
Полесское бортничество: удастся ли сохранить аутентичные традиции
Бортничество имеет давнюю историю, свои традиции и даже особый терминологический словарь. На сегодня носителей этого промысла на всю Украину больше сотни, но постоянно находятся те, кто его исследует, изучает и пытается возродить.
На этот раз корреспондент Укринформа побывала в приграничном с Беларусью Олевском районе Житомирской области, где познакомилась с бортниками. Среди густых лесов там сейчас отцветает последний медонос - вереск, с которого полесские пчелы (по легенде, пчел так называют, потому что они появились со лба Бога – ред.) собирают мед в борти.
Итак, приглашаем в путешествие на Олевщину, где на берегах медовых рек живут потомки древлян, и, как много лет назад, они мастерят борти и собирают из лесного разнотравья самый сладкий мед.

СНАЧАЛА "ТВОРИТИ ВУЛЛЄ", А ПОТОМ "ГЛЯДІТИ ПЧОЛ"
В 2018 году бортничество внесли в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины.
"Бортничество - это традиционное древнее ремесло, которое до сих пор сохранено. Оно сосредоточено на Житомирщине (Овручский и Олевский районы) и Ривненщине (Рокитновский, Березненский, Сарненский, Дубровицкий районы), то есть в тех районах, которые ближе к границе с Беларусью. В Украине насчитывается больше 100 бортников, в Беларуси – примерно 200. В мире бортничество есть еще в Башкирии", - отмечает председатель общественной организации "Бортники Украины" Максим Бортник.

Исследованием и изучением бортничества он занимается уже 5 лет непосредственно во время посещения полесских сел и общения с носителями промысла. Немало интересного об этом можно узнать на сайте о бортничестве.
По его словам, способу ведения этого промысла как минимум тысяча лет и он до сих пор сохранен. Есть наследственные бортники, которым ремесло передается из поколения в поколение. Кроме того, бортничеством начинают заниматься практически с нуля и молодежь.
Упоминания о бортничестве на территории Киевской Руси появляются в Х веке. Оно охранялось тогдашними законами, например "Русской правдой" и уставами Великого Княжества Литовского. Бортничество стало толчком для развития ремесел медоварения, воскобойничества, свечководства.
Основой бортничества является борть – выдолбленное в стволе дерева пространство наподобие дупла. Изначально лесной мед собирали в дуплах деревьев, где жили дикие пчелы. Затем борти начали изготавливать и вешать на деревья или ставить на земле.
Термин "борть" считают родственным со словом "бор", которое раньше означало часть леса с бортными соснами.
Цикл бортничества начинался весной, когда шли в лес "творити вуллє", чтобы убрать в ульях. Каждый из них нужно было затворить до русальной недели (продолжается после Троицы – ред.). Борть орошали сытой (раствор меда с вощиной, к которому добавляли мелиссу, крушину, багульник – ред.), чтобы привлекала пчел, и читали особые молитвы. А осенью бортники "гляділи пчол", собирая из ульев мед. Это начинали делать после Спаса 19 августа.

Упадок бортничества начался в XIX веке из-за вырубки лесов и изобретения рамочного улья, а впоследствии на нем негативно сказались коллективизация и советская система ведения хозяйства. Впрочем, в северных районах Житомирской и Ривненской областей этот промысел сохранен в архаическом виде.
"ХОЧЕШ МЕД ЄСТІ, ТО ТРЕБА МАТИ ВУЛИКОВ ДВЄСТІ"
Краевед из Олевска Юрий Халимончук делал туристический маршрут "Дикий мед или бортничество". Он акцентирует, что бортничество до сих пор существует в пределах бывшего древлянского княжества.

"Наша река Уборть и ее приток Перга – это медовые названия. Такие топонимы свидетельствуют, что этот промысел был здесь развит с давних времен. То есть Уборть означает, что у - это направление движения, а Уборть – река, которая течет в бортные леса. Или еще название можно связать с "идти в борть" – заниматься бортничеством. Перга - продукт пчеловодства. Когда-то эту территорию называли медовой нивой, потому что меда на Полесье было больше, чем хлеба. У нас на Олевщине есть местная поговорка: "Хочеш мед єсті – то треба мати вуликов двєсті. Але щоб вони не стояли вмєсті", – говорит Халимончук.
По его словам, одну из версий происхождения названия Олевск тоже связывают с бортничеством на этой территории. Предполагают, что поселение сначала называлось "Вуллевск" от слова вулле, то есть ульи-кадки (колоды).

Сегодня на Олевщине есть несколько десятков бортников, а туристов краевед обычно возит к трем в села Рудня-Хочинская, Рудня-Перганская и Хочино.
"Пчелы в бортях живут так, как тысячи лет назад в дикой природе. Туда человек вмешивается только тогда, когда изготавливает борть и затворяет улья. Бортные меды берутся от первоцветов и до последнего медоноса вереска. Если количество медоносов в других регионах Украины, отличных от Полесья, в среднем по 20-25, то у нас – это 200-250. Мед не забирается сразу, как в рамочном улье, а ферментируется, созревает", – объясняет Юрий Халимончук.
Часть Полесского фольклора напрямую связана с бортничеством. Его пытается собрать и сохранить ОО "Бортники Украины". В частности, в северных селах Рокитновского района Ривненской области старшие люди знают веснянку "Ботнічок ходіть стукає» и колядку "Пан-господаре, вставай з постелі", а в Дубровицком районе удалось записать колядку "Свят вечор, свят".
К БОРТЕ НА 25-МЕТРОВОМ ЛЕЗЕВЕ
У Николая Ренкаса из села Рудня-Перганская 30 бортей, которые расположены вокруг старого подворья. Он бортник, как говорят в этих краях, "с прадеда-деда". Своим промыслом занимается с 1980 года.
Мужчина подпоясывает рубашку, обувает сапоги и несет лестницу к высокому дереву, на верху которого висит почти 500-килограммовая сосновая борть. В защитной шляпе он демонстрирует, как работают бортники. Тем временем Юрий Халимончук рассказывает об особом инвентаре бортников.
Во дворе у костра зажигают зубель (расщепленное с одной стороны полено) и когда он тлеет, туда закладывают мох, чтобы отгонять пчел.

