Херсонский

Херсонский "Судмаш" перед приватизацией: уникальные разработки и амбициозные планы

Укринформ
Одно из пяти предлагаемых для приватизации предприятий в Херсонской области выставят на аукцион уже 30 апреля

Уникальные телескопические автоподъемники, разработанные херсонскими конструкторами для подразделений ГСЧС, которые могут спасать жизнь или улучшать ее качество (если речь идет о коммунальных службах), более 6,5 га земли, 11 объектов общей площадью почти 32 тысячи квадратных метров – все это ПАО «Херсонский завод «Судмаш».

Предприятие было основано в 1998 году на базе машиностроительного подразделения Херсонского судостроительного объединения и входило в состав Укроборонпрома, ныне функции управления передали Фонду госимущества.

Это одно из пяти предлагаемых для приватизации предприятий в Херсонской области, его выставят на аукцион 30 апреля. Накануне на предприятие пригласили журналистов, чтобы показать, как говорится, товар лицом и рассказать о приватизации. Вместе с представителями СМИ экскурсию по заводу проводят и для заместителя председателя Фонда госимущества Константина Кошеленко, начальника регионального отделения Фонда Галины Теслюк, председателя ОГА Сергея Козыря, президента Херсонской торгово-промышленной палаты Виктории Остроумовой.

ДЕСЯТЫЙ ЦЕХ: НАШ ОТВЕТ ЗАРУБЕЖНЫМ РАЗРАБОТКАМ

Заходим в «десятый» цех. Собственно, он один из двух, которые есть на предприятии, и единственный, в котором сейчас идет производственный процесс, а название осталось по традиции со времен, когда это было подразделение крупного судостроительного объединения. Именно здесь, а не в админпомещении, решили провести пресс-конференцию, чтобы соблюсти карантинные требования. Обстановка – как на производстве: станки, техника, само помещение – явно из прошлого века, даже плакаты и надписи со времен 1980-х, наверное.

Олег Балабанцев
Олег Балабанцев

Директор завода Олег Балабанцев рассказывает, что предприятие переориентировали, когда поняли: то, что делали для судостроения, никому не нужно (а это более ста наименований, которые перешли в наследство от прошлых времен).

«Это практически вся номенклатура широкого спектра назначения, в том числе и двойного назначения, грубо говоря - все, что есть на палубе корабля. Этот завод такое производил. На данный момент этих товарных запасов полный склад, мы за шесть лет практически реализовали очень мало. Не нужно все это в Украине, хоть ты плачь. Поэтому завод был переориентирован на изготовление гидравлических телескопических автоподъемников и ремонт пожарных автолестниц», – рассказывает он.

Проходим мимо оборудования, возле машин спасателей из разных регионов (Буча, Белая Церковь, Северодонецк, Днипро) – это единственный завод в Украине, который имеет лицензию и фактически проводит ремонтные работы различной сложности пожарных автолестниц, автоподъемников с высотой подъема от 30 до 54 метров.

«Вот, например, автолестница пожарная АД-30 – все ее знают из фильмов. В нашей стране около 200 единиц таких автолестниц. Все они подлежат списанию (согласно предельному сроку эксплуатации). Мы предлагаем капремонт и полное восстановление этих лестниц, подтвердили лицензию на это, у нас у одних в Украине есть такая лицензия. И мы разработали технологию капитального ремонта, которая позволит продлить жизнь такой автолестнице еще на 7 лет. Пожарные автолестницы АД 30(131) 506, АД 30(131) 21 изготавливались во времена СССР в России в городе Торжок, связи все разорваны, а оборудование отработало свой срок эксплуатации, выходит из строя и вообще подлежит списанию. Новая такая лестница стоит от 8 млн, в Украине она не изготавливается, капремонт – до миллиона гривень», – объясняет директор завода. Выгода вроде как очевидна и потребность есть, вопрос лишь в том, что у спасателей нет денег на такие ремонты, даже чтобы загрузить работой завод минимально. Здесь сейчас в месяц могут ремонтировать две автолестницы, поскольку узлы и детали для ремонта тоже изготавливают самостоятельно, их просто негде купить.

Как рассказал директор завода, для производства сейчас нужен только этот цех, остальная территория, объекты на ней – это лишний груз, который приходится обслуживать, охранять.

«У нас вот рабочий цех, все оборудование из другого цеха перенесли сюда. Тот цех мертвый, аварийный, мне его нужно обслуживать, охранять. То, что я писал Укроборонпрому: оставьте один цех», – говорит директор "Судмаша".

