Галина Хрущак, руководитель Львовского регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой»
Мы понимаем, что политика формируется в Киеве, но обеспечивают ее выполнение в регионах
Децентрализация 27.05.2021 19:31

Программа «U-LEAD с Европой» действует в Украине с 2016 года. Все это время специалисты и эксперты европейского уровня помогают территориальным громадам в укреплении местного самоуправления в условиях реформы децентрализации. С июля прошлого года началась вторая фаза деятельности Программы «U-LEAD с Европой», цель которой - усилить также способность основных участников на центральном, региональном и местном уровнях и способствовать определению функций в рамках конкретных отраслевых политик.

Возможности, которые стоят перед местным самоуправлением после выборов 25 октября 2020 года, для большинства ТГ стали вызовами. Только во Львовской области среди 73 образованных территориальных громад, 47 (в том числе и на базе городов областного значения) – были созданы «с нуля». Об этом говорим с руководителем Львовского регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой» Галиной Хрущак.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЕВРОСОЮЗА ГОРДЯТСЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЕЙ В УКРАИНЕ

- 13-14 мая с рабочим визитом во Львове находился заместитель главы Представительства ЕС в Украине Реми Дюфло, который посетил Львовский региональный офис Программы "U-LEAD с Европой". Насколько важен его приезд к вам?

- Для нас очень важен визит господина Реми Дюфло. Во-первых, потому, что господин Реми приехал в Украину и выполняет свою миссию с января 2021 года, и поэтому он пока не очень хорошо знает нашу деятельность, а для нас как для Программы, которая финансируется Европейским Союзом и странами-членами ЕС, очень важно, что представительство Евросоюза, должностные лица, которые работают в Украине, имеют возможность видеть результат и вклад, который получает наша страна за средства, которые поступают от налогоплательщиков Европейского Союза.

- Как оценил вашу работу представитель ЕС?

- Первое, что сказал господин Дюфло, когда к нам пришел, было то, что он лично и Представительство ЕС в целом очень гордятся Программой «U-LEAD с Европой» и понимают, что успех программы – это прежде всего региональные представительства. Мы знаем, что политика формируется в Киеве, но обеспечивают выполнение этой политики в регионах. Если бы программа не имела региональных представительств, которые непосредственно работают с территориальными громадами, с должностными лицами органов местного самоуправления, с жителями, с общественными деятелями, с журналистами в частности, то реформа и децентрализация не имели бы таких результатов. На самом деле, в Украине первый уровень завершен, можно сказать, в рекордное время, мы начали и закончили за 5 лет первую часть. Сейчас мы на этапе ее имплементации. Очень много новых вопросов и вызовов, и нам важно, что представители ЕС ездят к нам, слушают потребности.

- Какие достижения Львовского регионального офиса считаете наиболее эффективными?

- То, чем мы гордимся в первую очередь, – это, конечно, контакты, которые нам удалось наладить с территориальными громадами, с людьми, которые работают, с руководителями ТГ, потому что без коммуникации было бы сложно работать. Тем более, что наша программа не работает в инфраструктурном направлении, то есть мы не оказываем поддержку «твердым» проектам, наша задача – это обучение и экспертная поддержка. И поэтому нам очень важно понять, в чем заключается потребность громад, какие направления у них есть сейчас.

ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

- Какие наибольшие проблемы у громад Львовской области и как вы им помогаете?

- В прошлом году, когда закончились выборы, мы понимали, что у нас будет 73 ТГ. Из них только 6 не изменили свою территорию, и еще около 20-ти громад расширили ее, то есть мы понимали, что там уже будет команда, которая работала в формате новых полномочий. А более 40 громад у нас начали развитие «с нуля». Поэтому наша команда понимала, что будет много вопросов. В рамках программы был наработан учебный пакет "Первые шаги вновь созданных громад". Этот пакет поддержки длился с октября 2020 года по январь 2021-го. У нас была серия вебинаров и консультаций. Это был такой марафон общения с формирующимися командами ТГ. И начинали мы практически с первых шагов, то есть есть результат выборов, что делать дальше: как созвать первую сессию, какие вопросы рассматривать на ней, какие полномочия у председателя, секретаря, депутатов. Дальше очень много стояло вопросов относительно реорганизации, потому что нужно было прекращать полномочия старых советов и запускать новые. Необходимо было также сделать большой акцент на людях, которые там работают, потому что мы как организация, которая финансируется за средства ЕС, прежде всего заботимся о соблюдении прав человека, законности трудоустройства, акцентируем на обеспечении прав работников в муниципалитетах.

