Гуцульские храмы курортной Ворохты: истории и легенды

Гуцульские храмы курортной Ворохты: истории и легенды

Укринформ
В поселке, который находится в Карпатах на высоте 850 м над уровнем моря, принимали туристов еще во времена Австро-Венгрии

Уже тогда для приезжих здесь работали модные санатории, гостиницы и фотосалоны. Позже здесь появились и "летники" - комнаты в домиках, которые хозяева отдавали для сезонного отдыха гостям. Сто лет назад в Ворохту приезжало так много людей, что гуцулам пришлось построить еще один деревянный храм, чтобы открыть туристам всю красоту своих традиций и мастерства. Старшую церковь долгое время считали древнейшим храмом в Карпатах. Но в действительности немного возраста ей "приписали", чтобы уберечь от советского атеистического режима.

ЛЕГЕНДЫ И СЛАВА ВОРОХТЫ

Стоит сказать, что существует несколько версий о первом упоминании поселка Ворохта. Одни относят его к 16 веку, другие дают поселку более младший возраст и указывают 1820 год. Так же здесь существует несколько версий происхождения названия. Одни краеведы объясняют, что "Ворохта" происходит от слова «ворохи» , что означает «дрова», которые использовали для обжига соли, потому что здесь в свое время работали солеварни австрийского императора Франца Иосифа. Другие же доказывают, что Ворохта в переводе с санскрита означает «место, где водятся большие вепри».

Часто туристам рассказывают также легенду о добром мастере Ворохте. Якобы служил такой в свое время в наиболее зажиточной ворохтянской семье Мочернюков. Несмотря на то, что был дезертиром из войска Речи Посполитой, все местные ходили к нему советоваться, потому что у Ворохты был богатый жизненный опыт. Гуцулы спрашивали: "Куда идешь?" - и слышали в ответ: "К Ворохте". Отсюда, уверяют, и происходит название гуцульского поселка, который 300 лет назад был обычным приселком соседнего Микуличина.

В 1811 году здесь появился первый деревянный храм – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя есть версия, что его в 1615 году перенесли из соседней Яблуницы и он является древнейшим храмом в Карпатах.

"Таких легенд в Ворохте очень много. Что касается старейшего храма, то мы пользуемся шематизмами – основными церковными документами. Очевидно, дату строительства церкви - 1615 год - указывали раньше для того, чтобы эту церковь не уничтожили в советское время во время атеистического воинственного режима. Раньше здесь могла стоять лишь часовня. Из Яблуницы церковь тоже не могла быть перевезена, потому что первое упоминание этого населенного пункта относят к 1643 году, а не могла стоять церковь раньше, чем само село", – утверждает старший научный сотрудник Музея этнографии и экологии Карпатского края в городе Яремче, краевед Светлана Флис.

Світлана Флис
Светлана Флис

Она уверяет, что у гуцулов тогда было столько леса, что переносить храмы из села в село не было никакой необходимости. Более того, в Ворохте в то время жили талантливые мастера и щедрые жертвователи, которые были заинтересованы в строительстве лучших архитектурных сооружений. Семья Мочернюков тогда отдала свою землю под строительство храма.

Развенчивает исследовательница и другой миф - о том, что храм построили без единого гвоздя.

"Представьте, что от него осталось бы при таких страшных ветрах, какие бывают в Карпатах. Черепица храма была выложена из гонты, которую производили тогда из тиса. Если древние мастера и не использовали металлические гвозди, то изготавливали деревянные тибли. Такие колья делали из твердых пород дерева, чтобы скреплять между собой материалы. На самом деле, у этой церкви стройные пропорции, а проектировали ее гениальные местные мастера. В частности, Григорий Логвин (украинский искусствовед и архитектор, – авт.) указывал, что это был один из самых величественных храмов, хотя и наименьший по размерам среди всех гуцульских построек такого типа", – отмечает Светлана Флис.

Она добавляет, что слава о гуцульской церкви в Ворохте облетела не только европейские города. Ею восхищались даже в Америке.

