Павел Розенко, министр социальной политики
По результатам кампании по оформлению субсидий буду предлагать уволить некоторых глав госадминистраций
23.10.2015 19:22

Ликвидация систем социального страхования как принципа, на мой взгляд, может стать катастрофой для системы социальной защиты населения.

Потому что эта система существует во всех европейских странах. Она предполагает абсолютный логический принцип: человек платит из своей заработной платы часть взносов, страхуя себя от наступления определенного страхового случая: это безработица, это инвалидность, это временная нетрудоспособность, это и сама пенсия. Это не налоги, а часть отложенной заработной платы, и когда наступает страховой случай, работник эти средства должен получить в полном объеме обратно - как покрытие своих рисков.

Только на объединении фондов за счет сокращения численности и оптимизации деятельности, по разным оценкам, сэкономим от 300 миллионов до полумиллиарда средств, которые мы сможем отдать на повышение страховых выплат людям.

Моя принципиальная позиция - мы не сделаем ни шагу назад, фонды будут объединены и реформированы. Это записано в коалиционном соглашении, после решения парламента мы будем двигаться дальше. Да, есть огромное давление, попытки саботировать и заблокировать процесс реформы соцстраха, есть очень много желающих оставить все как есть. Но все равно мы проведем эту реформу.

- Журналисты недавно посмотрели смету расходов службы занятости. Кстати, ее задержанный руководитель, наверное, третий по счету. И как эта реформа будет гарантировать то, что в этой службе не будут стоять плазменные телевизоры по 2 млн грн? Где гарантия, что не будут строить новые дома для службы и не будут платить сотни тысяч гривен за размещение «джинсы»?

- На сегодняшний день все строительство новых объектов приостановлено. Никаких плазм никто покупать уже не будет; сегодня экономическая ситуация в стране кризисная, поэтому бюджет Службы занятости почищен от различных неэффективных расходов. Все то, что вы говорили - шикарные дома, плазмы - это наследие, которая нам досталась от предыдущих руководителей, но больше такого не будет. С другой стороны, развивать систему все-равно надо, поэтому у нас появляются новые вызовы, которые требуют новых, в том числе, и технологических решений. У нас появляется сегмент, например, временно перемещенных лиц, для которых надо создавать отдельно и программы, и системы; также – участники антитеррористической операции.

- Говорят, что два дома строились уже при вашем руководстве?

- Не строились, а вводились при мне в эксплуатацию. Вопрос вообще неоднозначный. Если несколько лет назад начато строительство помещений центров занятости, центров профориентации или учебных учреждений, объект стоит уже на 95% готовый, стоит ли его завершать? И что делать с таким почти завершенным объектом? Они есть, и они стоят мертвым грузом. Но ни одно строительство «с нуля» при мне не начиналось и начинаться не будет. Очевидно, что сейчас эти объекты все-таки должны быть заморожены. Тем более, что следующий год, в принципе, для нас в целом будет трудным, экономический рост еще не начался; количество рабочих мест за последние годы сократилось, а это означает, что база уплаты социального взноса, который идет на страховые выплаты по безработице, сократилась. И у нас около 90% от средств, которые будут потрачены на следующий год, они будут тратиться исключительно на пособие по безработице и для того, чтобы просто поддерживать деятельность служб занятости, и не более того.

Поэтому о строительстве, о закупке плазм, мебели, автомобилей можно забыть.

- А что сделано в реформировании Фонда соцзащиты инвалидов?

- Мы отдали часть своих функций, в частности, реализацию некоторых бюджетных программ министерства в Фонд социальной защиты инвалидов. Также мы децентрализовали услуги по Чернобыльским программам, передали в области осуществления программ по питанию и санаторно-курортному лечению. Так же мы передали право реализовывать программы по социальной защите и реабилитации инвалидов и средства на это Фонда социальной защиты инвалидов.

