Вячеслав Соколовый, председатель Винницкого областного совета
Мы уже сейчас готовы брать на себя исполнительные функции
23.12.2021 14:51

Винницкий областной совет восьмого созыва отработал первый год своей каденции. Сначала среди главных приоритетов его деятельности председатель называл новые форматы и качество работы совета, а также подготовку к формированию исполнительных органов. Сейчас же Вячеслав Соколовый говорит, что из сессионных заседаний удалось убрать «политические шоу» и добиться результативных голосований. Однако облсовет все еще находится в неопределенности из-за незавершенности реформы децентрализации власти. Какие рычаги для реального влияния на жизнь региона в условиях ограниченных полномочий нашли винницкие самоуправленцы, председатель Винницкого областного совета рассказал корреспонденту Укринформа.

- Вячеслав Петрович, мы общались в начале года. Вы тогда надеялись, что до конца 2021-го реформа децентрализации завершится и облсоветы сформируют исполнительные органы власти. Но пока депутатам все еще приходится работать с ограниченными полномочиями…

- Да, реформа децентрализации должна была завершиться до конца этого года. Должны были ликвидировать местные государственные администрации и полностью переформатировать систему регионального управления. Но все это возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины. Этого, как видим, никто не спешит делать. Потому что только на прошлой неделе Верховная Рада создала рабочую группу по подготовке предложений относительно внесения таких изменений. Она должна подготовить эти законодательные инициативы уже к 1 марта 2022 года! Завершение децентрализации искусственно затягивается, и это очевидно.

Кроме того, мы видим, что существуют угрозы для тех положительных вещей, которые децентрализация дала для развития громад. Есть попытки отобрать некоторые источники наполнения местных бюджетов. Возьмем хотя бы недавний законопроект, который предусматривает, что от реализации земель коммунальной собственности до 70% средств должно поступать в госбюджет. Хотя эта земля принадлежит людям, которые живут на местах. А еще есть расщепление налогов в пользу центра, нагрузка громад расходами, которые должно финансировать государство.

Главное, должна была измениться система органов власти. Госадминистрации должны были бы начать работу в формате префектур, а в облсоветах должны были образоваться исполнительные комитеты. У громад они есть, а облсоветы продолжают работать в старом формате. Хотя Винницкий областной совет уже сейчас готов брать исполнительные функции на себя. Ведь произошло немало изменений. Скажем, в Винницкой области образовалось 63 громады, и кто-то с ними должен работать уже сейчас. Поэтому мы идем немножко дальше и даже в пределах тех полномочий, которые у нас есть, находим возможности работать в новых условиях. Мы усилились кадрово, установили конструктивную коммуникацию с громадами, у нас есть комплексное видение всех процессов жизнедеятельности области. Тем более, что наша команда имеет успешный опыт стратегического развития территорий.

- В чем он заключается?

- Принятие Стратегий развития – один из наших приоритетов. И на сегодня Винницкая область - первая в Украине по количеству принятых громадами стратегий. Это информация, которую недавно обнародовало Министерство регионального развития.

Мы убеждены, что только сбалансированный подход к решению вопросов, определению их приоритетности может привести ту или иную громаду к успеху. И в целом это будет общий успех области. Примером этого является город Винница. Еще 11 лет назад Винница впервые задекларировала, что развивается по плану стратегического развития. Первая Стратегия-2020 была разработана в широком обсуждении жителей города, экспертов, депутатов и исполнительного аппарата городского совета. Результат такой работы демонстрирует саму суть планомерного развития - в седьмой раз подряд Винница признается самым комфортным для проживания городом. Это результат работы команды Владимира Гройсмана и Сергея Моргунова. И мы видим, что центром работы местных властей в этом случае является человек и его интересы.

Мы должны сделать так, чтобы и Винницкая область была областью №1 по качеству жизни населения. Для этого необходим целый ряд важных шагов. Первое – это принятие стратегий развития громад на следующие 10 лет. Сейчас процесс разработки и принятия стратегий проходит довольно динамично. У нас уже 80% громад, которые приняли собственные планы развития. Ближе всего к нам Николаевская область - там чуть больше 50%. Мы уже на сегодня имеем принятую стратегию в 53 из 63 громад, и до конца года выходим почти на финишную прямую.

Но вопрос не в процентах, вопрос в качестве этих документов и в том, что мы хотим из этого получить. И здесь важно, чтобы к разработке стратегии в каждой громаде был индивидуальный подход. Такие стратегии разрабатываются, исходя из интересов и запросов людей: что менять сегодня, какие у нас есть ресурсы и что должно быть завтра.

