Оксана Юркив, лучшая учительница физкультуры Украины по версии Global Teacher Prize-2021
Все премиальные 30 тысяч гривень пойдут на спортивные снаряды для школы
14.12.2021 19:43

Четвертый год подряд в Украине определяют лучших учителей по версии педагогической премии Global Teacher Prize.

Среди нынешних победителей - Оксана Юркив, которую на этом конкурсе признали лучшей учительницей физкультуры 2021 года.

Она восьмой год работает в Козовский гимназии имени Владимира Гереты на Тернопольщине. За это время провела более полутысячи уроков физической культуры.

Как же удалось педагогу из провинциального города одержать победу в престижном конкурсе? Чем являются для нее и ее воспитанников уроки физкультуры? Почему родители с радостью доверяют Оксане Юркив своих детей не только на время учебы в школе, но и вне уроков? Об этом и другом – в нашем разговоре с учителем-новатором с Тернопольщины.

КОГДА УЧИТЕЛЬ ПОБЕЖДАЕТ БУХГАЛТЕРА

- Итак, Оксана, как же это все произошло, то событие, которое прославило вас на всю Украину?

- Скажу откровенно, это все как-то было спонтанно - это участие в Global Teacher Prize. Вы не поверите, но сами дети и номинировали меня на этот конкурс.

- Даже так?

- Правда. Я сама, наверное, никогда бы не решилась, не думала об этом, не было времени. А они написали организаторам коллективное письмо, выдвинули меня на тот конкурс, и это для меня было очень неожиданно. И когда из Киева позвонили, что я номинирована на участие в конкурсе, то что должна была делать – не могла же подвести своих воспитанников, они поверили в меня, поэтому тем более я должна была бы поверить в себя. Кстати, сама всегда призываю своих учеников к максимальной активности, к участию в различных проектах, конкурсах. Потому что каждое из таких событий - это опыт, знакомства, новые перспективы, это все помогает в дальнейшей жизни.

- Скажите, что является ключевым в вашей победе в том профессиональном турнире педагогов Украины?

- Не могу сказать буквально, что секрет успеха в том или другом. Я же всего-навсего простой учитель, специалист первой категории... Да еще и так сложилось, что начинала не с «педагогической нивы», даже не видела себя педагогом, но поступила в свое время в Тернопольский пединститут имени Владимира Гнатюка, ныне это национальный педуниверситет.

- То есть это не то, о чем «мечтали и грезили с детства»?

Знание - это такая ноша, которая в жизни никогда не бывает тяжелой

- Это было мое второе высшее образование, осмысленно его получала, уже после окончания Тернопольского национального экономического университета.

Но каждый вуз дал мне определенные знания, которые пригодились в жизни. Я всегда говорю и ученикам, и нынешним студентам, когда встречаюсь с ними – берите от учебы максимум, который можете взять. Это багаж, который никогда тяжелым не бывает. Ноша, которой всегда воспользуетесь в жизни.

- Кроме двух высших образований, вы еще и профессиональная спортсменка?

- Да, это было в прошлом. Профессионально занималась гандболом, этот вид спорта - любовь моей жизни. Играла в гандбольной команде «Галичанка» во Львове, за сборную Украины неоднократно выступала, в команде Тернопольского национального экономического университета.

А потом появилась семья, дети, новые заботы, обязанности…

- Что стало ключевым моментом, когда произошла переориентация с профессионального спорта на педагогику?

- У меня был определенный такой рубеж, когда я одновременно работала бухгалтером и занималась спортом. Но это все было очень непросто. И муж, который работал в школе, отдал мне часть своих уроков.

- Казалось бы, несовместимые вещи – бухгалтерия и физкультура…

- Это правда, когда полдня ты за столом сидишь – куча цифр, а полдня – на уроках, в спортзале. И встал выбор. Что-то надо было оставлять. Выбрала школу. Вот так учитель победил бухгалтера (смеется).

О МОТИВАЦИИ, ВЫШИВАНКЕ И ПЛАТЬЕ ДЛЯ ПОДИУМА

- Какой же была у вас мотивация пойти работать в школу?

Я просто живу физкультурой. Да, люблю спорт, а детей – еще больше. Хочу, чтобы у них сознательно формировались привычки здорового образа жизни

- Когда приходила на первые уроки в школу, то поняла, что там необходимо давать азы разных видов спорта. И классно, когда видишь, как разные дети по-своему схватывают, овладевают основами того или иного вида. И в таком разнообразии ребенок интуитивно выбирает, что ему подходит, ты только направляешь – ненастойчиво, неторопливо, без какого-либо давления.

И уже когда видишь, как ребенок овладевает тем, что ты объясняла, показывала, то это очень приятно, очень. Их это все приводит в восторг, как и меня, такие изменения, когда видно, как они формируются, как физическая культура, занятия спортом положительно их меняют. Это радует. Вот такая мотивация... Я просто живу физкультурой, да, люблю спорт, а детей – еще больше. Хочу, чтобы у них сознательно формировались привычки здорового образа жизни.