"В США экспонировали на выставке пять лучших макетов деревянных храмов, и среди них был макет Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Ворохте. Возможно, эту крестообразную конструкцию нашего храма позаимствовали позже для строительства храмов за океаном", – предполагает Светлана Флис.

МАСТЕР-ПРОРИЦАТЕЛЬ, БАБУШКА АНДРУХОВИЧА И ФРАНКО В ВОРОХТЕ

Маленькая церквушка восхищала всех, кто только мог ее видеть. Она возвышалась на холме, доминировала над местностью и очень удачно вписывалась в карпатские пейзажи. Ее до сих пор рисуют художники и не пропускают туристы.

А в 1931 году рядом с ней появляется новый храм с таким же названием – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Говорят, такое решение приняли местные жители для того, чтобы все жители и гости Ворохты могли любоваться мастерством местных гуцулов. Та же семья Мочернюков тогда пожертвовала землю под новый храм, местные отдавали стройматериалы и средства на его строительство. А над его архитектурой и иконостасом работал мастер Василий Турчиняк.

Василь Турчиняк
Василий Турчиняк

«Это был гениальный резчик из села Луг, которое потом исчезло возле Делятина. Он создал первый ярус иконостаса, а его сын Николай и ученик Василий Савчук его завершили. Василий Турчиняк на самом деле был местным прорицателем. У него на плечах порой сидели три вороны, одна из них приносила мастеру трубку. Еще до своей смерти он рассказывал жителям Луга о том, что село будет обнесено колючей проволокой, дорога будет из смолы – очевидно, что об асфальте прорицатель не знал. А еще говорил людям, что жители разлетятся по миру, как липовый цвет, а когда захотят вернуться в Луг, то не смогут. Так прорицатель предсказал, что селян при советской власти принудительно вывезут в Николаевскую область, а село полностью уничтожат перед тем, как там вырастет военный городок», – рассказывает краевед.

Она отмечает, что новый храм в Ворохте строили потому, что поселок рос и развивался, а еще сюда с удовольствием приезжали люди из европейских городов. Ведь в 1894 году от Станиславова (прежнее название Ивано-Франковска – авт.) до Вороненко была построена железная дорога, и это дало существенный толчок для туристического движения.

«Уже в 1912 году доктор Францишек Михал в Ворохте открыл санаторное учреждение, которое снабжалось электричеством и водой и было оборудовано по последнему слову техники. Здесь лечили различные болезни, в том числе и туберкулез. Очень много подобных заведений принадлежали в то время и украинцам. Например, в «Украинском доме» летом отдыхали учителя с Галичины, Буковины и Закарпатья», – отмечает Светлана Флис.

По ее словам, для туристов в Ворохте тогда работали немало фотосалонов. В фотостудию Адольфа Блажа в свое время любила наведываться и бабушка современного писателя Юрия Андруховича.

"Каждое воскресенье Ирина из Яблуницы шла в Ворохту в салон Блажа. То она была одета как гуцулка, то – как состоятельная дама, потому что очень любила фотографироваться в этом салоне", – рассказывает Светлана Флис.

Она добавляет, что именно Блаж больше всего фотографировал местных и туристов в гуцульских костюмах. А самым старым гуцулом того времени здесь называли Грица Верхового. Во времена Австрийской империи он работал в лесничестве и еще при жизни завещал, чтобы его похоронили по всем гуцульским канонам.

«После смерти Грица его родственники сделали своеобразный саркофаг из еловых веток. Два вола возили тело умершего на этом саркофаге по границам всех его полей и участков. Несмотря на то, что это было лето, волы везли тело на санях, потому что такими были гуцульские традиции», – рассказывает Светлана Флис.

В Ворохту из Польши любила приезжать украинская художница Елена Кульчицкая, а в гостинице «Ясна» останавливался Иван Франко.

