Дом, где жила Украинская революция

Дом, где жила Украинская революция

Точка на карте
277
Ukrinform
Построенный в Виннице больше ста лет назад дом фабриканта Боруха Львовича связан с историей Украинской революции: в 1920 году здесь была канцелярия Симона Петлюры

Когда туристы приезжают в Винницу, им рекомендуют посмотреть город в миниатюре, - такая возможность появилась год назад в центральном парке культуры и отдыха. В той экспозиции представлены двенадцать знаковых для города зданий, и одно из них – дом фабриканта Боруха Львовича. Построенный более ста лет назад, он и сейчас поражает "воздушностью", нездешним видом и в то же время органично вписывается в современный городской ландшафт. А еще он связан с историей Украинской революции: в мая-июне 1920 года здесь располагалась Военно-походная канцелярия Главного Атамана войск и флота УНР Симона Петлюры. А поскольку Винница тогда была временной столицей Украины, то здание служило чем-то вроде нынешней администрации Президента в сочетании с Генштабом.

ВИЛЛА С ВИДОМ НА ТРУЩОБЫ

Впрочем, начиналась история этого здания вполне мирно. Усадьба Боруха Львовича, что очень выделялась среди остальной застройки, выросла в тогдашнем Ольгердовском переулке 1913 года (сейчас это улица Петлюры).

«Участок земли, на котором расположен этот дом, принадлежал известной на Подолье семье мещан, а впоследствии – купцов Львовичей, которые происходили из Станиславчика. Они сколотили неплохой капитал на сахароварном бизнесе, и все же их визитной карточкой был Винницкий чугунно-литейный завод «Молот». Кстати, здание, в котором он располагался, сохранилось поныне. В советские времена там был завод тракторных агрегатов, потом он превратился в торговое заведение. А тогда, до революции 1917 года, это был первый завод такого типа на территории Подольской губернии.

Львовичи были людьми состоятельными и крепко стояли на ногах. Борух Моисеевич, который представлял эту семью в начале ХХ века, решил построить на этом участке новый жилой дом. Эдакая средиземноморская вилла, которая больше подошла бы Кишиневу, Тирасполю, Одессе или какому-то из приморских городов Крыма. Для Винницы того времени она была совсем нетипичной. Одноэтажная вилла имела полуподвальное помещение и мезонин, который, вероятно, был деревянным и до нашего времени не дошел», - рассказывает историк, директор Центра истории Винницы Александр Федоришен.

По его словам, территория вокруг дома принадлежала состоятельным евреям. В то же время, она практически граничила с Иерусалимкой, - районом тогдашней Винницы, где жила еврейская беднота. Из окон первого и второго этажей виллы особенно четко бросалось в глаза социальное неравенство в пределах одной национальной общины.

А Львович был одним из богатейших людей города и считался «крестным отцом» иудейской общины. Он был благодетелем, - финансировал еврейские школы, дарил приданое невестам из бедных семей, и в глазах горожан был персоной легендарной и таинственной. Винничанин по происхождению писатель Цезарь Солодар в своем произведении «Дикая полынь» писал о нем: «Даже мы, мальчишки, пересказывая друг другу прочитанные детективные романы, так описывали миллионеров: «Нью-йоркский банкир был набит золотом, как Львович!»

Впрочем, несмотря на «легендарное» богатство, Борух Львович был человеком экономным, а возможно даже скуповатым.

«Это сказалось на его усадьбе: изысканное здание, в котором сочетаются элементы неоклассицизма и модерна, окружала ограда из старого пережженного кирпича, что постоянно разрушался. А "резные" двери на самом деле украшены гипсовыми накладками. Понятно, что Львовичи не были потомками аристократов, поэтому чувствуется, что старались оформить интерьер помпезно, “по-богатому”. Получилась эклектика - сочетание модного тогда стиля модерн с какими-то бароковыми элементами, - «чтобы было красиво». Сейчас больше всего аутентичных элементов, начиная от дверей и заканчивая оригинальной лепниной, сохранилось в бывшей гостиной, где был еще и зимний сад. Сейчас она в голубых тонах, но на одной из стен сохранилось пятнышко величиной с монетку, которое дает представление о первоначальном цвете зала – он был темно-вишневым с золотыми вкраплениями и включениями белого и синего цветов. Сейчас этот стиль, пожалуй, назвали бы кичем. Использование помещения в советские времена как радиоузла бесповоротно изменило планировку усадьбы. Появились новые простенки, которые поделили зону зимнего сада, заложили кирпичом некоторые двери и тому подобное», - рассказывает историк.

