Виталий Ким, председатель Николаевской ОГА
Создать в судостроении 25 тысяч новых рабочих мест – вполне реально
10.02.2021 16:49

В конце ноября прошлого года Николаевскую область возглавил малоизвестный широкой публике 39-летний местный бизнесмен, депутат Николаевского горсовета Виталий Ким. Несмотря на высокую должность, от мандата не отказался.

Удается ли совмещать депутатскую деятельность с работой председателя облгосадминистрации, останется ли Николаев "городом корабелов", как долго еще ждать николаевцам "японский мост" и существует ли угроза приватизации ГП "Зоря" - "Машпроект"? На все эти и ряд других актуальных для региона вопросов председатель Николаевской ОГА ответил в своем первом интервью Укринформу.

МОЯ ЗАДАЧА - ЧТОБЫ ДЕНЬГИ БЫЛИ У ВСЕХ

- Виталий, до недавнего времени вы были человеком непубличным, расскажите немного о себе. В частности, интересно услышать, почему успешный бизнесмен подался в политику?

- Мой приход в политику обусловлен социальной ответственностью. Так получилось, что в последние годы я наладил свой бизнес и отошел от оперативного управления. У меня освободилось много времени, которое я смог тратить на семью, хобби, собственные дела. Но я понимал, что надо развиваться дальше, ведь у меня есть опыт, силы и соответствующие способности. Думаю, это был эволюционный процесс. Начинал я волонтером в штабе николаевской организации партии «Слуга народа». Впоследствии возглавил этот штаб. На этой работе я многому научился, выполняя задачи разной сложности. Поэтому, когда встал вопрос: кто возглавит область, выбор пал на меня.

Хочу сказать, что Виталий Ким, который впервые пришел в политику, и тот, которого назначили главой области, – это, так сказать, два разных человека. Период моего становления занял примерно два года, за которые я прошел серьезный этап подготовки. На момент назначения я уже хорошо ориентировался в персоналиях, в задачах, понимал, что надо делать для области…

- Какова сегодня продолжительность вашего рабочего дня, хватает ли времени на себя?

- О, сейчас рабочий день у меня такой, каким был у предпринимателя, во времена еще моей молодости – 24/7 (улыбается). Без выходных и праздников.

- А как отнеслась семья к новой должности? У вас трое деток, вероятно, вы уделяете им меньше внимания?

- Семья отнеслась с пониманием. Они ждут, когда у меня будет больше времени, потому что знают, что сейчас тот период, когда надо много работать. И не ради денег...

- А ради чего?

- Понимаете, я предприниматель. Бизнесом начал заниматься еще в школе. Сначала работал экспедитором сельхозпродукции в порты, был таможенным брокером, экспертным оценщиком земель, впоследствии занимался строительным бизнесом, занимал руководящие позиции на нескольких николаевских предприятиях, которые специализируются на международной инвестиционной деятельности и тому подобное. Поэтому я, как никто, хорошо понимаю, что бизнес хорошо работает, когда деньги есть у всех. Нельзя строить, скажем, квартиры, если некому их продать, или держать ресторан, в который никто не ходит. Поэтому моя задача - чтобы деньги были у всех. Для этого необходимо, чтобы открывались новые производства, чтобы сюда приходили инвестиции, чтобы у николаевских предприятий были заказы. Именно этим я сейчас и занимаюсь.

- А когда все же случается свободное время, как его проводите?

- Общаюсь с детьми, с друзьями, занимаюсь кикбоксингом, волейболом, читаю книги.

- Вы хорошо владеете украинским языком, специально этому учились?

- Нет, учил его еще в школе. Я окончил вторую николаевскую гимназию. Своим знанием языка и любовью к чтению я в значительной мере обязан своей учительнице украинского языка и литературы Валентине Владимировне Купцовой. Да, у нас русскоязычный регион, я тоже дома говорю по-русски. Но считаю, что каждый должен знать государственный язык. И это не подлежит никакому сомнению.

- Какие еще языки знаете?

- Русский, английский, немного французский, изучал корейский, но не владею им.

- А в Бога верите?

- Да, и на праздники хожу в церковь.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ НЕОБХОДИМО НАЧИНАТЬ С МАЛЫХ СУДОВ

- С чего начали свою деятельность в ОГА?

