Крест Иисуса под кистью Бокшая

Крест Иисуса под кистью Бокшая

Укринформ
Как реставраторы восстанавливают фреску Иосифа Бокшая "Воздвижение Честного Животворящего Креста"

По грантовому проекту в Ужгороде в греко-католическом кафедральном соборе восстанавливают и консервируют росписи Иосифа Бокшая, работы начались в прошлом году осенью и будут продолжаться еще два года. Речь идет о большой фреске "Воздвижение Честного Животворящего Креста" в стиле модернового направления с оттенками барокко (собственно, сам собор именуется Крестовоздвиженским, поэтому эта фреска на своде здания главная).

Иосиф Бокшай – это художник, который считается одним из основоположников Закарпатской школы живописи, а кафедральный собор является одним из символов Ужгорода. Своды его главного нефа Бокшай расписывал в первой половине ХХ века, саму центральную фреску, о которой идет речь, – в 1939 году.

РАБОТАЮТ ТОЛЬКО ПРИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ И ВЛАЖНОСТИ

Зайдя в собор, снизу эту фреску вы сейчас не увидите. Она закрыта лесами еще с 2019 года, когда по грантовому проекту в соборе начались работы. Собственно, реставраторы начали работать над фреской под сводом только осенью 2020-го, сейчас, зимой, у них перерыв в этом процессе, потому что такие работы требуют определенного температурного режима и влажности.

...Мы на высоте 11 метров, на тех самых железных лесах, которые, вместо росписей Бокшая, теперь видно снизу посетителям собора.

Пролезть на крытые досками леса, где работают реставраторы, можно сквозь небольшую арку, почти на четвереньках. Аж интересно становится, как сюда затаскивали все эти принадлежности, с которыми работают реставраторы. Ведь здесь и 3-метровые лестницы, и банки с краской, различные мешки со смесями, из которых потом получается штукатурка и клей, даже фен – им сушат краску при подборе цветовой палитры.

РОСПИСИ ОТ ВЫДРЫ, НАЙДЕННЫЕ ПОД РОСПИСЯМИ БОКШАЯ

Именно на такой лестнице работает реставратор Наталья Безнос. Разве что так и можно дотянуться до Животворящего Креста кисти Иосифа Бокшая. Как и к фигурам, изображенным на фреске, которую необходимо восстановить - императора Константина и его матери царицы Елены, которые, по религиозной легенде, нашли Крест Господень в Иерусалиме в четвертом веке.

Реставратор как раз реконструирует лицо Константина. За время нашего общения о работе и фреске Бокшая Наталья делает сотню точек кистью, все время глядя вверх.

Наталя Безнос
Наталья Безнос

Спрашиваю, не затекает ли шея.

- Конечно, затекает, и руки болят, но можно сказать, что мы к такой работе привычные, ну, и кроме того, мне нравится, – говорит Наталья.

Реставратор говорит, что это не первая ее работа по восстановлению и консервации старинной живописи, практиковала это и во Львове раньше, в костеле иезуитов, и здесь в Ужгороде – львовские реставраторы уже восстанавливали росписи Бокшая в епископской часовне. Это рядом с собором.

- Самое интересное на этом потолке то, что здесь работали сразу три великих мастера своего времени. Словом, в Мукачевской епархии для этой работы кого попало не приглашали. Так, на арке имеем росписи XVIII века, по определенным предположениям – их выполнил Андрей Тртина. В XIX веке здесь работал Фердинанд Выдра, выдающийся мастер того времени. А в 1939 году сюда приглашают Иосифа Бокшая. Он не реставрирует росписи Выдры, которые были повреждены влагой, он перетягивает потолок и делает свою оригинальную фреску. Но сейчас мы находим проявления росписи Выдры, – говорит молодая женщина и показывает нам ступни одного из персонажей Выдры, которые не укладываются в сюжет Бокшая.

Интересно, что на этот раз реставраторы зарисовывать их не стали. Даже какое-то время шли разговоры о том, чтобы частично открыть и реставрировать проявленные росписи Выдры, но впоследствии от этой идеи отказались.

15 МАСТЕРОВ И ДАТЧИКИ

Руководитель проекта - Василий Карпив, художник-реставратор монументального искусства научно-исследовательского сектора Львовской национальной академии искусств. Реставратор рассказывает, что в первую очередь сам пробует все процессы в работе, а уже потом к этому приобщаются коллеги. Дело, мол, такое, что требует очень много проб, процессов и еще больше – исследований.

