Сергей Сухомлин, городской председатель Житомира
Мэру достаточно двух сроков, чтобы осуществить изменения в городе
30.11.2020 20:38

Сергей Сухомлин во второй раз стал мэром Житомира. Среди 13 кандидатов он набрал 51,3%, опередив своего ближайшего оппонента почти на 22 тыс. голосов.

Он считает, что мэру вполне достаточно двух каденций, чтобы осуществить изменения в городе. Городской председатель уже готовится к введению непопулярных решений и будет оценивать, готова ли к этому его нынешняя команда.

Сергей Сухомлин уверяет, что мест в больницах, кислорода для больных COVID-19 и медперсонала хватает. Впрочем, город не может приобрести лекарства, прописанные в медицинских протоколах.

О невыполненных обещаниях, потерях городского бюджета из-за пандемии, перспективах аэропорта и железнодорожного вокзала Житомирский городской председатель Сергей Сухомлин рассказал в интервью Укринформу.

ЗА 5 ЛЕТ В ЖИТОМИРЕ СОЗДАЛИ БОЛЕЕ 2500 РАБОЧИХ МЕСТ

- Сергей Иванович, в субботу вы пришли на работу ради интервью или сегодня работаете?

- Я по субботам до 14.00 всегда на работе.

- Победа в первом туре выборов была для вас ожидаемой?

- Будет нескромно, но скажу, что да.

- У вас уже есть сформированная команда из предыдущей каденции. Планируете кадровые изменения среди своих заместителей, руководителей департаментов, управлений горсовета?

Будет еще общение с каждым, кто работал со мной – готовы ли они на радикальные шаги

- Это сложный для меня вопрос. Когда я шел на первые выборы, то говорил, что мне интересно сделать в городе то, что до меня никто не делал. Перед вторыми выборами я говорил, что иду еще на один срок, потому что это тяжелая работа и, в моем понимании, достаточно двух сроков, чтобы осуществить какие-то изменения в городе. Вот на второй срок я вижу несколько серьезных вызовов, которые касаются коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, дошкольного и внешкольного образования. Эти изменения на первом этапе могут не восприниматься людьми. Команда должна понимать и отвечать всем этим требованиям, иметь возможность внедрить такие изменения. Будет еще общение с каждым, кто работал со мной, готовы ли они на радикальные шаги.

- Издание «Слово и дело» перед выборами проанализировало ваши обещания. У вас 40% выполненных, 34% невыполненных. Среди невыполненных – строительство мусороперерабатывающего завода до 2019 года, термомодернизация всех школ, садиков и больниц. И еще вы обещали убрать наружную рекламу с центра города. На этапе выполнения – создание индустриального парка на 3000 рабочих мест и реконструкция набережной. Почему не все удалось и переносите ли эти обещания на следующие 5 лет?

- «Слово и дело» делает классную работу – это стимул для мэров и политиков выполнять свои обещания. Например, некоторые мэры обещают обустроить освещение на каком-нибудь переулке. Мы за это время на 70 улицах и переулках, где никогда не было света, сделали освещение! Мое обещание было - полностью перевести город на светодиодное освещение, и мы его выполнили. Гораздо проще выполнять обещания, как, например, установить лавочки: все идет по плану и у тебя высокий уровень выполнения.

Что касается индустриального парка. Больше трех лет назад мы его внесли в реестр индустриальных парков Украины. На сессии подписали договор с компанией, которая должна была там построить фабрику по производству мебели. Она брала на себя обязательство за два года это сделать. Мы со своей стороны сделали все, что было нужно. Я не могу отвечать за планы инвесторов. Знаю, что тогда изменилась ситуация с известным мировым брендом, который отсрочил свой приход в Украину из-за нестабильной ситуации в нашем государстве. Я с ними встречался весной, они немножко меняют профиль инвестиций и все же планируют строить.

