Михаил Ривис, председатель Закарпатского облсовета
Два «кита», на которых устоит Закарпатье, - туризм и лайтовая промышленность
22.09.2020 14:56

Как на Закарпатье по программам развития трансграничного сотрудничества удалось привлечь полмиллиарда гривен, как в регионе могут сосуществовать туризм и промышленность, почему важно удержать «на лету» аэропорт «Ужгород», а также что такое «закарпатская мечта» и почему так трудно ее воплотить в жизнь, - обо всем этом в интервью Укринформу рассказал председатель Закарпатского областного совета VII созыва Михаил Ривис.

ЗАКАРПАТЬЮ НУЖНА ЛАЙТОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

- Михаил Михайлович, Закарпатье — дотационная область, но сейчас такое время, что нужно учиться зарабатывать на себя самим. По вашему мнению, где Закарпатье может и должно на себя зарабатывать?

- В региональной стратегии развития Закарпатской области на период до 2020 года определены приоритетные направления развития региона – это туризм и промышленность. Увеличить приток капитала в экономику края могут инвестор и турист. И тот, и тот приезжает с деньгами и с первых минут, пересекая государственную границу, оставляет их в гостиницах, ресторанах, на автозаправках и т.д. Закарпатье граничит с четырьмя странами Евросоюза: Польшей, Румынией, Словакией и Венгрией; здесь уникальные природные и человеческие ресурсы – все это привлекает наших деловых партнеров и гостей. Однако мы хорошо понимаем, что без комфортного пересечения границы, дорог, чистой окружающей среды даже насильно сюда не притянешь ни инвестора, ни туриста. Сегодня на государственных границах - длиннющие очереди, дороги в области хоть и лучше, но далеки от евростандартов, не добавляет привлекательности краю и мусор. Решение всех этих проблем требует усилий, денег и политической воли.

Сегодня у нас такая ситуация, что под видом децентрализации в стране на самом деле происходит жесткая централизация — имею в виду то, что облсовет не может влиять на распределение бюджетов того же Госфонда регионального развития (ГФРР) на реализацию программ и проектов регионального развития. Поэтому ни один из проектов, которые были предложены закарпатским облсоветом ГФРР, на сегодня не реализуется.

- А что предлагали?

- Ну, например, расширение СК «Юность» в Ужгороде, который не может вместить всех спортсменов, которые хотят потренироваться там. Поэтому назрела потребность достроить два современных просторных спортивных зала, это позволит принимать соревнования всеукраинского и европейского уровней. Это может стать тем, образно говоря, магнитом, который притянет сюда сборные команды по многим видам спорта на проведение сборов, соревнований, тренировок...

- То есть, возвращаясь к предыдущему вопросу, спорт – это одно из направлений, на чем Закарпатье может зарабатывать?

- Конечно. Например, в Хусте мы построили легкоатлетический стадион европейского уровня. Национальная сборная по легкой атлетике может проводить здесь тренировки. В область также приезжают футбольные клубы, которые занимаются на спортивных базах Ужгородского и Воловецкого районов, горнолыжники – на одном из крупнейших лыжных курортов «Красия» Великоберезнянского района. Парапланеристы - на Боржавских полонинах, в частности на вершинах Гымба и Великий Верх. То есть, движение есть, нам нужно только все это сложить, как пазл, и начать влиять на процесс, формируя устойчивое развитие края. Потому что сейчас это похоже на источник, бьющий из-под земли: кто наклонится — тот напьется. Когда мы из него сделаем колодец, у нас будет больше воды и больше людей утолит жажду.

Такая же ситуация с зеленым туризмом на Закарпатье. Он регулируется лишь нормами законодательства о личном сельском хозяйстве, соответственно человек, который владеет земельным участком, может предоставлять услуги по зеленому туризму, и они не облагаются налогами. Но на Закарпатье есть гостиницы на 50 номеров, которые тоже работают в рамках упомянутого закона и не платят никаких налогов.

