В гостях у ромов: Платья на вес золота

В гостях у ромов: Платья на вес золота

Репортаж
Укринформ
О моде и традициях женщин из табора самых богатых ромов Украины

На Закарпатье много ромов. По сравнению с другими регионами страны – больше всего: здесь проживает более 100 тысяч представителей этой национальности. Компактные поселения, или таборы, есть в каждом городе или районе. Но среди всех выделяются подвиноградовские и королевские. Королево и Подвиноградов - села Виноградовского района под румынской границей, в подвиноградовском поселении проживает 3 тысячи ромов.

Выделяются прежде всего одеждой: вы никогда не увидите здесь женщину в джинсах или спортивных штанах – они всегда в цветных пышных платьях, обшитых лентами, пайетками или стразами. Тучные или миниатюрные, женщины в этих платьях всегда выделяются в толпе. Когда они идут по улице и на юбках покачиваются эти сотни складок-волн – это просто завораживает! Ну и всегда интересно: почему этих женщин не касается прогресс и они не переодеваются в современную одежду, а ходят в традиционной?

ЧУЖАКОВ ЗДЕСЬ НЕ ЛЮБЯТ

На днях представилась возможность об этом узнать. Нам удалось попасть в Подвиноградов, где общественный активист Давид Богар рассказал о традиционной одежде местных ромов. Оказывается, таких действительно больше нет в Украине, да и среди зарубежных ромов они выделяются придирчивостью и уважением к традициям. Женщины и их платья тут действительно – на вес золота (и в том смысле, что очень дорогие – стоимость измеряется в тысячах долларов, и в том, что именно женщины передают традиции рода).

В подвиноградовское поселение ромов попасть непросто, об этом на Закарпатье знает каждый журналист – впрочем, каждый бы хотел побывать здесь и привезти репортаж. Дело в том, что Подвиноградовское поселение известно как "закарпатская Конча-Заспа", здесь живут самые богатые ромы Украины: большие имения, комнаты которых облицованы белым мрамором и позолотой, дворы с ландшафтным дизайном и фонтанами... Конечно, людей интересует этот парадокс: откуда у ромов, которых по стереотипу у нас считают бедными, такое изобилие!

Но ведь в Украине никто не любит, когда его спрашивают об источнике доходов, не так ли? Не любят и подвиноградовские ромы – поэтому приходится некоторое время убеждать юриста, председателя местного правового центра для ромов и благотворительного фонда "Ромы Виноградовского района" Давида Богара (кстати, представителя одного из древних и уважаемых родов в поселении) помочь нам сделать репортаж в Подвиноградове.

Давид Богар
Давид Богар

Собственно, цепляюсь за его фразу: "У нас люди не любят, когда их расспрашивают о домах и дорогой мебели, поэтому будет трудно найти кого-нибудь, кто бы вас захотел принять, ну, разве что я вам покажу платье моей жены и дочери и расскажу о них". Так мы и оказались в Подвиноградове.

"ПРОХОДИТЕ, МЫ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ВЫСТАВКУ!"

Приезжаем в поселение утром. На улицах еще немного людей, дети доедают свои завтраки и не высыпали толпами на улицы. Кое-где у ворот на стульчиках сидят женщины - в широких юбках, о которых мне так хочется узнать больше. Немного погодя увижу девочек, которые держат за руку малышей, - тоже в широких юбках в складку. Удивляюсь сперва (я все-таки считала, что это – парадная одежда и дома ее не носят). Как оказалось, нет. Это и домашняя одежда тоже – такие же пышные большие юбки (разве что не так густо расшитые блестками и лентами) носят и дома, в них готовят еду и занимаются детьми.

В имении Давида Богара нас встречает его жена Катя. Знакомимся, говорю в шутку, что приехали делать репортаж о ее и дочерином гардеробе.

- А, да, проходите, мы для вас приготовили выставку, – говорит молодая женщина и проводит в дом для гостей.

Заходим. Здесь, среди мрамора и позолоты, нас действительно ждет выставка платьев. Манекены на подставках, расположенные полукругом, на них - десяток платьев Кати и ее старшей дочери, которую зовут Принцесса. Кате 25 лет, Принцессе – 11. Здесь принято, что девочки очень рано выходят замуж, поэтому для нее самое время собирать приданое.