- Самая большая проблема с этой фреской в том, что крыша собора долго протекала. Это испортило и саму роспись, и те слои, на которые она наносилась. Причем, есть участки, где вред нанесен больше, есть места, где он почти незаметен. Поэтому перед тем, как приступить к консервационным работам, мы должны делать химические и биологические исследования, берем пробы пигментов в красках, которыми пользовались старые мастера, также изучаем грибки, чтобы знать, как с ними бороться, словом – это большой кусок неотносящейся к искусству работы, – объясняет реставратор Василий Карпив.

Над фреской постоянно работает 13-15 мастеров, в своде стоят датчики влажности и температуры, которые пишут и показывают данные, когда работы не могут проводиться, так как при таких условиях могут быть осложнения. Наиболее интенсивный период – это весна-осень, именно в это время необходимо успеть сделать максимум, говорит куратор реставрационных работ. Если работать и не считаться с природными показателями, это легкомыслие впоследствии повлияет на усвоение химических процессов и создаст новые проблемы, которые могут привести к повреждению и разрушению искусства.

БОКШАЙ ИНТЕРЕСЕН ТЕМ, ЧТО ЕГО СЛОЖНО РЕСТАВРИРОВАТЬ

- Собственно, реставрация заключается в том, чтобы в первую очередь понять структуру художественного произведения. Перед нами - действительно интересный материал, но именно тем, что над этим потолком работали одновременно три великих мастера, каждый в своей технике, – объясняет Василий Карпив. - Нам было интересно, почему в ХХ веке Бокшай не отреставрировал росписи Выдры, а просто зарисовал его и нанес свою живопись. В процессе изучения структуры фрески поняли, что восстановить живопись Выдры было невозможно – она была слишком повреждена вследствие замокания крыши. Но в то же время у нас есть некоторые, так сказать, замечания к Бокшаю – в основном из-за этапов его работы. Видно, что делалось все на скорую руку: он не накидывал свою штукатурку, рисовал по той, которую накинул на потолок еще Выдра за сто лет до него. Но известно, что Бокшай был очень плодовитым художником, у него было по несколько проектов одновременно (мы шутим, что, вероятно, художник хотел догнать Пикассо). И очевидно, Бокшай не хотел слишком долго заниматься подготовительными работами, да и рисовал не мокрую фреску, которая долговечна, а работал в известково-клеевой технике, что быстрее и проще, – говорит реставратор.

– И это понятно, – акцентирует Василий Карпив, - потому что Бокшай в определенной степени для меня импрессионист в живописи, назвал его так деликатно. И надо иметь смелость, чтобы в барочном интерьере памятника XVII века нарисовать современное видение сюжета на своде главного епархиального собора - получилось такое себе модерновое барокко. Он модерновый художник, который вдохновлялся стилем, видимо, церковного барокко и делал свое.

Но, в конце концов, реставраторам, говорит Василий, Бокшай как раз тем и интересен, что его живопись сильно повреждена.

- А мы любим сложные работы, – говорит он. - Интереснее работать, это интрига для нас.

НА ЗАКАРПАТЬЕ У НАС ЕЩЕ НЕ БЫЛО ТАКИХ КРУПНЫХ ОБЪЕКТОВ

Василий Карпив говорит, что на Закарпатье у реставраторов еще не было таких крупных объектов.

- Хотя в этом регионе есть не менее интересные здания с росписями, например, Горянская ротонда, Вышково – там роскошная реформаторская церковь, в которой нашли уникальные росписи. Очень понравилось нам работать над росписями в церкви в селе Паладь-Комаровцы в Ужгородском районе. Готика поражает не меньше, чем барокко, и на Закарпатье в смысле готики есть с чем работать, – говорит реставратор.

Впрочем, в кафедральном соборе работы будут продолжаться еще два года, будут работать реставраторы сезонами, с весны до осени. Собственно, их дедлайн - это конец лета 2022 года.

Художник-реставратор Ян Роман
Художник-реставратор Ян Роман

Тогда то, что увидели мы сейчас при подготовке репортажа, смогут увидеть верующие Мукачевской греко-католической епархии и туристы, которые приедут в Ужгород.

Реставрация проходит в рамках грантового проекта по Программе трансграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства «Венгрия-Словакия-Румыния-Украина 2014-2020». В рамках проекта «Реставрация общего исторического и культурного наследия» в словацком Кошице реставрируют известную Урбанову башню, а в Ужгороде восстанавливают росписи центральной части греко-католического кафедрального собора.

Общая сумма финансирования проекта составляет 11 миллионов 940 тысяч гривен.

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото Сергея Гудака

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-