Конечно, это мой ребенок, и я очень горжусь его достижениями, но это как раз пример того, как обычный ребенок из обычной семьи может себя проявить, если приложит усилия и проявит терпение.

В астроклубе уверяют, что готовы учить каждого ребенка, призывают и детей, и родителей к этому.

Ольга Сергеевна рассказала, как однажды сагитировала мальчишек из шести окрестных школ заниматься в кружке радиоэлектроники. Тогда коллеги из областной станции юных техников предложили провести отборочный тур соревнований «Молодежь будущего» и сделать гонку для учащихся 1-3 классов на тех моделях, которые им дарят родители, крестные, родные.

– Мы уже знаем, что алгоритм один: подарили, в этот же день ребенок играет, аккумуляторы выходят из строя, покупают запасные – то же самое, в конце концов, ребенок уже без электропривода ездит по полу, и машинка ломается. Так и получилось, когда желающие пришли на гонки со своими моделями, то не оказалось ни одной, которая бы работала. А вот теперь, когда вы увидели, что не можете участвовать в гонках, пойдем к нам в кружок радиоэлектроники и будете сами учиться ремонтировать свои машинки.

Вот еще одно наблюдение: когда мы поехали в 2016 году на конкурс «Чудо-ребенок», то сначала из 1400 претендентов отобрали 21, потом 12, потом на финал пригласили троих детей. Так вот, во всех восьми номинациях, кроме номинации «Спасатель», все дети приехали со своими родителями - отец-тренер, отец-педагог. То есть без ежедневного труда родителей, их желания вкладывать в ребенка время, деньги результата нечего ждать, - убеждена Ольга Шибка. Мы можем учить каждого, каждый ребенок способен на это. И я уверена, что именно тогда и будут изменения в Украине, когда дети, пусть по капле, но системно будут получать нужные знания, навыки, и тогда начнут мыслить.

Среди выпускников астроклуба «Иди за Солнцем» - победители областных этапов Малой академии наук, областных и всеукраинских конкурсов по радиоэлектронике, в этом году на национальном этапе международного американского конкурса научно-технического творчества школьников Intel-Техно Украина мы заняли третье место.

Раньше наши воспитанники становились призерами во всеукраинском конкурсе «Будущее Украины», а еще мы дали из Приднепровска целую областную команду - шесть юных изобретателей и стипендиатов МАН, шесть человек принимали участие в хакатоне. И наши дети - не вундеркинды - это дети, которые хотят. А как известно, хочу – значит могу! Конечно, сперва все они не умеют и не знают даже, как держать в руках паяльник, но несколько лет обучения все меняют. Наши воспитанники разрабатывают роботов для различных направлений и видов деятельности - для разминирования местности, управления смартфоном, для использования в технологических условиях лабиринтов предприятий и специальных объектов, для ВСУ, для использования на других планетах Солнечной системы, в частности, на Марсе.

Например, в прошлом году у меня в кружке занималась Светлана Курносова, которая выступила с работой «Экология Лунной базы». Она размышляла на тему: если человек будет осваивать Луну, как он там будет себя чувствовать и что после себя оставит: архитектурные сооружения или свалки. Светлана предложила метод сжигания мусора без горения. Выступив на «Гагаринских чтениях» в Харьковском авиационном институте, получила первое место. Ныне – студентка физтеха ДНУ, - рассказывает Ольга Сергеевна.

Неоднократные победители различных конкурсов - Максим Лоян, Владислав Бараник, Анатолий Новиков. Сейчас все они учатся в высших учебных заведениях.

МЕЧТА - СТРОИТЬ РАКЕТЫ

Одна из последних разработок Игоря - собственная версия «умного дома». Парень говорит, что в любое устройство можно встроить интернет-технологии, каждой вещи присвоить IP-адрес и управлять ею через интернет.

- Идея была в том, чтобы человек, находясь в другом городе, стране или уезжая с работы, мог включить бойлер, покормить животных. А когда таких вещей в доме будет много, то для управления ими уже нужен отдельный сервер, а это уже «умный дом», - говорит Игорь.

Несмотря на свое увлечение электроникой, Игорь Шибко – обычный парень, как и положено – интересуется различными видами спорта. Со старшим братом Борисом занимается вольной борьбой, баскетболом, имеет первый разряд по авиамоделированию, увлекается дизайном. А вот свое будущее хочет связать с Космосом. Уже познакомился с физико-техническим факультетом Днипровского национального университета им. Олеся Гончара, мечтает здесь учиться и строить ракеты.

Людмила Блик, Днипро

Фото Николая М'якшикова

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>