Серебряные врата Мазепы, увиденные Обамой

Серебряные врата Мазепы, увиденные Обамой

Музейный экспонат
Укринформ
По легенде, они отлиты из металла серебряного идола, раскопанного в Чернигове

Их называют изысканным шедевром ювелирного искусства. Ими гордятся как подарком гетмана Ивана Мазепы. Их берегут как драгоценное сокровище. И в то же время каждый желающий без проблем может это сокровище увидеть. Стоит всего лишь посетить Чернигов и зайти в один из древнейших храмов города.

Речь идет о серебряных с позолотой царских вратах из иконостаса Борисоглебского собора – памятника архитектуры еще домонгольского периода. Сами врата датируются началом XVIII века, а их история не лишена домыслов и легенд. Об этом уникальном музейном экспонате узнаем из уст заведующей отдела музейной и научно-фондовой деятельности Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов древний", кандидата исторических наук Ольги Травкиной.

ПОЧЕМУ ИМЕННО В ЧЕРНИГОВЕ

В период Гетманщины (XVII-XVIII вв.) Чернигов был заметным культурно-духовным центром - вторым после Киева, а может, даже первым. Последнюю гипотезу историки выдвигают потому, что именно в этом городе жил архиепископ Лазарь Баранович, который более 20 лет (с перерывами) исполнял обязанности Киевского митрополита.

Это был известный и очень влиятельный иерарх православной церкви. В Чернигове Баранович устроил себе резиденцию, и Борисоглебский собор стал кафедральным храмом одноименного монастыря, в котором жил архиерей. Писатель и поэт, который знал ценность книги, Баранович открыл в Чернигове типографию и вообще много делал для поднятия статуса города.

Борисоглібський собор
Борисоглебский собор

Дело Барановича продолжил его преемник – архиепископ Иоанн Максимович. Равняясь на Киев, где уже была Киево-Могилянская академия, он основал в Чернигове коллегиум (самое современное на то время учебное заведение) и продолжил развитие Борисоглебского собора. Все это делалось при значительной поддержке гетмана Ивана Мазепы.

- В 1702 году Мазепа, думаю, вполне мог посещать Чернигов. Потому что как раз тогда сдали в эксплуатацию здание Черниговского коллегиума, и гетман мог присутствовать на открытии заведения. К тому же такая дата стоит и на царских вратах, изготовленных по заказу Мазепы и за его счет. О последнем свидетельствует изображенный внизу врат герб гетмана с монограммой, - начинает свой рассказ о ювелирном шедевре Травкина.

Она объясняет, что серебряные врата – это основные двери, ведущие из храма в церковный алтарь. Сам алтарь не сохранился – сгорел во время Второй мировой войны, когда бомба попала в Борисоглебский собор. Есть даже мнение, что тот пожар уничтожил также много икон, которые свозили в Чернигов из закрытых в 1930-е годы храмов. А вот вратам повезло больше. Во время войны их эвакуировали в российский Оренбург, где они и дождались возвращения в Чернигов.

ЛЕГЕНДА ОБ ИДОЛЕ

В целом, продолжает исследовательница, серебряные царские врата в Украине в то время не были редкостью. Подобными, в частности, гордился Успенский собор Киево-Печерской лавры. Изготовление тех врат профинансировал фельдмаршал Борис Шереметьев. Он командовал российскими войсками в Украине, которые вместе с Мазепой ходили против турок и татар. Однако врата из Успенского собора не сохранились. Они сгорели в 1718 году, когда в Лавре был большой пожар.

Серебряные врата в XVIII в. также были в Софии Киевской (они были уничтожены, а уже в наше время восстановлены), в Покровской церкви на Запорожской Сечи, Михайловском Златоверхом соборе в Киеве. Впрочем, все они появились позже черниговских, и в первозданном виде до сегодня ни одни не сохранились.

Срібні Царські Врата іконостасу Софіївського собору
Серебряные Царские Врата иконостаса Софийского собора

- Поэтому царские врата в нашем Борисоглебском соборе – самые древние и единственные аутентичные. Да еще и с гербом Мазепы и клеймами тех, кто их изготавливал, – отмечает Травкина. И показывает два тавра.

На меньшем изображен герб южнонемецкого города Аугсбурга (Бавария) – сосновая шишка с короной. Это клеймо пробирного мастера, который удостоверял наличие в изделии серебра 875 пробы.

