Николай Сюсько, руководитель Закарпатского регионального офиса Программы "U-LEAD с Европой"
На Закарпатье только у пятой части тергромад есть стратегии развития
25.05.2021 14:16

Руководитель Закарпатского регионального офиса Программы "U-LEAD с Европой" Николай Сюсько в интервью Укринформу рассказал о прогрессе и проблемах нынешнего этапа реформы децентрализации на Закарпатье. Об историях успеха и трудностях закарпатских тергромад - в нашем материале.

ОПЫТ РАБОТЫ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ГРОМАДЫ

- Скажите, помогает ли в работе по программе "U-LEAD с Европой" на Закарпатье предыдущий ваш опыт в сфере молодежной политики?

- Я действительно активно работал в общественном секторе еще со студенческих лет. Возглавлял научное общество университета, впоследствии основали с товарищами общественную организацию "Пространство молодежи". Это был хороший опыт, ведь именно тогда я понял, что такое проектный менеджмент и как с помощью проекта решать определенную социальную проблему.

Этот опыт впоследствии сильно помог, потому что одно из направлений нашей работы в Программе "U-LEAD с Европой" - помощь в разработке проектов. Я знаю не просто, что это такое с теоретической стороны, у меня есть практический опыт в разработке и реализации проектов, который сейчас сильно мне помогает в работе. В прошлом году получил премию Кабинета министров Украины "За особые достижения молодежи в развитии Украины", именно этой премией отмечена наша совместная с активной молодежью региона работа в 2019 году в направлении реализации молодежных проектов. В частности, нам удалось открыть ряд молодежных центров в Закарпатской области - 8 таких сейчас работает в громадах области.

Другой ценный опыт, который также играет важную роль в моей работе - в Ужгородском городском совете прошлого созыва я был самым молодым депутатом. Это помогло мне на практике понять, как работает местное самоуправление изнутри, я готовил запросы, обращения, проекты решений, некоторые из них впоследствии были приняты.

- Этакое понимание кухни изнутри?

- Да, и сейчас, когда звонят к нам из громад с узкопрофильными вопросами относительно работы местного совета, я могу оказать экспертную поддержку, помочь советом. Практический опыт очень важен, и я рад, что могу им делиться с нашими громадами.

- В частности, одной из ваших инициатив был общественный бюджет в Ужгороде?

- Да, это была моя инициатива, я увидел, как это работает в Польше лет 5 назад. Тогда об общественном бюджете никто не знал в Ужгороде, и я рад, что удалось добиться, чтобы это заработало (у меня год времени заняли только переговоры со стейкхолдерами о том, почему это важно и почему Ужгород должен использовать такой инструмент). Так мы стали четвертым городом в Украине, где заработал общественный бюджет. В целом этот проект уже действует три года, за это время было реализовано немало идей в сфере образования, культуры и спорта: открыты детские, спортивные площадки, центр для учителей иностранного языка и ряд других важных проектов.

- В каких-то еще тергромадах на Закарпатье, кроме Ужгорода, сейчас есть что-то подобное?

- Да. Например Мукачево, Перечин и Тячев - там есть общественный бюджет, действует механизм электронных петиций. Также интересна в этом смысле Баранинская ТГ, где проводили питчинг молодежных проектов (победу одержали интересные проекты - от очистки пруда до прокладки туристического маршрута или издания стратегии развития громады).

НА ЗАКАРПАТЬЕ ГРОМАДЫ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНИЛИСЬ ТРИ ГОДА НАЗАД, МОЖНО СЧИТАТЬ ЭТАЛОННЫМИ

- На Закарпатье сегодня 64 громады, из них семь работают в таком формате уже несколько лет. Можно ли сказать, что дела у них сейчас обстоят лучше на фоне остальных? Являются ли они эталонными?

- Да, можно говорить, что уровень любой из этих семи громад намного выше по многим параметрам, если сравнивать с тергромадами, которые образовались в 2021-м. Хотя есть определенные исключения - например, Береговская ТГ. Город Берегово был городом областного значения, то есть они и так существовали в тех условиях, что и сейчас в формате тергромады. Так же можно сказать и о Чопе: они просто увеличили аппарат и присоединили дополнительные села. Ну, а если сравнивать с вновь образованными сельскими громадами - то да, здесь разница чувствуется.