По поводу 3000 рабочих мест. В свое время мы завели в Житомир компанию «Кромберг энд Шуберт», которая выбрала среди трех городов наш. Да, они официально зарегистрированы в Олиевке (село рядом с Житомиром – авт.), но около 2000 житомирян работают там. «Евроголд» предоставляет 400-500 рабочих мест, «Ферпласт» – примерно 200 мест, этим летом мы отвели им земельный участок и весной будет построена еще одна фабрика, компания «Суперспрокс» – это почти 150 рабочих мест. Если посчитать, то пусть не 3000, но более 2500 рабочих мест уже создано.

Иногда говоришь, что будет построен завод, а у государства свои планы, поэтому надо очень осторожно давать обещания

Что касается мусороперерабатывающего завода. Два года назад у нас появился инвестор, у которого был план его построить. Мы быстро на внеочередных сессиях выделили землю, Госкомзем (ныне Госгеокадастр, – авт.) примерно полгода делал документы. После их получения появилась информация, которой у нас не было, что когда-то на той территории были археологические раскопки. Необходимо было проводить исследование на земельном участке, и инвестор был готов к этому, но государственный институт, который должен был это делать, выставил счет на примерно 8 млн грн. Конечно, в инвестиционном плане этой суммы не было, поэтому принято решение отказаться от части участка, где зона археологических исследований, и изменить полностью всю техническую документацию на землю. Это заняло у нас две сессии и несколько месяцев работы Госгеокадастра. После того, как они получили аренду этого земельного участка, заказали проект строительства завода и оборудования у хорватской компании, за который внесли предоплату около 1,5 млн евро. Только согласование этого проекта экспертизы в министерстве экологии занимает почти полгода. Они (инвесторы, – авт.) все сделали, провели общественные слушания, защитили проект в Минэкологии и в апреле подали документы в ГАСИ на получение разрешения для начала строительства. Поскольку у нас в стране полная диджитализация и ГАСИ находилась на этапе реформирования, разрешение на строительство мусороперерабатывающего завода получили в октябре. Зимой строительство начинать никто не будет, потому что там сложный процесс, поэтому должны это делать весной.

Иногда ты говоришь, что будет построен завод, все согласовано в инвестпланах, подписаны договоры, а у государства или у каких-то органов - свои планы, которые не совпадают с нашими. Поэтому с датами надо очень осторожно давать обещания.

ГОСУДАРСТВО ПООБЕЩАЛО 10,6 МЛН ГРН НА РЕКОНСТРУКЦИЮ НАБЕРЕЖНОЙ

- А как насчет термомодернизации? Ведь ее нереально провести только за средства городского бюджета?

- На данный момент мы термомодернизировали 27 объектов коммунальной сферы – это больницы, садики, школы. У нас уже подписан меморандум и в следующем году будет заключено кредитное соглашение с государственным немецким банком KfW, который предоставляет Житомиру кредит в размере 12,5 млн евро. Это позволит утеплить еще 40 школ и садиков. Фактически мы все термомодернизируем. Мы начали переговоры с банком еще три года назад. После подписания первого меморандума уже прошло два года. Со своей стороны государство до сих пор не может предоставить банку KfW ответ – какое министерство будет куратором этого процесса, а мы не можем получить средства под 1% годовых на 22 года.

- Сразу по поводу детских садов спрошу. В Житомире активно строятся новые жилые комплексы, там поселяются семьи с детьми. Город планирует расширять сеть дошкольных учреждений в таких густонаселенных районах?

- Мы фактически с нуля сделали 53-й садик на Крошне. Думаю, что к новому году уже закончим реконструкцию 32-го садика на Богунии, современного, оборудованного под инклюзивные группы. На Корбутовке компания "Интергал-Буд", которая строит жилье, в инвестиционном соглашении предусмотрела строительство детского сада и подтверждает свои планы. Еще один - на переулке Гоголевском, его в свое время передали государству, и примерно два с половиной года у нас ушло на то, чтобы вернуть его в коммунальную собственность города. Там тоже будет примерно 200-240 детских мест.

- Еще одно ваше обещание - это набережная, финиш реконструкции которой уже переносили несколько раз. До конца года подрядчик завершит работы?

