Сарматские звери из «Золотой кладовой»

Сарматские звери из «Золотой кладовой»

Музейный экспонат
Укринформ
Что хранится за семью музейными замками в Запорожье?

Областной краеведческий музей, история которого насчитывает целое столетие, в военные годы потерял свои экспонаты, но сумел создать собственную “Золотую кладовую”.

Экспонаты из “кладовой” показывают посетителям крайне редко и в очень небольшом количестве. Так происходит не от того, что музейные сотрудники не хотят, а просто потому, что нет специального помещения. 

А чтобы обустроить так называемую "сокровищницу", водить туда группы посетителей, показывать самые ценные вещи и зарабатывать на этом – нужны миллионы. Пока их даже не обещают найти, о них только говорят. 

Специально для журналистов Укринформа сотрудники музея заглянули в "святая святых" и достали несколько уникальных находок. 

ПОТЕРЯННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Началом истории Запорожского областного краеведческого музея принято считать 1921 год. Именно эта дата значится в архивных материалах. Указано, что тогда зарплату в музее получало три человека: директор учреждения Яков Новицкий, научный сотрудник и смотритель. На этом информация исчерпывается.

“Возможно, музею и больше лет. Но у нас нет подтверждения. Есть архивные данные, что в 1921 году Яков Новицкий его основал, что было потом – провал, аж до 1945 года. Во время войны вся документация, архив и вся коллекция музея пропали. Именно поэтому мы начинаем рассказывать о нашем музее с 1945 года”, – говорит руководитель отдела истории края Зоя Попандопуло.

Зоя Попандопуло и
Зоя Попандопуло и Ольга Звонарева

Сам музей изначально находился в “Народном доме” (одно время – кинотеатр им. Ленина), затем “переехал” в доходный дом Яна Бадовского, потом и вовсе попал в Мелитополь, а в 1948 году снова вернулся в Запорожье (работал в разных помещениях). И только в 1970-х годах он получил здание бывшей земской управы, где находится по сей день. 

“В послевоенные годы была разработана программа, по городу вешали объявления, в которых горожан просили помочь отыскать утерянные экспонаты. Людей просили передать в музей все, что удалось сохранить. Но увы, мы ничего не получили. Полный ноль. Музеи полностью не могли вывезти, где-то экспонаты должны были  храниться, но мы даже не знаем, куда они могли переехать. К примеру, музей Харькова отследил, куда их коллекция переехала, и потом ее  вернули”, – говорят сотрудники музея. 

В краеведческом музее есть две казацкие пушки. Говорят, что они были найдены в подвале одного из помещений, где во время очередного переезда размещался музей. Вероятнее всего, пушки не украли только из-за их веса, не смогли утащить и бросили. Эти пушки считают экспонатами той самой утерянной коллекции.

За 100 лет своего существования Запорожский областной краеведческий музей провел более 1100 выставок. 

САРМАТСКОЕ ЗОЛОТО И ГУННСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Переходим к закромам, точнее – “Золотой кладовой”. В ней хранятся поистине уникальные вещи: посуда (фарфор, серебро, фаянс), иконы, украшения – сотни вещей, большинство из которых никогда не видели посетители. 

“Экспонаты нашей “Золотой кладовой” мы крайне редко показываем: на юбилеи, к приезду важных гостей. Они хранятся у нас в фондовом помещении, и чтобы их достать, мы должны создать специальную комиссию – не меньше 5 человек. По вашей просьбе создали, зашли в помещение, выбирали вещи и потом точно так же и вернем на место. В “Золотую кладовую” мы никогда никого не пускаем, люди даже не знают, где она находится. В зале выставляем копии этих вещей. Так делают многие музеи”, –  рассказала заведующая научно-методическим отделом Виктория Водопьян

Итак, какие же экспонаты хранились за "семью замками".

Сотрудники бережно достают из небольших коробочек бумажные свертки. Все они подписаны, но чтобы не было путаницы – их разворачивают по очереди. В первом – сарматские вещи, которые были найдены при исследовании так называемого “Запорожского кургана”. 

Как оказалось, в 1960-е годы в Запорожье проводились раскопки кургана по улице Республиканской. Тогда группа археологов заметила в стене нишу, начали ее копать, а там оказался клад – сарматское золото. 

"Это предметы для конского убранства – фалары с изображением животных, две поясные бляхи с изображением бычков, на которых с двух сторон напали хищники. Этот прием называется скифским звериным стилем, но он характерен и для сарматов тоже”, – комментирует Зоя Харитоновна. 

При изготовлении этих вещей сарматы впервые использовали инкрустацию. Чтобы разобраться, из чего сделана вставка, экспонаты отдавали на реставрацию в Эрмитаж. Оказалось, что материал, который использовался для инкрустации, – не бирюза, а окрашенная кость мамонта. 

Также в кургане нашли браслет. Археологи говорят, что все предметы – жертвенные, их приносили человеку, который там был похоронен. Впрочем, скелет человека был разрушен, и понять, кто же погребен (женщина или мужчина), невозможно. Экспонаты датируются ІІ веком до нашей эры. 

“Эти вещи открыли много интересных фактов. Есть так называемая коллекция Петра І, в которой подобные вещи также имеются. Все считали, что это вещи из Сибири, но когда появились наши экспонаты, мнение изменилось. В конце 1980-х - начале 90-х годов эти вещи путешествовали по Европе. Они были в Финляндии, Югославии, Германии. Институт археологии просил наши экспонаты для выставки в Японии. Но мы отказали”, – вспоминает научная сотрудница. 

Еще одной вещью из “сокровищницы” стали гуннские пряжки, украшенные камнем, внешне как две капли воды похожим на гранат, но выяснилось, что это альмандин. 

“Может быть, это украшения пояса. Также у нас есть колт – женское украшение. Мы его не находили, а купили. Его хотели продать на рынке, но мы перекупили. Это IV век нашей эры. Гунны пришли после сарматов, они их разбили, а потом ушли через наши степи в Европу, – рассказывает археолог. 

Руководство музея давно мечтает о полноценной “сокровищнице”, которая бы находилась под охраной в отдельном зале, с красивыми бронированными витринами, но на все это банально нет денег. Цена вопроса исчисляется миллионами. Впрочем, сегодня нет денег и на реставрацию музейного здания, что уж говорить о создании полноценной "кладовой". 

В прошлом году Министерство культуры и информационной политики принимало заявки для участия в программе "Большая реставрация", но областной краеведческий музей в неё, к сожалению, не попал. 

Ольга Звонарева, Запорожье
Фото Дмитрий Смольенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-