- Я пришел не сам, у нас уже была команда, которая понимала, что надо делать для области, какие цели перед нами стоят. Я первым делом разобрался в структуре управления, проанализировал кадровый потенциал, определился с людьми, которые будут решать поставленные задачи, со сроками. На данный момент занимаюсь привлечением финансовых ресурсов.

- Знаю, что у вас есть инвестиционные проекты, над которыми предметно работаете? Поделитесь наиболее интересными.

- Проекты есть, их немало. Сейчас мы разрабатываем пакеты предложений для реальных инвесторов, то есть, не для тех, кто хочет просто заработать, а для тех, кто действительно хочет инвестировать в нашу область. Это длительный процесс. Переговоры идут со многими компаниями. Это и морехозяйственный комплекс, и военно-промышленная сфера, и многое другое. Но я не хочу сейчас говорить более конкретно, поскольку работа еще не завершена. Вот, если сюда при моем содействии придет первый инвестор, тогда и будем говорить. А я хочу, чтобы таких было много. Но это не быстрый процесс, если начинать новый проект с нуля, то на это уйдет минимум год. Но если параллельно запустить несколько таких проектов, дальше это сработает как снежная лавина.

Очень много делает в этом направлении президент Украины Владимир Зеленский. Это, скажем, переговоры с Турцией о размещении заказов на предприятиях области, в том числе и на госпредприятии "Зоря" - "Машпроект". Есть наработки относительно размещения на нашей территории новой военной базы, инвестиций в николаевский аэропорт, портовую индустрию, агропромышленный комплекс и т.д.

- Президент Зеленский во время своей поездки в нашу область выразил надежду, что вскоре к Николаеву вернется слава «корабельного города». Вы в это верите?

- Конечно, верю. Если говорить о восстановлении судостроения, то необходимо начинать с малых судов, для строительства которых у нас есть все возможности. Потому что замахнуться, скажем, на "Паномаксы" сегодня нереально. Ведь у нас нет для этого соответствующих условий. Например, даже зайти такому большому судну на ГП «Николаевский судостроительный завод» пока невозможно из-за недостаточных глубин.

- Во время презентации стратегии развития Николаевской области прозвучало, что в ближайшие 5 лет в судостроении будет создано до 25 тысяч новых рабочих мест. По вашему мнению, насколько это реально и зачем это надо сделать?

- Это реально. Сейчас мы над этим работаем. Прежде всего, речь идет о государственных оборонных заказах для наших судостроительных заводов. Но не только, потому что заказы могут быть разные – как частные, так и государственные. Сегодня эта тенденция очень четко прослеживается на таких судостроительных заводах, как «Нибулон», «Океан».

- Недавно появилась информация о том, что принято решение о демилитаризации крейсера «Украина», который уже 30 лет стоит у причальной стенки. Якобы получено принципиальное согласие и относительно размещения в нем музея. Это действительно так?

- Сегодня между нами, Кабмином и Укроборонпромом продолжаются переговоры относительно демилитаризации и создания на базе этого крейсера музея. На данный момент определяются технические задачи для конструкторского бюро относительно этих работ. Я лично разговаривал с гендиректором ГК «Укроборонпром» Юрием Гусевым, убеждал его, и он дал пока устное обещание, что прислушается к нашему предложению. Сейчас он свое слово держит. Однако здесь требуется комплексное решение целого ряда инстанций, поэтому надо немного подождать.

- Если решение о музее все-таки станет реальностью, что это даст Николаеву?

Крейсер-музей станет одним из магнитов, которые позволят привлечь сюда иностранных туристов

- Мы проанализировали ситуацию и видим: ежегодно Николаевская область становится транзитным регионом для сотен тысяч туристов. Однако большинство из них у нас не останавливаются, а направляются в соседние области. Поэтому крейсер-музей станет одним из туристических магнитов, которые позволят привлечь сюда туристов, в том числе и иностранных. Туристическая отрасль у нас определена как одно из приоритетных направлений в развитии области.

"ЯПОНСКОМУ МОСТУ" - БЫТЬ!

- Специалисты уверены, что в ближайшие годы в николаевских портах реально увеличить объемы перевалки грузов на 50% – до 60 млн тонн. Но вместе с тем эта деятельность негативно влияет на экологию и уничтожает инфраструктуру, прежде всего дороги. Порты зарабатывают, а николаевцы пожинают негативные последствия от их деятельности. Что с этим делать?