Для лазания по дереву используется лезиво или жень длиной до 25 метров. Его плетут из 6-8 прядей (полос) кожи и обрабатывают дегтем. Раньше для этого использовали кожу лося.

К лезиву прикрепляют лежею (дощечку для сидения, чтобы удобно осмотреть борть). К жене ее крепят заостренным сучком - кринципалом. А для сбора меда бортники используют лабзень (липовый короб).
Те, кто поднимался по лестнице к Николаю Ренкасу, сфотографировали, что увидели внутри – в верхней части борти виднеются размещенные параллельно ряды сот в виде полукругов, которые пчелы строят сами (в ульях пчеловоды для этого ставят рамки).

В БОРТНОМ МЕДЕ СОБРАНА ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА
На какой-то части дороги наш микроавтобус останавливается, поскольку не может проехать по песчаной лесной дороге после дождя. Поэтому добираемся пешком к бортям Анатолия Скумина из села Хочино.
60-летний мужчина занимается бортничеством 20 лет. Сейчас ему помогает 23-летний сын Андрей. В лесу у него около 50 бортей в радиусе 10 км от села. Некоторые из них расположены вблизи белорусской границы (здесь мобильный оператор уже присылает смс-сообщение о том, что приветствует в Республике Беларусь – ред.) и Полесского природного заповедника. Часть бортей он получил в наследство, а остальные мастерит сам, используя для них в основном сосновую древесину.

Анатолий Андреевич рассказывает на колоритном полесском наречии, как начал заниматься бортничеством: "Муй дєд займався, давно вже ето було. Батько нє. Колись вельми спонукала така тяга до цих бортєй, шо просто ето у мене якесь рожджоне. Як я ше малий був, то хотів вельми цього меду попробувать. А тоді років 50 назад вельми бєднота така була. Якось мені так трапилося, значит, дєдок сидить і вибірає цей медок. Дав вун мнє цього меду попробувати. Боже, яка смакота, які ласощі, тоді ж цукєрика не було, щоб зісті. Я попробував і з тих пір якось у мене в душі потяг пошов до цього…".
По словам бортника, его пчелы собирают мед с ранней весны до осени из цвета малины, крушины, черники, брусники, клюквы, иван-чая, вереска.
«Якщо взять цей мед лісовий, то буде таблиця Менделєєва», – улыбается мужчина.
Анатолий Скумин делится, что с одной борти собирает по 2-3 килограмма меда, а иногда его может и вовсе не быть. Если с рамочного улья получают 40-50 кг меда, то бортнику для этого нужно обойти всю свою часть леса.
На прощание он советует простой способ, который поможет успокоить нервы, предупредить бессонницу и стрессы. Перед сном нужно 2-3 столовыми ложками любого меда намазать ломтик ржаного хлеба и посыпать грецкими орехами, а потом запить это черным или зеленым чаем.

СОХРАНИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ
Исследовать и сохранить аутентичные традиции бортничества непросто.
"Мы исследовали как делается жень, лезиво. Искали мастеров, но ни одного живого нет. По капелькам насобирали информацию и начали все сами делать. Сейчас можем это описать и объяснить, из какой кожи его изготавливать. Далее начали исследовать, как делали лабзень. В этом году поехали к одному мастеру на Полесье, а оказалось, что он умер 2 месяца назад. Так же ездили по тому району, собирали разную информацию, начали сами делать и сейчас должны это завершить и описать. Есть технологические моменты, относительно которых нужно срочно ехать, пока живы люди, а во многих вопросах таких уже нет. Просто надо бежать, лететь, записывать. Мы делаем это вдвоем – я и Алексей Нагорнюк из Ривненского областного краеведческого музея", – рассказывает Максим Бортник.
Тем временем в Украине планируют создать виртуальный музей бортничества в рамках национального "Бортничество Полесья: архаическая традиция в современном измерении", который реализуется при поддержке Украинского культурного фонда.
"Мы хотим создать виртуальный музей бортничества из виртуальных филиалов музеев-партнеров проекта, у которых есть экспозиции бортей. Это Национальный музей народной архитектуры и быта Украины, Национальный историко-этнографический заповедник "Переяслав", Вышгородский историко-культурный заповедник, Житомирский областной краеведческий музей, Ривненский областной краеведческий музей, Сарненский историко-этнографический музей, Олевский краеведческий музей и этнографический музей "Украинское село"", – отметила во время презентации проекта в Житомире его куратор, директор Вышгородского историко-культурного заповедника Влада Литовченко.

К экспедиции на житомирское Полесье, в которой журналистам удалось познакомиться с бортничеством, вместе с Владой Литовченко присоединился и бывший президент Украины Виктор Ющенко.

«Жить здесь, на Полесье и не взять то, что дала матушка-природа, это неправильно. Бортничество уже исчезает. Если бы не такие, как я, его бы уже почти не было. Вижу, что молодые семьи цепляют по 2-3 борта и не больше...» – резюмирует бортник Анатолий Скумин.
Ирина Чирица, Житомир - Олевский район
Фото автора, Ярославы Гапоновой, Максима Бортника и Алексея Нагорнюка