По дороге Катя успевает рассказать, что это праздничные платья, их надевают на свадьбы, крестины или юбилеи. Бывает так, что на одном праздновании женщина успевает сменить и два наряда - чтобы успеть все свое добро показать другим.

Для них с дочкой эти платья шили на заказ в киевском ателье. Фасоны, цвет, отделку, как правило, ромки придумывают сами – идеи ищут в Интернете.

А вот домашние платья шьют самостоятельно либо у местных мастериц, либо в Виноградове. Сами юбки можно пошить или купить на местном базаре, а уже обшивать их лентами или пайетками-стразами – у знакомой швеи или самой вручную.

Так же и уход за платьями требует придирчивости. Стирать это все можно только вручную, и самой же приходится пришивать, если отделка где-то зацепится и оторвется.

Через несколько минут приходит Давид Богар, мы начинаем разговор, а Катя идет готовить кофе и чай, и как бы между прочим говорит, что, мол, пойду переоденусь из домашнего.

"ХОЧУ СОЗДАТЬ МУЗЕЙ РОМСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Мы начинаем разговор, собственно, с того, что у Давида Богара есть идея создать музей традиционной ромской одежды – здесь, в Подвиноградове, или в городе Виноградов.

- Если бы Министерство культуры посодействовало нам, мы могли бы создать музей ромской культуры. Я сам предоставил бы экспонаты для него - эти же платья. Так ромы становились бы более открытыми, и о нас люди знали бы также как о народе, у которого есть своя культура, которую он сохраняет и продолжает традиции, – говорит Давид Богар. - Мы готовы предоставить материалы и содействовать наполнению музея, я бы и сам выделил помещение. Готов с душой в это вложиться.

Почему это интересно? Ромская нация очень древняя, однако наши давние традиции, мы видим, угасают на глазах. Посмотрите: сейчас из всех ромов Закарпатья, а таборы по всей области, только в Подвиноградове и Королево ромские женщины еще носят традиционную одежду. На всех остальных территориях - уже давно нет. Перестали еще в 50-х годах прошлого столетия. И это печально.

Именно поэтому нам очень важно это сохранить. Вот мне это очень важно!

"ПРЕДСТАВЬТЕ, КАК НА СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИХОДИТ РОМКА В ПЛАТЬЕ!"

Интересуюсь, как же так получилось, что здешние ромы – единственные, кто сохранил традицию так одеваться?

- Дело в прогрессе и процессе интеграции ромов – вот все из-за него и угасает, - отвечает Давид Богар. - Дело в том, что эти традиции, как ценности, не каждый понимает. Не то что вне ромской общины, но даже сами ромы!

Я сам занимаюсь интеграцией ромов, общественная организация, правовой центр, которые я возглавляю, содействуют этому. Но мы стараемся так интегрировать ромов в общество, чтобы эти ценности не потерялись. Чтобы все было на своих местах – и чтобы работа была, и традиции сохранялись тоже.

Два года назад впервые удалось устроить на официальную работу женщину из поселка – на консервный завод в Нежине.

- Ого, так далеко! Неужели здесь, дома, так трудно найти работу?

- Ее всегда трудно найти ромам. А в случае с женщинами мы сталкиваемся еще и с дискриминацией: современный работодатель не очень хочет, чтобы женщины работали у них в традиционных платьях. Так вот, с директором того завода мы договорились, что женщина будет приходить на территорию в платье, а уже в самом цеху переодеваться.

Факт, что ее приняли, – очень важен. Потому что, когда к тебе на собеседование заходит такая женщина в широком платье до земли – у тебя сразу тысяча мыслей: как она собирается выполнять работу? Поэтому да, на работу нашим женщинам действительно трудно устроиться, – говорит Давид Богар.

ДЕД ИГНАТ, "ШПОРЫ" И ЭРА РОМСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Впрочем, значительное большинство женщин подвиноградовских ромов не ходят на работу. Они занимаются детьми (семьи здесь традиционно многодетные) и домом. Работают мужчины – преимущественно на заработках: ездят на несколько месяцев в Россию, строят и облицовывают имения внутри.

Давид говорит, что в поселении (ромы в Подвиноградове живут уже больше 300 лет, это одно из самых древних на Закарпатье ромских поселений) не принято быть бедным. Кто работает - заработает себе и на хороший дом, и на платье жене и дочкам.

