Гуцульская свадьба: мода и традиции

Гуцульская свадьба: мода и традиции

532
Ukrinform
В городах невесты выбирают свадебное платье в модных бутиках и у известных модельеров, а в гуцульских селах невеста часто ищет наряд в бабушкином сундуке

В эти выходные в Ивано-Франковске отгремел День гуцульской культуры. На фестиваль съехались 12 фольклорных коллективов из Верховинского района. Послушать гуцульскую музыку и песни сошлись сотни горожан, потому что это действо действительно уникальное. Сами горцы говорят, что в их песне «счастье, Бог, мир и согласие». Они являются украшением настоящей гуцульской свадьбы, которую показали в Ивано-Франковске. Как гуляют свадьбу на Гуцульщине, во что одевают молодых, на чем везут венчаться корреспондент Укринформа расспрашивал у народных мастеров и знахарок из Верховинщины.

СВАДЕБНОЕ ДЕРЕВЦЕ

Гуцульская свадьба начинается с приготовления свадебного деревца, как это было в древности.

«Раньше деревце собирали в пятницу, но сегодня его собирают и в субботу утром. Это подготовка к свадьбе. На живое деревце надевают гуцульские кисти, красочно, ярко, красиво. Его приносят дружке так, чтобы невеста не видела. За это невеста обвязывает дружек рушниками. Также она должна следить, чтобы без нее деревце не занесли в дом. С деревца начинается свадьба. Оно стоит возле невесты за столом. С ним идут венчаться. Возле него молодых одаривают», - рассказывает Гануся Макивничук из Верховины.

Одаривание молодых на Верховинщине еще называют повница. Этот обряд, как и вся свадьба, проходит под сопровождение гуцульских музыкантов.

«Гуцульская свадьба – это традиционно три музыканта, традиционная музыка, мелодичные песни, когда невесту ведут к алтарю, когда ее встречают возле церкви и осыпают пшеницей, конфетами, угощают калачом и медом. Покрывать невесту должен жених, трижды. Потом на свадьбе танцуем гуцулку, поем. Молодым ничего не запрещено. Одаривание невесты происходит возле деревца и это вовсе не дарение конвертов», - рассказывает Калина Лысюк из села Буковец, Верховинский район.

«Уже после свадьбы деревце привязывают к грушке, или яблоньке возле дома, и оно стоит так, пока не рассыпется. Вот такая традиция», - рассказывает Гануся.

УБИРЯ

Если на роспись невеста может идти в белом платье, то в церковь – только в традиционной гуцульской одежде. Переодевание девушки может длиться до 4-х часов. Одежда «князя и княгини», как называют молодых на Гуцульщине, – это прежде всего вышиванки, которым иногда по 300 лет, и головные уборы, которые изготавливают уже современные мастера.

Одяг княгині
Одежда княгини

«Головной убор молодого пана – это крисаня. Здесь есть кисть, венок, украшаем ее перьями. Стоимость крисани до 3 тысяч гривен. Все изготавливает наша семья Путяков. Корона невесты – это чильце. Ее делаю очень долго. Используем бляху, которую украшаем позолотой, монетами, все согласно традиции. Голову княгини может украсить только мастер. Кто угодно не может, ведь вес украшений на голове невесты, где заплетки, ленты, поплетки, австрийские пуговицы, может достигать 4-х килограмм», - уверяет народный мастер из села Красноилья Мария Потяк.

Марія Потяк
Мария Потяк

«Да нет, 4 килограмма - не может быть», - усомнилась Микитейчук Мария, хозяйка из Верховинщины, которая одевает молодых. Это искусство она переняла у мамы. Теперь эту профессию осваивает дочь. Секрета, говорит Мария, нет никакого. Надо только любить это дело.

«В косы вплетаем чесночок, чтобы отогнать злую силу, копейки - на богатство, барвинок – на долголетие. Невесту одеваю за час – полтора. Сложно, когда у девушки короткие волосы, и если очень длинные, тоже не просто. Теперь убиря невесты очень дорогая. Большинство из поколения в поколение передают только згарды. Моя покойная бабушка в 93 года завещала похоронить ее в свадебном наряде. Поэтому не все хранят одежду. Мы предлагаем напрокат», - рассказывает Мария Микитейчук.

Марія Микитейчук
Мария Микитейчук

По ее словам, главное в наряде невесты – венок на голове. Если его нет, то это означает, что у княгини второй брак. Об этом рассказывают и запаски. Если у девушки две запаски, то она впервые выходит замуж. Если становится молодой замужней женщиной, должны быть фартук и запаска. Еще уважаемые хозяйки имеют кожухи и платки, в руках – тайстры (сумка – авт.), в которых издавна женщины носили закуску, люльку и немного выпивки для настроения.

