Павел Федосенко, владелец пиццерии в Харькове
Люди со всего мира «подвесили» у  нас более 1,5 тысяч пицц для военных, спасателей, медиков и детей
14.05.2022 12:08

Харьков, уже заслуживший своим сопротивлением агрессору прозвище «железобетон» (по аналогии с железобетонным символом города – зданием Госпрома, который в 1943-м немецким войскам не удалось подорвать), продолжает удивлять всю страну. Город ежедневно обстреливают, лишь в последнее время, благодаря успехам наших защитников, бывают сутки без жертв. Харьковчане снова и снова выходят расчищать улицы и дворы, высаживают деревья и цветы. Чистота и яркие клумбы – это не просто фишка Харькова, это напоминание о нашей мирной жизни и невероятное стремление к ней вернуться. Апокалиптическая картина на Северной Салтовке, микрорайон «Горизонт», выживающий без всех коммунальных услуг, невероятный торт на заказ, работающие кофейни и даже кото-кафе, импровизированный барбер-шоп и театральное представление на станции метро, где уже два месяца живут люди, - это все о Харькове. Доставка пиццы в военном городе – это тоже реальность, несмотря на то, что «прилететь» может в любой район.

Павел Федосенко – один из тех, кто своей ежедневной работой демонстрирует: Харьков не сломить. Свое заведение Daddy’s Pizza известный в городе журналист запустил лишь в июле прошлого года. С началом полномасштабного вторжения Павел вывез жену и 2-летнюю дочку в безопасное место, а вернувшись, собрал заново коллектив и запустил кухню. Укринформу он рассказал, как работает доставка под обстрелами и как о харьковской пицце узнали в США и Европе.

ПРОДУКТЫ НАЙТИ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ПОВАРОВ

- Павел, как решились открыться, ведь обстрелы не прекращаются?

- На самом деле о том, чтобы открыться в том или ином виде, я думал еще в конце февраля. Но оказалось, что почти все мои сотрудники эвакуировались из Харькова. Поэтому после того, как отправил семью за границу, занялся волонтерством. Сначала с друзьями из Полтавы вывозили людей. Это было горячее время, начало марта. Нереальное столпотворение на железнодорожном вокзале. За неделю где-то 250 человек нам удалось вывезти автотранспортом. Потом с моими другими друзьями начали заниматься адресной доставкой продуктов. И вот в конце марта товарищ, сидя у меня дома на кухне, говорит: «Тебе пора открываться». И я понял – и вправду пора. Только где и как людей найти? Настолько это казалось все нереалистичным, что просто невозможно было не попробовать это сделать. Точно было понятно, что спрос будет.

Оказалось, сложнее с продуктами, чем с людьми. Сотрудников нашли быстро, несмотря на то, что очень важен был территориальный фактор. Ведь добираться на работу с другого конца города, мягко говоря, проблематично (общественный транспорт в Харькове не ходит, только такси - ред.). Но удалось собрать классных ребят, которые понимают, что и как надо делать – и на кухне, и по учету, и по логистике. 

- Сколько людей сейчас задействовано?

- На кухне, как правило, 5 человек, 2 курьера, удаленный администратор. В пиковые дни – до 10 сотрудников. Поваров нашли сразу. Были неувязки с курьерами, но абсолютно не из серии «я боюсь работать». Просто обстоятельства складывались так, что люди не могли на постоянной основе заниматься доставкой. То ломался транспорт, то вывозит своих из города, то сам решает тоже выезжать.  Была текучка, поэтому первое время я тоже занимался развозкой, но быстро понял, что не только не смогу вернуться к волонтерству, но и вообще пиццерией управлять, потому что времени ни на что не остается. Ты постоянно за рулем. Сейчас достаточно курьеров, ввели смены, потому что без отдыха, выходных нельзя.

- А есть проблемы с продуктами?

- Было тяжело в начале, потому что уже привык работать с определенными поставщиками. Но большинство из них не работали или имели ограниченное количество позиций. Дорогие специфические колбасы невозможно было найти. От части составляющих мы просто отказались, потому что выходила космическая себестоимость. Из 11 видов мы оставили 7 пицц. На первый день работы заказали продукты из Полтавы. Но логистически это сложно, начали выкручиваться, так сказать, по-местному. Что-то брали в ближайшем супермаркете, что-то на рынке, что-то точечно у поставщиков.  Уже существенно легче.

- Первые заказы – как это было?

- За первый день использовали все продукты и коробки, что у нас были. Так что на второй день пришлось взять паузу. Без коробок пиццу не доставишь! Благодаря знакомствам решил эту проблему, достал запас коробок. В основном люди заказывали для себя. А потом информация о доставке распространялась, и пошли заказы от тех, кто выехал, для родственников, которые остались в городе. Сейчас заказы примерно 50 на 50 – для себя и для кого-то.

РЕКЛАМА ОТ ЭКС-ПОСЛА УКРАИНЫ В АВСТРИИ

- Традиция оплатить пиццу для другого, или как говорят, подвесить ее, появилась в Филадельфии. Кто у вас предложил опцию подвешенного заказа?

