Феномен украинского театра в Николаеве

Феномен украинского театра в Николаеве

Укринформ
Тридцать лет назад помещение этого театра сгорело дотла, а сегодня билеты на его спектакли раскупают за 2-3 месяца вперед

Невероятно, но факт – 25 лет коллектив этого театра работает на аншлагах. Каждый сезон его посещает более 100 тысяч зрителей. Билеты сюда раскупаются за 2-3 месяца вперед. И если бы зрительный зал вмещал не 400, а 800 человек, то был бы соответственно и заполнен.

Речь о Николаевском академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии. Он, помимо многих других профессиональных преимуществ, имеет еще один феномен. А именно, бешеную популярность в русскоязычном городе. Ни в одном другом учреждении культуры области ничего подобного нет.

СЕКРЕТЫ ПОПУЛЯРНОСТИ

Так в чем же секрет такой популярности? Чтобы понять это, я встретилась с человеком, с которым в Николаеве, без преувеличения, ассоциируют успех украинского театра. Это его директор и художественный руководитель Николай Семенович Берсон.

И если у Станиславского театр начинается с вешалки, то наш начинается с Берсона. Причем, как в прямом, так и переносном смысле. Ведь 30 лет назад под его руководством театр буквально восстал из пепла, как жар-птица в известной сказке. Тогда помещение сгорело дотла и подозревали его преднамеренный поджог.

Николай Семенович - неординарная личность, талантливый режиссер и менеджер, эрудиция которого гармонично сочетается с профессиональной интуицией. Под его руководством театр не раз становился лауреатом престижных Всеукраинских фестивалей и конкурсов, имеет множество различных наград.

Рабочий день в театре начинается в 9 утра и заканчивается в 21 вечера. Каждый сезон здесь ставят от 8 до 15 премьер. Только за последние десять лет театр показал 3200 спектаклей, которые посмотрели более 1,5 миллиона зрителей. В репертуаре 38 спектаклей разных жанров. Приоритетное значение придается украинской классической и современной драматургии, созданию образовательных спецпроектов.

Театральный сезон 2018 года на основной сцене начался премьерой спектакля Исаака Бабеля «Закат». И, традиционно, прошел при переполненном зрительном зале. А всего театр в этот раз предложит своим почитателям 13 премьер. Из них 8 спектаклей, 2 шоу, 2 оперетты. Кроме того, на суд зрителю будет представлена и работа театра-студии «Академия пани Кулисы», которую в свое время прошли многие ныне уже знаменитых режиссеров и артистов.

Этот коллектив привык быть впереди других во многих начинаниях. Скажем, в сентябре 2001 года театр стал первым в Украине, которому был присвоен статус академического. Тогда за это звание боролись два театра – Николаевский и Донецкий. Не стоит рассказывать, кто в те времена был премьер-министром, к тому же, донецким театром занималась жена Януковича. Казалось бы, у николаевцев мало шансов. И все-таки они получили это звание, хотя и донецкому театру, конечно же, не отказали.

Заполнение залов в николаевском театре составляет 101,2 процента: на каждый спектакль приносят приставные стулья, так как количество желающих всегда больше. Согласитесь, такое не часто увидишь, даже в столице. «Приехал как-то министр и не поверил, что билеты на наши спектакли надо покупать заранее. Он, под видом рядового николаевца, пришел в кассу и попросил 2 билетикв на ближайший спектакль. А там ему говорят, что вы, видимо, не местный, потому что наши знают, что билеты у нас раскупаются минимум за 2 месяца. Министр был поражен», - рассказывает Николай Берсон.

Он также вспоминает, сколько пришлось приложить усилий, чтобы театр стал таким, каким мы видим его сегодня. «Я принял пепел, театра не было. Вместо него был только акт ревизии на 96 листов. 4 года мы все это восстанавливали», - вспоминает мой собеседник. Стоит заметить, что в этом вопросе молодому руководителю театра пригодился его тогдашний жизненный опыт, которому можно было позавидовать. Ведь пришлось поработать на нескольких должностях, в том числе и... председателем колхоза.

