Музейные находки в День селфи

Музейные находки в День селфи

Укринформ
Как корреспонденты Укринформа по музеям ходили

А вы уже селфились в музее? Если нет, то есть прекрасная возможность сделать это 16 января. Именно в этот день проходит Международный флешмоб музейных селфи. Акция, инициированная европейским проектом Culture Themes в 2014 году, становится популярнее с каждым годом – в том числе и в Украине.

День селфи дает возможность всем желающим приобщиться к прекрасному, провести свою персональную экскурсию, показать себя в роли модели и гида одновременно, сфотографироваться рядом с любимым экспонатом и опубликовать фотографию в Facebook, Twitter или Instagram с хэштегом #MuseumSelfie и тэгом того музея, где вы делаете фото.

Вы получите удовольствие, а выбранный вами музей – бесплатную рекламу!

В этом году уже второй раз к музейному флешмобу присоединились и корреспонденты Укринформа. Они посетили свои любимые экспонаты, а некоторые – даже их создателей. Так что читайте и смотрите!

УЖГОРОД: “ЯГНЕНОК” ВЛАДИМИРА МИКИТЫ – ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ ТАИНСТВО РОЖДЕНИЯ

Эта картина — одна из самых знаменитых в наследии академика, народного художника Владимира Микиты. Она написана в 60-х – в звездные годы мастера. Хранится в фондах Закарпатского областного художественного музея имени И.Бокшая.

В свое время Микита обивал пороги Минкульта СССР, чтобы вернуть работу из Третьяковки, где ее хотели оставить после персональной выставки художника в Москве.

“Я хотел, чтобы мой ребенок был дома, потому что рисовал я его не для Москвы и не для Сибири, а для своего народа!” – говорит он.

Только благодаря личным связям тогда удалось вернуть работу в Ужгород. Уникальную историю создания этой картины знаменитый художник впервые рассказал для Укринформа, а заодно принял участие вместе с корреспондентом агентства в музейной акции #MuseumSelfie.

Мы встречаемся с Владимиром Васильевичем возле музея Бокшая в Ужгороде.

“Знаете, что, – начал академик, как всегда, русинским разговором, – она, картина, сейчас не в экспозиции. Будем договариваться, чтобы нам ее выдали для этого вашего селфи из фондов”.

Работники охотно идут навстречу: картину выносят из хранилища и устанавливают на мольберте. Мы с Владимиром Микитой подстраиваемся, чтобы в селфи-кадр влезли и мы, и пастух с картины, и ягненок в его руках. Несколько кадров — и садимся говорить: мне не терпится услышать уникальную историю уникальной картины.

“Я написал ее в 1969 году, во время одного из выездов на Верховину, а именно в село Ричка в Межгорщине, — начинает рассказывать академик Микита. – Меня, знаете, всегда назначали управляющим международными пленерами тогда, поэтому я ездил часто. Но для более глубоких работ я всегда выезжал на Верховину только сам, мог, правда, еще взять близких по духу друзей. У меня с молодости было намерение вникать в суть жизни — и после этого изображать ее, а не описывать, как турист, только со стороны, поверхностно. А психология горцев очень интересная! Поэтому в таких поездках я всегда останавливался у старых людей, в хатах, которые по 200 лет уже стояли на этих холмах, спал на твердых сельских кроватях, под которыми всю ночь блеяли новорожденные ягнята. Это мне казалось раем на земле!

А в овечьи кошары я всегда заходил отдельно, и оставался там подолгу, очень любил наблюдать, как рождаются ягнята, для меня это был момент истины. И однажды во время такого вот момента мне пришла идея написать рождение ягненка, хотелось создать картину, которая передала бы эту гармонию.

Начал над этим думать, искать воплощение идеи, делать первые эскизы, композиционное решение искать. Дошел до того, что мне в снах та картина уже снилась — я утром просыпался и сразу брался делать зарисовки. Так и создал композицию. Задумка была, чтобы там центральной фигурой был пастух. Его образ мне тоже во сне пришел, и я с того времени ходил присматривался к местным людям — искал типаж, который себе придумал.

