Музейное селфи на фоне цветков персика и противогазов

Музейное селфи на фоне цветков персика и противогазов

Укринформ
Во время локдауна оно позволит вам увидеть Сечевой храм, китайский свиток, народную одежду и атрибуты "холодной войны"

По традиции корреспонденты Укринформа ежегодно приобщаются ко Дню музейного селфи. На этот раз в период локдауна это оказалось нелегкой задачей. Но мы попробовали. Где-то корреспондентам удалось попасть в музейные фондохранилища, а где-то - вполне безопасно сфотографироваться на фоне экспонатов на свежем воздухе, нашлось и несколько селфи, сделанных во время между локдаунами.

ЗАПОРОЖЬЕ. СЕЧЕВОЙ ХРАМ СТАЛ МУЗЕЙНЫМ ОБЪЕКТОМ

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Запорожской Сечи – одновременно и действующий храм, и музейный объект. Она является уменьшенной копией храма, построенного в селе Пустовойтовка Сумской области – на родине последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (1691-1803).

По случаю Международного дня музейного селфи корреспонденты Укринформа побывали в храме-музее и "заселфились" с историком, заведующим отделом Национального заповедника "Хортица" Вячеславом Зайцевым на фоне одного из экспонатов – иконостаса XVIII века.

Петр Калнышевский построил церковь в 1773 году за свой счет и якобы скопировал с Сечевой. Поскольку точного описания козацкой церкви, которая существовала на Запорожской Сечи, нет, то в 2006-2008 годах в Запорожье построили копию церкви Калнышевского. То есть, воспроизвели копию копии.

Церковь Калнышевского – 35 метров в высоту, церковь на Хортице – 25. Запорожцы говорят, что из-за нехватки места, отведенного под историко-культурный комплекс "Запорожская Сечь", пришлось сэкономить на "десяти церковных метрах". Правда, сэкономили не только на размере, но и на самой технологии и строительных материалах.

"Во времена Запорожской Сечи здесь правили службу для козаков-запорожцев, - рассказал Вячеслав Зайцев. – Они никогда денег на церковь не жалели. Когда возвращались из походов, то деньги распределяли на три части: треть между собой делили, треть – в казну отдавали и треть – на церковь. Козаки строили из дуба, а мы – из сосны. Они делали церковь без единого металлического гвоздя. Это возможно воспроизвести, но это дорого. Примерно в 5 раз дороже, чем церковь с гвоздями. Но для запорожцев это было принципиально, с уважением ко Христу, ведь его распяли гвоздями. У нас церковь с гвоздями, потому что денег было не так много, как у козаков".

Храм на Хортице украшают кресты, которые являются копиями из Покровской церкви Никитинской Сечи, где был избран гетманом Богдан Хмельницкий. Подобные кресты были и на Сечи в Запорожье.

В церкви имел право служить монах (иерономонах), он должен был быть высоким, статным, с красивым голосом.

С внутренней стороны храмового свода есть специальные отверстия – звучники (они усиливают голос, чтобы была хорошая акустика). Стены храма на данный момент украшают цифровые копии икон, а также флаги, которые являются точными копиями флагов из королевского военного музея в Стокгольме (в Швеции).

"Это не просто украшения. Это козацкие флаги, которым 350 лет. В 1651 г. в битве с ляхами погибло несколько десятков тысяч козаков, ляхи победили тогда и взяли много вещей – среди которых и булава Хмельницкого, и флаги", – объясняет Вячеслав Зайцев.

Сегодня мало что известно о Сечевой церкви, а храмовые иконы не сохранились. В исторических описаниях отмечается, что "Царские врата" в храме были сделаны из 56 кг серебра. В 2014 году неизвестный журналистам меценат привез с Подола оригинальный иконостас XVIII века.

"Он настоящий. Нам его подарил меценат. Известно, что он хранился в колхозе, а церковь, с которой его сняли, использовалась как склад. Иконостас сделан из липы. Над ним изрядно поработали реставраторы. Это все, что нам о нем известно", – говорит Зайцев.

ЛЬВОВЩИНА. КИТАЙСКИЙ СВИТОК В СТИЛЕ "ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ"

Это селфи на фоне китайского свитка «Цветы персика и пара соек» сделано в период между локдаунами, когда музеи набирали обороты после весеннего простоя, выставляя лучшие экспонаты своих фондов и не догадывались, что зимой снова останутся без посетителей.