Но вернусь к тому, с чего начал, относительно промышленности и туризма. На Закарпатье нужно очень сбалансированно развивать эти отрасли. Иными словами, промышленность нельзя развивать за счет туризма. Например, амбициозная идея обустройства ветряков на Боржавских полонинах может полностью уничтожить зеленый туризм Верховины. Поэтому в таких случаях нам нужно думать прежде всего о сохранении уникальности нашего края, а не об инвесторах, которые обещают миллионы, но их вложение может остановить развитие целых отраслей.

В ЗАКАРПАТСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АКЦЕНТ ДЕЛАЕМ НА АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

- Из ваших слов следует, что Закарпатью нужна лайтовая, «ласковая» промышленность. Приведите примеры - что у нас так работает?

- Это наш автомобильный кластер. Он создан вместе с областной Федерацией работодателей Закарпатья, в которую вошло 30 предприятий, которые изготавливают продукцию для автомобильной промышленности, а это - более 12 тысяч рабочих мест. В экономику области из этого кластера поступает более 50% инвестиций. Эти предприятия известны в мире, но не очень, к сожалению, их знают в Украине. Закарпатская область на практике стала центром кластерной инициативы и пионером в развитии кластера автомобильной промышленности и других высокоточных производств в Украине. Сегодня речь идет уже о том, чтобы продвигать на Закарпатье производство электромобилей.

Вместе с тем отмечу, что облсовет 7-го созыва не хотел привлекать в регион тяжелую промышленность, которая бы негативно влияла на окружающую природную среду.

- Какую именно?

 - Например, добыча полиметаллов.

- Имеете в виду многострадальное Мужиево?

- И не только. Есть еще Раховское месторождение золоторудных залежей, к которому время от времени проявляют интерес из-за пределов области. А что касается Мужиевского месторождения полиметаллических руд, пока там еще не возобновлена добыча, но такие намерения у инвестора есть. Впрочем, социальная ситуация вокруг этого вопроса напряженная, поскольку в Мужиево уже есть проблемы с питьевой водой. Просто, пока люди не видят грузовиков с рудой на дорогах, они не протестуют.

Когда в 2017-м году снова пошли разговоры о возобновлении работ на Мужиевском месторождении драгоценных металлов, областной совет не дал разрешения на пользование недрами. Впрочем, сейчас Кабмин принял интересное решение - забрать у областных советов полномочия относительно согласования пользования недрами на местах. То есть, теперь мнения местных жителей и депутатов не будет приниматься во внимание, а решение о недрах будут принимать в столице.

ЕСТЬ ШКОЛЫ, ГДЕ НА ТРЕХ УЧЕНИКОВ РАБОТАЕТ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ 20 ЧЕЛОВЕК

- Следующая тема - децентрализация на Закарпатье.  По вашему мнению, что Закарпатье выиграло от переформатирования области на 64 ОТГ, а в чем проиграло?

- Мы проиграли в том, что включились поздно в этот процесс. Когда в стране громады получали для развития средства по субвенции и дотации, мы не получали ни копейки.

Ну, а что касается моей личной позиции и позиции облсовета в целом - мы сделали так, как говорили сначала: как только перспективный план был внесен в сессионный зал для рассмотрения, мы проголосовали…

- Не могу не спросить: на протяжении этих двух лет, когда везде в стране происходила децентрализация, а на Закарпатье из-за личной позиции Геннадия Москаля упорно не шла, - были ли у вас разговоры с ним относительно этого вопроса? Может, убеждали дать «зеленый свет» реформе?

- Областной совет проводил заседания профильных комиссий, принимал участие во всех проектах U-LEAD, в формировании карты территории Закарпатья, но процедурно на голосование перспективный план формирования территорий громад Закарпатской области могла внести только ОГА. Почему так происходило тогда, я бы не хотел комментировать. Скажу только, что на эту тему мы с Геннадием Геннадьевичем разговаривали много раз. Но это уже история...

- Так что же выиграло Закарпатье в результате реформы? Или таки ничего не выиграло?

- Выиграло, потому что наконец страсти вокруг децентрализации в регионе утихли. Мы, хоть и почти последние в Украине, приняли этот важный документ.

