Украина, “вышитая” из акации, ольхи и индонезийского падука

Украина, “вышитая” из акации, ольхи и индонезийского падука

Укринформ
Крымский татарин, переселенец из Судака, собрал мозаику из 350 тысяч деталей и 12 пород древесины

Несколько дней назад в Ривнэ прошла регистрация нового рекорда Украины – уникального мозаичного панно «Вышитая Украина», ценность которого в том, что оно изготовлено из более 350 тыс. мелких элементов. Автор панно, выполненного из ценных пород деревьев и инкрустированного натуральным янтарем, – крымский татарин, переселенец из Судака Менан Менанов. Укринформ решил поближе познакомиться с творцом «Вышитой Украины» и рассказать, что вдохновляло его на пути к достижению рекорда.

В РИВНЭ ПРИЕХАЛ, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ МОЗАИКОЙ ПО ДЕРЕВУ

Менан Менанов выехал из Судака сразу после оккупации Крыма, ничего не выжидая, ни о чем не сожалея и четко понимая, что «жизни теперь в Крыму не будет».

«Я тогда был свободным, несемейным человеком и мог себе позволить уехать. Родители остались на попечении моих двух сестер. От паспорта российского сразу отказался. Правда, когда последний раз пересекал админграницу с Крымом, на таможне мне сказали: «А почему вы не хотите сделать паспорт российский?» На что я им ответил: «Не хочу принципиально», – рассказывает наш герой.

Он уехал из Крыма не в Мелитополь, где родился, не в Херсонскую область, откуда расстояние до полуострова – ближайшее. Он поехал в Ривнэ, где когда-то, в 1990-х годах, покупал машину и где из всех городов материковой Украины у него осталось больше всего знакомых и друзей, приезжавших потом к нему в гости в Судак.

Вторая причина, по которой он оказался в Ривнэ – природа, лес, деревья.

«Это же город мастеров, лес и другое сырье здесь под ногами, это самое главное. Мне нравится природа здешняя. Я равнодушен к морю, мне больше по душе лес. По крымскому морю не скучаю, я там больше горы любил. А если море – то только в Новом Свете или Меганоме, где чистая вода и нет канализационных стоков».

Как пояснил кримчанин, в Ривнэ он приехал с конкретной целью: заниматься мозаикой по дереву.

При этом образования в даной сфере он не имел, учителей и наставников тоже никогда не было, поэтому до тонкостей мастерства по сей день доходит сам и считает себя в этом деле самоучкой. Единственный опыт в жизни – помощь отцу в столярной мастерской, увлечение рисованием и изготовлением деревянных шкатулок в детстве. Из всего, чем приходилось заниматься в жизни – обслуживание курортников, изготовление вина и многое другое, что обычно практикуют в курортном Крыму, именно работа с деревом его радовала больше всего. И именно мозаика, требовавшая от мастера терпеливого, кропотливого труда и настойчивого характера, стала основным средством существования на новом месте.

С его приездом в Ривнэ на местных рыночках и художественных «развалах» стали появляться новые товары – нарды, шахматы, мебель, деревянная плитка, выполненные по технологии мозаики.

«До сих пор у именитых мастеров челюсти выворачиваются – они понять не могут, как я это делаю без оборудования, без станков с ЧПУ (числовое программное управление - ред.), без лазера. Некоторые, глядя на мою работу, комментировали: «Ты посмотри, какой шпон качественный», принимая его авторскую технологию изготовления мозаичных изделий за подкрашенный тонкий лист дерева», – рассказывает герой.

На одной из ярмарок ривненского фестиваля «Музейні гостини» среди тех, кто заинтересовался его работами, был и мастер, преподававший местным студентам прикладное искусство.

«Я понимаю, говорит он, что это блочная мозаика, но как 200 с лишним элементов у тебя вместились в этом квадрате, я не понимаю». Я объясняю ему, что работаю не штангелем, а под микрометром, который четко регулирует заданные размеры, поэтому они и вмещаются», – рассказывает мастер.

Все недоверчивые восклицания и возгласы удивления относительно его работ подстегивали мастера еще больше. Он воспринимал реакцию людей, как вызов, доказывая и себе, и остальным, что предела совершенства нет и «блоху подковать» может не только сказочный герой Левша, но и конкретный мастер Менан Менанов.

СОБРАТЬ ВСЕ ОРНАМЕНТЫ МИРА

Для того, чтобы совершенствоваться в мастерстве и дальше осваивать выбранную технологию блочной мозаики, наш герой решил осуществить амбициозный проект – создать панно украинской вышивки с использованием ценных пород деревьев.