КАНЦЕЛЯРИЯ СИМОНА ПЕТЛЮРЫ

Судьба этого дома очень специфическая. Борух Львович умер, а его братья и потомки в 1916-1917 годах делили наследство. Это были настоящие баталии за право собственности на дом. И зарю Украинской революции – март 1917 года - усадьба вероятнее всего встретила пустотой. Российская империя тогда уже была в руинах, на которых рождался ряд независимых государств, в том числе и Украинская Народная Республика.

«Что мы точно знаем по поводу использования этой усадьбы, это что 2 февраля 1919 года, когда Винница получает первый официальный статус Временной Столицы УНР, ее выбирают как место расположения Министерства почт и телеграфов. Почему здесь? Напротив работала Винницкая городская почтово-телеграфная контора и логично было воспользоваться еще и расположенной через дорогу пустой усадьбой. Это продолжалось не слишком долго - где-то около месяца. Потому что уже в начале марта 1919 года город был в руках большевиков.

Звездный час усадьбы наступает в мае-июне 1920 года, когда она получила статус, средний между аналогами современных администрации президента и генерального штаба министерства обороны. Эта структура называлась «Военно-походная Канцелярия Главного Атамана Войск и Флота УНР». Она занималась личной перепиской, связанной с военными и военно-дипломатическими делами верховного главнокомандующего украинского войска. На то время эту должность занимал Симон Петлюра», - рассказывает Александр Федоришен.

Он говорит, что на время пребывания Петлюры в этом доме приходится активная фаза отношений руководства УНР с поляками, связанных с попытками Петлюры заручиться поддержкой Антанты в борьбе с большевиками при посредничестве Польши в лице Юзефа Пилсудского. И, конечно, переломный период мая-июня 1920 года, когда ситуация на фронте меняется катастрофически для Украинского войска. Украинская власть вынуждена была оставить Винницу. Федоришен говорит, что этот дом связан не только с Петлюрой, но и с рядом других значимых для украинской истории личностей. В частности, здесь служил один из звездных украинских контрразведчиков полковник Николай Чеботарив. Он был одним из родителей и создателей охранно-церемониального подразделения при Петлюре, что называлось Охраной Главного Атамана.

Кроме того, в военно-походной канцелярии служил племянник Симона Васильевича, - на тот момент этого человека звали Степан Скрипник, он впоследствии стал одной из ключевых фигур автокефального движения украинского православия за рубежом. Он принял свое монашеское имя, и мы знаем его как Патриарха Мстислава. Кроме того, он был одним из ангелов-хранителей военной реликвии Украины того времени – знамени Третьей Железной дивизии, связанной непосредственно с Винницей, Винниччиной, Вапняркой. А в 1990-1992 годах он несколько раз приезжал в Украину. Это был последний офицер УНР, чья нога ступила на землю независимой Украины. По крайней мере, информации, что другие воины периода тех освободительных соревнований встретили 1991 год как свидетели украинской независимости в восстановленном государстве, пока нет.

«ПЕТЛЮРОВСКИЕ» ЛЕГЕНДЫ УСАДЬБЫ ЛЬВОВИЧА: ПАРАДЫ, «ПИАНИНЫ» И ПРОСТИТУТКИ

О петлюровской эпохе виллы Львовича ходит немало легенд. В частности, что Симон Петлюра в этом здании еще и жил. На самом же деле, как установили винницкие историки, Симон Васильевич квартировал в другом месте, неподалеку, в доме на улице Монастырской, который до нашего времени не сохранился.