Работают здесь 22 человека, 15 – в штате, остальные – по контрактам. Среди специалистов – конструкторы, которые разрабатывают уникальные подъемники, что, как уверяет директор – наш достойный ответ зарубежной продукции.

Специалисты узкопрофильные, очень ценные, убеждает директор. И объясняет: именно поэтому сегодня в цехе не работают, чтобы в условиях коронавируса оградить специалистов от гостей. А так работа длится шесть дней в неделю. Средняя зарплата на предприятии – около 8 тысяч гривень. Говорит, что много людей здесь при нынешних заказах и не нужно. Но молодежь берут. Рассказывает, недавно молодой паренек, который выучился на сварщика, пришел устраиваться на работу. «Я говорю: конечно, берем! То, что ты ничего не умеешь – это понятно, научим. Хотя учить нужно таких специалистов долго. Наши ребята – опытные сварщики – в Польше вон работают сейчас, пусть зарабатывают, конечно», – продолжает экскурсию директор.

Заказов у завода до конца года. Правда, добивает ситуация с коронавирусом, поскольку здесь не только автолестницы для пожарных ремонтируют, но и автоподъемники для коммунальщиков. А сейчас все средства местных бюджетов идут на борьбу с коронавирусом, поэтому тендеры не проводятся.

«Вот наша разработка коммунального 18-метрового подъемника - это наш ответ зарубежной технике, по всем параметрам техническим мы их победили и сделали машину, очень простую в эксплуатации, в обслуживании. Мы покупаем шасси и разрабатываем весь верх. Такая техника очень нужна», – с гордостью говорит директор и хитро смотрит на гостей, которые рассказывают журналистам о перспективах приватизации.

Он показывает вторую модель разработки – она трансформируется в подъемный кран (до тонны), вилочный погрузчик. На каждую новую разработку идет годовая гарантия обслуживания (именно поэтому в условиях продажи завода прописано, что инвестор должен сохранить основной вид деятельности в течение года), да еще и предусмотрено финансирование 200 литров топлива в месяц.

«Это опытные образцы, все с листа. Мы даем топливо, мне нужно, чтобы она показала себя, слабые места. Это новые разработки, аналогов нет», – говорит директор. Он рассказывает, что подобную технику поставляют белорусы, один такой подъемник даже купил Херсон. Однако, как объясняет Олег Балабанцев, есть нюанс: херсонцы в своих разработках отказались от компьютерной системы управления, потому что она разрабатывается в России, в Украине аналогичных разработок нет.

«Я говорю: вот вы купили подъемник, как вы его обслуживать планируете? Никто не знает, что там зашито. Нашу машину можно обслужить просто: главное, чтобы руки не тряслись, глаза видели и была отвертка. Инструкцию читаешь: все написано. Все машины мы делаем по модульному типу, чтобы было удобно и просто наладить экспорт таких машин, отправлять заказчику», – говорит директор.

Монтаж модуля на машину занимает один рабочий день, для этого нужно только два человека.

На эти машины раньше в год проходило от ста тендеров. За позапрошлый год - один, за прошлый год – ни одного, потому что пандемия, денег нет.

«Вот два миллиона стоит (показывает на технику), можно решить вопрос с долгами по зарплате (задолженность – 700 тысяч гривень – авт.). Однако нет тендеров, потому что страна борется с коронавирусом», - рассказывает руководитель завода.

Еще одна разработка «с карандаша» -15-метровый прицепной подъемник ПТП-15, который вообще работает «от розетки 220» и для работы которого требуется всего 2,2 КВт электроэнергии (электрический чайник требует 2,3 КВт). Директор говорит, что это наш ответ финнам, которые давно разрабатывают и изготавливают аналогичные подъемники. На порядок дешевле и ничем не хуже по функционалу. А еще – гораздо проще в обслуживании.

Далее он показывает 40-метровый подъемник ПТ-40П, который, как планируется, делают для херсонских спасателей. Конечно, если они найдут деньги, если нет – то есть уже заинтересованные из других регионов.

«Мы спроектировали телескопический 40-метровый подъемник с вылетом в горизонте 18 метров (аналог есть только в США). Такие подъемники нужны каждому городу с высотками, ведь они позволяют человека забрать с высоты 40 метров. Степень готовности - 80%. Нам не хватает около полумиллиона гривень, чтобы доделать. Это опытный экземпляр, также созданный «с карандаша». Вкладываем средства кредиторки – часть денег по другим контрактам вложили, возвратная финансовая помощь – одолжили. Если здесь все будет стабильно, мы планировали на следующий год заложить изготовление двух таких машин. Две машины – это 16-17 миллионов», - объясняет директор завода.