Сегодня вокруг Фонда соцзащиты инвалидов в течение последнего года, скажем так, я не видел какой-либо напряженности или каких-то грандиозных скандалов. Мое принципиальное требование к руководству Фонда - средства Фонда должны использоваться публично, открыто и прозрачно. А структуры, которые претендуют на средства Фонда, должны получать государственные заказы на честных конкурентных условиях. Нам удалось сохранить три протезных предприятия, которые предыдущий министр почему-то решила закрыть. Три протезных предприятия в Житомирской, Хмельницкой и Николаевской области должны были быть ликвидированы, мы же сохранили и восстановили эти предприятия, и они имеют сегодня возможность обслуживать инвалидов своей области и получать государственный заказ (имеются в виду государственные предприятия от Фонда социальной защиты инвалидов). Мне удалось сохранить протезную отрасль, и следующим шагом будет ее развитие и постепенный переход на рельсы стандартов Европейского Союза.

Это огромная работа, это непростая ситуация для всей системы, но это шаг к Европейскому Союзу, это правильное решение, и это наше направление развития.

- Украинские механические протезы, говорят участники АТО, достаточно высокого качества. Или мы ищем, как делать еще и бионические протезы?

- Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы в Украину приходили не просто готовы протезные изделия, но и современные технологии. И поэтому сегодня мы ведем переговоры с различными фирмами из Соединенных Штатов Америки, из Италии, Германии, других стран, которые имеют прекрасные технологии современного протезирования. Минсоцполитики заинтересовано, чтобы они приходили сюда, в Украину, на принципах государственно-частного партнерства с нашими предприятиями и приводили современные технологии, чтобы мы могли бы в будущем производить свои такие сложные протезы. Потому что на сегодняшний день на уровне несложного протезирование продукция наших протезных предприятий и действительно на уровне современных европейских стандартов.

Но протезная отрасль нуждается в быстрых изменениях, и мы понимаем, что через некоторое время предприятия будут сталкиваться с очень серьезной конкуренцией, когда откроются границы. Поэтому наша продукция должна быть высокого качества и в нормальном ценовом диапазоне. Поэтому шаги к сложному протезированию, привлечению современных западных технологий мы делаем.

- А вы бы не хотели провести сложную комплексную проверку своих руководителей: полиграф, отдел безопасности, департамент безопасности... Все-таки здесь было такое место «жирное»?

- Министр социальной политики не является прокурором, следователем или оперативным работником службы безопасности или органов внутренних дел. В мои функции не входит проведение следственных действий, оперативно-розыскной деятельности или слежки за персоналом министерства. В Украине для этого есть соответствующие органы: СБУ, МВД, Генеральная прокуратура. Для меня главное - ликвидировать почву для коррупции в министерстве. То есть сделать так, чтобы она в принципе была невозможна.

И первое, что мы сделали именно в министерстве - провели децентрализацию бюджетных программ. Программы, которые существовали в министерстве, давали основания говорить вашими словами «жирное министерство». Я не могу понять, почему так было, когда министерство являлось заказчиком питания для детей-чернобыльцев, и министр определял, какая фирма будет кормить ребенка-чернобыльца, там, в Сарненском районе Ривненской области. Я понимаю, почему это делалось предыдущими руководителями, но, когда я пришел в министерство, то распределение этих средств приказал отдать на места. Это - ответственность местных органов власти, они сами лучше знают, кто и кого там будет кормить.

Министерство должно формировать политику, быть локомотивом реформ, иметь нормотворческую функцию, а не функцию тендерного комитета.

Поэтому, основа борьбы с коррупцией - борьба с основаниями для коррупции, второе - открытость, публичность и прозрачность деятельности министерства, привлечение к сотрудничеству с нами широкого круга общественных и волонтерских организаций.

Вот два рычага, имеющиеся у министра. И я эти рычаги применяю с первых дней своего пребывания на посту. Все остальное - вопрос правоохранительных органов.

- Главные проблемы ветеранов АТО: это выделение земли, лечение, психологическая помощь, деньги. Что из этих рабочих направлений будет вашим?