КАК РЕЖИССЕР СТАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОЛХОЗА И ВНОВЬ ВЕРНУЛСЯ В ТЕАТР

Еще в студенческие годы Николай Берсон работал руководителем концертной бригады обкома комсомола. «Мы ездили по области с концертами. Как-то приехали в Щербани Вознесенского района. После концерта ко мне подошел руководитель местного известного тогда на весь Союз колхоза, Герой Социалистического труда Николай Николаевич Рябошапка и предложил работу завклуба. Сказал, правда, что строит Дворец культуры. Но я отказался, потому что был молодым, амбициозным, заканчивал институт с красным дипломом, было много других более престижных предложений», - вспоминает Берсон.

Но Рябошапка не сдавался, нашел парня снова и еще раз настойчиво, в присущей ему манере, попросил приехать. Убеждал, что селу очень необходимы образованные специалисты. Ведь экономически крепкое хозяйство, так что пришла пора возрождать культуру, спорт. И таки убедил. «Приезжаю я в село. Какой там дворец! Клуб с земляным полом, экран с дыркой и одно концертное платье, прогрызанное крысами. Я плакал три месяца. А он уехал в отпуск. Но делать нечего, начал работать, зарплата - 58 рублей. В клуб приходили дядьки, грызли семечки, бросали на пол огрызки яблок и всякий хлам. Я после каждого вечера сам подметал, убирал и думал, как так могло случиться, что я, режиссер с красным дипломом, работаю уборщиком», - говорит Николай Семенович.

Потом он начал вести радиогазету, и его голос стали узнавать в селе. Однажды нужно было организовать концерт после успешного сбора урожая. «Я сначала растерялся, а потом сообразил и пригласил своих товарищей из института. Те приехали и помогли, концерт прошел успешно. После этого Рябошапка дал мне 5 тысяч рублей и попросил купить музыкальную аппаратуру для местного клуба. Дальше я пригласил на работу руководителя ВИА, и начали мы понемногу возрождать сельскую культуру», - рассказывает Николай Берсон.

Потом была служба в армии, после которой Николай Семенович уже занимал должность заместителя председателя колхоза по культуре, спорту и социальным вопросам. Он приложил руку к созданию водной базы, социально-культурного комплекса, строительству сада, школы, других объектов. Сюда приезжали перенимать опыт со всего Союза. Когда Рябошапка долго болел, Берсон начал выполнять обязанности главы правления, а потом председателя не стало. «Это было очень мощное хозяйство: 3 тыс. голов КРС, 10,2 тыс. овец, 6,2 тыс. га земли, 500 тыс. кур... За полтора года руководства я досконально изучил сельское производство и получил огромный опыт», - говорит Николай Семенович.

Но жизнь вносит коррективы: у него произошел конфликт с министерством из-за введения в действие системы орошения. Молодой руководитель отказался подписать акт ее приема, видя там серьезные недостатки. С должности председателя колхоза он ушел, но его сразу же назначили директором украинского театра драмы и музыкальной комедии.

Добытый в Щербанях авторитет помог ему сделать сверхважное дело – отстроить украинский театр в русскоязычном Николаеве.

УВОЛИЛ СЕКРЕТАРЯ И БУХГАЛТЕРА И ОТДАЛ ЭТИ ШТАТНЫЕ ЕДИНИЦЫ АРТИСТАМ

Было нелегко, но театр все-таки открылся, гораздо сложнее было убрать последствия «пожарища» в душах людей. Это было начало 90-х. Люди растеряны, исчезла привычная система координат, вместо денег - купоны, разгул криминала и безнадежность.