«А здесь было его рабочее место. Оно почему-то обросло легендами о парадах, которые якобы проводились под его стенами, а также о «пианинах», шпротах, проститутках и зеленых лампах, - мешаниной «белогвардейско-петлюровских» атрибутов времен «гражданской войны», как их представляла советская власть. Хотя, какие парады могли проводиться на неширокой улице, если совсем рядом был центральный Николаевский проспект?.. Вот там военные парады и торжественные встречи Петлюры и Пилсудского действительно проходили. Ведь Винница, как город столичный, принимала дипломатического союзника УНР на то время», - констатирует историк.

А еще с этой усадьбой связана детективно-музейная история лета 1920 года.

«Тогдашний краевой музей – нынешний Винницкий областной краеведческий – одалживает канцелярии главного атамана мебель и ценные вещи для приема высоких послов иностранных государств. Сын основателя музея Георгий Густавович Брилинг оставил воспоминания о ночной вылазке в дом Львовича, когда шел бой украинского войска с большевиками за город в июне 1920 года. Біла большая вероятность, что дом Львовича могут разгромить или поджечь как символ «петлюровщины». Чтобы спасти музейные экспонаты, Брилинг с единомышленниками забаррикадировались в доме, а впоследствии смогли оттуда вынести и вернуть часть экспонатов в музей», - рассказывает Александр.

Однако дом Львовича и сегодня связывают со знаковым экспонатом областного краеведческого музея – легендарным столом Симона Петлюры. Его происхождение неизвестно, вероятно, он изготовлен в первой четверти XIX века. Существуют предположения, что его предыдущим владельцем была семья польских дворян Грохольских. Александр Федоришен говорит, что доподлинно не известно, пользовался ли Петлюра этим столом на самом деле. Но в советские времена он стоял в кабинетах сотрудников спецслужб и горкома партии, и был большой пиетет, ведь «это петлюровский стол». В конце концов, именно с такой историей этот экспонат принимали в краеведческий музей во времена СССР.

РАДИОЦЕНТР В ПРОШЛОМ И ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ

Дальнейшая судьба усадьбы не менее интересна.

«После канцелярии Симона Петлюры здесь был особый отдел одной из военных частей Рабоче-крестьянской Красной Армии, которая квартировала в Виннице. По иронии судьбы, эта дивизия также называлась Железной. Но наиболее узнаваемой эта усадьба стала 1931 году, когда в Виннице появляется распоряжение о создании городского радиоузла. «Железная» дивизия тогда перебазировалась из города и помещение отдали радийщикам, которые работали здесь вплоть до 2018 года. Причем, здесь был расположен радиоузел даже во времена немецкой оккупации», - рассказывает Федоришен.

К столетию Украинской революции осенью прошлого года во дворе усадьбы Львовича Симону Петлюре установили памятник и за счет города реставрировали ограду вокруг усадьбы.

«В 2017 году мы официально заявляли о том, что «Центр истории Винницы» при поддержке городского совета хотел бы разместить один из филиалов создаваемого «Музея Винницы». Речь идет о «Музее Временной Столицы», где могла бы освещаться жизнь города в период с 1917 по 1921 годы. Там можно экспонировать стол Петлюры, старинное зеркало, поврежденное пулями в январе 1918 года, которое сейчас висит в Винницкой ТПП – здании бывшей городской думы, и ряд других артефактов того времени. Тогда эти планы рассматривались в контексте соседства с подразделениями Винницкой региональной дирекции НОТУ (радио), которые работали в этом здании. Сейчас оно пустое, потому что радийщиков с него перевели. При нынешней ситуации логичнее всего было бы обновить планы использования и спасения усадьбы, ведь она нуждается в реставрации», - говорит директор КП «Центр истории Винницы».

Переговоры между Винницким горсоветом и Госкомтелерадио, на балансе которого находится здание, пока что продолжаются. Поэтому как и сто лет назад ближайшую зиму дом Боруха Львовича скорее всего будет стоять пустым.

Антонина Мних, Винница

Фото Сергея Лапина и Антонины Мних

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-