- Да кто-то в комментариях под моими постами в Фейсбуке. Я, как перфекционист, думал, что мы сделаем на сайте счетчик, который будет  показывать, сколько подвешено. Сначала таких заказов было немного и только от харьковчан. А потом о нас сделали сюжет «Радио Свобода», и он разлетелся в Твиттере. Твит сделал Александр Щерба, экс-посол Украины в Австрии, а у него почти 300 тысяч подписчиков. Утром мне друзья скинули скрин, а я вообще не знал тогда, кто это. Вскоре мы с ним уже говорили по телефону, Антон Геращенко дал ему мой номер. Сказал, что большой ажиотаж, люди хотят платежные реквизиты, чтобы подвешивать пиццы. Я быстренько восстановил свой PayPal - и начался просто «дурдом». Нам начали подвешивать пиццы со всех концов мира. Сотнями. Переводили деньги и в комментариях писали для кого заказ – для детей в метро, для коммунальщиков, для военных, спасателей, медиков или же просто писали «Пицца для Украины». Несколько дней активно донатили (делали денежные взносы, пожертвования – ред.), а потом о нас сделал сюжет американский канал CBS и все повторилось. Люди перечисляли разные суммы – от 5 до 200 долларов, один раз – 300. Пишут: «Слава украинскому народу», «Слава Украине». Теперь мы осваиваем, вырабатываем этот «фонд». Примерно 1600-1800 пицц на эти деньги мы сделаем и раздадим. И уже счет на сотни подвешенных пицц, которые мы уже раздали.

- Но заказы продолжаете принимать?

- Да, мы решили, что неправильно будет отказываться от наших клиентов, ведь мы работаем для людей. Стараемся находить баланс между ежедневными заказами и пиццами, которые мы раздаем.

- Для кого уже готовили подвешенные пиццы?

- Возили медикам госпиталя, медикам «скорой», спасателям, военным, коммунальщикам, детям в метро. Многие к донатам пишут просто: «На ваше усмотрение». То есть основной критерий для нас: угощаем тех, кто действительно нуждается, или тех, кого хочется поблагодарить за самоотверженную работу.

- Что за история, когда Вас перепутали с победителем «Мастер-шефа» Павлом Серветником из Херсона и отправляли донаты на пиццу ему?

- Вот когда пошел всплеск ретвитов первого сюжета, и при том, что в титрах была указана моя фамилия – кто же эти титры читает?! (смеется), в одной из веток кто-то сбросил ссылку на аккаунт Павла. Херсон – Харьков, видимо, незнающие люди тоже не заметили разницы. Плюс - у него на странице в Инстаграме был указан PayPal. Поэтому людям, которые заходили на его страницу, не надо было прилагать никаких усилий, чтобы задонатить. Совпадение, что в мирное время у него была своя пиццерия.

Заметила это все в Твиттере наша сотрудница и в комментариях поясняла, что произошла ошибка. Мы понимали, что часть наших средств осела у него. Связались с Павлом. Он говорит: «А я все не мог понять, что это за донаты «На пиццу»? Набросали с такой пометкой ему $1100. Он их хотел вернуть, но я уже знал, что он печет хлеб в оккупированном Херсоне и раздает бесплатно.  Поэтому рад, что таким образом неожиданно для себя поддержали такое важное дело.

ПИЦЦА – КАК СИМВОЛ СТАБИЛЬНОСТИ

- Вы много ездите по Харькову, сфера услуг в целом оживает?

- По доставке пиццы мы были вторые, за пару дней до нас стартонула другая пиццерия. Они аккумулируют заказы, а на второй день их выполняют. Постепенно заведения открываются. Можно выпить свежезаваренный кофе в кофейне, где-то перекусить. И это так приятно. Но все равно это очень-очень незначительная часть заведений, которые работали до войны. Динамика позитивная, но, к сожалению, нет безопасных районов в Харькове. К примеру, у моей жены есть кофейня практически в центре. Мы ее открыли. Поработали неделю, но потом в том районе был прилет – и ребята сказали: «Все, мы завтра не выйдем». 

- А клиенты в военном Харькове – благодарные?

- Знаете, кажется, что уже люди… подрасслабились, что ли. Причем я это вижу с двух сторон – и как волонтер, и как владелец пиццерии. То есть в начале это было так, что ты привозишь пиццу, и человек тебя встречает со слезами на глазах и обнимает. И дело абсолютно не в еде, а в неком символизме. Пицца – частичка мирной, привычной жизни, это о стабильности. Плюс – если заказывали для родственников. Это проявление заботы.

А сейчас люди требуют сервиса. «Как! Я два часа назад заказал, а вы еще не везете! И долго мне ждать?» При том, что мы же четко проговариваем: ребята, война, и для нас важна жизнь и безопасность курьеров, мы просим выходить к подъезду и так далее. Чтобы все было честно и не было никаких завышенных ожиданий. И все же, все чаще клиенты предъявляют требования к нашей работе, которые вполне были бы оправданы до войны, но во время нее выглядят, по меньшей мере, странно. 

То же самое с волонтерской помощью. Каждый волонтер расскажет не одну историю о требованиях, претензиях, неблагодарности. Это, конечно, демотивирует, потому что запоминается. Но это такой, точечный негатив. Благодарности больше. И когда ты видишь, что привез продукты не 30-летнему мужику, которому лень напрягаться, а тем, кто действительно нуждается, понимаешь, что надо продолжать.

-  А была доставка, чтобы прямо до слез?

- Было несколько трогательных доставок, когда люди из-за границы заказывали своим мамам. Это были сюрпризы. И, как все мамы, они говорили: «Да что это они выдумали?» Но было видно, как им приятна эта забота. И еще подвешенные пиццы для детей в метро. Когда по станции раздается: «Пицца, пицца, пицца!». Эти удивленные глаза, полные восторга! Ради таких моментов хочется работать.

Юлия Байрачная, Харьков

Фото: Facebook. Павел Федосенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-