Взвесив все это, Николай Берсон со своими единомышленниками начал рассуждать, как очаровать людей миром театра и отвлечь от нелегких будней. «Мы начали с музыкальных спектаклей. Было очень приятно, что люди, которые приходили к нам с серым лицом, возвращались из театра с улыбкой. Они говорили, что три часа находились в другом мире. Мы играли тогда оперетты «Цыганский барон», «Веселая вдова» и другие. Нам надо было завоевать доверие зрителя, потому что без этого театр невозможен. Репертуар преимущественно – украиноязычный. И когда мы только открылись, то многие интересовался: на каком языке идет спектакль? Сейчас об этом уже почти никто не спрашивает», - говорит Николай Семенович.

На вопрос, в чем же все-таки, по его мнению, секрет феноменального успеха украинского театра в русскоязычном городе, Николай Берсон отвечает: «Мы сумели посадить зрителя на, образно говоря, театральную иглу. Сделали все, чтобы люди, которые пришли сюда, поняли, что театр их уважает, любит, здесь созданы все условия для полноценного отдыха. Наши зрители должны чувствовать комфорт во всем. Ведь наш девиз – «Лучший отдых – это вечер в театре!», - рассказывает Берсон.

Сначала с комфортом все же была проблема. Люди боялись, что замерзнут, потому что привыкли к холодным клубам, боялись что их шапки могут украсть... Сейчас ничего подобного нет. В гардеробе висят дорогие шубы и головные уборы в специальных пакетах. В зале всегда тепло - театр построил свою котельную и отопительный сезон здесь начинается гораздо раньше, чем в целом в городе. А когда на дворе снег и гололедица, на улице перед входом даже расстилают красную дорожку, чтобы случайно кто-нибудь не поскользнулся.

«Мы также позаботились об артистах. Сделали им комфортные гримерки, душевую, комнату отдыха. У нас правило – за кулисами имеют право находиться только работники театра. Если благодарные зрители хотят подарить актерам цветы – это можно сделать или на сцене, или передать с кем-то в гримерку. В штате театра 221 работник, из них 90 артистов. Я уволил свою секретаршу, двух администраторов, бухгалтера и других и отдал эти штатные единицы артистам. Считаю, что чем меньше админперсонала, тем эффективнее работа», - уверен директор.

Он также рассказал интересную историю о том, как театр получил дополнительную площадь, где открыл «малую сцену». «Рядом с нами была аптека, особым спросом не пользовалась, потому что их полно вокруг. Я предложил тогдашнему мэру Владимиру Чайке пари: если в нее не зайдет за 30 минут ни один человек, то он отдаст это помещение театру. Пари я выиграл, и у нас появилась возможность создать еще один небольшой зрительный зал на 50 мест», - делится воспоминаниями Берсон.

Может, кому-то это покажется несколько странным, но в этот театр люди приходят не только ради спектакля. Ведь перед спектаклем здесь звучат стихи известных поэтов, экспонируются различные выставки. Немало внимания уделяется и театральным программкам, каждая из которых - своеобразное произведение искусства.

А еще здесь работает прекрасное кафе. И если в других театрах пускают зрителей максимум за полчаса, то здесь за 45 минут. Посетители имеют возможность не только выпить ароматного кофе или бокал шампанского. Фирменные пирожные и шоколадки для театра производит специально приглашенная фирма. И все это по очень доступным ценам. После спектакля кафе продолжает работать, потому что люди не хотят расходиться. Они общаются, обсуждают увиденное.

И, наконец, главный продукт театра – сам спектакль. Вы много знаете мест, где бы зрителей перед каждым спектаклем встречал сам директор? А Николай Семенович делает это уже 25 лет.

Он не скрывает, что театром руководит практически единолично. По его убеждению, в творческом коллективе такого уровня должно быть минимум демократии, иначе успеха не добьешься.

ПРАВДА В ЖИЗНИ — ПРАВДА НА СЦЕНЕ

Это человек с неординарными взглядами. Так, по его мнению, правда в жизни должна отображаться правдой и на сцене. «Раньше заслуженная артистка в 40 лет играла Джульетту, потому что заслуженная. Я с первого дня это поломал. У нас молодые играют молодых, красивые – красивых, а некрасивых в театре нет, они характерные. Но к этому надо приложить талант, усилия, титанический труд. У наших артистов по два раза в неделю занятия хором, пластикой, каждый день - хореография. За каждым актером закреплен педагог по вокалу. Я считаю, что профессиональное обучение должно быть постоянным», - говорит Берсон.