Что еще выиграли по состоянию на сегодня, сказать трудно, поскольку громады только начали переходить на прямые межбюджетные отношения с государством. Если у них будут эффективные менеджеры, то вскоре будут видны и результаты. Там, где руководитель найдет в себе политическую волю и сократит, например, малокомплектные школы, в которых учится, условно, три ученика, а на них работает за государственный счет 20 человек – это будет по-хозяйски. Средства лучше инвестировать для обустройства перспективных образовательных учреждений, в лучших учителей, учеников и т.д. Педагоги говорят, кстати, что в этом году дети из таких школ довольно неплохо сдали экзамены ВНО - именно благодаря тому, что во время дистанционного обучения они получили возможность заниматься с другими учителями в режиме онлайн.

МЫ ГОЛОСОВАЛИ НЕ ПРОТИВ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА, А ЗА ПОДДЕРЖКУ ВЕНГРОВ ЗАКАРПАТЬЯ

- За эту каденцию из-за своих голосований Закарпатский облсовет несколько раз попадал в общеукраинские скандалы. Как, например, тогда, когда закарпатские депутаты приняли обращение к ВР, Президенту, Кабмину относительно Закона «Об образовании». Общеукраинскую аудиторию откровенно удивило то, что украинский орган власти голосует против поддержки закона, направленного на поддержку украинского языка...

- Мы не голосовали против упомянутого Закона, который реально начал важную образовательную реформу в Украине. Тем более мы не голосовали против украинского языка! В этом обращении говорится о том, что на протяжении многих десятилетий обеспечивалось и реализовалось на практике право нацменьшинств на обучение на родном языке. Поэтому мы просили отправить Закон «Об образовании» для экспертизы в Совет Европы и Венецианскую комиссию – на соответствие европейским стандартам и ценностям. Закарпатье известно своей толерантностью и межэтническим согласием, нам здесь не нужно расшатывание ситуации. В то время эти все вопросы очень активно использовались «проплаченными» лицами, которые, как известно, совершили две попытки взорвать офис Общества венгерской культуры Закарпатья (КМКС) в Ужгороде. Откуда, как говорится, ноги росли? Российская Федерация. Поэтому в этот период, если бы Закарпатский областной совет не поддержал венгров, у нас могла бы быть не лучшая ситуация. И нам здесь, на месте, необходимо было показать, что мы — едины и поддерживаем в одинаковой степени всех жителей области, которые ее населяют. Поэтому убежден, что то голосование было своевременным!

- Еще вопрос относительно венгров. Предыдущий областной совет — это время так называемой «золотой акции» венгров, у которых до этого никогда не было столько мандатов на Закарпатье. Скажите, было ли вследствие этого ощутимо, возможно, какое-то давление венгерских депутатов, диктовка условий или что-то еще...

- Никогда! У нас с представителями венгерского нацменьшинства исключительно конструктивные отношения.

- Как прогнозируете: на нынешних выборах, очевидно, у венгров этой «золотой акции» не будет, сохранится ли их влияние на процессы в области?

- На сегодня имеем ситуацию, когда Партия венгров Украины и Демократическая партия венгров Украины не могут объединиться и из-за этого у них не будет в облсовете столько депутатов, очевидно. Но то, что венгры преодолеют 5% барьер — это безусловно.

- А как насчет вас, кстати, в чьем списке вы идете на этих выборах?

- Иду с командой единомышленников - от партии «Европейская солидарность».

БОРЬБА С МУСОРОМ И ЗАЩИТА ОТ ГРАДА - ЗА ЕВРОПЕЙСКИЙ СЧЕТ

- Поговорим о Закарпатье и трансграничном сотрудничестве. При вашей каденции в регионе заработало объединение ЕОТС (Европейское территориальное объединение) ТИСА - это уникальный опыт для Украины, ведь фактически Закарпатье, как область страны, которая не является членом ЕС, благодаря этому участвует в европейских грантовых проектах и программах развития.