- Иметь продуманные планы - это хорошо, но люди живут здесь и сейчас. Что облсовет за год сделал, чтобы люди почувствовали анонсированное улучшение качества жизни в регионе?

- Думаю, для того, чтобы эти изменения ощущались на местах, необходимо уделять очень большое внимание развитию инфраструктуры. В частности, дорожной. Мы являемся областью с наибольшей протяженностью коммунальных и государственных дорог местного значения. Соответственно, это для нас и наибольший вызов. Поэтому при принятии бюджета на 2021 год областной совет ввел новый подход к строительству коммунальных дорог. На эту категорию дорог были выделены максимальные разрешенные законом 20% государственной субвенции, поступившей в область. Это втрое больше, чем обычно выделялось в предыдущие годы. По результатам проведенных торгов по проектам, поданным громадами, на строительство и ремонт коммунальных дорог потрачено 150 млн грн. Из 34 проектов по реконструкции и ремонту таких дорог на сегодня по 33-м работы уже завершены и еще один – на завершающем этапе.

Важно, что это именно те дороги, которые соединяют между собой центры территориальных громад, населенные пункты, и которыми больше всего пользуются люди. Это дороги в учебные заведения, больницы. Для того, чтобы для громад этот инструмент развития стал доступным, мы уменьшили для них сумму софинансирования. Если раньше для участия в таком конкурсе громадам необходимо было выделить 50% от стоимости проекта, то теперь это 10% или 15%, в зависимости от категории дорог. Все громады разные, у них разные возможности. Есть состоятельные, а есть с бюджетами «ноль в ноль». Поэтому такой подход дал возможность всем громадам реализовывать дорожные проекты.

- Вот, кстати, о состоятельности громад. Каким образом облсовет может повлиять на развитие экономики на местах?

- Наполнить бюджеты громад могут только эффективная экономика и дополнительные инвестиции. Кроме того, они создают для жителей Винницкой области реальные возможности работать там, где они живут. С достойными зарплатами, с привлечением молодежи.

Поэтому мы основали проведение форума "Инвестируй в Винницкую область" и продлили действие Программы развития местного самоуправления "Успешные Сильные Громады" до 2025 года. К ней добавили новый механизм сотрудничества с громадами – грантовую деятельность.

Также по моему распоряжению в облсовете создана рабочая группа по вопросам координации развития индустриальных парков в Винницкой области. Чего мы этим хотим достичь? Мы видим, что в Виннице есть индустриальный парк, который активно и эффективно работает на развитие города. В последние годы там построили целый ряд новых высокотехнологичных предприятий. Это тысячи дополнительных рабочих мест!

Такую же задачу мы ставим перед собой и остальными громадами: создать в области еще несколько индустриальных парков. Это позволит громадам развивать свои и соседние территории. За время работы этой группы мы получили 11 предложений от шести громад о создании таких парков. Есть целый перечень требований к ним, например, размер земельного участка, логистика, наличие трудовых ресурсов. На финишную прямую на данный момент вышли четыре такие площадки – Вороновица, Казатин, Тульчин и Ямполь. Как индустриальные парки они смогут претендовать на привлечение государственных средств для создания инфраструктурных сетей на этих участках. Надеюсь, в первом полугодии 2022 года громады завершат подготовку необходимых документов.

- Вернемся к вопросу о грантовой деятельности облсовета. В чем она заключается?

- Например, это конкурс "Комфортные громады". Он направлен на создание стимулов, инструментов для развития, которые используются для улучшения условий проживания людей. Вы знаете, это уникальная площадка для реализации идей и планов громад. В этом году громады подали на конкурс более 200 проектов, победителями стали 70. Общая стоимость таких проектов – 53 млн гривень. Из них фонд конкурса, который финансируется из областного бюджета, – почти 20 млн грн. Остальное – собственные средства громад и их партнеров.

В октябре облсовет объявил конкурс на 2022 год. Поэтому уже сейчас громады проводят отбор проектов у себя на местах, чтобы определить, в каких больше всего нуждаются люди. А второй этап конкурса будет проходить в областном совете. Раньше начали – быстрее будем эти проекты реализовывать. Существует четыре направления, по которым можно их подавать: безопасная и доступная громада, здоровье жителей громада, современная громада и состоятельная громада.

Кроме того, мы приняли Программу развития местного самоуправления «Успешные Сильные Громады». Это уникальная программа - аналогов ей в Украине нет. В ней заложены инструменты, которые будут способствовать развитию громад, поддержке медицины, общественного сектора и тому подобное. На 2022-2025 годы в программе предусмотрены мероприятия на 733,2 млн гривень!

- Вячеслав Петрович, а какова судьба принятой в конце июля областной пятилетней программы «Питьевая вода»? Что-то из предусмотренных ею мероприятий уже выполняется?

