Платок-оберег: откуда взялся и почему исчез?

Платок-оберег: откуда взялся и почему исчез?

Музейный экспонат
Укринформ
Прямые женские платки-пулки - эксклюзив житомирского Полесья

В Житомирском областном краеведческом музее хранятся платки-пулки, которые были распространены на территории Емильчинского района в конце XIX - начале ХХ века. Аналогов им в Украине больше нигде нет.

Платок с давних времен был неотъемлемым атрибутом замужней женщины и выполнял обереговую функцию, защищая от дурного глаза и злых сил. У нас существует немало обрядов, связанных с этим элементом одежды.

Современные женщины все больше отходят от традиции ношения платка. Практически он сегодня используется во время свадебной церемонии, посещения храмов в отдельных конфессиях, фотосессий или флешмобов в соцсетях ко Дню украинского платка. На смену ему пришли шапки, шляпки, береты.

Надія Борисова
Надежда Борисова

На этот раз Укринформ в проекте «Музейный экспонат» рассказывает историю об эволюции женского головного убора и прямоугольных платках-пулках с житомирского Полесья.

ПЛАТКИ-ПУЛКИ С ОБЕРЕГОВЫМИ ФУНКЦИЯМИ

Старший научный сотрудник отдела этнографии Житомирского областного краеведческого музея Надежда Борисова отмечает, что завязанный платок, воротник, пояс и подол рубашки образуют круг, а наши предки считали его необходимым для защиты человека.

«Платок, как и волосы – это носитель, хранитель энергетики и информации о человеке. В коллекции музея представлены домотканые платки, наметка, а ее изюминкой являются платки-пулки. Они довольно интересные, ведь собраны только в одном районе Житомирской области и больше нигде мы их не встречали. Таких и на территории Украины тоже нет. Во время экспедиций они были обнаружены в селах Осова, Малая Глумча, Сербы, Середы Емильчинского района. Эти платки датируются концом XIX - началом ХХ века, но потом они почему-то были вытеснены. Встречаются старые, а новые, воспроизведенные – нет. Их еще можно увидеть на женщинах во время фестиваля народного творчества «Поліське перевесло» (проводится в пгт Емильчино – авт.)», – рассказывает Надежда.

Впрочем, как и почему в Емильчинском районе появились именно такие платки, неизвестно.

Платок-пулка имеет прямоугольную форму и декорирован орнаментом в двух углах с противоположных сторон. Когда его складывают вдвое, то выглядит так, будто он сформирован из двух частей. Само название происходит от слова «пуловинка» (половинка – авт.) – отсюда и платок-пулка, сформированный из двух половинок.

Такой платок был праздничным головным убором. Его повязывали не под подбородок, а как косынку – за головой. Когда его складывали, то у него было два зуба, которые становились оберегом для женщины. Надежда Борисова говорит, что женщины, проживавшие на Полесье с его лесами, верили в разных мифических существ, а все те лешие, мавки, русалки могли навредить. Поэтому замужняя женщина носила пулку, чтобы уберечь себя, родить много здоровых детей и самой остаться здоровой.

Пулку в основном декорировали геометрическим и геометризованным цветочно-растительным орнаментом. На ней вышиты ромбы - символ плодородия, треугольники - знаки мужского и женского начала, объединенные в ромб, символ Богородицы, грабли, ограда или зубы в качестве преграды, благодаря которой никто не сделает женщине ничего плохого.

Вышитые углы платка украшены бахромой. Она шевелится, когда женщина идет, и, как принято считать, притягивает к себе все плохое, отгоняя его от хозяйки.

Надежда демонстрирует один из платков-пулок: «Вот платок из фабричной ткани, то есть это означает, что женщина была небедной, потому что могла купить такой материал и вышить на нем. Хотя для платка-пулки делали и заготовки (вышитый орнамент – авт.). Этот экспонат приобрели в 1980 году во время экспедиции за 6 рублей, а в то время это была немалая сумма».

ПЛАТОК ПЕРЕВОДИЛ ДЕВУШКУ В СТАТУС ЖЕНЩИНЫ

"Вообще, платок в Украине использовали в различных обрядах. Например, когда провожали в армию или в дорогу, если парни ездили на заработки, то матери привозили платок, на свадьбе платками или рушником перевязывают руки. Кое-где есть традиция прикапывать в могилу платок женщины, если она очень тоскует по умершему мужу», – рассказывает Надежда.

Она говорит, что платок появлялся в жизни женщины на свадьбе, когда его надевали вместо велена (фаты – авт.), и девушку таким образом переводили в статус женщины. На территории житомирского Полесья зафиксирован факт, что до середины XIX века девушке на свадьбе коротко обрезали волосы и надевали платок. Это означало, что она уже должна меньше внимания уделять своей внешности, а больше заниматься хозяйством и рожать детей. Обычай сохранился до сих пор, но в значительно более мягкой форме, когда после свадьбы невесте снимают фату и повязывают платок.

Одним из древнейших женских головных уборов является наметка. Она могла быть из тонкой кисеи, если ткали ее из льна-долгунца. Длина наметки – 5 метров, ширина – 50 сантиметров.

"Наметку довольно интересно вывязывали на голове. У нас на Полесье было два самых популярных способа. Первый – с двумя «ушками», когда ее повязывали вокруг головы, а края, которые раньше декорировались переткаными красными полосами, спускали впереди. Второй способ - наметку повязывали не только с двумя «ушками», но и под подбородок. На вывязывание наметки уходило много времени. Это делали на свадьбе, а затем она становилась праздничным головным убором, например, когда женщина шла в церковь. Наметку использовали до XIX века", – продолжает Надежда Борисова.

Позже в гардеробе женщин появились прямоугольные старосветские платки, которые были повседневными. Их ткали из льна или шерсти и могли декорировать красными полосами по периметру или клеткой. Такие платки вывязывали под подбородком, позади головы или с «рожками». Интересно, что именно «рожки» оберегали женщину от злого глаза и отгоняли чужих мужчин.

В отделе этнографии краеведческого музея констатируют, что наши предки очень серьезно подходили к украшению одежды и бытовых вещей, как, например, рушников или ковров, ведь каждый фрагмент орнамента имел свое значение и функцию. Поэтому люди считали, что все закодированные знаки оберегают, защищают и придают силы. Так и было с женскими платками, и, надеемся, мода на них все-таки будет жить.

Ирина Чирица, Житомир

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-