- Я в это не верю. Они обещали в июне, потом в сентябре. Есть объективные и субъективные причины. Зима была теплой, и весна совершенно нормальной для строительства. У меня там стоит камера, и каждый день я видел, что работало по 5-6 человек. Это очень мало, чтобы вовремя завершить объект. Кое-что они сейчас там переделывают, но думаю, что уже весной можно будет говорить о полной сдаче этого объекта. Государство нам обещало на этот проект 10,6 млн грн из фонда соцэкономразвития (субвенция на социально-экономическое развитие отдельных территорий – авт.), и до сих пор мы их не получили.

- Когда Геннадий Зубко был вице-премьером, он часто приезжал в Житомир, в том числе и на открытие гимназии №3, построенной за средства ГФРР. Был ли тогда у Житомира в правительстве лоббист интересов города?

- Да, Геннадий Зубко определенно был лоббистом города Житомира, и это абсолютно нормально. Но если посмотреть пропорции, то на Житомир уходило в среднем 30-40 млн грн в год при фонде 200-220 млн грн на область. То есть, Житомир получал примерно 20-25%. Здесь не было какого-то перекоса. Могу сказать, что один соседний город, у которого тоже были серьезные лоббисты, получал иногда до 80-90% областных поступлений из ГФРР. Да, нам было гораздо проще, но тогда и подход к ГФРР был другой. Мы фактически гимназию №3 строили с нуля, и государство понимало и было готово на срок два года. Сейчас другая ситуация, потому что ГФРР фактически распределяется только на те объекты, которые можно быстро завершить, за год провести термомодернизацию или ремонт. Это тоже необходимо, но мы надеялись получить средства на строительство гимназии №23 и не смогли.

ИЗ-ЗА ПАНДЕМИИ БЮДЖЕТ ЖИТОМИРА ПОТЕРЯЕТ 180 МЛН ГРН

- Как у вас налажена коммуникация с народными депутатами от Житомира Игорем Герасименко и Сергеем Кузьминых? Обращаетесь ли к ним, когда городу нужна поддержка?

- Мы всегда, независимо от партий и фракций, обращаемся к народным депутатам, и они помогают. Им дают соцэкономразвитие на свою территорию, а это фактически возможность сделать что-то в городе или громаде. В прошлые годы у нас была огромная проблема с недостаточным финансированием школ и медицины на 100 млн грн. Мы из своего бюджета дотируем школы и медицину примерно на 60-80 млн. С одной стороны, народные депутаты помогают городу на 5, 10, 15 млн грн, а с другой – голосуют за бюджет, при котором мы дотируем государство гораздо больше.

Примерно 100 млн грн у нас просто забирают в следующем году. Более 20 млн грн - из-за освобождения Укрзализныци от уплаты земельного налога, акцизный налог на топливо - это примерно 50 млн грн, и полностью забирают паевую долю - около 25 млн.

- В бюджете Житомирской ОТГ (Житомир и село Вересы, – авт.) хватает денег на зарплаты до конца года?

Город выдержит локдаун, он выдерживал и не такие вещи - чуму, немцев во Вторую мировую

- В этом году из-за льгот, которые мы предоставили малому бизнесу, городской бюджет не получил около 30 млн грн. Из-за СOVID-19 недополучаем налогов в сумме почти 120 млн грн. Если брать медицинское оборудование, приобретенное для больниц, то это еще 50 млн грн. То есть, в этом году бюджет суммарно потеряет около 180 млн грн. Понимая ситуацию, мы еще весной прекратили все крупные проекты, которые планировали на этот год, чтобы сохранить средства. Поэтому до конца года нам точно хватит денег на энергоносители и заработную плату.

- Если в стране снова введут локдаун на три недели или дольше, город его выдержит?