Скажу откровенно, прошедший год, и уже даже больше, год пандемии, карантин, заставил многое переосмыслить, в том числе и в работе учителя физкультуры. Понимаешь, как это важно, чтобы дети были здоровыми, и уроки физической культуры в этом также играют важную роль.

- Вернемся к конкурсу. Как продолжался отбор в финал?

– Все было очень просто - заполнила анкету. Правда, примерно два дня ее заполняла, после уроков, по вечерам, потому что очень много было разных вопросов. Нужно было подать ссылки на Фейсбук, отдельные сайты, где я рассказываю о своих разработках, на публикации в других соцсетях, ведущих профильных изданиях. И все. Сначала вошла в перечень 50 участников, я сразу и не поверила, потом – в десятку, во что еще больше не поверила. Но это уже выглядело, как в спорте – одолела одну веху, дальше хочешь еще, вплоть до вершины. Так и здесь. Конечно, чего греха таить, хотелось одержать победу, а когда уже пригласили в Киев на Софийскую площадь, то поняла, что я – среди победителей, Перед этим сказали, какой должен быть дресс-код, с элементами этностиля. Приехала в вышиванке. Но уже там, в Киеве, уточнили, должно быть длинное платье. Но сумела выйти из ситуации, платье нашлось…

О ПЛАНКЕ, КОТОРУЮ НУЖНО ПОДНИМАТЬ ВСЕ ВЫШЕ

- Чувствуете, что как-то изменилось отношение учеников к вам после победы в конкурсе?

Постоянно ставишь перед собой все более высокую планку. Главное - не остановиться в своем развитии

- Скажу откровенно: какого-то явного изменения в отношении к себе не замечала... Возможно, ученики 5-6 классов как-то смотрят более открытыми глазками. А старшеклассники - как было, так и есть, может, разве что какие-то проявления гордости, что у них такая учительница (смеется).

Я же их как любила, так и люблю. А что касается самой себя, то, кажется, стала более требовательной, хочу быть еще полезнее для своих учеников... Ставлю перед собой более высокую планку. Главное - не остановиться в своем развитии.

- Гимназия, в которой вы работаете, чем-то отличается от других подобных учреждений Тернопольской области?

- Да ничем особенным. В нашей гимназии 314 гимназистов. У нас нет какого-то супер-пупер сверхсовременного спортзала, специальных новейших тренажеров, но, несмотря на это, как-то справляемся. Главное, чтобы спортивные занятия не были скучными, стараюсь сделать так, чтобы школьники еще с детства, кем бы они ни стали в будущем, нашли свой вид спорта, охотно делали физзарядку, полюбили движение, активность на всю жизнь.

- В сети вы активно пропагандируете занятия с детьми в бассейне…

- Мы используем бассейн, который есть в другой школе, ходим туда... Занимаемся в зале местной ДЮСШ, в конце концов, летом просто ходим на берег пруда, на пляж. Скажу откровенно, результат достигается не благодаря лучшим условиям, а благодаря заинтересованности самих детей. Вот у нас в поселке открыли прекрасную спортивную школу, но в ней детей мало. Поэтому нужно как можно больше привлекать детей к физическим занятиям, спорту. Это серьезная проблема, что дети не бегут отдавать свое свободное время на оздоровление.

О ГАДЖЕТАХ, ЭНЕРДЖАЙЗЕРАХ И КОРФБОЛЕ С ПЕТАНКОМ

- А на ваши уроки все с удовольствием бегут?

- Не могу сказать, что у меня все ученики идеальны или все любят физкультуру. К сожалению, между двигательной активностью и гаджетами дети преимущественно выбирают второе. Вот был у меня мальчик, который ну просто никак не хотел ходить на уроки физкультуры – и все. Но как-то постепенно поняла, что он любит прогулки на велосипеде. И именно благодаря таким совместным велопрогулкам заинтересовала его физической культурой. И бегаем вместе, и волейбол, в футбол играем с ним и другими детьми. Я порой говорю, что они мои энерджайзеры, они меня заряжают своей энергией, хотя иногда, признаюсь, такая усталость, но это проходит…

- Что же нужно учителю физкультуры, чтобы стать успешным?

- Может, это банально, но я думаю, что любить свою профессию. Это значит максимально развиваться в этой сфере. Главная моя цель - чтобы дети были здоровыми, чтобы они понимали, что такое физическая активность. Да, я их не научу профессионально всем видам спорта, но определенными навыками они должны овладеть. Скажем, хорошо, что они будут уметь играть в футбол, волейбол, баскетбол, заниматься легкой атлетикой. Да, это неплохо, но хорошо, если они будут знать, что такое, скажем, корфбол, флорбол или петанк.

- А кстати, что такое петанк?