- Сейчас этот вопрос решается на государственном уровне, и в этот процесс активно вовлечены наши народные депутаты. В частности, речь идет о том, чтобы определенный процент портовых сборов оставался на местном уровне для реализации соответствующих инфраструктурных проектов. Кроме того, на сегодня у нас уже есть бюджет на строительство объездной дороги, которая пройдет через Витовский и Корабельный районы и разгрузит городские дороги. На ее строительство уже выделены средства, проводится тендер.

Следующее. Я думаю, что у нас таки начнется строительство так называемого «японского моста», о котором мы уже много лет слышим. Сейчас появилась юридическая возможность начать этот проект, в декабре 2021 года планируется непосредственный старт этой работы.

- Нам обещали в этом году более чем вдвое увеличить финансирование на ремонт дорог из госбюджета? Так ли это?

Работаем над созданием «Агентства развития дорог», которого до сих пор в области не было

- Да, нам выделили больше средств. Если в прошлом году мы капитально отремонтировали и построили около 180 км дорог, то в этом году будет где-то 300 км. Прежде всего, речь идет о дорогах, которые ведут к морю и на популярные туристические объекты, в частности, Национальный заповедник «Ольвия». А также автодороги Р-55 и Р-75, которые проходят в районе Первомайска и Вознесенска.

Кроме того, сегодня ОТГ также занимаются ремонтом дорог, которые пролегают через их населенные пункты. Ведь они в этом заинтересованы и имеют право распоряжаться своими средствами благодаря процессу децентрализации.

Также сейчас мы работаем над созданием «Агентства развития дорог», которого до сих пор в области не было.

- Доходная часть нынешнего бюджета области меньше, чем в прошлом году, в частности из-за коронакризиса. Какие потенциальные возможности вы видите для расширения источников поступлений?

- Это можно сделать только путем увеличения налоговых поступлений. Прежде всего, это касается предприятий, которые не зарегистрированы, но работают на территории области, а также новых. Есть еще и те, кто не хочет платить налоги. Сейчас проведен анализ этих предприятий, мы будем с ними работать. Хочу отметить, что не существует инструментов, которые бы позволили увеличить налоги за год, скажем, вдвое. Это невозможно. Но повысить на 5-10% - вполне реально.

- По вашим ощущениям, каков на сегодня уровень тенизации экономики в Николаевской области?

- Где-то примерно 30%, но это лишь мое предположение. Наша задача – создавать условия, чтобы люди хотели платить налоги, чтобы они понимали, что эти деньги в итоге возвращаются к ним. Это большой комплексный вопрос, к которому привлечены государственные, правоохранительные органы.

НЕ ПРИВАТИЗАЦИЯ, А ОПТИМИЗАЦИЯ

- ГП "Зоря" – "Машпроект" - одно из бюджетообразующих предприятий области, там работает более 10 тысяч николаевцев. На данный момент оно реорганизуется и должно стать головным предприятием холдинга «Морские системы». По городу снова поползли слухи, что это шаг к приватизации. Что вам об этом известно?

- Нет, у меня нет никакой информации о приватизации. Там происходит реорганизация в рамках ГК "Укроборонпром", к которому оно относится. Речь идет об оптимизации мощностей, которая должна привести к тому, что завод будет эффективнее работать и станет более конкурентоспособным.

- А это может произойти вследствие массового сокращения работников? Ведь именно этого люди боятся больше всего.

Если удастся реализовать планы государства, на «Зоре» будут создаваться новые рабочие места

- Это вопрос к руководству предприятия. Я не имею права влиять на этот процесс, потому что это хозяйственная деятельность. Конечно, я не хочу, чтобы сокращались рабочие места, потому что это, кроме всего прочего, еще и налоги. Но завод должен быть прибыльным. Насколько мне известно, в отношении этого предприятия у государства большие планы. Если их удастся реализовать, то, наоборот, там будут создаваться новые рабочие места. Вообще, насчет "Зори" у меня оптимистичные прогнозы.

- Еще одно бюджетообразующее предприятие - Николаевский глиноземный завод - снова оказалось в центре внимания из-за экологических проблем, в частности, отходов красного шлама, которые загрязняют все вокруг. Как решить этот вопрос?