- Однако немалые сокращения все-таки имели место…

- Конечно, сокращения произошли, потому что во многих сельских и поселковых советах были достаточно большие штаты работников. Например, на одной из наших консультаций мы подробно говорили о Сколевской громаде: к ним присоединилось 11 советов, и в каждом - от шести до десяти работников. Понятно, что они не могут предложить почти ста людям работу и достойную зарплату. Поэтому действительно было сложно, и это можно назвать одним из основных вызовов.

- То есть оставляли только лучших, или как у нас раньше было принято - кума, брата, свата?

- Кадровый потенциал громад - это очень сложный и очень важный вопрос. Однако тех, кто действительно готов выполнять новые полномочия, не так много.

Например, в каждом сельском совете был бухгалтер, но он имел дело только с выплатой зарплат нескольким людям и с некоторыми проплатами, в основном за коммунальные услуги. В нынешней территориальной громаде есть необходимость разделять функции бухгалтерии и финансов. Наши новые громады в начале просто не понимали, что финансист и бухгалтер - это вообще разные профессии. Но бухгалтер - это исполнитель процедуры, финансист - это человек, который обеспечивает также прогнозную деятельность. Это люди, которые работают с источниками доходов, с расширением их базы, которые понимают, что и где в громаде происходит с точки зрения наполнения бюджета и готовы давать предложения другим отделам – архитектуре, земельщикам, управлению коммунальным имуществом относительно того, где есть скрытые резервы и прогнозировать их поступления. Бухгалтерия - это очень важно, но в то же время это более процедурные моменты.

У нас громады часто этого не понимали и столкнулись с тем, что им нужно было формировать новые бюджеты. Согласно закону, дедлайн был до 25 декабря 2020 года. Так громады на самом деле очень часто себя чувствовали будто слепые котята, которых бросили в воду, и нуждались в поддержке, которую мы оказывали.

Местное население хочет качественных решений от людей, которые работают в органах власти, но они очень часто забывают, что качественные решения продуцируют специалисты. Поэтому даже те люди, которые остались, боялись сокращения, имели связи, но не хотели учиться и совершенствоваться, со временем сами написали заявления на увольнение, потому что не справлялись с объемом тех полномочий, которые на них упали.

- Но квалифицированные специалисты требуют соответствующую заработную плату, которую наше местное самоуправление пока не способно им обеспечить…

- Вы абсолютно правы, специалист, который работает за зарплату 3-4 тыс. грн - это не всегда человек, который готов выработать качественные решения. Человек с хорошим образованием, который интересуется, постоянно развивает себя, капитализирует, он находит работу в бизнесе, а не идет в органы местного самоуправления, особенно на должности специалистов, начальников отделов. Это самая большая проблема в местном самоуправлении, которую мы сейчас видим.

Но мы над этим работаем и нам многое удается в работе непосредственно с людьми, которые там есть. Если сотрудники понимают, что нужно повышать свою квалификацию, они обращаются к нам, ходят на наши мероприятия, слушают, изучают, приобретают опыт.

К сожалению, сегодня законодательство таково, что не разрешает местным органам власти платить большую заработную плату. Если в органах государственной власти это упорядочено, когда основная зарплата составляет большую часть, а остальное – премиальные, то в местном самоуправлении по-другому предусмотрено формирование фонда заработной платы. И даже те громады, у которых есть возможность платить больше, вынуждены выписывать своим работникам за качественную работу так называемые премии. А у местного населения премии всегда ассоциируются со злоупотреблением, коррупцией, недобросовестностью. Сейчас очень активно проводится, в том числе с привлечением специалистов нашей Программы, работа над новым законом «О местном самоуправлении», потому что предыдущий, который был принят в 1996 году, нуждается в существенном обновлении. Законодательство не успевает за реформой и принимается уже по требованию населения, по запросу громад. И мы в этом тоже посредники, потому что, работая непосредственно с громадами, у нас есть возможность видеть тенденции, запросы, которые формируют громады и, соответственно, переносить их для того, чтобы можно было вырабатывать политику в Киеве.

- У нас довольно много избрано новых председателей громад, у которых нет опыта и которые получили значительные ресурсы и возможности. Справляются ли они с полномочиями в громадах? Обращаются ли за поддержкой?

- Недавно завершился огромный интенсив для председателей громад - "Шаги для руководителей". Это тоже был вызов, потому что эта программа для новоизбранных председателей была впервые введена еще в 2018 году, мы учили председателей, которые впервые были избраны председателями громад. Тогда этих председателей было не так много, до пяти в каждой области. На сегодня у нас очень большое количество людей. Мы понимали, что в Украине создано 1029 громад и научить пусть даже 30% председателей нам не удастся. Поэтому мы организовали конкурс. Те председатели, которые хотели учиться в нашей программе, писали мотивационные письма, в итоге было отобрано 150 громад. От Львовской области было 8 председателей: из Червоноградской, Новораздольской, Схидницкой, Николаевской, Меденицкой, Добротворской, Новояворовской и Мостиской громад.

