Синие вершины Владимира Микиты

Синие вершины Владимира Микиты

Укринформ
В 90 лет закарпатский художник презентует в Ужгороде выставку модерных работ

...Застаем мастера за работой, правда, не с кистью и красками: Владимир Микита руководит завершающим этапом формирования композиции в Закарпатском областном художественном музее имени Иосифа Бокшая. Несколько работников музея развешивают картины, для которых перед тем вместе с художником определили локацию.

"Эту давайте 5 центов ниже (сантиметров - диалект.)! Вот эту левее надо подвинуть, давайте: вбок, вбок!" – командует процессом художник.

На выставке – только работы, над которыми Владимир Микита работал последние несколько лет подряд, таков замысел мастера. Это более 60 картин (пейзажи, цветы, абстракции, несколько композиционных работ), а полотна давних лет можно увидеть лишь в одном из трех залов нынешней юбилейной выставки, для этого работы художника взяли из фондов музея Бокшая.

БЕЗ МОЛЬБЕРТА И КРАСОК – ЭТО НЕ ЖИЗНЬ, А СУЩЕСТВОВАНИЕ

- Это для того, чтобы порадовать поклонников, которые стремятся увидеть именно того, классического Микиту. Для них есть классика, ну а консулы посмотрят модерн, – говорит художник. – Ну, действительно, известные полотна выставляем, чтобы вспомнить те, которые в свое время имели резонанс, были звездами международных, как сегодня сказали бы, выставок – тогда они назывались всесоюзными. Это "Ягнятко", "За щастя онука", "Портрет Манайла", "В Чужині"... Здесь картины, которые я перевез в Ужгород из Третьяковки, потому что хотел, чтобы мои "дети" (так художник называет свои картины – ред.) были дома, чтобы здесь их видели, потому что это работы о нашем крае, о наших традициях и наших закарпатских людях. Кто их там поймет по-настоящему и полюбит? - говорит Владимир Микита.

Но отмечает, что в этом году коллегам, друзьям, знакомым и поклонникам искусства хочет показать именно то, над чем работает сейчас, в последнее время. Художник гордится тем, что в свои красные, как говорят на Закарпатье о таком возрасте, 90 лет – еще рисует.

- В такие годы, знаете, в истории мало кто из художников рисовал. Преимущественно те, кто еще был в состоянии держать кисти, делали копии своих известных работ. Я всегда говорю, что живу до тех пор, пока еще могу работать. Да, из-за проблем со зрением сейчас не могу рисовать портреты или фигуративные композиции, которые, вы же знаете, больше всего любил! Но могу играть с цветом, формами, фигурами, писать пейзажи и цветы. Если бы у меня Боженька забрал и эту возможность - может, просил бы, чтобы он меня взял к себе! Не представляю жизни без мольберта и красок! Это не жизнь, это – существование, - говорит Владимир Микита.

ЗНАЕТЕ, ЭРДЕЛИ БЫ ВАМ СКАЗАЛ!

Просим мастера вместе пройтись по залу, хочется расспросить подробнее о работах.

– Хорошо, но, – отшучивается, - имен, фамилий и дат мне не упомнить!

Владимир Микита жалуется на память. Отшучиваюсь, что, мол, вам в 90 жаловаться: тут в 35 без Гугла не обойдешься.

- Слава Богу, что я не знаю вашего Гугла! - смеется художник. - Но хотелось бы хоть на часок вернуться в свои 35!

...Время от времени в зал заходят местные художники и люди из среды искусства, взглянуть на выставку. Известно, что на открытие будет ограничен вход из-за пандемии, пригласили всего 25 человек. Остальным советуют приходить в музей позже, выставка продлится несколько недель.

С одним из таких посетителей Владимир Микита встревает в словесную перепалку.

- Здравствуйте! Поздравляю с выставкой!

- Да, спасибо большое. А почему вы в шапке? - говорит художник.

- Так я ведь не в церкви, чтобы шапку снимать! - отвечает посетитель.

– Но ведь вы в музее, это тоже - храм! Снимите!

- Но, правда! – посетитель разворачивается и уходит, не снимая головного убора.

- Знаете, Эрдели бы вам сказал! (Адальберт Эрдели, художник, корифей Закарпатской школы живописи, учитель Владимира Микиты – ред.) – вспыхивает Владимир Микита.

Наблюдаю именно тот из моментов, когда художник демонстрирует свою твердую натуру, которой известен и на Закарпатье, и за его пределами. Несмотря на то, что он кажется очень мягким человеком, должен и любит напомнить всем о своих принципах. Например, несколько лет назад сдал свое удостоверение народного художника – в знак протеста против сегодняшней девальвации этого звания, и того, что удостоверения "заслуженных" и "народных" раздаются из властных кабинетов налево-направо. Правда, дальше департамента культуры Закарпатской ОГА то удостоверение не пошло, потому что присуждается звание народный, так сказать, безвозвратно, но жест художника все увидели и поняли.

НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ ДАЖЕ РОДНЫЕ НЕ БУДУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ

Замечаю также, что неприятная встреча недолго занимает мысли художника, к состоянию сосредоточенности из раздражения он возвращается быстро. Идем дальше по залу, время от времени останавливаясь возле работ.

- Вы много раз говорили, что часто отказывали коллекционерам, которые хотят купить работы. Сейчас тоже мало продаете?

- По правде говоря, немного. Но работы продаю, впрочем, не всем и не всегда. Это должен быть серьезный коллекционер, в его коллекции должны быть соответствующие работы. Не продаю перекупщикам, которые дальше будут перепродавать их с коммерческой целью.

- В этом году, вероятно, впервые ваша выставка будет проходить без толпы, потому что обычно собираются полные залы, и в коридорах люди стоят. Огорчает ли вас этот нюанс?