- Да, эта проблема есть, она давняя. Но немало сделано и для ее решения самим предприятием. С экономической точки зрения, вывозить этот шлам нецелесообразно. На предприятии работает 4,5 тысячи человек, а это рабочие места, налоги. Поэтому подходить к решению этого вопроса необходимо очень взвешенно. Мы этим занимаемся.

- Какие приоритеты в области АПК вы на данный момент ставите?

- Прежде всего, орошение. Для нашей засушливой местности - это приоритетное направление, особенно, учитывая глобальные климатические изменения. Сейчас эта проблема стоит в разрезе продовольственной безопасности государства. Поэтому мы будем расширять поливные площади.

Что касается других направлений, то сейчас мы налаживаем коммуникацию с фермерами. В ближайшее время будет проведен большой агрофорум с участием профильного министра Романа Лещенко, мы обсудим наиболее актуальные проблемы отрасли. Это, в частности, возможность привлечения дешевых средств, участие в лизинговых программах, вопросы безопасности и так далее.

МЫ С ГОРОДСКИМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ НЕ ВОЮЕМ, А РАБОТАЕМ НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Что касается тарифных протестов... Они продолжаются по всей Украине, Николаевская область – не исключение. На прошлой неделе жители 30-километровой зоны Южноукраинской АЭС перекрывали трассу с требованием снизить стоимость электроэнергии. Каким видите решение комплекса тарифных вопросов?

- Через прозрачный рынок. Насчет газа этот вопрос уже решен. Открыт рынок, который лишает монополии поставщиков газа. Другое дело, готовы ли люди выбирать себе выгодных поставщиков. Проблема в том, что мы хотим, чтобы за нас все сделали другие. Например, летом можно было заключить договор и приобрести газ по 4,5 гривни за кубометр. Но этим воспользовалось немного людей.

Сейчас, когда стало известно, что на два месяца установлена фиксированная цена на газ, люди перестали интересоваться переходом к другим поставщикам, но вскоре эта проблема снова станет актуальной. Поэтому надо доносить до населения, что это необходимо делать. Сегодня наша область занимает первые места в Украине по разъяснительной работе относительно тарифов. Также депутаты областного совета обратились к Кабмину с просьбой восстановить льготы на электроэнергию для населения в 30-километровой зоне АЭС. Этот вопрос на стадии решения. Хочу обратиться к людям и сказать: научитесь заботиться о себе заранее.

- Хотя времени мало, но не можем обойти проблемы медицинской отрасли, в частности, коронавирус.

- На областном уровне вопросы относительно борьбы с коронавирусом хорошо отработаны. Мы за последние месяцы многое сделали. На сегодня больницы обеспечены необходимым количеством койко-мест, более 80% из которых подключены к кислороду. Есть все необходимое оборудование. Если возникают какие-то локальные вопросы - решаем. Как видим из статистики, коронавирус сейчас отступает, начинает работать иммунитет, будут вакцины. Но мы с этой проблемой будем жить каждый год в период сезонных обострений. Поэтому должны к этому приспособиться.

На данный момент мы работаем над более широкой проблематикой. Например, над привлечением медиков в наш регион, в том числе и через программу предоставления жилья, занимаемся ремонтом больниц, обучением медиков и т.п. Это очень большой комплекс вопросов, однако будем их решать.

- Вы остаетесь депутатом Николаевского горсовета и вынуждены тратить время на участие в заседаниях постоянных комиссий, сессий. Вам это не мешает?

- Нет, наоборот, помогает. Да, это дополнительная нагрузка, но я считаю, что она необходима. Ведь таким образом мы координируем действия городской и областной властей. И что особенно важно – сейчас глава области и мэр не воюют, как это было раньше, а работают вместе на общий результат, который вы увидите чуть позже.

Сейчас как раз то время, когда мы все должны перестать ссориться, выяснять отношения и, независимо от партийной принадлежности, работать на развитие области. Сегодня у нас есть понимание с депутатами разных уровней. Поэтому я бросил все силы, чтобы использовать эту возможность для обеспечения скорейшей реализации целого ряда проектов, которые сделают жизнь жителей нашей области лучше.

Алла Мирошниченко, Николаев

Фото автора и предоставлены пресс-службой ОГА

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-