"Шаги для руководителей" были разделены на три больших кластера, которые касались, во-первых, стратегического управления, во-вторых, качественных услуг для громад - здесь в основном говорили об образовании, здравоохранении, социальной сфере и административных услугах, а третий кластер назывался «Громада, дружественная к бизнесу». Председатели принимали участие сначала в учебных модулях, на которые были приглашены специалисты высокого уровня, в частности представители министерств, которые рассказывали о стратегии, видении, о том, как принимать решения и др. А после этого председатели работали в группах-воркшопах, где им давались условные проблемы из определенной сферы, и они нарабатывали, как можно решить этот вопрос.

НОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ - УГЛУБЛЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРОМАД В КОНКРЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

- Одним из важных документов для функционирования громады является «Стратегия развития». Есть ли дедлайны относительно ее написания? Ведь вновь созданным ТГ довольно трудно оценить свой потенциал. Что вы советуете?

- Как такового дедлайна нет, но они должны сделать дальнейшие шаги для возможности развития громады. И чем быстрее и качественнее это будет сделано, тем лучше для громады. Например, у нас условием подачи заявок и документов в Фонд регионального развития является обязательное наличие «Стратегии развития». То есть, если ее нет, то громада не может принимать участия в различных конкурсах. И вроде обязательности нет, но громада должна понимать, насколько это ей необходимо. В этом году огромный запрос громад на разработку стратегии, не только во Львовской области.

В рамках нашей Программы мы тоже проводили конкурс, и сейчас шаг за шагом оказываем помощь громадам в написании стратегии развития. В этом году работаем с Шегиновской и Схидницкой громадами, а в целом с 2017-го мы помогли разработать стратегию развития для 14 громад Львовской области. И, собственно, хочу подчеркнуть, что именно помогли, потому что мы не пишем, мы проводим громады шаг за шагом через процедуру написания стратегии. Ведь ее должна создать громада самостоятельно, чтобы понять, как в дальнейшем этот документ используется.

Если громада заказала написание стратегии, и эксперты ей написали качественно, но документ оторван от жизни конкретной ТГ, то это так и останется просто документом, который будет лежать на полке в кабинете председателя. Задача нашей программы, ведь мы не будем существовать постоянно, - научить местные громады функционировать в дальнейшем.

- И какие еще конкретные шаги вы делаете?

- Мы не только проводим обучение, сейчас мы запустили новое направление, с которым раньше не работали. Мы понимаем, что потребность в консультациях и обучении в текущей ежедневной деятельности падает, а программа еще будет работать три года, поэтому нам нужно предлагать другой продукт. И мы решили, что будем сосредотачиваться на поддержке громад в наиболее актуальных для них вопросах и будем не только учить, но и конкретно помогать в решении таких потребностей.

Уже сейчас, с 25 мая, Программа запускает цикл учений для отобранных громад, которые будут проходить, в частности, и на базе нашего Львовского офиса. Громады пройдут интенсив по управлению земельными ресурсами и в сфере пространственного планирования. После этого они смогут получить поддержку программы либо в проведении земельного аудита, либо в разработке концепции пространственного развития. Кроме этого, сейчас запускаем рабочие группы по обмену опытом. Сначала мы сосредоточились на проблемах, у которых наибольший запрос - на образовании и здравоохранении. Это уже не будет просто лекция или семинар. После того, как громада пройдет обучение, наши эксперты помогают ей разрабатывать конкретное решение, например, сеть образовательных или медицинских учреждений.

- Остановитесь, пожалуйста, на этом подробнее. Для чего громадам нужен земельный аудит и комплексный план пространственного планирования?

- Громада, особенно вновь созданная, очень часто не понимает, какая у нее ситуация с земельными ресурсами: какая есть земля, где она, какие документы есть, а какие еще нужны, кто ею владеет или не владеет. Сейчас есть возможность оцифровки и визуализации земель, принадлежащих громадам, – это действенный способ наполнять бюджет, вести полезный диалог с фермерами и планировать устойчивое развитие.