- Они должны догонять?

- Да, конечно. Им нужно выстраивать все эти процессы - структуры, штаты, иметь специалистов, которые умеют правильно все это делать, приобретать новый опыт, налаживать систему предоставления качественных услуг. Фактически с теми семью громадами, которые объединились ранее, мы над этим работали три года - мы организовывали поездки по Украине и за рубеж, показывали лучшие практики для заимствования опыта, провели много тренингов и консультаций. Это дало результат. Радует также то, что они инициативные. В частности, интересным примером является Вильховецкая громада - они сейчас начинают реставрацию синагоги, нашли поддержку выходца из Вильховцов в Америке, он вкладывает средства в реставрацию, там будет музей, открыли Молодежный хаб и готовятся к открытию бизнес-центра в громаде. Здесь активно работают над развитием культуры, молодежной политики и бизнеса, а не только над такими базовыми вещами как ЦПАУ, дороги, образование и медицина.

- Есть ли между такими "эталонными" громадами и теми, кому нужно догонять, какое-то сотрудничество?

- Такое сотрудничество постоянно происходит, но оно не формализованное. Она идет на уровне председателей - когда один к другому приходит, советуется, смотрит, как построена работа у соседей и как это лучше сделать у себя. Мы проводили уже ряд консультаций между различными громадами, например, в Мукачевском районе несколько громад думают о том, чтобы создать совместный центр первичной медико-санитарной помощи. Нет смысла делать каждому в отдельности, когда можно сделать один общий - так будет качественнее и выгоднее для всех. Идет работа и между Свалявской и Нелипинской громадами относительно того, чтобы обе пользовались одним ЦПАУ. Также громады думают о сотрудничестве в образовательном, медицинском направлении.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЗАКАРПАТЬЕ ПАСЕТ ЗАДНИХ

- Мы на Закарпатье сейчас на одном из последних мест в Украине в сфере межмуниципального сотрудничества по количеству заключенных договоров. В Закарпатской области на сегодня 5 зарегистрированных договоров о межмуниципальном сотрудничестве.

Интересен договор между Полянской ТГ и соседними громадами из трех районов относительно строительства мусороперерабатывающего завода. Это несколько сел из бывшего Перечинского, Великоберезнянского, Свалявского и Межгорского районов.

А еще в минувшие выходные состоялось подписание межмуниципального договора, которое инициировала Ясинянская тергромада, - у них была идея попробовать наладить лучшие отношения между гуцульскими громадами, и они предложили 14 гуцульским громадам подписать соглашение о сотрудничестве. На Закарпатье из этого перечня всего три громады, все остальные - это Ивано-Франковская и Черновицкая области. В Ясине разработали проект договора, организовали круглый стол, поговорили об инициативе с коллегами и уже сейчас подписали его. Он интересен тем, что это договор, который способствует развитию туризма в этих гуцульских громадах, секторов креативных индустрий в них и сохранению традиций и ремесел. Одна из первых инициатив - о разработке веб-ресурса, на котором будет рекламироваться Гуцульщина. Вот в Рахове есть фестиваль брындзи, Музей брындзи, Музей резьбы и т.д. На этом ресурсе это все будет видно для туристов, которые приезжают в этот регион. Замечу, что подписанию договора предшествовали круглые столы, которые организовали Закарпатский РО и Ивано-Франковский РО для обсуждения развития туризма на горных территориях и возможностей межмуниципального сотрудничества гуцульских громад. Команды региональных офисов оказали гражданам консультативную и экспертную поддержку во время заключения договора о сотрудничестве.

ИСТОРИИ УСПЕХА ГРОМАД: ЦПАУ, ПИТЧИНГ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ И БИЗНЕС-ФОРУМ

- Три истории успеха закарпатских громад - расскажите о них. Чем мы сейчас можем гордиться на общеукраинском уровне?

- Истории успеха есть в каждой громаде, на самом деле, и их много. Но есть одна, объединяющая несколько громад - это история о предоставлении качественных админуслуг и создании ЦПАУ. Фактически в каждой громаде из тех, что образовались до 2021 года, есть ЦПАУ. Это качественные офисы, где работают по новым подходам. Поэтому это история успеха, которая вдохновляет другие громады двигаться в подобном направлении. Я знаю, что представители сельских и городских советов сейчас по очереди организовывают визиты в эти громады, чтобы посмотреть на их ЦПАУ и перенять опыт.