"В 1914 году, когда началась война, Франко из Жабье (прежнее название поселка Верховина – авт.) возвращался во Львов. Поезд отправлялся из Ворохты. Когда писатель сюда приехал, то ему отказали в поездке из-за отсутствия специального разрешения. Так Франко три дня жил в гостинице «Ясна», а Надвирнянскому старосте отправил просьбу, чтобы ему разрешили вернуться домой", – рассказывает краевед.

Когда Франко в Ворохте ждал разрешения на выезд, к нему наведывались местные жители. Среди них были братья Гаврилюки – Николай и Федор. Позже именно благодаря им в Ворохте вместе с новой Церковью Рождества Пресвятой Богородицы община одновременно строила украинскую «Просвиту».

ИКОНА ПОМОЩИ

"Когда построили новую церковь, то старую, стоявшую рядом, закрыли, забрав оттуда сакральные вещи. Новый храм с тех пор и до сегодня был всегда открыт", – отмечает Светлана Флис.

В период Мировых войн обе церкви выстояли, как и все архитектурные сооружения Ворохты, тогда как в соседнем Микуличине почти все было разрушено и сожжено.

«Почему в Ворохте уцелели храмы и почти все пансионаты и санатории? Потому что они не находились на направлении продвижения австрийской и российской армий. Многочисленные войска тогда двигались на Яблуницу, Закарпатье. А Ворохта осталась в закутке, где не было больших обстрелов и боев», – говорит Светлана Флис.

Правда, в старенький храм все-таки зашли в свое время австрийские воины, и их лошади полностью уничтожили весь его интерьер. В маленькой церкви сохранились лишь фрагменты настенных росписей конца 19 века.

Древний храм удалось открыли в начале 1990-х. В 2006 году там появился современный иконостас.

Еще удалось уберечь древнюю икону Матери Божьей Неустанной Помощи. Ее на свалке возле церкви в 1944 году, когда советские войска громили и грабили святыни, нашел бывший директор Ворохтянской школы Степан Салик. Говорят, эта икона спасла семью мужчины от ссылки в Сибирь.

«Икона с ним путешествовала в США, к ней молились о спасении и о том, чтобы украинцы вырвались из окружения немцев и советских оккупантов. Икона вернулась в храм уже во времена Независимости Украины, когда дочь Степана, Зирка Салик, привезла и подарила ее в новый гуцульский храм Ворохты», – отмечает Светлана Флис.

Сегодня не только эту икону в Ворохте считают сакральной достопримечательностью и святыней. Оба храма здесь называют гуцульскими шедеврами, в которых молились несколько поколений ворохтянцев.

"Эти храмы очень дороги сердцам ворохтянцев. Они подчинены УГКЦ. Сейчас священники и община приложили много усилий, чтобы территорию храмов обустроить, создали смотровую площадку. Ведь туристы и местные здесь часто фотографируются на фоне Карпатских гор, посреди которых стоят деревянные изюминки Ворохты, овеянные легендами и преданиями", – отмечает Светлана Флис.

"Наши церкви - настоящие туристические магниты, поскольку у каждого храма свой уникальный архитектурный стиль и интересная история, он поражает своей красотой и совершенством форм, имеет неповторимый интерьер, благоустроенный двор, красивые колокольни. Обе церкви находятся совсем рядом, а перед ними открываются невероятные виды Ворохты", – уверяет главный специалист отдела туризма, внешних связей и инвестиций Ворохтянского поселкового совета Наталья Блага.

Она добавляет, что Ворохта сейчас так же, как и сотню лет назад, любит гостей и умеет их удивлять своим гостеприимством. Ведь поселок оставил себе статус круглогодичного курорта, где функционируют 110 гостиниц и усадеб зеленого туризма, два санатория, где лечат туберкулез костей и легких. Чистый воздух и минеральные источники - бесспорная визитная карточка гуцульской Ворохты, в которой сохранили не только деревянные храмы, но и каменные виадуки и польские виллы, напоминающие местным и приезжим о ее славной истории.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Фото автора, а также предоставлены Управлением туризма, внешних связей и инвестиций Ворохтянского поселкового совета

Первое фото - Сергей Гамзин

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-