Если действительно есть необходимость, надо вводить полный карантин на 3-4 недели, но просчитать компенсации бизнесу

- Город выдержит. Он выдерживал и не такие вещи – чуму, немцев во Вторую мировую... Но развития не будет, и непонятно, сколько нужно времени, чтобы его восстановить. Я еще весной считал, что мы все переболеем. Ангела Меркель тогда говорила, что 70-80% людей переболеют все равно. То, что наше правительство делает сейчас, имею в виду локдаун выходного дня, точно ни к чему не приведет. Я уже говорил это не раз, и у нас был откровенный разговор по скайпу, когда премьер-министр собирал мэров. Если действительно есть необходимость, надо вводить полный карантин на 3-4 недели, но просчитать, готово ли государство к финансовым потерям по компенсации бизнесу за этот период. 8 тыс. грн, о которых заявил Президент, – это гораздо лучше, чем ничего, но этого точно недостаточно. Здесь государство должно пойти на более серьезную финансовую помощь. С другой стороны, понятно, что у него таких денег нет.

Чтобы понять, почему не сработает локдаун выходного дня, не нужно быть математиком. Когда мы провели тестирование в городском совете, оказалось, что 40% работников переболели или болеют, и они сами об этом не знали. Сделали 4000 тестов по школам — такая же ситуация. То есть, примерно 40% переболели или болеют, и один человек заражает 6-7 в среднем. И вот мы закрываем людей на два дня дома, они заражают друг друга, а в понедельник идут на работу – и инфицируют других. Для того, чтобы прервать эту цепочку, необходимо как минимум 3 недели, но полный локдаун – это вопрос прежде всего к государству, хватит ли у него финансовых ресурсов.

Возможно, необходимо по-другому строить стратегию. Если у нас в среднем 40% людей переболели или болеют, и мы понимаем, что при таком количестве просто за 2 месяца переболеем все, то может, у нас до конца января ковида почти не будет.

ВМЕСТО 2000 ВАКЦИН ОТ ГРИППА ГОРОД ПОЛУЧИЛ ТОЛЬКО 50

- Несколько недель назад 39-летняя женщина, обращаясь к вам, писала в Фейсбуке, что в реанимационном отделении больницы №1 Житомира нет кислорода. На следующий день она умерла. Врачи и министр здравоохранения отрицают, что это произошло из-за нехватки кислорода. Какова на сегодня ситуация в больницах города?

С кислородом у нас сегодня проблем нет, другое дело, что в стране не хватает транспорта, который перевозит жидкий кислород

- У нас в среднем на сегодня в городских больницах находится менее 200 пациентов (по состоянию на 28 ноября в больницах №1 и №2, – авт.). Запас кислорода в первой больнице - на неделю, во второй - тоже на 6-7 дней благодаря установке криоцилиндра. Другой вопрос, который я поднимал перед премьер-министром и в офисе Президента – это транспорт, который перевозит жидкий кислород. В стране уже не хватает его, и здесь может быть проблема. Пообещали этот вопрос решить. То есть с кислородом у нас сегодня проблем нет. Более того, криоцилиндры мы будем устанавливать в других больницах, потому что это намного удобнее, безопаснее и дешевле, чем заправлять кислород в баллон.

Есть другая проблема – не все лекарства из протоколов лечения COVID-19 мы можем закупить. Нам в начале удалось закупить Актемру, которая стоит 4,5 тыс. грн 80 мл. Еще до того, как мы закупили ее в больнице, я для родных брал с рук в Киеве – за 37 тыс. грн 200 мл, то есть в разы дороже.

- Много ли таких препаратов, которые трудно закупить в больницы?

- Большинство из них можно заказать через интернет, их привезет консультант, который возьмет дороже. Это Актемра, Фленокс, Плаквинил, Меропенем, Цефепим. Актемру мы на днях нашли и купили, а остальное пока не можем.

Несколько месяцев назад выделили средства, чтобы провести вакцинацию всех врачей от гриппа, потому что они нам нужны не дома, больные, а на рабочем месте. Подписали контракты, нам государство пообещало доставить вакцину. И предоставило... всего 50 доз, а городу необходимо хотя бы 2000! Государство планировало получить 1 млн доз, а завезло 40 тыс. Еще в апреле, понимая, что осенью начнется сезонный грипп, надо было быстро завезти эту вакцину. Когда весной был сформирован "ковидный" фонд, надо было выделять средства на подсоединение к кислороду, а их выделили всего месяц назад. Хорошо, что выделили, но мы часть уже сделали за свои деньги.