- Европейское территориальное объединение ТИСА - беспрецедентный случай как для Украины, так и для ЕС. Его учредителями являются Закарпатский областной совет, общее собрание области Саболч-Сатмар-Берег и орган самоуправления города Кишварда (Венгрия). Создав это объединение, мы получили юридический инструмент Евросоюза, который позволяет нам привлекать фонды международной технической помощи. Когда мы презентовали это объединение в Брюсселе в Европарламенте, нам аплодировали стоя. Но самое главное: ЕОТС ТИСА уже является бенефициаром двух масштабных проектов. Это – «РЕВИТАЛ 1» на общую сумму свыше 1 млн евро (проект по изучению пустот в затопленных шахтах Солотвино, читатели Укринформа знакомы с ним из нашего материала - ред.) и «ZeroWastе» на общую сумму свыше 5 млн евро, который предусматривает строительство полигона твердых бытовых отходов и мусоросортировочного завода в с. Яноши Береговского района. Также идет подготовка Стратегии управления отходами в Закарпатской области до 2030 года, которая будет внесена на утверждение сессией Закарпатского облсовета. Все они имеют особое значениедля Закарпатья.

Что касается «ZeroWaste». Как понимаете, стихийные свалки - болезненная проблема, и не только нашего края. Но в силу географического положения Закарпатья она негативно влияет на международный имидж Украины. Среди приоритетов, определенных ЕОТС ТИСА, есть пункт относительно решения проблемы, связанной со сбором и утилизацией мусора в области. Еще в 2015 году был торжественно открыт ангар и линия сортировки мусора на 1-м в области мусороперерабатывающем заводе в селе Яноши, но поскольку прекратилось финансирование, завод не был введен в эксплуатацию. ЕОТС Тиса подало заявку на участие в гранте, и проект «ZeroWaste» одержал победу. На сегодня проходят тендерные процедуры, которые проводятся в Венгрии, поскольку проект международный. Думаю, что подписание соглашения состоится еще в этом году, а реализация начнется в 2021 году гарантированно.

Важен для области еще один инвестиционный проект, который касается планирования трансграничной противоградовой системы в Закарпатской области с привлечением опыта приграничных регионов Венгрии и Румынии, в котором у ЕОТС ТИСА есть все шансы быть бенефициаром. Общий бюджет проекта – 519 тыс. 427 евро. Поскольку градовые осадки участились и наносят серьезный ущерб аграрному сектору области, транспорту, зданиям, то нужно сделать четкие шаги в направлении решения этой проблемы. Так, суммы убытков только от града в 2018-2020 гг. достигли 100 млн грн. В соседних странах уже проводятся мероприятия для предотвращения появления градовых облаков, в частности в Венгрии действует система противоградовой защиты.

НА ЗАКАРПАТЬЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ИСЧЕЗНУТ ВСЕ СВАЛКИ

- Так Яноши таки станут первым селом в Закарпатье, в котором построят мусоросортировочный завод?

- Да, и этот завод решит вопрос с твердыми бытовыми отходами Береговского и Виноградовского районов.

- Это как раз территория нашего нового «венгерского района», я так понимаю?

- Именно на этих территориях проживает больше всего представителей венгерского сообщества Закарпатья.

- То есть, мощностей, чтобы перерабатывать мусор со всего Закарпатья, у этого завода не будет? Или почему он ограничится только одним районом?

- Мощностей хватит, но дело в другом. Сегодня местные власти против того, чтобы принимать на переработку мусор со всего Закарпатья. Хотя очевидно, что заводу нужно будет много сырья, чтобы стать рентабельным. Конечно, руководство само должно созреть до такого решения, а местные жители убедиться, что завод безопасен. Поэтому пусть сначала поработают на свой район и наберутся опыта.

А для остальной территории области в рамках разработки Стратегии управления отходами предусмотрено создание мест сортировки мусора в каждом районе, а оттуда – на мусоросортировочный завод.

- Это на тот, против которого недавно выступали жители Ужгородского района, перекрыв трассу?

- Нет, это параллельный проект Закарпатской ОГА. По заводу, предусмотренному Стратегией, продолжаются обсуждения. В перспективе завод будет перерабатывать мусор, сжигать его и производить тепловую энергию. Я видел такой в Швеции под Стокгольмом, там используются высокие температуры, чтобы не было выбросов в воздух, генерируется электроэнергия. Интересно, что город получает горячую воду почти даром.