Почему украинская вышивка? «Потому что мне всегда нравился этот орнамент. И он под мою технологию блочной мозаики больше всего подходит», – объяснил мастер.

По его словам, кроме того, что орнамент вышивки очень выразительный, он лаконично  вписывается в квадратную схему технологии блочной мозаики.

На вопрос, совпадают ли украинские и крымскотатарские мотивы вышивок, Менан вспомнил, как однажды он, демонстрируя свое панно с украинской вышивкой, услышал: «Ты посмотри, какой интересный восточный орнамент».

«Думаю, что, скорее всего, люди говорили так, глядя на меня как на «восточного человека» и соответственно воспринимая мою работу», – отметил крымский татарин.

С другой стороны, считает он, если бы ничего общего не было в крымскотатарском и украинском орнаментах, то и подобного восприятия у людей не было бы.

«У меня вообще иногда есть желание изобразить в панно орнаменты всего мира, найти способ, чтобы их как-то и в чем-то состыковать и объединить», – признался мастер.

ВЫШИВАНКА, В КОТОРОЙ НЕТ ЗЕЛЕНОГО И СИНЕГО ЦВЕТОВ

Итак, зарегистрированное в качестве рекорда панно «Вышитая Украина» изначально было задумано автором, как вызов самому себе, как смелый эксперимент, результаты которого он не прогнозировал. Он думал не о том, получится или не получится, а о том, что делать, чтобы получилось, просчитывал каждую долю миллиметра и искал образец узора, который бы его действительно вдохновлял.

«Я остановился на варианте, где каждый пиксель-элемент имел размер два на два миллиметра. Стал искать в Интернете образцы украинской вышивки. Попался каталог вышиванок авторства Ксении Колодий, основанных на старинных украинских орнаментах. Много чего оттуда почерпнул, но некоторые моменты пришлось менять, потому что в дереве нет таких цветов как в тех вышиванках. Например, нет зеленого и синего цветов, поэтому я брал на основу рисунок и потом изменял его, дополнял своими фишками – и получался практически новый вариант орнамента. Я искал такую модель, которую можно было реализовать в ковре – так я нежно называю свое панно», – рассказывает Менан.

По его словам, в данном проекте основу его мозаики составляют стандартные блоки размером 34 на 34 мм, в каждом из которых – 17 рядов элемента. Размер каждого элемента – 2 на 2 мм. Более того, в рамке панно есть фрагменты по 0,5 мм. Всего экспертами было подсчитано, что панно размером 126 на 126 сантиметров имеет 350 324 мельчайших частицы. Эти данные и стали основанием для регистрации изделия в качестве рекорда.

По словам руководителя Национального реестра рекордов Ланы Ветровой, цифра – более 350 тысяч элементов – свидетельствует о том, что автором проделана колоссальная работа. «Она очень впечатляет – ничего подобного в номинации мозаики в Украине создано не было. Это авторская работа мастера, который взял за основу старинные украинские вышивки, добавляя в образцы свои элементы. Панно инкрустировано натуральным янтарем. Это действительно творческая работа», – прокомментировала Ветрова Укринформу работу Менанова.

Кроме того, считает руководитель Национального реестра рекордов, уникальность мозаичного панно в том, что автор использовал только натуральные материалы, без красителей.

«Никаких красителей, только натуральная древесина 12 пород: мореный дуб, акация, орех, шелковица, падук, черешня, можжевельник, ольха, граб, груша и другие. Панно автор создавал своими руками и ежедневным трудом в течение двух лет», – отметила Ветрова.

Сам автор признается, что не очень доволен «ковром».

«Если честно и положа руку на сердце, в нем есть участки, где маленькие квадратики чуть-чуть танцуют. С другой стороны, у мастеров существует понятие, что ручная работа – не станок, в ней допускается до 19% отклонений, на то она и ручная работа. Это панно, над которым я работал два года, многому меня научило, много секретов открыло. В следующей работе я все это уже учту», – признается Менан.

ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

На вопрос – сколько часов в день в течение двух лет занимало панно – ответил вопросом: «А если просто прокручиваю в голове рисунок, продумываю технологию, как реализовать рисунок – это считается работой?».

«В основном, работал в праздники. Длинные украинские праздники очень подходят для этого – Новый год, Троица, Рождество, в такие дни хорошо работается, но только после обеда, когда пройдет служба. Люди говорили мне: «Свято, не можна працювати». А я отвечал: «Я же не зарабатывать иду, мне нужно творить, а за это Бог не наказывает», – и уезжал в мастерскую. Бывало, расчехляюсь, а за окном уже светает», – объясняет он.