- Какова на сегодня ситуация с медицинскими кадрами? На одном из брифингов вы говорили, что город будет обращаться в мединститут за помощью с персоналом.

- Пока медперсонал справляется. Мы обратились в нашу детскую больницу, и часть медработников согласилась работать с ковидом в больнице №2. Несмотря на то, что растет количество больных, наши медучреждения ежедневно принимают по 10-15 человек в состоянии средней тяжести и тяжелом. Примерно такое же количество мы выписываем. Более или менее ситуация сейчас неплохая (стучит по столу).

- А коек в больницах хватает для больных?

- 40% свободных. Подготовили еще 65 коек в детской больнице в отдельном корпусе. Поэтому запас есть.

АЭРОПОРТ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ РАСШИРЯТ ПОТЕНЦИАЛ ЖИТОМИРА

- Перейдем к другим сферам жизни города. Сейчас Житомир за средства Всемирного банка реализует масштабный проект реконструкции водоканала, в частности, водоснабжения, сетей и очистных сооружений. На каком этапе эти работы?

- Сдача первой очереди очистных сооружений – это примерно апрель-май 2021 года. Вторая очередь запланирована на 2022 год, постепенно все канализационные стоки переключат на эту станцию. Станция очистки воды тоже строится, по плану ее должны сдать в 2022 году. Завершение реконструкции главной канализационной станции – это следующий год.

- Какова сумма кредита Мирового банка и за какой срок город должен его выплатить?

- Этому кредиту уже 4 года, а на выплату у нас 18 лет, процентная ставка – примерно 1% годовых. Общая сумма кредита - 40 млн евро.

- Водоканал реконструируют, но у нас критически упал уровень воды в реке Тетерев, которая обеспечивает город водой. В этом году несколько раз были на грани почасового снабжения воды, но повезло, его не ввели. Решается ли эта проблема?

- То, что зависит от города, то первая задача - это провести расчистку водохранилища "Отсечное", потому что там уже ила на 5-6 метров. Есть расчеты Госводагентства: если мы сделаем углубление и расчистку этого водохранилища, то это дополнительно даст запас воды примерно на 1 млн кубометров. В среднем на город уходит 55 тыс. кубов воды в сутки. То есть, будет дополнительный запас воды на месяц, и это большой ресурс, особенно в летние месяцы.

Второе, что хорошо было бы сделать (и мы уже прорабатываем такой вопрос с инвесторами) – строительство плавучей солнечной электростанции на водохранилище. Это неплохо для станции, а с другой – покрывая водохранилище СЭС, мы не даем нагреваться воде, что влияет на ее качество: нет цветения, уменьшается испарение. В среднем на этом водохранилище мы теряем летом по 20-25 тыс. кубометров воды в сутки, а это половина того, что поставляют городу. Кроме того, технология реконструкции очистных сооружений предусматривает замкнутый цикл, то есть очистку сточной воды и ее возвращение в систему.

- Что у нас с аэропортом, когда из него можно будет вылететь из Житомира?

- Было время, когда я думал, что с этим проектом ничего не получится. В него реально верили три человека. Когда зашла компания YanAir и начала реконструкцию, то все выглядело очень хорошо. Тогда они говорили о планах за два года построить взлетно-посадочную полосу. Был 2014 год, и инвестор, который вкладывал средства, отказался от реализации этого проекта, а сами они финансово его не вытащили. После этого надо было искать инвестора на реконструкцию и строительство взлетно-посадочной полосы, или государство должно было бы предоставить финансирование. Два года назад Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета проголосовал за выделение Житомиру средств, а парламент это не поддержал. Больше года была пауза в проекте.

