Крест Маркиана на Белой горе

Крест Маркиана на Белой горе

Точка на карте
Укринформ
Сегодня проект “Точка на карте” расскажет про крест и дом-музей поэта, просветителя, руководителя литературной группы "Руська троица"

Его видно издалека — высокий крест одиноко возвышается на горе, которую теперь называют Белой — из-за залежей белой глины, по-местному — лопоки. К поляне на верхушке ведет грунтовая дорога — тоже белая. А уже отсюда открывается вид на необъятные окрестные поля и леса. Здесь, возле 25-метрового ажурного креста, похожего на миниатюрную Эйфелеву башню, царит покой и удивительная энергетика, которая забирает усталость и наполняет душу вдохновением. Этот крест установили на 100-летие со дня рождения Маркияна Шашкевича — отца-просветителя, поэта, автора первого украиноязычного альманаха “Русалка Днестровая” и первой украиноязычной хрестоматии для маленьких галичан.

Крест и дом-музей поэта в селе Подлесье — сегодня в проекте Укринформа “Точка на карте”.

“ПІДЛИСЕЦЬКА ГОРО БІЛА!”

- Его так и называют — крест Маркияна Шашкевича. Да и гору тоже нередко называют горой Маркиана, ведь он воспел ее в своей поэзии: “Підлисецька горо біла! Як тебе не бачу, Так ми тяжко, так ми сумно, Що трохи не плачу”, - рассказывает директор музея-усадьбы Шашкевича Мария Особа.

Одним из инициаторов установки памятного креста в честь Шашкевича был священник села Закомарье отец Даниил Танякевич. В 1905 году во время произнесения праздничной проповеди на храмовом празднике Честного Креста в соседнем селе Ожидове он, указав крестом на Белую гору, сказал: «На этой горе должен стать Крест, который будет показывать дорогу нашего национального возрождения».

Так оно и вышло: на крест собирали пожертвования галичан. Его изготовили во Львове - в слесарной мастерской Михаила Стефанивского по проекту Александра Лушпинского. Кроме того, чтобы его установить, за 20 тысяч злотых выкупили землю у поляка Яблонского. Подножие памятника выложили из массивного гранита, который должен символизировать стремление к солнцу правде, образованию, культуре и прогрессу. Также планировали построить церковь, дом «Просвиты» и лагерь для подготовки молодежи. Но Первая мировая война перечеркнула эти планы.

А во времена воинствующего атеизма этот памятник пытались уничтожить — разрушить фундамент, снять крест. Даже трактор пригнали для этого. Но тракторист отказался начинать работу, мол, машина сломалась. Как-то так обошлось, что про крест-светоч советские чиновники с тех пор забыли, и он остался стоять на своем месте. Сейчас, правда, начал разрушаться постамент: когда-то он был накрыт жестью. Но охотники за металлом обокрали святыню. А ремонтировать ее не спешат: говорят, неизвестно, доходит ли металлическая конструкция креста до земли, или вмонтирована сверху...

Марія Особа
Мария Особа

Как рассказала пани Мария, Белая гора редко бывает безлюдной. Сюда ежегодно в первое воскресенье августа сходятся и съезжаются паломники со всей Украины и из-за рубежа. Возле креста построили летнюю сцену, на которой проводят концерты и фестивали. Нередко здесь разбивают лагерь ученики школ, которые носят имя Шашкевича. А на выходные сюда приходят отдохнуть жители ближних и дальних сел и городов. А еще с тыльной стороны горы берут глину мастера знаменитой гаварецкой дымленой керамики.

КОГДА ГОРА БЫЛА ЕЩЕ ЛЫСОЙ

Соснами и деревьями лиственных пород Белую гору засадили в 60-х годах прошлого века. До этого она была “лысой”, отсюда и название села — Подлесье. Здесь, в хате своего деда, сельского священника Романа Авдиковского родился тот, кому суждено было стать борцом за украинский язык в литературе и образовании, будителем Западной Украины — Маркиян Шашкевич.