- Существует легенда о том, что эти врата сделаны из серебряного идола. Впервые в конце XVIII века ее записал Афанасий Шафонский в своем известном описании черниговского наместничества. В этом труде он рассказывает, что когда рыли котлован для колокольни коллегиума, то якобы нашли серебряного идола. Его сдали на переплавку, а потом из этого металла сделали серебряные врата. Был тот идол древнерусским или нет – Шафонский не указал. Уже в новейшее время проводился спектральный анализ металла. Исследователи определяли его состав, чтобы установить, действительно ли царские врата сделаны из идола. Но узнать, из древнерусского металла они или нет, им не удалось. Потому что для этого необходимо иметь специальную таблицу. Однако, даже если из идола, то мастер из Аугсбурга, добиваясь нужной 875 пробы, добавлял или отбавлял серебро. Итак, установить истину здесь трудно, и рассказанная Шафонским легенда ничем не подтверждена, – посвящает в тайну происхождения металла для изделия Травкина.

ИХ ВИДЕЛ ДАЖЕ БАРАК ОБАМА

На втором тавре, показывает историк, - три буквы: PID. Это инициалы немецкого ювелира, изготовившего врата. Звали его Филипп Якоб Дрентветт. Он был крещеным евреем из династии ювелиров и известным мастером.

- Жители Аугсбурга были протестантами и у них не было традиции делать такие врата. Это было присуще жителям Украины. А поскольку их заказал наш гетман, то и созданы они были в традиционном для украинского искусства стиле. На вратах мы видим четырех евангелистов – Марка, Матфея, Луку и Иоанна. Между ними размещены изображения Бориса и Глеба – первых древнерусских святых, в честь которых и освящен кафедральный собор. В верхней части – сюжет "Благовещение". Внизу - библейский персонаж Ессей и его сын – царь Давид. А вот здесь – 10 библейских царей, родовое дерево Иисуса Христа, а сверху – он сам, – знакомит с изображениями на вратах сотрудница заповедника.

Она разрешает подойти максимально близко к экспонату и все рассмотреть. Это – исключение из правил и своего рода привилегия журналиста, потому что настолько приближаться к вратам нельзя. Впрочем, на любом расстоянии этот ювелирный шедевр поражает изяществом ажурного узора, изысканностью и богатством. Настоящий гетманский подарок для храма!

Травкина добавляет, что изготовлены врата методами чеканки и литья. Общий вес изделия – 56 кг, но это с металлическим каркасом, к которому они прикреплены. Чистого серебра в них - более 20 кг. А вот в то, что его толщина здесь – 1-2 мм, трудно поверить. Даже вблизи выпуклое барельефное изображение создает эффект объемности. Размер этого произведения ювелирного искусства – 2,66х1,21 м.

Свой собор царские врата покидают нечасто. Но когда их экспонируют за пределами Чернигова, это вызывает настоящий фурор. Так было на выставках в Национальном музее истории Украины в Киеве (2008-2009 гг.) и в Украинском музее в Нью-Йорке (США) в 2010 году. Открытие в Америке выставки "Украина-Швеция: на перекрестках истории (XVII-XVIII вв.)" вызвало громкий резонанс в местных украиноязычных СМИ, чем повлекло рекордный в истории музея интерес к мероприятию. Экспозицию, которая работала полгода, посетило более 200 тысяч человек. Видел царские врата Мазепы и президент США Барак Обама.

На той выставке, отмечает собеседница, была представлена еще одна не менее ценная вещь из Чернигова, изготовленная по заказу и за счет Мазепы. Это - шата киота для иконы Троицко-Ильинской Богородицы, которая хранится в областном историческом музее им. В. В. Тарновского. По размерам шата значительно выше серебряных врат (3,4 м) и тоже является памятником эпохи украинского барокко. Правда, в отличие от врат, изготавливал ее, очевидно, украинский ювелир.

Тот факт, что в Чернигове сохранились такие уникальные духовные сокровища, отмечает Травкина – весомое свидетельство значимости и высокого статуса города в давние времена. Поэтому черниговцам есть чем гордиться.

Наталья Потапчук, Чернигов

Фото автора и предоставлены заповедником "Чернигов древний"

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-