Серебряный орел из «вознесеновского клада»

Серебряный орел из «вознесеновского клада»

Музейный экспонат
Укринформ
Археологи спорят, в чьем захоронении он найден – князя Святослава или хана Аспаруха

Могила князя Святослава или место, где похоронен хан Аспарух, основатель первого болгарского государства – историки до сих пор спорят о том, кто же из этих выдающихся личностей связан с фигуркой серебряного орла, обнаруженной в так называемом "вознесеновском кладе", в квадрате №59.

В 1930 году, при строительстве ДнепроГЭС на территории, которая тогда была селом Вознесенкой (ныне – город Запорожье), на "площадке А" обнаружили несколько курганов, которые необходимо было исследовать. Археологи вручную перебирали огромный участок и заметили камни, выступающие из-под земли.

Немного позже это каменное сооружение и все, что было в нем найдено, получит название "вознесенский клад". Обнаруженные находки хранятся сегодня в музеях трех городов: Запорожья, Днепра и Харькова. 

КАМЕННЫЙ ВАЛ СТАЛ КЛАДОМ

Обнаруженное строение имело прямоугольную форму с закругленными углами. Его размеры составляли 81×61 метр. Высота валов с камнями достигала 90 см, а ширина – 10-11 м. Исследователи разделили площадь по квадратам, каждый из которых был досконально изучен.

"Вел раскопки археолог Владимир Гринченко. В квадрате под номером 59 нашли яму, из неё торчали два палаша. Сначала была версия, что, возможно, тут погибли воины и их тут похоронили, но все оказалось иначе", – рассказывает заведующая отделом истории края Запорожского областного краеведческого музея Зоя Попандопуло.

Археологи нашли более полусотни стремян, удила, тысячи бляшек, наконечники стрел. Бляшки были отлиты из бронзы и лакированы золотом и серебром. Впрочем, наиболее ценные находки найдены в самом нижнем слое.

"Внизу лежали фигурки льва и орла. Лев был сильно поврежден – оплавлен. Потому как на этом месте проводился ритуал огня, сожжение. А вот орёл пострадал совсем немного", – рассказывает Зоя Харитоновна.

Комплекс назвали "вознесеновским кладом" и вывезли весь найденный материал в Днепропетровск. После чего коллекцию поделили на две части: металл (железные изделия) оставили в музее Днепропетровска, а все остальное – золото, серебро и т.д. – ушло в Харьков. Парадоксально, но Запорожью тогда не досталось ровным счётом ничего. Такое решение объяснили тем, что в Запорожье на то время был слишком маленький музей.

СВЯТОСЛАВ ИЛИ АСПАРУХ

Серебряный орел являлся символом легиона. Его размещали на перекладине, под ним – знамя с указанием легиона. Высота орла – 13 см, а вес – 1035 г.

Лапы птицы обвивала змея, в глазах орла когда-то были камни или стекла, на крыле – клеймо, на хвосте – четырехстрочная надпись, но разобрать её не удалось, уж очень сильно повреждена огнем. На груди орла вырезан крест с монограммой, буквы читаются как "Петрон" (или "Исперих", то есть белый всадник). Так, по мнению болгар, переводится имя основателя первого болгарского государства на Дунае хана Аспаруха. Больше того, многие предметы "клада" идентичны тем, что были найдены в Перещепинском захоронении хана Кубрата – отца Аспаруха.

"Поминальный комплекс датируется VII-VIII веками. Весь материал, найденный в квадрате №59, датирован временем хазарского каганата. Это тюркские поминальные памятники: есть каменная поминальная площадка, на которую ставили шатёр и останки кремировали. Такие памятные места есть, начиная с Алтая", – уверена Зоя Попандопуло.

Владимир Гринченко, который и вёл раскопки, относит комплекс к VII веку. Эту теорию поддерживают многие археологи. Впрочем, есть и те, кто уверен, что там был захоронен князь Святослав, а значит, это Х век.