Уникальная возможность прикоснуться к восточному искусству выпала в Золочевском замке, который входит во Львовскую галерею искусств им. Бориса Возницкого. Тогда впервые за свою историю галерея выставила на обозрение все 19 свитков, которые хранятся в ее фондах.

В экспозиции были представлены все три вида свитков, известные в мире: пейзаж, портрет и каллиграфия.

"Для многих эта выставка стала открытием, ведь искусство Востока сильно отличается от европейского. Не стоит от нее ждать ярких красок или утонченной техники, она имеет не столько зрительное представление, сколько глубокий философский смысл", – рассказала заведующая сектором "Музей восточного искусства" галереи Татьяна Олейникова.

Однако больше всего внимание посетителей привлекал китайский свиток «Цветы персика и пара соек». Скорее всего, потому, что он отличается от других цветовой гаммой, интересной техникой и своеобразным «романтизмом».

«Живописный свиток «Цветы персика и сойки» художника Чжао Вэнь в жанре хуа-няо («цветы и птицы») поэтично отражает давние национальные представления о значимости и символизме каждого явления природы. Цветы персика – символ вдохновения, творчества, образ сойки – символ счастья и взаимной любви», – рассказали в музее.

Рассматривать свитки в спешке не стоит, ведь китайские картины – искусство, которое невозможно без «соучастия» художника и зрителя.

На вопрос, как свиток попал в фонды галереи, администрация отмечает, что китайскую картину приобрели еще в 1960-х годах у частного коллекционера специально для Китайского дворца в Золочеве, но за какую сумму – уже и не вспомнят.

На самом деле, удивляет и то, что в Галичине, которая всегда гордилась своей европейской культурой, есть картины Дальнего Востока, да еще и Китайский дворец. Его построили на территории Золочевского замка в конце XVII - начале XVIII в., во время правления князя Михаила Казимира Радзивилла как дань моде на "шинуазри", которая тогда распространилась по всей Европе.

В 1986 г. Китайский дворец в составе музея-заповедника "Золочевский замок" передали уже в качестве филиала Львовской галереи искусств на реставрацию, которая продолжалась до 2004 года. С тех пор в Китайском дворце открыт музей Восточных цивилизаций. Однако, как отмечают работники, увидеть все свитки в экспозиции – это редкость, ведь свет и влажность воздуха негативно влияют на картины. Время от времени китайские и японские свитки выставляют поочередно в экспозиции, а затем бережно хранят в фондах в специальных коробках при сухом воздухе. Именно там они хранятся и сейчас, и надеемся, что у туристов будет возможность увидеть «Цветы персика и пару соек» после локдауна.

ХЕРСОН. ЭКСПОНАТ ИЗ ЭПОХИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

В Херсоне попасть сейчас в музеи проблематично не только из-за карантинных ограничений – некоторые из них еще и на ремонте.

Впрочем, корреспондент агентства, благодаря содействию управления туризма и курортов облгосадминистрации, смогла все же сделать селфи возле экспоната – для меня открыли двери Музея власти, который появился летом прошлого года в подвале здания, в котором расположены Херсонская ОГА и облсовет. Ранее здесь был обком Компартии УССР, здание построено в 1959 году по проекту архитектора Григория Трудлера. Среди экспонатов Музея власти - и ретротелефоны, которые стояли у должностных лиц советской эпохи, и стол 30-40 годов прошлого века, а еще макет Каховской ГЭС (50-е годы ХХ века). И, конечно, ретропечатное оборудование, которое здесь когда-то использовали, и много плакатов. Говорят, вся техника хоть и старая, но рабочая.

Ходили слухи, что это помещение – это бункер, в который руководство области должно было спрятаться в случае ядерного удара, но на самом деле музей разместили в подвале, где когда-то была обкомовская типография. А бункер так и остался закрытым для посетителей.

Но одна комната музея посвящена периоду холодной войны - здесь и плакаты с надписью «Учись владеть противогазом», «Будь готов к противохимической обороне!», «За мир и разоружение!». И собственно, сами противогазы и спецкостюмы, в частности, и надетые на манекены, на фоне которых я и решила заселфиться – рассказы, которые слышала из телевизора в детстве о возможном ядерном ударе или нейтронной бомбе, трудно забыть.