И представьте себе мое удивление, когда я увидел такого же деда, как из моего сна! Иду как-то, а на краю села дед в гуне дрова рубит, я на него глянул — Он!

Говорю: “Слава Иисусу Христу!” Он: “Слава навеки!” Разговорились, спрашиваю, не посидел бы он, если бы я его немного порисовал. А дед: “Да почему нет?” – он был такой добряк! Его звали Иван Хромик, ему был 81 год, и — представьте только — он пастух! С 14 лет занимался кошарой! Словом, дед с радостью согласился позировать, я быстро сделал эскизы, потом он пригласил меня познакомиться с родней. Я пообщался с женой, сыном, мы разговаривали, ели вместе, а в хате — старой, срубной, под соломенной крышей — было полно овец под кроватями! Мистика!

Композицию я создал быстро, но потом решил сделать второй вариант — фактурный. Тогда коллажи еще никто не писал у нас, да и в Европе мало писали, а я наклеил на холст штаны деду-пастуху! За те штаны картину сняли с выставки — тогдашний министр культуры лично приказал снять, назвав это поп-артом (смеется - ред.). Это был коллаж, но министр принял это за поп-арт, ну, то я должен был на выставку привезти первый вариант”.

Потом художник сделал еще одну копию картины. Поэтому всего есть три ”Ягненочка”: одна картина дома у Микиты, одна - у дочки и одна в музее Бокшая – именно та, фактурная.

“С Иваном Хромиком я поддерживал связь до самой его смерти, потом еще с его родней долго общались, – продолжал художник. – Когда он умер, я подарил родным тот эскиз, который написал когда-то с деда в его хате. Приехал как-то к ним домой, смотрю – эскиз висит на стене, возле него — лампа, и он заслонен газетой. Не решился спросить, почему. Думаю, может, не нравится людям, но из уважения не выбрасывают. А потом таки сказали, почему эскиз заслонен “новинкой”. “Да не нужно, чтобы ему лампа в глаза светила, – сказала баба. – Пусть себе спокойно покоится!” Я был поражен!

В свое время эта картина произвела фурор на моей персональной выставке в Москве. Люди подходили, долго смотрели, говорили: “Смотрите на овец, ведь у него они на картине общаются!” Там действительно композиционно выглядит по моей задумке так, что овца, которая уже окотилась, с грустью, словно сочувствует, смотрит на цимборку (подружку - ред.), которая еще рожает.

Словом, эту картину после выставки в Москве закупило среди других Министерство культуры. Но мне тогда так жалко стало, чтобы ее отдали в какой-то российский музей — ведь я же рисовал для своего народа! И благодаря личным связям в Министерстве удалось ее переоформить в фонды музея Бокшая в Ужгороде. С тех пор, с 70-х годов, она здесь. Время от времени ее выставляют в экспозиции — и я до сих пор радуюсь, когда вижу, как люди подолгу стоят возле картины.

Иногда в ней видят Рожденного Божественного — и это тоже правда, потому что процесс появления новой жизни — это гармония, таинство, данное Богом на земле. Я рад, что смог это воспроизвести на своей картине.

Тем более символично, что мы фотографируемся в рамках музейной акции именно возле этой картины — в Рождественские святки, когда люди на Закарпатье приветствуются: “Христос Рождается! – Славим Его!”

Поэтому будете в Ужгороде — обязательно загляните в художественный музей Бокшая. Там можно встретиться с Таинством рождения.

ЗАПОРОЖЬЕ: "МЕЧ ПРОРОКА" ИЛИ ВОСТОЧНАЯ САБЛЯ "ЗУЛЬФИКАР"

Запорожские журналисты отправились селфиться в частный Музей истории оружия. К нашей компании попросили присоединиться известного запорожского краеведа, креативного директора Музея Романа Акбаша.

"В этом музее находятся экспонаты, которые представляют эволюцию оружия от каменного века и до нынешних событий на Востоке Украины. Здесь собраны все эпохи, практически со всех континентов. Музей создан в 2004 году, то есть в этом году отмечает юбилей", – говорит Акбаш.