- Это такая игра, ее игроки стоят внутри круга и пытаются бросить полые металлические шары как можно ближе к другому, маленькому деревянному шару... Игра на самом деле увлекательная, и в нее можно играть где угодно – на утрамбованной почве, гравии, траве, песке. Что мы и делаем.

- А какими бы вы назвали свои отношения с учениками?

- По крайней мере, не панибратские, это точно. Они, отношения – дружеские, пожалуй, так будет правильно сказать, мы словно коллеги, которые друг другу доверяют и помогают. И во время учебы, и даже во время отпуска. Потому что отпуск учителя-физкультурника - это продолжение занятий с детьми, где придется. Наверное, для учителей других дисциплин это труднее, а физическая культура дает такую возможность.

О ДВУХ МЯЧАХ И ВЕРШИНЕ, К КОТОРОЙ НУЖНО ЕЖЕДНЕВНО ПРОТАПТЫВАТЬ ТРОПУ

- Как относятся дома к тому, что вы такая активная учительница физкультуры, и прежде всего жена, мама?

Активность и еще раз активность. Учеников нужно приучать, чтобы это было их потребностью

- В семье к этому относятся с пониманием. Как я уже говорила, муж - педагог-физкультурник, прекрасно меня понимает и поддерживает, это очень важно. Да и дети, мои два мальчика, тоже. Я сама из близняшек. Мама в детстве все говорила: ну что это такое – сестренка, другие девочки играют куклами, а Оксанка – мячиком и мячиком. Папа откуда бы ни приезжал, всегда мне привозил мячик. У меня и сейчас в багажнике два мяча – футбольный и волейбольный.

Есть минутка, где-то на поляне, на берегу реки, мяч в руки - и вперед!

Активность и еще раз активность. Дети все тонко чувствуют, даже когда где-то и закрадывается мысль пойти более легким путем, то дети это сразу же чувствуют, поэтому отвергаю это. Говорят сыновья: ану, давай так и так. То же самое с учениками. Их нужно приучать к активности, если это станет их потребностью, будет круто, это даст хороший результат.

- Какие виды спорта культивируете в школе?

- Да разные, детей интересует все. Стараюсь, как говорится, идти в ногу со временем. Работаем в условиях новой украинской школы, когда учеников не построишь и не прикажешь им принудительно делать то или иное. Это уже совсем другие дети. С ними нужно по другой методике работать. И те 12 учебных модулей пройти в год для одного учителя не так уж легко. Не ограничиваюсь рамками урока, для многих организовываю также внеклассные занятия. Вот в прошлом году победили в соревнованиях «Олимпийский аистенок», стали чемпионами области. Долго к этому шли.

Практикуем с детьми разнообразные челенджи, и не только спортивные. Это все мобилизует детей, сплачивает. Подходит все, если ребенок двигается, если он активен, а не сидит часами за гаджетом.

- Вы уже использовали эти премиальные 30 тысяч гривень?

- Уже заказала спортивные снаряды. На это пойдут все «премиальные» деньги. Также наша громада для закупки инвентаря 10 тыс. гривень выделила, так что обновим нашу материальную базу.

- Пандемия, карантин, дистанционное обучение... Как в такое непростое время проходили уроки физкультуры в гимназии?

- Во время дистанционного обучения мы одни из первых в области ввели регулярные разминки, такие утренние зарядки. Выставляю свои методические разработки, скажем, по аэробике, акваробике, в соцсети, это все - как советы для родителей, они видят, как дети этим занимаются, их успехи…

- Что чаще всего говорите своим воспитанникам?

Здоровье – одна из вершин, на которую нужно подниматься ежедневно, а не лениво переступать с ноги на ногу у ее подножия

- Чаще всего?.. Не люблю повторяться, чтобы не быть занудой. Но суть моего общения с детьми сводится к одному. К тому, чтобы они не боялись быть активными. Активность во всем – в учебе, спорте, жизни. А физическая культура - основа того, чтобы тело было в тонусе, да и ум тоже. Спортивные занятия тонизируют, формируют определенные, я бы сказала, лидерские качества. Привожу примеры из жизни успешных людей, для которых день не может начаться без пробежки, гимнастических упражнений, и это люди, которые заняты едва ли не 24 часа, и они находят время для того, чтобы держать себя в физической форме. Возможно, поэтому и достигают таких высоких вершин в жизни. А здоровье - это одна из вершин, на которую нужно подниматься ежедневно, а не лениво переступать с ноги на ногу у ее подножия. Нужно из своих следов делать тропинку. Уверенно делать, чтобы каждый день быть в форме, на вершине.

Олег Снитовский, Тернополь

Фото автора и из домашнего архива Оксаны Юркив

Автор выражает благодарность ректору Тернопольского национального педагогического университета им. В. Гнатюка Богдану Буяку за организацию встречи с Оксаной Юркив

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-