Второй вопрос - это Комплексный план пространственного планирования, новый документ, который предусматривается измененным, обновленным законодательством Украины. Это одновременно и градостроительная, и земельная документация. Благодаря его существованию громаде проще формировать инвестиционные предложения. Фактически сейчас мы имеем совсем другой подход – это пространственное планирование в громаде, которое предусматривает комплексный подход к управлению территорией громады. Громада планирует свое развитие в контексте всей территории, а не только в пределах генпланов отдельных населенных пунктов. Это часть общей стратегии развития, которая касается сугубо архитектурных и земельных вопросов. Громады понимают, что им это необходимо, но они не знают, как это сделать. И поэтому те громады, которые у нас пройдут обучение, смогут выбрать одну из услуг.

- Образование и медицина – это те направления, которые получают от государства наибольшие дотации, но вместе с тем здесь сейчас происходит реформирование, которое предусматривает существенные изменения. Способны ли громады наладить работу в этих крайне важных сферах?

- Поэтому мы и решили точечно работать именно в образовании и первичном здравоохранении. Это одно из наших новых приоритетных направлений, здесь мы будем помогать в разработке конкретных вещей. Также наша поддержка не будет заключаться лишь в формировании картографических материалов, проведении соответствующих расчетов, но и в помощи громадам прокоммуницировать с населением. Потому что очень часто план может быть хорошим, но, если руководство громады не работает над тем, чтобы эти изменения восприняли сами жители, то даже самый идеальный - провалится. Руководство громад подчеркивает необходимость третьей «экспертной» стороны, своего рода модератора, которым мы и выступаем.

Например, очень часто думают, что закрывают школы, потому что экономят деньги, но дело не в этом. Следует показать, что это не просто громада решила эту школу закрыть, а есть реально наработанное решение для того, чтобы улучшить качество образования. Современное образование - это не помещение, а методики, оборудование, в том числе и качественный интернет. Современные дети теперь не учатся, как 20 лет назад, и педагоги тоже нуждаются в соответствующем обучении, поддержке. На все это нужны деньги, и громаде порой лучше потратить средства на это развитие, чем содержать школу, в которой учатся 10 детей.

- Сколько громад в Украине принимают участие в этом проекте?

- Мы в Украине собрали 48 громад по направлению образования и 48 — по направлению здравоохранения, это преимущественно по две громады из каждой области. Громады подавали заявки с мотивационным письмом, чтобы убедить, что именно им нужна поддержка, потому что действительно помочь всем в Украине мы просто физически не сможем. Конечно, в первую очередь делали упор на вновь созданные громады или такие, в которых не было успешных шагов по реорганизации образования или медицины, или такие, где есть очень развитая сеть.

- А какие громады из Львовской области были отобраны?

- Во Львовской области отобрали только две громады, которые будут работать в образовательной сфере. Это Бродовская - вновь созданная и очень большая громада, сюда вошло около 20-ти сельских советов. И Лопатинская ТГ в Радеховском районе, в которой довольно сложная ситуация, потому что им досталось на момент объединения решение районного совета о создании опорной школы, но территория громады не была учтена. Поэтому у них сложилась ситуация, когда получили опорную школу с филиалами и отдельные общеобразовательные школы. И сейчас громаде трудно, потому что учебные заведения необходимо привести к единому образцу. У них действительно очень высокая мотивация, и надеюсь, им удастся это сделать. По образовательной сети уже прошел первый семинар и громады очень довольны.

- А почему во Львовской области не отобрали громады, которые нуждаются в менторской поддержке в здравоохранении? Или у нас в этой сфере уже все в порядке?

- Так сложилось, что заполненная форма и заявки, которые были поданы от громад на медицину, не соответствовали требованиям. Конечно, очень обидно, потому что я знаю, что есть громады, которые нуждаются в этом, но, видимо, что-то не сработало. Мы же сами не выбирали любую громаду, а подача на конкурс была непосредственно по инициативе ТГ. Это конкурс, были те, кто его прошел, и такие, кого, к сожалению, не отобрали.

- Недавно на пресс-брифинге, организованном Львовским офисом, ваши эксперты отдельно остановились на муниципальном сотрудничестве между громадами. Можете рассказать, что это и для чего?

- Муниципальное сотрудничество - это тоже новое направление в нашей деятельности, хотя и до этого мы содействовали громадам аналогичными проектами. Например, в 2018 году благодаря специалистам, которые работали в нашем центре совместно с ОО «Европейский диалог», разработали программу поддержки межмуниципального сотрудничества. По состоянию на тот год во Львовской области было всего два соглашения межмуниципального сотрудничества. Они были просто заключены, но не реализованы. И когда мы анализировали, что в других областях побуждает громады заключать такие соглашения, то поняли, что там, где есть поддержка этих инициатив с областного уровня, вопросы решаются совсем по-другому.

