Анатолий Пархомюк, руководитель Волынского регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой»
Стратегию развития должна писать вся громада, включая ее жителей
Децентрализация 20.07.2021 19:00

Волынская область на протяжении 5 лет была среди лидеров в проведении реформы децентрализации в Украине. На ее территории создано 54 территориальные громады. Громады Волыни сегодня разрабатывают стратегии развития, привлекают грантовые средства, инвестиции и постоянно развиваются.

О реформе децентрализации и том, что сейчас происходит в громадах области, в интервью Укринформу рассказывает руководитель Волынского регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой» Анатолий Пархомюк.

МНОГИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПЕРЕШЛИ С УРОВНЯ РАЙОНОВ В ГРОМАДЫ

- Анатолий Иванович, было ли сложно налаживать коммуникацию с громадами Волынской области?

- На самом деле, проблем с коммуникацией не возникало. Коммуницировать нужно было не столько с руководителями громад и профильными специалистами, как с людьми, чтобы объяснить – что такое реформа децентрализации и для чего она нужна.

- Сколько на Волыни в конце прошлого года появилось вновь созданных громад?

- В Волынской области – 54 громады, из них 11 городских, 17 поселковых, 25 сельских. Именно вновь созданных, то есть тех, которые образовались в конце 2020 года, – одиннадцать.

- С какими проблемами чаще всего сталкивались новые громады?

- Что касается проблем, то они характерны не только для вновь созданных громад. Если возьмем 2015 год, когда у нас было сначала 5, а затем 10, 15 громад, то они уже прошли путь своего становления, а новые громады столкнулись с таким вызовом, что нужно было сразу эффективно работать в новых условиях. Для них проблема организации управления территориальной громадой в начале была очень серьезным испытанием. Кроме того, для многих стали вызовом кадровые вопросы. Конечно, в короткие сроки нужно было провести сессионные заседания с принятием соответствующих организационных решений, создать финансовый орган и принять бюджет.

- Вы упомянули о проблеме с кадрами в громадах. Хватает ли территориальным громадам сейчас специалистов?

- Проблема с кадрами была всегда. Кадровые вопросы громадам помогли решить переформатировавшиеся районные государственные администрации и районные советы. Многие высококвалифицированные специалисты перешли с уровня района на уровень территориальной громады. Другие пробелы в кадрах обеспечивались путем подготовки, в том числе в рамках деятельности Программы «U-LEAD с Европой», ведь мы проводили тематические семинары, во время которых обучали специалистов.

ПОЧТИ ВСЕ ГРОМАДЫ ВОЛЫНИ ВОВРЕМЯ ПРИНЯЛИ БЮДЖЕТЫ

- По каким направлениям Программа «U-LEAD с Европой» работает сейчас на Волыни?

- У нас разные направления работы, и есть определенные Программой задачи. Хочу подчеркнуть, что Программа «U-LEAD с Европой» не раздает гранты для громад, мы оказываем поддержку, и наша цель – обеспечить способность основных участников на разных уровнях во внедрении реформы децентрализации. Соответственно, мы предоставляем различные консультации для специалистов, которые работают в органах местного самоуправления.

На данный момент мы работаем во второй фазе Программы «U-LEAD с Европой». В первой фазе наша деятельность больше касалась создания объединенных территориальных громад и их поддержки, где нужна была не только коммуникация с представителями власти, но и с гражданами. Во второй фазе мы работаем напрямую с поддержкой территориальных громад, чтобы их институциональное развитие было стабильным, и чтобы они были уверены в том, что делают. Для этого наши специалисты проводят консультации, обучение, семинары, вебинары.

После выборов мы оказывали помощь территориальным громадам, реализуя пакет тематической поддержки "Первые шаги во вновь созданных территориальных громадах", информацию о формировании органов власти, принятии решений, проведении первых сессий, образовании финансового органа, формировании бюджета громады. В результате почти все громады Волынской области за короткий промежуток времени успели с принятием бюджетов.

Работаем также по направлениям, которые касаются образования, здравоохранения, а именно – формирования способных сетей в этих отраслях, чтобы в первую очередь были обеспечены потребности жителей в качественных услугах.

Одно из направлений деятельности касается пространственного планирования земельных отношений. Очень важно понимать, насколько эффективно громады используют имеющийся ресурс. Именно земля является серьезным ресурсом. Начиная с 2015 года, громады боролись, чтобы земля за пределами населенных пунктов была передана им на баланс, чтобы самостоятельно ею управлять. Эту проблему решили, а дальше землей нужно правильно распоряжаться.

Ежедневные консультации наших специалистов для громад по различным вопросам, начиная с административных, заканчивая бюджетом, пространственным планированием, проведением земельных аукционов, проходят по графику. Все вопросы, связанные с жизнедеятельностью громад, находятся в поле зрения наших советников.

- Территориальные громады в разрезе области отличаются по своим способностям. Какие громады Волыни на сегодня самые успешные и есть ли те, у которых проблемы со способностью?

- Я сейчас не говорил бы о том, что одни громады лучше, а другие хуже, потому что у всех были разные стартовые условия. Еще не прошел период времени для верификации данных. Таким индикатором может быть удовлетворенность жителей. Бывает так, что у громады высокие показатели привлеченных инвестиций и доходов на душу населения, но на самом деле уровень ее жизнедеятельности не удовлетворяет людей. Это зависит от многих субъективных факторов: от того, как руководство выстроило приоритеты, насколько вовлечены жители в управление, есть ли бюджет участия.

Что касается лучших, то должен сказать, что города областного значения, вокруг которых сформировались громады, или которые стали центрами громад, однозначно оказались в выигрышной ситуации, потому что в них была налажена система управления и они еще до реформы имели те полномочия, с которыми некоторые громады столкнулись впервые. А это уже не равные стартовые условия. Например, Боратынской громаде помогает расположение возле города Луцка, поэтому туда зашло много инвесторов и уровень доходов на душу населения такой же, а частично даже превышает тот, который есть в городе областного значения.