- Главный вопрос, с которым мы столкнулись в начале нашей работы - многочисленные скандалы, связанные с получением статуса участников боевых действий. Когда я пришел в министерство, несмотря на то, что фактически уже полгода продолжались активные боевые действия, статус участников боевых действий получили лишь около 8 тысяч парней. Были скандалы, недовольство, массовые жалобы ребят с фронта о том, что документы рассматриваются по 4-5 месяцев. Мы разобрались с установлением статуса, провели принципиальную реформу. Министерством была предложена своеобразная диверсификация принятия решений. Если раньше решение об установлении статуса делала комиссия, которая была создана при Государственной службе ветеранов, то сегодня статус предоставляется при соответствующих ведомствах. При Минобороны, МВД, других силовых органах. У каждого своя комиссия, и именно поэтому на сегодняшний день мы уже имеем 132 тысячи парней, которые имеют статус участника боевых действий.

Вокруг этого вопроса уже напряга сегодня нет, скандалы прекратились. Комиссии работают быстро, эффективно.

После установления статуса, следующие шаги в соцзащите участников АТО - основная ответственность, безусловно, на местных органах власти, которые должны организовать надлежащий процесс, чтобы люди могли получить свои необходимые льготы, землю, соответствующую социальную помощь и прочее. Поэтому буквально недавно появился указ Президента, который поручил местным органам власти, в первую очередь областным государственным администрациям, создать центры помощи демобилизованным участникам АТО в каждой области, где бы человек по принципу единого окна мог получить весь комплекс услуг: от консультаций и конкретной помощи на любую тему.

А концентрироваться только на тех людях, кому эта помощь действительно нужна. А для этого нужно знать все о человеке, которому мы оказываем услугу, субсидию или льготу. От социального статуса и заканчивая его доходами, условиями проживания, материальным положением семьи. Философия предоставления льгот изменится. Все же, мы все льготы для чиновников отменили и постепенно переходим на адресное путь предоставления льгот.

- Как работает программа субсидий на ЖКХ?

- Хочу сказать, что программа субсидий начата не сегодня, ей 20 лет. Но именно после ее реформы, впервые за эти годы она, наконец, начала работать на человека.

И сегодня я опять ко всем обращаюсь.

Если вы видите, что вы не тянете плату за газ или жилищно-коммунальные услуги - обратитесь и получите субсидию. Не надо ничего бояться, субсидия - это действительно просто.

Все, что вам нужно заполнить: это страница заявления и страница декларации. Всем четырнадцати с половиной миллионам потребителей мы разнесли бланки заявлений с подробной инструкцией, как заполнить. И мы уже видим результат. У нас была агрессивная реклама на телевидении, и донести информацию до людей для нас было принципиальным моментом в этой реформе.

Наша цель - до начала отопительного сезона как можно больше привлечь к программе субсидий.

Мы планировали, что к октябрю придет 3 миллиона семей, а после октября придет еще полтора миллиона семей. На сегодняшний день уже оформили субсидии 3 миллиона 600 тысяч семей. Для сравнения: в прошлом году в этот период было всего 450 тысяч. Я запросил у наших аналитиков данные, размеры субсидий получают люди, - открывает папку с документами, где лежат копии документов людей, получивших субсидии, - Например, в неотопительный сезон субсидия этой семье была 220 гривен, сейчас уже произведен перерасчет на отопительный сезон, и они будут получать более трех тысяч ежемесячно. Вот платеж другой семьи: в неотопительный сезон - 200 гривен, а в отопительный - 3000 будет покрывать государство. Далее, вот 100 гривен летний сезон, после пересчета 1785 гривен.

Размер субсидий в отопительный сезон от тысячи до трех с половиной тысяч гривен на каждую семью, как поддержка в результате поднятия цен.