- И все-таки акцентируйте: этот проект, я так понимаю, предполагает исчезновение стихийных свалок в области?

- Не только стихийных, но и всех свалок. В каждом районе будет специально отведенное и обустроенное место, куда будет свозиться мусор, где его будут сортировать и отправлять на переработку. Все. И все вопросы относительно засорения реки Тисы бытовыми отходами, которые она несет в Венгрию во время паводка, тоже отпадут.

АЭРОПОРТ «УЖГОРОД» ИМЕЕТ КЛЮЧЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

- А что даст области проект «Малый Карпатский круг», который также воплощается сейчас на Закарпатье?

- Этот масштабный проект призван сделать центральную часть Украинских Карпат доступной и комфортной. Он объединил три горные области - Львовскую, Закарпатскую и Ивано-Франковскую - и даст возможность туристам добраться из Славского Львовской области за 20 минут до Межгорья на Закарпатье, минуя крутой перевал по направлению Киев-Чоп. Этот круг увеличит поток туристов в регионе и соединит Славское через Межгорье с Буковелем на Франковщине.

- Вопрос относительно аэропорта «Ужгород». Это вроде как нонсенс, но Закарпатье – одна из областей, в которой аэропорт существует только для президента или чиновников, а для остальных разве что на бумаге...

- Сейчас ожидаем подписания соглашения между Украиной и Словакией относительно использования общего пространства и готовимся к тому, что аэропорт в Ужгороде наконец заработает уже этой осенью.

- В то же время в медиа активно пиарят Мукачевский аэропорт. Сколько, по вашему мнению, аэропортов будет на Закарпатье? Сколько их нужно? И какой важнее?

- Безусловно, прежде всего должен заработать Международный аэропорт «Ужгород», в который мы уже вложили много средств. Если вдруг что-то произойдет, например, сход снежных лавин на перевалах или лесные пожары, то на Закарпатье можно будет добраться только воздушным транспортом. Поэтому аэропорт имеет очень большое значение безопасности. Сегодня здесь совершают полеты только чартерные рейсы, нет возможности принимать большие самолеты, потому что с одной стороны - вплотную город, с другой — словацкая граница. Но его можно модернизировать и обеспечить достойное сообщение со столицей Украины и столицами стран-соседей ЕС. Для того, чтобы он мог принимать самолеты Sky Up или МАУ, а не только «Мотор Сичи», его нужно дофинансировать, модернизировать и на это необходимо примерно 60 млн грн. Сумма сравнительно небольшая, ее можно найти. Как вариант - разрешить коммунальному предприятию «Международный аэропорт «Ужгород»  Закарпатского облсовета взять кредит и выступить гарантом. На прошлой июльской сессии облсовета мы обратились с просьбой о безвозмездной передаче с баланса аэропорта «Борисполь» на баланс аэропорта «Ужгород» движимого имущества — техники и оборудования. У «Борисполя» есть новее, но для нас оно еще послужит. Это еще больше сэкономит нам средств. И это стопроцентно такой вопрос, вокруг которого депутаты объединяются.

СРЕДСТВ НА COVID-19 ОБЛСОВЕТ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ВЫДЕЛЯТЬ

- Кстати, вокруг каких проблем на Закарпатье легче всего консолидировать депутатов в зале облсовета? И наоборот - какие вопросы вызывают больше всего противоречий?

- Самым сложным было голосование за перспективный план формирования территорий громад Закарпатской области. Фактически все упиралось в то, что каждый из депутатов болеет прежде всего за развитие округа. Однако боление за развитие области консолидировало их. Аэропорт «Ужгород» мы сохранили только потому, что облсовет приобщился к его финансированию, потому что есть понимание, что он нам нужен.