Старший научный сотрудник областного краеведческого музея Андрей Микитюк говорит, что посетителей этого музея старшего возраста экспонаты возвращают к воспоминаниям о прошлом, которыми они делятся во время экскурсий.

ТЕРНОПОЛЬ. СЕРДАК, БАРШИВКА-"КРЕСАНЯ" И БОРЩЕВСКАЯ ВЫШИВАНКА

А вот наш корреспондент из Тернопольской области Олег Снитовский прислал фото сразу с тремя музейными экспонатами.

В одном из самых молодых в области музейных учреждений – этногалерее «Спадок» семьи Демкур в Тернополе, в которой собрано почти 5 тысяч экспонатов из разных регионов, журналист оделся в «брендовую» народную одежду Прикарпатья и Тернопольщины. Это в первую очередь этнографический раритет – самобытная, более чем 100-летняя мужская борщевская «бавняна» вышиванка из домотканого конопляного полотна с простым кроем и плотным, объемным вышитым орнаментом, в котором доминирует черный цвет, а остальные лишь усиливают узор. Кстати, этнографы считают, что и по сей день борщевская вышиванка осталась практически в первозданном виде, начиная с XV в., и почти не испытала влияния других новейших течений в вышивке.

И в качестве дополнения к этой вышиванке – фетровый головной убор из Косово Ивано-Франковской области – баршивка-«кресаня», украшенная разноцветными шнурочками и шерстяными нитками. А через плечо можно перекинуть гуцульский сердак с ярко-красными и оранжевыми кистями. И знаете, ничего, такое сочетание народной одежды двух соседних областей выглядит довольно органично.

ХАРЬКОВ. ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЧАСЫ И "ГИБРИД" ФОРТЕПИАНО С РОЯЛЕМ

В Харьковском историческом музее им. Сумцова просто невозможно пропустить часть выставки «Слобожане», которая показывает интерьер зажиточной дворянской семьи XIX века. Конечно, обои в стиле ампир и камин - просто такие, какими могли бы тогда быть, но остальные вещи – оригинальные, а некоторые к тому же до сих пор являются загадкой для специалистов.

«На камине, который был обязательно в гостиных, мы разместили бронзовые с позолотой часы в стиле рококо от Самуила Веля, которого называли «волшебником часов», его изделия поставлялись ко двору российского императора. Часы термостойкие. Мы не знаем, кому они принадлежали, но думаем, что точно женщине, потому что изделие очень красивое, со скульптурой девушки, которая сидит на скамейке с книгой в руках, – рассказывает научный сотрудник музея Юлия Стадник.

Интересны и настенные часы в виде шкафа. На них имеется надпись на французском языке: "Король Парижа". При этом изготовлены они в Германии. "Либо это был рекламный ход, либо хитрость, так как конкуренция между немецкими производителями часов в конце XIX - начале XX века была большая, и поэтому производитель пытался связать себя с французской маркой", – отмечает Юлия Стадник.

Музыкальный инструмент начала XX века тоже скрывает загадку – это и не пианино, и не рояль, а найти его в каталогах производителя музейщикам пока не удается. В Харькове того времени было много магазинов музыкальных инструментов. "Есть надпись, но это не известный, как говорится, не раскрученный немецкий производитель. Возможно, какая-то небольшая фирма. Инструмент нетипичной формы, больше пианино, можно сказать, это нечто среднее между фортепиано и роялем", – рассказывает научный сотрудник.

Еще в этой гостиной есть замечательная картина известного украинского художника Сергея Васильковского из серии, посвященной видам на реку Северский Донец. А за камином - несколько красивых стульев, принадлежавших художнику, и софа, которая была собственностью известного архитектора Алексея Бекетова.

Ольга Звонарева, Людмила Гринюк, Ирина Староселец, Олег Снитовский, Юлия Байрачная, Запорожье-Львов-Херсон-Тернополь-Харьков

Фото Дмитрия Смолиенко, Людмилы Гринюк, Ирины Староселец, Тараса Хлибовича

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-