Но, безусловно, что не все так гладко, проблемы есть. Оформление субсидий - ответственность местной власти. Персональную ответственность за качество, скорость и простоту оформления субсидий несут главы областных и районных государственных администраций. Есть жалобы о том, что в регионах по три-четыре месяца люди не могут оформить субсидии, есть жалобы на очереди, на хамство и невнимание отдельных чиновников. И меня возмущают факты, когда некоторые местные чиновники вместо того, чтобы нормально организовать процесс оформления субсидий у себя в районе или области, начинают рассказывать о том, что виноват в этом министр или Правительство.

- Читала, на Тернопольщине у жителей требуют целый кейс документов.

- Еще раз повторюсь, кроме заявления и декларации, никаких справок ни один чиновник не имеет права требовать. Задержка, очереди, жалобы и недовольство людей означают, что областная, районная государственная администрация или орган местного самоуправления ненадлежащим образом организовали работу своих управлений соцзащиты. Хочу предупредить всех: по итогам кампании по назначению и перерасчету субсидий, в декабре, я буду выносить вопрос на заседание Кабинета Министров о привлечении к ответственности, вплоть до увольнения с должностей, тех руководителей областных и районных администраций, которые позволяют себе пренебрегать постановлениями правительства, не наладили нормальным образом процесс оформления субсидий, и саботировали у себя в области или районе реформу системы субсидий. Такие руководители получат надлежащую оценку своей бездеятельности как со стороны Кабинета министров, так и со стороны Президента Украины. Поддержка таких жестких действий у меня есть и от премьера, и от Президента. Если человек завалит процесс оформления субсидий в области, то будет отвечать по полной. Для меня авторитетов тут нет, интересы простых украинцев для меня превыше всего.

Тем, у кого выплаты зависят от прожиточного минимума, перерасчет будет сделан. Всего более 80 видов пособий, компенсаций, выплат будут увеличены. Повышение соцстандартов коснется около 13,5 миллиона украинцев.

Но не у всех пенсионеров пенсия привязана к прожиточному минимуму. Примерно из двенадцати миллионов пенсионеров перерасчет коснется около восьми миллионов пенсионеров. Повышать всем 12 миллионам пенсионеров на 13, 20 или 40% и сразу - я бы конечно очень хотел, но страна находится в состоянии войны. 80 миллиардов в год мы вкладываем в обороноспособность страны. У нас был ограниченный ресурс, и мы сделали лишь первый шаг. Будет развитие экономики - будем поднимать зарплаты, пенсии, социальные выплаты чаще и в большем объеме. Так, к примеру, в бюджете следующего года поднятие соцстандартов будет происходить дважды в год. Напомню, что они не пересматривались уже два года. Это мало, я понимаю. Но мы должны запустить экономику, чтобы увеличение зарплат и пенсий происходило не за счет печатания денег.

- Это касается пенсионеров, а что с зарплатами бюджетников?

- Все бюджетники, а это около 3,5 млн учителей, врачей, работников культуры, социальной сферы и др. получат повышение зарплат, поскольку все их оклады привязаны к минимальной заработной плате.

В целом, если минимальная зарплата повышается на 13%, то высококвалифицированным работникам бюджетной сферы, повышение окладов идет примерно на 18%. Мы заложили достаточный ресурс, чтобы заработная плата была увеличена на 13-18%.

Выплаты осуществляют руководители соответствующих учреждений. Есть жалобы, что руководители организаций отменяют индексации, надбавки, манипулируют зарплатами. Это незаконно. Они не имеют права этого делать. Средства на повышение выделены в полном объеме. В Госбюджете на это предусмотрено 5 миллиардов гривен, плюс к этому было решение Правительства выдать дополнительный миллиард на повышение зарплаты, плюс к этому потом было перераспределение средств еще на 500 миллионов, и на прошлой неделе Кабинетом Министров был выделен еще дополнительный миллиард на повышение заработных плат работникам бюджетной сферы.

То есть, в целом за последний месяц было выделено дополнительно около 7,5 миллиарда гривен на повышение заработной платы бюджетникам. Всем будет сделан перерасчет с 1 сентября 2015 года.

Пенсионные выплаты уже пересчитаны и платятся. И заработные платы также в новых объемах уже выплачиваются.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-