Другим фактором объединения депутатов является безопасность области и населения. Когда край оказался перед угрозой пандемии коронавируса, то областной совет безотлагательно направил более 153 млн грн из капитальных расходов различных региональных программ на противоэпидемические меры, связанные с недопущением распространения COVID-19. И это при том, что для решения актуальных вопросов на округах депутаты не получили ни копейки, и это перед местными выборами-2020. То, как представители профильного департамента распорядились этими средствами, пусть будет на их совести (как сообщалось, сейчас правоохранители расследуют схему, согласно которой в профильном департаменте ОГА врачам закупили некачественные средства защиты по завышенным ценам — авт.). Облсовет со своей стороны тогда поступил человечно и честно.

- Вот нас пугают второй или третьей волной пандемии. Планируется ли еще какое-то выделение средств из бюджета на борьбу с коронавирусом?

- Сегодня средств для этого в областном бюджете нет и пока уже не такая критическая ситуация, как была весной: государство разработало «ковидные» пакеты от НСЗУ, больницы законтрактованы, получают финансирование.

ЧТО ТАКОЕ «ЗАКАРПАТСКАЯ МЕЧТА» И ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО ЕЕ ВОПЛОТИТЬ?

- Еще два вопроса напоследок. Один каверзный, его задам первым. Вы в прошлом году попали в громкий скандал, который касался вашей зарплаты — она составляет почти миллион гривен. Скажите, почему у вас такая большая зарплата?

- Прежде всего отмечу, что зарплаты выплачиваются в рамках действующего законодательства. В частности, в соответствии с одобренными изменениями в Постановление Правительства «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов», которыми регулируются оклады должностных лиц госслужбы и местного самоуправления. Кроме того, действуют нормы относительно установленных надбавок за ранги должностных лиц местного самоуправления на уровне размеров, утвержденных для госслужащих, за выслугу лет и тому подобное. Поэтому никаких сенсаций здесь нет. Я проработал 28 лет на государственной службе, у меня выслуга лет, научная степень. А размер премии определяется депутатским корпусом в сессионном зале.

- Сейчас вы подводите итоги каденции, скажите, что записываете себе в «личный зачет»?

- Во время выступления на трибуне облсовета после избрания председателем я говорил о том, что хочу, чтобы на Закарпатье был мир и спокойствие, край развивался, облсовет – консолидировался. Подвожу итог: мир и спокойствие есть, совет работает и консолидированно голосует за все важные для жизнеобеспечения края решения, область развивается.

В рамках трансграничного сотрудничества мы за каденцию привлекли полмиллиарда гривен на развитие края, принимая участие в европейских грантах и программах развития, используя инструмент международной технической помощи. Это в 8 раз больше, чем весь аппарат облсовета получил на заработную плату за эту каденцию. Еще восемь новых проектов при содействии облсовета подано для участия в европейских программах развития, которые будут работать на благо области и благосостояния ее жителей в следующих каденциях. Удалось возобновить работу Агентства регионального развития Закарпатской области, которое принимает активное участие в грантовых проектах Евросоюза.

Впрочем, одну амбициозную цель - обеспечить жителей Закарпатья работой дома - по объективным причинам мы не реализовали, хотя были близки к этому. Объясню. Во время рабочих визитов к партнерам стран ЕС прежде всего поднимали вопрос о привлечении инвестиций в наш край. Как-то в индустриально-партнерском Устецком крае (Чехия) на переговорах договорились обустроить на Закарпатье мощную производственную площадку по изготовлению автошин. Но партнеров заинтересовало, как украинское законодательство защитит их инвестиции? А гарантированного ответа у нас не было. Поэтому, пока не урегулируем эту законодательную составляющую, до тех пор инвесторы будут бояться вкладывать средства в отечественный бизнес. А у нас не будет возможности воплотить «закарпатскую мечту» в жизнь, то есть обеспечить людей работой дома. Вот взгляните, даже инвестиционные гиганты такие, как компания «Джейбил», не платят налоги в Украине, а лишь отчисления с зарплаты, основные налоги поступают в Венгрию, где зарегистрирована компания. Инвесторы боятся наших законодательных нюансов. Вот над этим необходимо работать дальше и предметно.

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото: Сергей Гудак

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-