- Когда-то и в Подвиноградове ромы были бедными, они продавали изделия из жести (трубы для водостока, дека) в украинских или мадьярских селах. Но то были очень небольшие заработки. Собственно, дал начало благосостоянию в селе мой дед Игнат после Первой мировой. Он научил наших ромов делать "шпоры" (железные печи – авт.). Здесь поблизости всегда были в селах теплицы, люди начали покупать у наших ромов те шпоры – так и началась эра благосостояния. Один шпор продавали за 50 рублей – это были на то время хорошие деньги. Ну, а потом начались заработки. Сейчас у людей свои бизнесы - у меня, например, несколько магазинов, а еще предприятие, на котором изготавливают гипсовые колонны и другой декор для интерьера.

"У ВАС МОДА НА БРЕНДЫ, А У НАС СВОЯ, РОМСКАЯ"

Наконец в зал возвращаются празднично одетая Катя и ее дочери: старшая Принцесса и младшая Софийка, ей пять. Заходят также мальчики - старшему на вид лет 6, меньшему два. У Кати всего пятеро детей.

Идем рассматривать коллекцию платьев.

Рассказывает Давид, его девочки молча кивают на слова мужа и отца, улыбаются. Он показывает платья. Говорит, что это все выходная одежда старшей дочери и жены – такие наряды девочки начинают носить, когда им исполняется 7 лет. С этого времени родители начинают собирать такой гардероб и для них, не только для жены. Давид рассказывает, что дома эти платья негде складывать в шкафах, для нас на выставку отобрали лучшие и самые дорогие.

- Все эти вещи шили на заказ в Киеве, в студии бальных платьев, с теми швеями мы давно сотрудничаем. Это все ручная работа. Здесь есть платья новые, модные, а есть традиционные, – рассказывает Давид Богар.

Он объясняет, что традиционные они прежде всего по крою. То есть, низ из задней юбки и своеобразного фартука-запаски спереди и блуза с рукавами. Это фактически костюм-тройка: низ, верх и фартук.

- Еще должен быть платок?

- Необязательно, это уже как женщина захочет. У нас даже в церковь не требуют носить платки, – говорит Давид Богар.

Хотя на улице замечаю, что женщины старше 40 лет все в платках, те, кто моложе и девочки - в основном простоволосые.

Спрашиваю у Принцессы, какое из этих платьев ее любимое. Девочка показывает на белое с красными вставками и застенчиво улыбается.

- О, - говорит Богар, - это платье в свое время произвело настоящий фурор среди местных женщин! Это новый фасон, оно имеет вставки из меха белой норки – такого до сих пор здесь еще ни у кого не было!

Спрашиваю, как такую красоту оценивают мужчины. Не секрет, что женщины хорошо одеваются и для того, чтобы привлечь их внимание.

- У вас в обществе мужчины реагируют на бренды – Дольче Габана там, или Валентино поражают. А у нас своя мода. Мы по платью сразу видим: оооо!

- В смысле – хорошая девушка?

- Или ее отец. Или муж. То есть, у них достаточно денег, чтобы дочь или жена выглядели как можно лучше.

- Вам как отцу и мужу, вероятно, приходится тоже справляться – на платья для своей жены и дочери?

Давид улыбается.

– Я справляюсь, - отвечает коротко.

- А вот если, например, ваша Принцесса захочет учиться, пойдет в колледж, а там все девушки ходят в джинсах и футболках...

- Вот если захочет, то будет ходить в университет - но в платье. Она ромка и должна себя защищать. Она не должна этого отрицать. Я такая, какая есть, и принимайте меня такой. И это не плохо, чтобы вы понимали! Просто нужно ломать эти стереотипы, что ромы – это какая-то низшая нация, воруют, не хотят работать... Нет, у нас есть своя культура и традиции. И мы  гордимся этим. Это ромская мода - а почему бы и нет? Это же наша гордость на самом деле.

- Именно поэтому мне и интересно пропагандировать ромскую культуру, - подчеркивает Давид Богар. - Это было бы интересно и для самих ромов, лишь бы они не сторонились своего, не стеснялись и продолжали ромские традиции. Ведь мир становится прекрасным, когда в нем есть разные люди и разные традиции, они открыты и делятся друг с другом, и мы живем мирно вместе в нашем крае.

Татьяна Когутич, Ужгород - Подвиноградов

Фото Сергея Гудака

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-