Основатель музея - Виталий Григорьевич Шлайфер. Именно его частное собрание положила начало коллекции. Шлайфер собирал оружие с детства. Все началось с обычных рогаток. К слову, первую из них усовершенствовали – она оснащена действующим оптическим прицелом. Хранится в музее по сей день. Аналогов этому экспонату не найти ни в одном музее мира.

Запорожский Музей истории оружия считается одним из лучших в Европе. Сегодня в его коллекции насчитывается около 4000 экспонатов. Один из них – "Меч Пророка".

Сабля из дамасской стали с позолотой когда-то принадлежала легендарному английскому разведчику Томасу Эдварду Лоуренсу, также известному как Лоуренс Аравийский. Британский подданный поднимал в Аравии восстание арабов против Османской империи. По одной из версий, саблю Лоуренсу подарил его друг шейх.

Оружие датируется XVII веком.

Сотрудники музея говорят, что такие сабли называли "Зульфикар", что означает "Меч Пророка". Согласно легенде, у Пророка Мохаммеда был меч с двумя клинками. Вероятно, он выглядел именно так.

В запорожский музей сабля попала от американского коллекционера-миллиардера Энтони Тири. Шлайфер купил ее на аукционе в 2008 году.

НИКОЛАЕВ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

В Николаевском областном краеведческом музее «Старофлотские казармы» выставлен уникальный экспонат – интерактивная композиция "Мир в миниатюре: Николаев железнодорожный". Руководитель проекта, его идейный вдохновитель - николаевский краевед, коллекционер Андрей Шинкаренко. В основу выставки легла его частная коллекция, собранная за более чем 30 лет. Присоединились и коллеги-коллекционеры. В результате приблизительная стоимость моделей коллекции достигает более миллиона гривен. Ведь одна модель стоит в среднем 200 евро. Железнодорожный моделизм считается одним из самых дорогих в мире.

Выставка интерактивная. На нее приходят не только посмотреть, но и самим стать участником процесса. Она создана по принципам крупнейшего макета железной дороги в мире – «Wonderland» в Гамбурге (Германия), где побывал Шинкаренко со своими единомышленниками. Тогда и возникла мечта сделать что-то подобное в Николаеве.

Еще мальчиком Андрей начал собирать коллекцию детских железных дорог. Первую такую ему подарил отец, и он увлекся коллекционированием этих своеобразных игрушек. Где только бывал – покупал новую, своему сыну тоже пытался привить этот интерес. За много лет была собрана огромная коллекция, которую невозможно было хранить в городской квартире. Возникла идея выставить ее в музее; дирекция поддержала. Причем это не просто отдельные модели, а целостный проект, который ассоциируется с макетом города Николаева.

«Мы запланировали это как город нашей мечты. Этот Dreamcity похож на Николаев в миниатюре. Здесь мы постарались отметить основные инфраструктурные моменты железной дороги: есть депо с действующими тепловозом и паровозом, угольный склад для их заправки. Вот, например, мостик, по которому ходит трамвай. У нас тоже на Малой Морской есть подобный. Вот раскинулся наш частный сектор с садами, теплицами, магазинчиками, ресторанами. Не забыли и о промышленной зоне, в которой сделали шахту, механический завод и луна-парк для отдыха. Вот железнодорожный вокзал, правда, мы его видим не таким, как сегодня, а красивым, нарядным. Хочется, чтобы город менялся, чтобы в нем было интереснее жить.

Особенно в восторге дети. Один мальчик даже сказал после посещения выставки: «Я видел рай»! Это лучшая награда за нашу работу!» – рассказывает Шинкаренко.

Проект благотворительный, ни копейки ее организаторы не получают.

ЖИТОМИР: ЗУБР ИЗ ПОЛЕССКИХ ЛЕСОВ

Занесенный в Красную книгу зубр когда-то был обычным жителем полесских лесов. Сегодня увидеть таксидермическую скульптуру этого животного можно в Житомирском областном краеведческом музее.

Как рассказал и.о. директора музея Николай Весельский, в этом году исполняется ровно 100 лет с того времени, как зубр попал в музей.