Мастер соглашается, что проблемы монотонности рабочего процесса можно решить, если поставить на конвейер всю ручную работу с помощью учеников, которым были бы интересны секреты и тонкости его ремесла, изобретенные им технологии. Но проблема в том, что молодым людям сегодня это не интересно. Да и сам мастер – не большой любитель организовывать.

«Мне 52 и в своей жизни я еще ни на кого не работал, никогда не имел трудовой книжки и никогда не получал зарплату. Сам себя обеспечивал и другим помогал. Никогда никому не подчинялся и никем не руководил», – объясняет Менан Менанов.

Возможно, он скромничает, потому что одно дело он все-таки организовал.

РИВНЭ И КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ

Приехав в Ривнэ, он зарегистрировался в социальных службах, как переселенец из Крыма. А через некоторое время, это было накануне 18 мая – дня депортации крымских татар из Крыма, он позвонил соцработнику и попросил номера телефонов всех зарегистрированных в городе соотечественников из Крыма.

«Я подумал, что надо бы собрать крымских татар, наверняка они тут есть, может, кому-то помощь нужна, да просто для того, чтобы знать друг друга и общаться. Сотрудница соцуправления, которая меня ставила на учет, не стала давать телефоны других крымских татар, но согласилась позвонить им и передать мою просьбу – собраться 18 мая на площади Шевченко в Ривнэ. Люди пришли, мало, конечно, человек 6-7, но с некоторыми из них я до сих пор поддерживаю отношения», – рассказал крымчанин.

По его словам, часто встречаться с земляками не получается, изредка видятся в мечети, вернее, в здании, приспособленном под мечеть. Как рассказал Менан, у кого-то из крымских татар получилось раскрутить серьезный бизнес в городе, а кто-то, наоборот, вернулся в Крым.

«Редко пересекаемся. Жалко, что не с кем поговорить на родном языке, я свободно разговариваю на украинском и русском, а на крымскотатарском поговорить не с кем», – грустно признался Менан.

Как рассказал наш герой, его родители, как настоящие патриоты крымской земли, пытались вернуться на родину еще в 60-х годах, после выхода в 1967 году указа Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности», который как будто реабилитировал народ, но вернуться в Крым – не позволял.

«Когда вышел этот лоховской указ, что татарам можно ехать в Крым, отец с матерью, а они жили в Ферганской области, взяли два чемодана, сели на мотоцикл и поехали в Крым. Приехали, а им не дают ни работы, ни прописки. Поездили, покрутились, потом  им посоветовали – езжайте в Мелитополь, там почти как в Крыму, и они уехали. В 1968 году в Мелитополе родился я. А в 1992 году родители все-таки вернулись в Крым», – рассказал он.

У нашего героя две дочери: старшая – Лиана – живет в Крыму, преподает танцы, но он хочет ее забрать к себе. Младшей – Амине – всего 4,5 года, она родилась в Ривнэ и уже очень любит рисовать.

ПОСЫЛ АВТОРА «ВЫШИТОЙ УКРАИНЫ»

Спрашиваю победителя – изменилась ли его жизнь после регистрации рекорда Укрины?

«Может и изменится, если удастся продать панно и появится стартовый капитал для начала более грандиозного дела. А пока я по-прежнему все делаю на коленке в своем гараже-мастерской размером три на шесть метров», – ответил Менан.

Он также принимает заказы на мозаику через «сарафанное радио», потому что у него нет своего сайта и просто потому, что не продает свои изделия всем подряд, объясняя, что не хотел бы, чтоб его работы стояли у плохих людей. Он также заказывает через Интернет экзотические породы деревьев и платит по 200 долларов, например, за небольшой брусок индонезийского падука, имеющего оранжевый цвет. Он также стоит и продает на ярмарках свои изделия и слушает комментарии людей: «Ты посмотри, как нарисовано и раскрашено», не подозревающих, что в этот цвет древесину покрасила сама природа.

«Именно поэтому я с торца своих больших изделий размещаю образцы породы деревьев, которые были использованы в этой работе, и лазером вышиваю их названия», – заметил Менан.

На немного высокопарный вопрос: «Какой посыл панно «Вышитая Украина» несет людям?», наш герой ответил так:

«Я начал этим проектом заниматься, имея огромное желание что-то сделать, но не имея возможности из-за отсутствия знаний, опыта и какой-то материальной базы. Однако, начиная с малого, можно достичь очень многого. Например, делаешь вначале совсем маленькую вещь или деталь – она дается с трудом, а дальше смотришь – дело пошло-пошло и привело тебя к более крупному и масштабному. Мой посыл, наверное, такой: делайте, пробуйте – и результат будет обязательно. Самое трудное – это начать, но если есть настойчивость и азарт – результат будет».

Зера Аширова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-