- Давайте начнем с того, что мы приняли ее тогда, когда на государственном уровне такой программы не было. Она рассчитана на 2021-2025 годы и является стратегической для области. Мы должны понимать, что мы имеем и сколько водных ресурсов можем рационально использовать. Поэтому среди мероприятий нашей программы – научно-технические исследования и анализ состояния водных ресурсов и питьевого водоснабжения в области.

Эта программа определяет приоритеты использования водных ресурсов, причем на первом месте - удовлетворение потребностей людей в качественной питьевой воде и водообеспечение населенных пунктов. Второе - это обеспечение водой сельхозпроизводителей. Затем идут нужды промышленности, энергетики и транспорта. Именно здесь должен быть максимальный рационализм, особенно в безводных и малообеспеченных водой районах.

В целом на финансирование мероприятий, которые эта программа предусматривает до 2025 года, заложено 345 млн гривень. Из них средства областного бюджета – 50 млн гривень, остальное – средства из госбюджета, поскольку это безопасностная вещь, а также средства громад и внебюджетные.

В частности, речь идет о строительстве новых сетей водоснабжения, а также безвозвратной помощи на уменьшение доли софинансирования со стороны громад.

Хотите примеры работы уже в этом году? Это расчистка русла реки Ольшанка в Турбовской громаде за 7,2 млн гривень. Из них почти 1,1 млн – средства местного фонда охраны окружающей среды, а остальное – из областного экологического фонда. Это река, которая впадает в Южный Буг максимально близко к забору воды водоканалом, который затем подает ее жителям Винницы. Приток с чистой водой автоматически повысит качество питьевой воды, уменьшит затраты на ее «доработку».

Один из следующих проектов – расчистка Южного Буга в г. Хмельник. Там это тоже единственный источник централизованного водоснабжения. Общая сметная стоимость этого проекта - 50 млн грн, он стартует в следующем году.

Вообще, Южный Буг – это наша основана пресноводная артерия, и к использованию ее воды, улучшению ее качества и увеличению дебета необходимо подходить системно, начиная с севера, с Хмельника, и двигаясь по течению на юг.

"Питьевая вода" - это одна из составляющих приоритета работы облсовета, который мы называем "Чистая Виннитчина". Он предусматривает заботу об окружающей среде, сохранение и рациональное использование природных ресурсов, здоровье и благосостояние людей. На это направлена и «Региональная экологическая бюджетная программа на 2019-2023 годы». Скажем, только в этом году за средства областного фонда охраны окружающей среды для громад приобретены 13 мусоровозов, выполнено шесть проектов по строительству и реконструкции сетей водоотведения, а также 2 проекта по организации раздельного сбора твердых бытовых отходов. Ну, и еще 15 других проектов, направленных на сохранение окружающей среды.

- А есть ли у области финансовая возможность обеспечить реализацию всех этих проектов?

- Как раз сейчас депутаты работают с областным бюджетом. Он поступил на две недели позже сроков, предусмотренных бюджетным регламентом, и требует серьезной доработки. Потому что разработчики значительную часть важных мероприятий, предусмотренных областными программами, не планируют финансировать! Мы стараемся эти угрозы устранить и «дожать» бюджет, чтобы он был прозрачным, человекоцентричным, и в то же время – бюджетом развития.

Приведу несколько примеров. На конкурс «Комфортные громады» запланировано направить только 5 млн грн. Мы не можем этого допустить, поскольку это средства, которые полностью передаются громадам на реализацию актуальных для них проектов. Мы видим реальную потребность в финансировании конкурса хотя бы на уровне 40 млн, и мы найдем эти средства.

На реализацию программы «Питьевая вода» в проекте бюджета заложено 2,5 млн грн. Это при том, что в Программе на решение проблемы с водоснабжением, которая сегодня остро стоит в громадах, запланировано значительно большие расходы – 8,5 млн грн.

Я говорю об этом не как о проблеме, а как о ситуации, с которой должны работать депутаты.

Конечно, за наполнение и выполнение бюджета ответственна облгосадминистрация. Но за него голосуют депутаты, и этот документ должен быть таким, который отвечает потребностям людей на местах. Я убежден, что мы найдем возможности, которые позволят не только обеспечить нужды образования, медицины и культуры, но и дадут достаточно инструментов для развития громад. Потому что мы должны переходить от бюджета проедания к бюджету, который будет стимулировать развитие, инвестиции, строительство инфраструктуры, а в целом – изменять к лучшему жизнь каждого жителя Винницкой области.

Антонина Мних, Винница

Фото Александра Лапина

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-