«Гуцульский наряд для невесты теперь очень модный. Если родители приготовили невесте приданое, то очень хорошо. Сегодня убиря для невесты, а это - вышиванка, запаска, рушник, чильце, кожух, лапти, тапки, все достигает более 20 тысяч гривен», - уточняет Гануся.

Не менее важна в наряде невесты силянка из бисера. На Гуцульщине ее считают оберегом и подбирают к вышиванке.

«Верховинская силянка должна иметь традиционный орнамент, который не встретишь в других местностях. В древности ее надевали вместе с паском на шею, а под шею – с сетчатым плетением. В цвете для нас присутствуют все цвета радуги, но должны доминировать четыре – красный, синий, зеленый, оранжевый», - рассказывает мастерица Анжела Рубаняк и добавляет, силянки носят и молодые женщины, и почтенные хозяйки. Для последних цветовую гамму подбирают немного темнее, более холодную и не такую яркую.

Іван Миронюк
Иван Миронюк

Возрождение свадебных традиций на Гуцульщине, говорит мастер по изготовлению мужских поясов Иван Миронюк, началось в 90-х годах, когда Украина стала независимой. Тогда, вспоминает, он работал в колхозе, но поехал в Коломыйский музей, где нашел рисунки древних поясов. Их решил фотографировать и перерисовывать. Так появилось хобби, которое со временем стало главным заработком.

«Этот широкий пояс – черес, жених надевает на свадьбу, подпоясывая вышиванку. Их изготавливаю из натуральной кожи, украшаю металлом. Пояса заказывают часто, потому что традиционных гуцульских свадеб теперь очень у нас много. Я сделал больше тысячи таких. Свадебный пояс для жениха сегодня стоит от 800 грн до 6 тысяч. Все зависит от его толщины», - говорит мастер Иван Миронюк.

Вышиванка жениха тоже должна быть длинной и закрывать штаны - гачи. Дополняют ее тобивки (сумки с ручкой через плечо – авт.), завязанные накрест, и кожух.

ЛОШАДИ И БАНОШ

Еще одна особенность гуцульской свадьбы – это лошади. На них в церковь на венчание едет целый свадебное посольство.

«Сейчас очень модно ехать венчаться на лошадях. К невестам идет, как у нас говорят, целое посольство. Это – дружки, дружбы, матери, отцы, жених, невеста...Все гости едут на бричках и верхом на лошадях. Лошади должны быть гуцульские, которые привыкли ходить по горам. Потому что часто невеста живет высоко на горе, и надо пройти не одну ямку, бугорок, кичуру на лошадях. Это нелегко», - говорит Гануся из Верховины.

По ее словам, на гуцульской свадьбе могут гулять до 600 гостей. Преимущественно свадьба длится 2-3 дня. Впрочем, если она проходит возле хаты, то свадебные музыканты могут играть и неделю.

«Гуцульские свадьбы сейчас очень отличаются от остальных. Мы готовим на свадьбу гуцульские голубцы с картошкой, вареной в мундирах, белый борщ из копченых ребер, банош, кулешу, кишку, белые грибы, гуслянку, росильницу. Когда-то на свадьбе за трое суток выпивали три литра водки - и все село гуляло. Водку пили наперстком. Сейчас мы отказываемся от химии – от чипсов, сухариков, майонеза. Столы на свадьбах ломятся от еды, накрывают в два-три этажа, и стараются все делать по-гуцульски, по нашим традициям», - констатирует Гануся и делится рецептом главного блюда гуцулов – баноша, который, говорит, часто путают с кулешей.

«Надо помнить, что кулеша варится на воде, а банош на сметане. Засыпаем сметану, солим, когда кипит добавляем кукурузную муку, и это - весь процесс. Если сметана домашняя и имеет очень высокую жирность, то на литр сметаны можно добавить сто грамм воды. Наша семья и дети банош едят минимум два раза в неделю. На свадьбах его подают с белыми грибами, со шкварками, с брынзой и с гуслянкой. Это наше главное блюдо», утверждает Гануся Макивнычук из Верховины.

«Гуцульская культура - уникальна. Она будто магнитом тянет к себе. Хорошая музыка, песни, танцы. В ней Бог, сила, счастье и согласие», - констатирует председатель Верховинского районного совета Иван Шкиндюк и добавляет, что сейчас они надеются на государственную поддержку, чтобы показать свои традиции не только в Ивано-Франковске, а в каждом украинском городке. Говорит, так они смогут зарядить всех энергией и силой Карпатских гор.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-