Плюс у нас во Львовской области ситуация была немного сложнее, потому что у нас есть большой областной конкурс местных проектов, когда у громад есть возможность получить средства на какие-то свои небольшие потребности. И соответственно, все сосредоточивались на нем. Но мы смогли убедить областной совет, что муниципальные проекты, которые привлекают к сотрудничеству несколько громад, не менее важны. Они учат громады сотрудничать, позволяют решить более глобальные проблемы с пользой сразу для нескольких игроков.

Совсем элементарный и жизненный пример – мост между двумя громадами. Он не принадлежит ни одной, ни другой, но обе его активно используют, а аварийное состояние создает проблемы для всех. Плюс ремонт моста - это очень дорогостоящий проект. И это реальная ситуация из Дрогобычского района. А на самом деле таких пересечений интересов много. Поэтому громады теперь активизировались.

- Но не всегда даже областной бюджет может покрыть потребности сразу нескольких громад.

- Да, действительно, особенно, когда речь идет о крупных инфраструктурных проектах. Поэтому наша программа решила помочь громадам наработать и написать проектные заявки, которые могли бы участвовать и конкурировать с заявками на больших конкурсах, в том числе и на европейских. Мы объявили конкурс проектов инициатив сотрудничества. Мы принимали проектные идеи до 25 мая, теперь среди них будут отобраны самые интересные. И громады, которые их подали, получат от нашей программы экспертную поддержку. Потому что мы понимаем, что проектную заявку нужно написать так, чтобы она могла пройти сито отбора и получить средства. К сожалению, у многих наших громад пока нет такого опыта, поэтому мы будем им помогать.

- Львовская область – разнородный регион, и после создания ОТГ видим разное положение и различные возможности отдельных громад в территориальном, финансовом аспектах, а также в потенциале развития. Не будет ли такого, что маленькие громады просто не выживут?

- Думаю, нет, потому что это не совсем так. Во всем мире есть более депрессивные территории и более инвестиционно привлекательные. Но это не значит, что нужно надеяться на крупного инвестора, который построит завод, обеспечит людей работой, а местный бюджет - деньгами. Не придет в каждую из 73 громад крупный инвестор, который будет ее содержать. Во-первых, это в принципе плохо, потому что, когда общество зависит от одного крупного налогоплательщика, то если с ним что-то случится, громада останется без ничего. А во-вторых, именно для этого разрабатывается стратегия развития, чтобы громады увидели свои перспективы. Есть громады, которые могут предложить территории для крупных инвестиционных проектов, есть такие, которые наоборот, говорят, мол, нам не нужны заводы, потому что у нас озера, горы, леса и мы можем развивать рекреацию. Есть громады, у которых прекрасные плодородные земли, и это дело тоже нужно брать в свои руки. У каждой громады свой потенциал.

- Вы хотите сказать, что сейчас все в равных условиях?

- Именно так, и главный толчок для развития – это умение видеть на несколько лет вперед и умение написать проект. Даже богатые громады с возможностями сейчас проигрывают громадам, которые существуют 3-4 года. Последние за это время научились бороться за средства и знают, на что их рационально направить. У меня в голове всплывает очень известная в области и в Украине Заболотцовская ТГ. Она образовалась в 2015 году. Это отдаленные села Бродовского района с небольшой территорией и численностью населения, но с невероятным энтузиазмом. В прошлом году вообще стоял вопрос, чтобы их не было. Но за предыдущие годы эта громада вышла в пятерку лидеров по темпам и росту доходов среди 40 громад в области, а шесть лет назад у них было огромное недовыполнение бюджета. Они учились, участвовали во всех конкурсах и тендерах, где только можно, и сами себе создали чрезвычайный потенциал.

Если говорить о проценте вовлеченности, то во Львовской области у нас ориентировочно 70% громад, которые активно участвуют и глубоко сотрудничают с Программой «U-LEAD с Европой». И мы не удивляемся, когда эти громады получают хороший результат в работе, потому что они активно пытаются учиться, добывать знания и опыт, основываясь не только на своей работе. Сейчас время перемен для громад, и все в равных условиях. Выигрывают те, кто активно стремится меняться и делает для этого все возможное.

***

Программа для Украины по расширению прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развития «U-LEAD с Европой» совместно финансируется ЕС и его странами-членами: Германией, Польшей, Швецией, Данией, Эстонией и Словенией для поддержки Украины на ее пути к укреплению местного самоуправления. U-LEAD способствует прозрачному, подотчетному и многоуровневому управлению в Украине, которое отвечает потребностям граждан и расширяет возможности громад.

Людмила Гринюк, Львов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-