Он также рассказывает, что на заводе разрабатывают оборудование и для военных. Например, в рамках программы импортозамещения разработаны и изготовлены гидроцилиндры для легкой бронированной техники (БТР, БРДМ). Несколько партий продукции в кооперации с Николаевским и Киевским бронетанковыми заводами установлены на боевую технику, которая участвует в АТО. Качество - по всем высоким стандартам, никакой рекламации. Однако все застыло на госиспытаниях. Для КБ Морозова разработаны и изготовлены гидроамортизаторы для среднебронированной техники. Продукция прошла заводские испытания и будет установлена на новую разработку.

Чем закончится приватизация для завода, его работников, разработок – этот вопрос, конечно, волнует коллектив. Потому что избавиться от груза лишних помещений, неиспользуемой территории - это правильно и по-хозяйски. Но заинтересуют ли нового владельца разработки, профиль предприятия - неизвестно. Спрашиваю, а что будет, если через год новый владелец прекратит ремонт, например, тех же автолестниц для спасателей. Директор разводит руками - ведь они единственные, кто этим занимается сейчас.

НАДЕЖДА НА ИНВЕСТОРА?

В Фонде госимущества говорят, что предприятие действительно с большой историей и с потенциалом. Задача – привлечь профессионального инвестора, который сможет модернизировать его, создать рабочие места, развить бизнес, говорит заместитель председателя ФГИУ Константин Кошеленко.

Спрашиваю, не получится ли так, как еще с одним крупным предприятием, которому также много обещали когда-то «инвесторы» – Херсонским хлопковым комбинатом: на его месте сейчас развалины, нет никакого производства, осталась только «социалка» и админздание (ХХК, кстати, также будет выставляться на аукцион). Константин Кошеленко объясняет, что сейчас уже времена другие, и есть предохранители. «Пожалуй, здесь нужно сказать больше о политике нынешней приватизации – это не та приватизация, которая была в 1990-х, ваучерная, и это не та, которая была в нулевых – олигархическая, когда покупали не за живые деньги, а за инвестиционные обещания, которые затем не выполняли. Сегодня главный предохранитель - это полное раскрытие информации об объекте. Если купил инвестор имущество не за бесценок, а по рыночной цене, а стартовая цена этого предприятия – 67 млн гривень, тогда он уже и дальше будет вкладывать деньги и не будет держать актив до лучших времен, как если бы просто взял за бесценок... Если вложил деньги – нужно заниматься», – говорит заместитель председателя Фонда госимущества.

Передача функций управления заводом Фонду госимущества состоялась, когда Укрооборонпром возглавил бывший руководитель Херсонской ОГА Юрий Гусев. Как прозвучало на пресс-конференции, Укроборонпром давно потерял связи с этим предприятием, только директор сумел продержать завод на подрядах, и это очень хороший актив.

Олег Балабанцев также помогал в подготовке пакета к продаже, поэтому процедура проходила очень быстро, говорит начальница регионального отделения Фонда Галина Теслюк. В ФГИУ ожидают конкуренции: "Судмаш" – это предприятие работающее, ареста нет, кредиторка небольшая.

Совместно с ОГА, с директором, региональное отделение отработало условия, которые включены в продажу: это, во-первых, сохранение основных видов деятельности в течение года, погашение в течение 6 месяцев задолженности по заработной плате, перед бюджетом, просроченной кредиторской задолженности в случае их наличия на дату перехода к покупателю права собственности на пакет акций, финансирование охраны труда, хранение архивных документов.

Поддерживает приватизацию "Судмаша" председатель Херсонской ОГА Сергей Козырь. Он рассказывает, что предприятию нужна реанимация. После этого завода выставят на продажу еще Скадовский морской порт.

А президент Херсонской торгово-промышленной палаты Виктория Остроумова намекнула, что имеет наметки, кто из иностранных инвесторов может зайти на "Судмаш".

Интересно, правда, как вписывается приватизация предприятия, которое производит такие уникальные подъемники, в планы Украины производить высотные подъемники для пожарных автомобилей совместно с Францией.

Напомню, 30 марта о таких намерениях заявил председатель Смешанной украинско-французской комиссии по экономическому сотрудничеству, министр внутренних дел Арсен Аваков во время подписания Протокола о намерениях между ГСЧС и французской компанией Echelles Riffaud, производителем высотных подъемников для пожарных автомобилей.

«К сожалению, Украина не производила и не производит такую технику. Поэтому МВД совместно с французскими партнерами договорились о производстве для украинских спасателей современной пожарной техники», – отметил министр внутренних дел.

Похоже, он не был в Херсоне на "Судмаше".

Ирина Староселец, Херсон

Фото автора и пресс-службы ОГА

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-