Также я бы выделил как историю успеха то, что в четырех громадах Закарпатья проводят питчинг молодежных проектов при поддержке Британского совета. Такие питчинги были организованы в Тячевской, Каменской, Баранинской тергромадах и в городе Ужгород. Интересны они тем, что в рамках этого конкурса громады привлекли дополнительное финансирование от Британского совета, остальное дофинансировали из своего бюджета - и им удалось внедрить интересные проекты. В Баранинской громаде, в частности, было подано более 20 заявок!

Ну и еще я бы отметил Перечинскую ОТГ, а именно - их работу в направлении развития громады. Что я имею в виду? Сначала мы помогли им разработать стратегию развития и инвестиционный паспорт громады, позже - провести бизнес-форум (они даже нескольких инвесторов привлекли после этого, параллельно с этим они активно развивают туризм, занимаются проектным менеджментом. Есть результат. Интересен их опыт в трансграничном сотрудничестве, здесь два проекта выиграли, - один уже заканчивают реализовывать, другой начинают летом. Эти проекты касаются улучшения работы местного музея.

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГРОМАДЫ ОБЪЕДИНЯЕТ

- Из всех 64 громад - сколько у нас отстают в развитии? И как вы им помогаете?

- После выборов прошлого года (ноябрь 2020 - январь 2021) был самый трудный период для работы офиса, потому что мы реализовывали такую инициативу как "первые шаги громад". Это были методические рекомендации и обучение - финансовый блок, кадры, проведение первых сессий... 60-90 участников было на каждом из учений. Мы охватили почти все громады, не участвовали разве что некоторые из тех семи громад, которые уже существуют несколько лет в области.

Хорошо, когда новоизбранный председатель громады приходил после выборов уже с опытом работы хотя бы сельским председателем. Но есть много таких, у которых совсем не было этого опыта. Мы организовали 4 крупных вебинара, провели десятки консультаций, постоянно с ними коммуницировали и оказывали поддержку.

Сейчас уже больше работаем с новыми громадами в направлении усиления их способности — начиная с привлечения инвестиций до предоставления качественных образовательных и медицинских услуг. Программа "U-LEAD с Европой" - это на данный момент самая большая программа ЕС в Украине, она интересна тем, что наши специалисты и эксперты генерируют очень много методических рекомендаций, проектов решений. Этим мы можем помогать громадам. Фактически к нам ежедневно обращаются с вопросами. Мы помогаем с документацией, проводим такие консультации.

- И напоследок - о стратегиях. У скольких громад они уже есть?

- В целом Программа "U-LEAD с Европой" работает в области уже 4 год, за это время мы помогли разработать семь стратегий (первыми были Перечинская и Иршавская громады). Всего в области на сегодня у 12 громад они есть, а еще около 20 находятся на разных стадиях их разработки.

- То есть, только у пятой части от всех закарпатских громад есть стратегии?

- Да, остальные находятся на стадии разработки. Но можно сказать, что со стратегиями в ближайшее время на Закарпатье будет уже около половины громад.

- А как насчет остальных?

- Существует несколько причин. Это зависит, прежде всего, от руководства громады - там, где оно понимает важность этого документа, начинают процесс подготовки, другие - пока откладывают его разработку. Кроме того, есть значительный спрос на консультационную поддержку относительно разработки этих документов, поскольку у громад нет опыта стратегического планирования. Мы оказываем поддержку в разработке стратегий развития Ясинянской и Чопской ТГ и предоставили ряд консультаций для других громад области. Общаясь с председателями громад, я вижу, что большинство громад понимают важность этого документа, и я уверен, что в ближайшее время они начнут его разработку.

Мы всегда подчеркиваем, что стратегия развития - очень важный документ для громады. Ее подготовка привлекает жителей, люди понимают, что они вовлечены в управление в громаде. У громады спрашивают мнение относительно направлений развития - в рабочую группу входят представители образования, медицины, бизнеса, власти... Это сплачивает и показывает вектор развития. Поэтому обязательно стоит к этому процессу приобщаться всем громадам Закарпатья!

Татьяна Когутич, Ужгород

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-