- Нет, если честно. Я привык уже к такой аскетичной немного жизни, вне художественных мероприятий. Работаю в мастерской, ко мне постоянно заходят и друзья, и поклонники, и студенты, но сам я редко куда-то хожу, имею в виду выставки, собрания, творческие советы... Не веду общественной жизни. Единственное, переживаю немного, чтобы потом не говорили, что кого-то специально на открытие выставки не пригласили, там же вход ограничен из-за коронавируса. Но на этот раз приглашает Союз художников, не я. Поэтому прошу не сердиться, ведь даже мои родные не будут присутствовать.

К СВОЕЙ ВЕРШИНЕ Я ЕЩЕ ИДУ

В зале с "классическим Микитой" – то есть, работами из фондов музея Бокшая - одни из самых известных работ художника. Здесь и "Ягнятко" (историю создания этой картины два года назад Владимир Микита рассказал мне эксклюзивно для Укринформа (о том, как дед с овцами ему приснился, а потом художник случайно встретил такой же типаж в верховинском селе Ричка в Межгорском районе, написал портрет, а позже поддерживал того пастуха всю жизнь), и работа о закарпатских заробитчанах, вечно гонимых мирами в поисках лучшей жизни, – “В чужині”. В центре экспозиции – портрет Федора Манайло. Спрашиваю, мол, почему именно его из корифеев Закарпатской школы выбрал для выставки в честь своего 90-летия?

- Он самым близким мне по духу был – в любви к народному искусству, – говорит Владимир Микита, – наверное, поэтому. Это своего рода благодарность учителю.

Завершаем экскурсию и я прошу сделать селфи на память - фотографируемся с мастером возле работы, которая в свое время сделала его известным в культурных кругах на 15 стран-республик тогдашнего Советского Союза (она экспонировалась на Всесоюзной выставке в Москве и была выкуплена Третьяковской галерее, а художник потом правдами-неправдами перевез эту работу в Ужгород, чтобы ее показывали здесь, в музее Бокшая).

- Сколько раз ко мне подходили художники из других стран, и знакомясь, жали руку и говорили: это вы и есть тот художник, который написал "За щастя онука"? - вспоминает с гордостью Микита. – Эту композицию я создал после групповой поездки в Ричку, тогда еще были Шепа, Герц (закарпатские художники). По вечерам мы ходили в клуб на танцы, но я там наблюдал, как люди ведут себя на танцах, как танцуют, какие манеры. И сразу же некоторые зарисовки делал. Наблюдал ситуацию, изучал психологию: кто как из парней девушек на танец подбирает, а кто уже немного навеселе – его усаживают, чтобы отдохнул. Как неместные пришли - русские, они, в отличие от горцев, которые в гунях (тогда, в 1972 году, на танцы еще ходили в гунях) – в фуфайках. Как в стороне молодежь, которая не танцует, обсуждает последние новости или кто с кем танцует, как дети со стороны смотрят на танцующих старших....

И потом на основе этих зарисовок пришла мысль создать эту композицию – "За щастя онука" хотелось передать дух и стиль того танца верховинского – где все вертится, как в жизни.

СИНИЙ - ЦВЕТ НЕ ТОЛЬКО НЕБА, ЭТО ЦВЕТ НАШИХ ГОР!

В других залах, с модерными картинами, художник объясняет, как они рождаются. Сначала – в воображении, а затем - на бумаге.

- Мне нужен импульс, а дальше в мыслях начинает рождаться образ. Дальше вся работа - это импровизация, раскрутка первой идеи или того импульса. Вот, например, работа "Я новатор" – размышления о том, что все мы, творческие люди, хотим сказать свое слово в искусстве, оставить свой след, а на самом деле – это лишь капля в море. (На картине книга с надписью "Я новатор" тонет в воде). Или вот работа "Кінець соцреалізму" – одна из сделанных в любимой мной технике коллажа. На картине – распятое на кресте скомканное полотно, написанное в реалистическом стиле. Или вот абстракция "Під сонцем" – одна из работ, в которой развиваю тему, выписанную когда-то в работе "Вік Антихриста". Это картина о том хаосе, который сегодня творится в мире под солнцем, обратите внимание, он во всем: от политики, экономики, искусства до сферы здравоохранения. И даже в человеческих душах беспорядок и беспокойство. Очень, очень тяжелое время! И мне очень тяжело в нем, но я стараюсь найти силы и творить. Живопись – моя майбульша (наибольшая – диал.) радость в этом мире, – говорит Владимир Микита.

Замечаю, что на абстракциях, на которых игра цветов – много синего.

- Да, действительно, один из моих любимых цветов.

- Цвет неба – поэтому? - спрашиваю.

- Синий – цвет не только неба, это цвет наших гор!

- Скучаете по ним? - спрашиваю. (Художник раньше практиковал выезды на пленэры, на этюды, устраивал рабочие поездки с коллегами по духу на Верховину, в горные села, именно там в наблюдениях за бытом горцев родились его самые известные работы. Сейчас в горы не ездит, работает дома).

- Не то слово! - говорит. - Мерещатся мне те вершины порой, много, часто вспоминаю!..

- А своей вершины вы уже достигли? Как-то рассказывали, что все еще идете к ней.

- Ее невозможно достичь при жизни! На каждой своей вершине ты видишь новую, на которую еще необходимо восходить. И идешь дальше. Вот пока идешь - до тех пор и живешь. Как только скажешь себе: вот она, моя вершина – все, дальше движения нет! Это и искусства касается, и вообще, философия жизни такая, - говорит Владимир Микита.

Татьяна Когутич, Ужгород

Фото Сергея Гудака

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-