Аэропорту нужен статус международного, что позволит проще привлекать инвесторов, но было много замечаний по поводу его готовности. На данный момент инвестор сделал все необходимое, и у меня есть на руках проект решения Кабинета министров о предоставлении Житомирскому аэропорту статуса международного. Государство не может дать финансирование на частную полосу и частный перрон. Переговоры с владельцем аэропорта привели к тому, что он дал согласие бесплатно передать их городу. Теперь мы можем подаваться на государственное финансирование.

Год назад, когда в Житомире проходил форум регионов Украины и Беларуси, Владимир Зеленский и Александр Лукашенко прилетали в наш аэропорт. У меня была возможность показать Владимиру Александровичу состояние готовности. Он спросил – что необходимо, а я говорю, что необходимо примерно 400 млн грн, чтобы провести реконструкцию – и можно запускать. Он тогда пообещал помочь. Неделю назад у меня было общение в офисе Президента, и есть большие шансы, что город получит необходимую сумму, потому что в следующем году государство выделяет 3 млрд грн на развитие аэропортов.

Люди даже не понимают, сколько это поездок на Киев, встреч, рабочих групп, министерств, потому что этой работы не видно. Есть большая заслуга Игоря Герасименко (народный депутат от Житомира, – авт.) по другому проекту, работу над которым мы начинали с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном, – относительно электрификации участка Житомир-Новоград-Волынский для того, чтобы можно было запустить скоростные поезда.

- Вы уже начали отвечать на мой следующий вопрос - о перспективах железнодорожного вокзала Житомира, с которого сейчас далеко не уедешь.

- А скоростной поезд и аэропорт работают в комплексе. Житомир сейчас находится за пределами магистралей нормального сообщения. Из Киева можно было бы доехать сюда за час, и аэропорт находится недалеко от железнодорожного вокзала. Из Ривного будет возможность очень быстро доехать до Житомирского аэропорта - и нет необходимости добираться в Борисполь или Жуляны. Пока есть в проекте бюджета на следующий год лента об электрификации. Но у нас в государстве может быть все что угодно. Госбюджет еще не приняли, и даже когда его примут, не факт, что это будет реализовано. Однако нужно работать и надеяться, что все будет хорошо.

В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ БЮДЖЕТА РАЗВИТИЯ ПОЧТИ НЕ БУДЕТ

- Завершая транспортную тему, расскажите, сколько белорусских троллейбусов, которые заказал Житомир, уже прибыли в город, и когда ждать получения всей партии.

- По тендеру было 49 троллейбусов, но благодаря экономии мы дополнительно подписали соглашение еще на 1 троллейбус и запчасти на остальную сумму. На данный момент в город прибыло 27 троллейбусов. 23 ноября должны были прийти еще 11, но из-за того, что в Европе некоторые предприятия по поставке запчастей не работают, то белорусы отсрочили эту поставку на первую половину декабря. После этих 11 в городе будет уже 38 троллейбусов. Последняя партия запланирована на январь – начало февраля. Все мосты, комплектующие идут из Германии, а когда был полный локдаун, часть предприятий несколько месяцев не работала. Там была первая задержка, и сейчас снова такая ситуация.

- Несколько дней назад знакомая упрекнула в посте, что проехала в удобном белорусском троллейбусе, вышла из него на остановке – а тротуары плохие. В этом году в городе ремонтируют дороги, отвели велополосу, а когда пешеходам будет комфортно в Житомире?

- На следующий год мы закладываем средства на тротуары, но это относительно небольшая сумма, так как бюджета развития почти не будет. С другой стороны, мы сейчас делаем проект капитального ремонта улицы Киевской и Киевского шоссе, и в рамках этого закладываем полностью ремонт тротуаров по улице Киевской (центральная улица города, – авт.). На такой большой проект надеемся получить софинансирование из Дорожного фонда, из которого государство предоставляет до 20% на коммунальные дороги. Проект у нас будет, мы даже на прошлой сессии выделили средства на проектирование, и нужно дождаться, получит ли он поддержку.

Ирина Чирица, Житомир

Фото Юрия Мельника

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-