Поэтому я бы не выделял отдельные громады. Сможем о чем-то говорить, когда пройдет год финансовой деятельности. Хотя, на самом деле, нужно анализировать в рамках трехлетнего финансового планирования, которое запускается.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГРОМАДЫ - БОЛЬШЕ НЕ ФОРМАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

- Какова ситуация в громадах Волыни с созданием стратегии развития и насколько важен такой документ?

- Начиная с 2015 года, как только появились наши первые громады, Программа «U-LEAD с Европой» начала оказывать им сопровождение и поддержку в подготовке стратегий развития. Уже на тот момент у половины из них были стратегии или они были на стадии их подготовки или завершения. Помимо Программы «U-LEAD с Европой», на этом поле работали и общественные организации, но именно Программа оказывала львиную долю такой поддержки всем, кто хотел этим воспользоваться.

Стратегия развития – крайне необходимый документ. Когда-то он был формальным, а сейчас приобрел реальный смысл. Средства, которые будут идти на финансирование регионального развития, будут учитывать наличие или отсутствие стратегии. Государство может предоставлять ресурсы на реализацию определенных там приоритетов. Поэтому желание формировать стратегии есть почти во всех громадах.

Мы пошли по принципу, что помогаем тем, кто сам себе помогает. Наши специалисты не могут за громаду написать стратегию, они сопровождают, помогают, рассказывают о методиках, корректируют, а стратегию должна писать вся громада, включая ее жителей.

У нас есть громады, которые в процессе подготовки стратегии развития включили в нее организацию и проведение земельных аукционов и развитие сельского бизнеса. Например, Прилесненская громада предложила инвесторам земельные участки через аукцион, а они смогли обеспечить рабочие места и развить на ее территории ягодный бизнес. Теперь там задумались о том, как перейти от сбора сырья на этап добавленной стоимости, чтобы иметь переработку.

Сейчас у Программы «U-LEAD с Европой» продолжается работа с Гороховской и Торчинской территориальными громадами по подготовке стратегии. Уже на осень они должны выйти на финальный этап принятия этого документа.

В ГРОМАДЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖЕР

- Расскажите об успешных проектах, которые реализуют территориальные громады вашей области.

- Для того, чтобы готовить проекты, в громаде должен быть проектный менеджер. В рамках U-LEAD мы формировали пулы этих менеджеров, обучали их управлению проектным циклом, читали лекции, проводили обучающие семинары, вебинары и продолжаем эту деятельность.

В Волынской области много проектов в рамках трансграничного сотрудничества, которое является для нас серьезным источником ресурсов. В частности, немало проектов, связанных с охраной культурного наследия, реализует город Луцк. Недавно была реставрирована башня Чарторыйских в рамках трансграничного сотрудничества с Люблинским воеводством.

Поскольку для западных областей важно трансграничное сотрудничество, то мы уделяем значительное внимание подготовке специалистов по управлению проектным циклом. Сегодня должность проектного менеджера стала нормальным явлением в громаде, потому что приносит серьезные дополнительные ресурсы.

Одним из проектов Программы «U-LEAD с Европой», который скорее реализуется общественными организациями, является «Волонтерство в громадах». Он предусматривал небольшое финансирование для общественных организаций, которые содействовали территориальным громадам в привлечении волонтеров, чтобы помогать жителям в условиях вызовов, вызванных пандемией CОVID-19. Этот проект реализовала общественная организация «Развитие Волыни», которая работала с Киверцевской и Маневицкой громадами. А с Боратынской и Смидинской громадами работала общественная организация «Европейский вектор Волыни».

- Вы упомянули о проектных менеджерах. Насколько они активны в поиске грантов, написании проектов?

- Мы не можем заставить их что-то делать. Все зависит от того, насколько руководство громады понимает потребность в такой должности. Недавно были дедлайны по подаче различных проектов от Украинского культурного фонда, ГФРР, и к их подготовке привлекались проектные менеджеры. Наш советник, который работает с ними, проводил эту подготовительную работу, предоставлял консультации. Программа не может написать для всех громад проекты, поэтому здесь действует принцип, когда дают удочку, а рыбу нужно ловить самостоятельно.

Можно отметить Зимновскую громаду, которая очень активно привлекает ресурсы.

Требованием почти каждого проекта является софинансирование, и, вероятно, это тот камень преткновения, о который часто разбиваются стремления территориальных громад. Если претендовать на большой проект на миллионы гривень или евро, как например Луцк, то необходимо, чтобы бюджет громады имел возможность обеспечить свое софинансирование.

- По вашему мнению, смогут ли громады изменить позиции Волынской области в рейтинге социально-экономического развития в разрезе государства?

- Выравнивание соответствующего уровня развития – это вопрос государственного управления. Мы должны говорить об удовлетворенности населения качеством предоставления услуг органами местного самоуправления. Если эта услуга своевременная, качественная, дешевая или бесплатная, тогда уровень удовлетворенности граждан действиями власти будет хорошим. Далее вступают в силу экономические факторы, и критерии и рейтинги нужно совершенствовать.

Мы не можем сравнить по одному рейтингу Волынскую и Днепропетровскую области. Волынская область аграрная, здесь всегда были доходы на душу населения меньше, чем в Киевской, Днепропетровской или Харьковской. Но с другой стороны, у Волынской области были другие приоритеты, такие как лучшие экологические условия, трансграничное сотрудничество.

Но реформа децентрализации касается всех сфер жизни, в том числе и процессов выравнивания, поэтому мы настроены оптимистично.

Ирина Чирица

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-