Чтобы разнообразить репертуар и повысить уровень театра сюда постоянно приглашают разных режиссеров. Здесь много лет работал Заслуженный деятель искусств Константин Пивоваров из Одессы, народный артист Игорь Славинский из Киева, летом будет ставить спектакль Линас Зайкаускас – выдающийся режиссер мирового масштаба из Прибалтики. Но здесь не боятся приглашать и молодых режиссеров, многие из которых впоследствии становятся известны на всю страну. Например, театральную студию «Академия пани Кулисы» закончил Максим Голенко, который сейчас работает ведущим режиссером в Киеве.

Николай Семенович считает, что у театра есть несколько функций, одна из них – развлекательная. А еще это собеседник, друг. Берсон уверен, что театр не должен заниматься политикой, но он должен иметь гражданскую позицию и поднимать общественные проблемы. Например, пришел к власти Янукович, и здесь поставили «Макбет» Шекспира: о человеке, который идет к власти через кровь. А сейчас, когда одним из главных наших врагов стала коррупция, здесь играют «Мертвые души» Гоголя.

В общем, что касается подбора репертуара театра, то здесь к этому относятся очень ответственно. Николай Семенович показывает уже разработанный репертуар на следующий сезон 2019-2020 годов. Уже вскоре актеры получат свои роли и будут учить их вплоть до июля. А с августа начнут репетиции, чтобы 1 ноября, как всегда, порадовать своих зрителей новыми премьерами и интересными спектаклями.

«От вкусов зрителя нельзя убегать, но нельзя и тянуть его силой. Не стоит делать перекосы ни в одну, ни в другую сторону. Должен быть определенный диапазон. От грустного до смешного, от легкого до глубокого. Я, например, люблю эксперименты, авантюры. Вот взять хотя бы «Чайку» Чехова. Казалось бы, классика, кто только ее ни ставил. Но у нас она у нас получилась оригинальная. Действие происходит вокруг озера. Я заказал бассейн на всю сцену, 5 тонн воды, дождь. Не менее интересен и экспериментальный спектакль «Хозяин» Карпенко-Карого», - рассказывает Берсон.

Еще одно отличие театра – его тарифная политика. Здесь стремятся, чтобы к ним ходили и люди с достатком, и те, у кого небольшие доходы. Так вот цены на билеты - от 50 до 250 гривень. Но и здесь есть нюансы. Например, на оперу «Катерина» или спектакль «Тарасовы весны» билеты стоят 30-50 грн, чтобы их увидело как можно больше людей. Ведь это спектакли образовательного направления. А если это развлекательное шоу, например, новогоднее, то там и цена будет значительно выше.

Еще одной особенностью этого театра в том, что здесь играют много музыкальных спектаклей. «Наши поющие актеры и балет особенно востребованы, в том числе и в других странах. Многие из них работают в Китае, Турции, Германии, Канаде, Израиле. Но это их выбор. Наша труппа за границу не выезжает, и это моя принципиальная позиция. Я хочу работать на своего зрителя, дарить ему удовольствие от нашей игры. Ведь у нас аншлаги, к нам ходят, нас хотят видеть и слушать. В конце концов, мы получаем зарплату из налогов наших николаевцев. Так почему мы должны развлекать зарубежного зрителя, лишая такого удовольствия своего?» - ставит резонный вопрос Николай Берсон.

С ним трудно не согласиться.

28 ноября в столичном Национальном театре Ивана Франко Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии покажет одну из своих лучших работ - премьерный спектакль прошлого сезона, рок-оперу “Белая ворона”. Она стала финалистом Всеукраинского фестиваля-премии “ГРА” в номинации лучших музыкальных спектаклей Украины в 2017 году. Так что идите и наслаждайтесь!

Алла Мирошниченко, Николаев

Фото Богдана Головченко и из архива театра

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-