"Был археолог Михаил Миллер, он предположил, что это место гибели Святослава. Эту теорию поддерживает и бывший директор музея Георгий Шаповалов. Впрочем, спустя 10 лет Миллер написал статью, в которой признал, что ошибается. Гринченко же сразу написал, что это памятник VII-VIII веков, то есть за 200 лет до Святослава.

Там нет вещей позже VIII века. У нас есть другой вариант – это захоронение связано с болгарами, с ханом Аспарухом. Болгары говорят, что в те времена хазары захватили эту территорию, хан забрал орду и ушёл в Болгарию. Но Аспарух возвращался сюда. Болгары говорят, что хан вернулся и погиб", – говорит Зоя Попандопуло.

Она признается, что когда в музей на экскурсию приезжают болгарские делегации, то она и Георгий Шаповалов спорят по поводу серебряного орла и того, кто же все-таки был похоронен на территории Вознесенки.

«Сам комплекс однозначно тюркский. Известно, что Святослав погиб в районе порогов, но без уточнения. Каменное сооружение изготовлено из известняка, но у нас гранитные берега. Известняк привозили за 20-30 км. Ослабленная армия не могла этого сделать. Кроме того, Святослав не мог пользоваться палашами, которые были найдены – это оружие тюркское, VII век, а русичи носили мечи совершенно другого типа», – уверены в краеведческом музее. 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Рассказывая об орле, стоит пояснить, что изначально он был передан в Харьков и выставлялся в тамошнем музее. В 1980-х годах в Харьков поехала Галина Пугина, которая работала фондовиком в запорожском музее. Она хотела посмотреть на "клад". Когда сотрудница музея вернулась в Запорожье, то рассказала об увиденных экспонатах – и запорожцы решили попытаться вернуть хотя бы часть из них.

Георгий Шаповалов (на тот момент директор музея) поехал в Харьков, чтобы договориться о снятии копий. Копию орла и планировали выставить в Запорожье. Но в ходе переговоров выяснилось, что запорожцы могут купить экспонат, который очень нужен харьковчанам, а затем обменять его на орла. “Сделка” проходила при участии Минкульта. Так запорожцы заполучили орла, но на этом обмен завершился.

Аналогичную схему хотели “провернуть” и с днепропетровским музеем. Днепр был готов к обмену, но у запорожцев, к сожалению, не оказалось того, что было нужно соседям.

“Несколько лет назад провели совместную выставку с днепропетровским музеем. Они привозили все экспонаты, которые у них хранятся. Думали организовать единую выставку и объединить Харьков, Днепр и Запорожье и показать весь “вознесеновский клад”, но Харьков не захотел”, – говорит Зоя Харитоновна.

В ЗАПОРОЖСКОМ МУЗЕЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ “ЗОЛОТАЯ КЛАДОВАЯ”

Сегодня в выставочном зале запорожского музея стоит копия орла, оригинал периодически также показывают посетителям. К слову, копия серебряного орла мало чем отличается от оригинала.

“У настоящего орла обломан один палец, у копии мы его восстановили. Также у подлинника нет подставки. Вот и все отличия”, – признается сотрудница музея.

В этом году музей отметит свой 100-й день рождения и сотрудники надеются, что смогут удивить гостей уникальными экспонатами.

“У нас была задумка сделать свою “золотую кладовую” и выставить все оригиналы. Но для этого нужна специальная комната-сейф, вход в нее должен быть ограничен. В золотой кладовой может быть выставлен не только археологический материал, у нас есть великолепная сарматская группа, скифские вещи из золота, тот же орел. Кроме того, у нас много предметов быта, серебряные оклады на иконы и книги. Нам есть что показать”, – подытожила Зоя Харитоновна.

Ценных и даже уникальных экспонатов достаточно, но нет финансирования на создание этой самой “золотой кладовой”.

Ольга Звонарева, Запорожье
Фото Дмитрия Смольенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-