«Зубры – парнокопытные животные, которые еще до Х века жили на территории Европы. Но на рубеже XVIII-XIX веков дикая популяция зубра исчезла», – отметил Весельский.

Что касается музейной самки зубра, то она имеет житомирское происхождение. Среди исследователей велись дискуссии об истории экспоната, однако благодаря инвентарной книге начала ХХ века все же удалось прийти к единодушию.

Животное жило в начале ХХ века в вольере лесного парка «Пилявин» графа Юзефа Потоцкого в Новоград-Волынском районе. Всего там содержалось более 20 зубров. Однажды туда приехал заядлый охотник – дворянин Федор Нирод из села Левкив, что под Житомиром. Он поймал самку и решил сохранить ее, изготовив таксидермическую скульптуру.

В 1919 году, когда имущество знатных и богатых людей национализировали, зубра из имения Нирода перевезли на телеге в Житомир. Так он поселился в краеведческом музее.

Николай Весельский рассказал об интересных фактах из древних литературных источниках. Известно, что в Галицко-Волынском княжестве во время одного из празднований среди блюд было аж 60 зубров. Можно представить, как много тогда было в лесах этих животных!

Кроме самки зубра в естественной коллекции краеведческого музея есть еще более 12,5 тысячи экспонатов, многие из которых до сих пор хранятся в фондах.

ЛЬВОВ: КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА, ПОКОРИВШАЯ МИР

Во львовской аптеке-музее “Под черным орлом” хранится более трех тысяч экспонатов, связанных со становлением и развитием фармацевтического дела. Но наиболее интересный для истории города Льва, и даже для мировой истории, — копия.

Это — копия первой в мире керосиновой лампы, изобретенной львовскими аптекарями Яном Зегом и Игнатием Лукасевичем. Лампа была впервые зажжена в их аптеке в 1853 году.

Изобретению предшествовала немалая работа. В частности, аптекарям сначала пришло в голову заменить в лампах масло на что-то эффективнее. Они поставили на нефть, которую тогда как раз обнаружили в регионе. Разработали методику дистилляции и очистки и применили нефть как топливо для освещения.

Керосиновые лампы очень быстро стали популярными. Уже четыре месяца спустя хирург львовского городского госпиталя Загорский сделал первую ночную операцию, используя новые осветители в операционной. Впоследствии керосиновая лампа начала триумфальное шествие по Европе и миру, которое продолжалось, пока не появилось электричество.

В залах аптеки-музея можно также увидеть амфоры XIV века, в которых хранили настойки, растворы щелочи, кислоты, керамическая посуда для хранения и отпуска минеральной воды, ступы всех размеров, в которых готовили лекарства, весы и кассовые аппараты.

СУМЫ: КАБИНЕТ СУМСКОЙ ЗЕМСКОЙ УПРАВЫ

Прикоснуться к клавишам пишущей машинки, которой более ста лет, а также почувствовать атмосферу, которая царила здесь сто лет назад, нашему корреспонденту удалось благодаря селфи в Сумском краеведческом музее. Именно здесь в рамках празднования 100-летия Украинской революции была открыта выставка-инсталляция «События Украинской революции 1917-1921 гг. на Сумщине».

Отдельный экспозиционный комплекс воссоздает интерьер кабинета гласного Сумской земской управы, в стенах которой в ноябре 1917 года была признана власть Украинской Центральной Рады.

Здесь все напоминает о том времени – и листок в пишущей машинке, и мебель, и фото на стенах.

Как рассказывает ученый секретарь музея Вера Иванова, с момента появления в центре Сум земской управы за более чем 100 лет многое изменилось. Теперь в стенах здания – областной краеведческий музей. Здесь бережно относятся к истории края, в том числе и сохраняя память о первоисточнике своего происхождения.

На сегодня в музее хранится почти 49 тысяч оригинальных экспонатов. Они представлены в стационарных экспозициях и на выставках музея и знакомят посетителей с природой, историей Сумщины, ее духовной и материальной культурой.

СелфилисьТатьяна Когутич, Ольга Звонарева, Алла Мирошниченко, Ирина Чирица, Нинель Киселевская, Сергей Ханин. Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-