“Запорожцу” - 60. История одного автомобиля

“Запорожцу” - 60. История одного автомобиля

Укринформ
День рождения ЗАЗ-965 празднуют торжественно - с тортом в виде мини-версии “горбатого” и с юбилейным автопробегом по центральному проспекту Запорожья

1 октября 60 лет назад началась эпоха микролитражных украинских автомобилей. С конвейера вышел первый «Запорожец» - ЗАЗ-965 (известный в народе как «горбатый»).

Сегодня в Запорожье отметили юбилей, праздновали в тесном кругу владельцев “Запорожцев”. Сотрудники музея “Фаэтон” заказали торт в виде мини-версии “горбатого”, а по центральному проспекту Соборному провели автопробег, в котором приняли участие около двух десятков автомобилистов.

Корреспонденты Укринформа напросились в гости к “фаэтоновцам” за несколько часов до начала празднования, чтобы в спокойной обстановке и без суеты узнать историю ЗАЗ-965 - того самого автомобиля, с которого началось производство “ЗАЗиков”.

Прототипом «Запорожца» является итальянский “Фиат-600”. Автомобиль изначально разрабатывался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА).

“На первых образцах ставили мотоциклетные моторы, которые устанавливались на тяжелые мотоциклы УРАЛ. Когда объективно подошли к возможностям московского завода, поняли, что еще одну модель они не потянут, мощностей не хватало. Нужен был другой двигатель. Начали искать, какой же завод подойдет под производство автомобилей. “Коммунар” на тот момент был заводом сельхозтехники, подошел по всем параметрам, а мелитопольский моторный завод начал осваивать автомобильный мотор.

Сотрудник музея
Сотрудник музея "Фаэтон" Семен Мушер

С 1958 года в Запорожье начали приезжать специалисты горьковского автопрома и всего за 1,5 года (это рекордные сроки) наш завод перепрофилировался в автомобильное предприятие. В результате, в 1960 году “Коммунар” выпустил советский малолитражный народный автомобиль под названием “Запорожец” (ЗАЗ 965)”, - рассказывает сотрудник музея “Фаэтон” Семен Мушер.

Тогда из-за необычной формы кузова автомобиль получил прозвище “горбатый”. Он пришелся по душе людям, цена его была доступной. Сегодня в интернете можно найти информацию о том, что цена Запорожца” была равна цене тысячи бутылок водки. Впрочем, в “Фаэтоне” говорят, что это не совсем корректное сравнение.

“Это миф. Критерий цены заключался в размере заработной платы среднего специалиста, инженера, например. Цена не должна была превышать 10 зарплат. “Запорожец” продавался не только внутри страны, но и на экспорт, его закупали многие страны. Правда, на экспорт он шел под именем “Ялта” и в более дорогой комплектации: наружные зеркала, двухцветная окраска кузова, дополнительные молдинги, радиоприемник и пепельница - всего этого в бюджетной версии не было”, - рассказывает Мушер, показывая “Ялту”.

Экспортная версия представлена в запорожском музее в белом цвете с кофейными вставками.

В советские времена, было принято демонстрировать новую технику в Кремле. “Запорожец” не стал исключением. Его возили на одобрение тогдашнему “вождю” Никите Хрущеву.

“Хрущев одобрил автомобиль. Да, были замечания по поводу того, что автомобиль двухдверный и, возможно, тесноват, но в общем, автомобиль понравился. Один экземпляр остался в Москве, а второй - вернулся в Запорожье. Но сегодня его в нашем городе нет”, - добавляет Семен Мушер. 

“Горбатенький” автомобиль мог “разогнаться” до 90 км/ч. Проходимость автомобиля повышало то, что двигатель был установлен сзади, а вот к тому, что двери открывались навстречу движению, нужно было привыкнуть.

“Есть такое понятие, как автомобильная мода. Она всегда была. Самое важное - этот автомобиль был на порядок лучше, чем мотоколяски, которые выпускал Серпуховский завод. “Запорожец” был более комфортабельным и более мощным. И еще один важный момент - “Коммунар” выпускал серийно порядка 6 модификаций для людей с инвалидностью, могли даже изготавливать под заказ, учитывая особенности человека. Были госзаказы, автомобили не продавали, а выдавали людям с ограниченными возможностями. Кроме нашего завода ни одно автомобильное предприятие в СССР не выпускало серийно машины для людей с инвалидностью”, - говорят в музее.

ЗАЗ-965 - снимался в фильмах “Королева бензоколонки”, “Три плюс два”, “Сыщик”. Он “засветился” в мультфильме “Зима в Простоквашино” и “Ну, погоди!”.

Английский журналист Джереми Кларксон, ведущий телевизионного шоу «Top Gear» снял ролик о “Запорожце”, в котором высмеял люк в полу автомобиля. Мол, сделали его для того, чтобы рыбу ловить можно было. У сотрудников “Фаэтона” этот ролик вызвал возмущения, а факт про рыбалку и люк они назвали “чушью”. “Это технологический люк”, - объяснили в музее. 

“Горбатые” автомобили со временем заменили “Ушастые” (ЗАЗ-968) и “Эмки” - модернизированный ЗАЗ-968М. Они были оснащены более мощным двигателем, чувствовали себя устойчивее на дорогах, имели габариты побольше и салон повместительнее. Последний “Запорожец” сошел с конвейера 15 июня 1994 года. Он также есть здесь, в “Фаэтоне”. 

“Я много проехал на ЗАЗ-968М. Меня в нем все устраивало. Вместе с семьей на нем путешествовали”, - вспоминает Семен Мушер.

В запорожском музее “горбатый” представлен в трех экземплярах: предсерийная версия, ЗАЗ-965 и экспортная версия ЗАЗ-965АЭ «Jalta» («Ялта») или «Eliette».

Ольга Звонарева, Запорожье

Фото Дмитрия Смольенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-