Хата, которая “спряталась” на лесной поляне, окруженной соснами, встречает бархатцами и другими “сельскими” цветами. В углу двора лежит огромный дуб. Его ровесник еще стоит и изобилует зелеными листьями. Как позже рассказали в музее, дубам не менее 700 лет. Еще Шашкевич писал: “Там ти скаже дуб старенький, і єдин, і другий, як там жив-єм ще маленький без журби, без туги...”. Итак, еще в детстве поэта деревья были уже старенькими. Упавший дуб решили не убирать со двора. Он лежит уже больше двадцати лет, хоть и без коры, но такой же непокоренный, немой свидетель детских и юношеских лет Маркиана.

Кажется, хозяева (а здесь всегда была плебания — дом сельских священников) вышли на минутку набрать воды из колодца или еще куда-то. И не верится, что от прежней хаты Шашкевичей сохранился разве что оригинальный фундамент. Все разрушило время и атеистическая эпоха. Усадьбу отстроили стараниями известного музейщика Бориса Возницкого. При ее восстановлении придерживались архивных, литературных источников и описаний жилья сельской интеллигенции первой половины XIX века. Львовская картинная галерея, которой руководил Возницкий, из своих фондов обставила хату, наполнив ее аутентичными вещами быта, посудой. Комнатка, где впервые увидел свет Маркиян, небольшая, но очень уютная. Сюда же юный Шашкевич приезжал на каникулы. На стене — портрет дедушки по матери - Романа Авдиковского, сельского священника, который был владельцем этой усадьбы. На одной из стен — роскошные иконы, обрамленные вышитыми рушниками. Кольца на рушниках — одни из немногих экспонатов, которые принадлежали семье Шашкевичей. Их передал из Польши дальний родственник Маркияна — Юлиан Купчинский.

На кухне с большой печью стоят горшки, и конечно, посуда, изготовленная в печах гаварецких мастеров — черные кувшины, макитры, чашки. Здесь тоже кажется, что хозяйка, которая готовила обед, вышла открыть дверь неожиданному гостю или побежала в сарай или погреб...

ЧИТАНКА ШАШКЕВИЧА

Пани Мария показывает личные вещи Маркиана, которые чудом сохранились: камертон, альманах “Русалка Днестровая”. Остальное в экспозиции - документы о жизни и творчестве Шашкевича, чествовании его памяти, мемориальная часть, где воссоздан быт начала XIX века. Особое место в экспозиции отведено читанке народным языком для детей, которую создал Шашкевич. Это благозвучное и привычное для нас слово “читанка” ввел в наш язык именно Шашкевич. Правда, при его жизни она не была издана, а вышла в свет в 1850-м году стараниями друга и сподвижника Маркияна — Якова Головацкого. Через три года была переиздана и долгое время использовалась в начальных школах Галичины.

В экспозиции представлены также фотографии с церемонии перезахоронения Шашкевича. Отец Маркиан умер в нескольких километрах от родных мест — в селе Новоселки, где он был настоятелем. Умер в нищете от туберкулеза, когда ему едва исполнилось 32 года. Похоронили просветителя без соблюдения предписаний церкви относительно погребения священников, к тому же — в чужом склепе. Почти через полвека о могиле вспомнили, а когда открыли склеп, увидели в нем пять гробов. Гроб Шашкевича определили по тому, что в нем было кадило и крест.

В 1893 году был организован комитет для перевозки останков Шашкевича на Лычаковское кладбище во Львове. Здесь по ходатайству “Просвиты” муниципалитет выделил место, которое впоследствии положило начало краевому пантеону захоронений выдающихся украинских деятелей. Останки Шашкевича на руках и на телегах перевезли во Львов. Многолюдная процессия пополнялась в каждом селе, через которое пролегал последний путь просветителя. Расстояние, которое прошли галичане к кладбищу, превысило 50 километров. В каждом из этих сел в память о перезахоронении селяне установили крест. Впоследствии, в 1906 году на могиле Маркияна был открыт памятник работы мюнхенского скульптора Рудольфа Тиле.

Справка. Маркиян Шашкевич - украинский писатель, поэт. Зачинатель новой украинской литературы в Галичине, священник УГКЦ, религиозный и культурно-общественный деятель. Возглавил «Руську троицу», инициатор издания альманаха «Русалка Днестровая» (1837). Выступал за равноправие украинского языка с польским в условиях того времени.

Родился 6 ноября 1811 года в селе Подлесье Золочевского района Львовской области.

Нинель Киселевская, Львов

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-