Декларация Франциска и Кирилла. Что полезного для Украины?

Декларация Франциска и Кирилла. Что полезного для Украины?

1286
Ukrinform
Большая информационная гора анонсов гаванской встречи родила маленькую пропагандистскую мышь

В связи с встречей Папы Римского и патриарха Московского, состоявшейся в пятницу на Кубе, в Украине было немало сказано в духе «всё пропало» и «насопятьслили». Параллельно и в узком, но принципиальном сегменте либеральной России тоже наговорено столь же много горьких, обличающих слов.

Основания для этого, безусловно, были.

Но все же ситуация не так однозначна.

ОБИДА НА ТРИ «УКРАИНСКИХ» ПУНКТА ДЕКЛАРАЦИИ

Действительно, как только появился текст совместной декларации гаванской встречи, украинские читатели впились глазами в три пункта - 25-27. №25 - об УГКЦ. №26 - о войне в Украине. №27 - об УПЦ КП и УАПЦ.

«25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

26. Мы скорбим о противостоянии в Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви в Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно».

Что сказать, в пункте 25 и вправду есть основания для некоторых обид со стороны украинских греко-католиков. Историография, историософия УГКЦ как раз и базируется на тезисе «моста» между православием и католицизмом, преодоления, таким образом, раскола, случившегося между Римом и Константинополем. Здесь же, в трактовке совместной декларации, получается, что история создания униатской церкви оценивается с позиций сегодняшнего дня скорее негативно. И уж совсем однозначно заявляется: это не «путь к восстановлению единства». Что явно противоречит существующей концепции истории УГКЦ. Обидно также, что униаты не названы Церковью, каковой они де-факто и де-юре являются, а определены как некие дисперсные «церковные общины».

Пункт 26 выписан достаточно туманно, но по контексту он скорее калькирован с московских, кремлевских заявлений. «Противостояние в Украине», «конфликт», «общественная солидарность» - тут, конечно же, угадывается штрих-пунктир путинско-лавровского продавливания тезиса о «гражданской войне на Украине». Что также крайне неприятно.

В пункте 27 говорится о схизме (в украинских вариантах перевода) или расколе (в российских вариантах) среди «православных верующих в Украине». При этом четко указывается, что он может быть преодолен только «на основе существующих канонических норм». Многие увидели и в этом уступку Московскому патриархату.

Вздох разочарования, пронесшийся по Украине, был громок. Особенно среди греко-католиков. И патриарх УГКЦ Святослав отреагировал оперативно. На официальном сайте Церкви появилось его успокаивающее интервью по итогам гаванской встречи под характерным названием «Встреча, которая не состоялась?»

РАЗОЧАРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ЛИБЕРАЛОВ

А что в России? Разговаривать со священниками РПЦ по поводу данной встречи не очень интересно - все равно, что прочитать пресс-релиз или посмотреть выпуск новостей на одном из центральных российских телеканалов.

Позиции либеральных священников куда интересней. Они не рассматривают нынешнюю РПЦ и управляющий ею Московский патриархат как нечто историческое, несущее преемственность через века. Они всегда подчеркивают, что нынешняя церковь воссоздана Сталиным, фактически создана наново - после почти полного разгрома, и что она изначально была инфильтрована работниками спецслужб.

Протоиерей Российской православной автономной церкви, писатель Михаил Ардов рассказал автору, как он разочарован местом, выбранным для встречи Франциска и Кирилла: «Считаю, что для встречи Патриарха и Папы Римского трудно было выбрать худшее место, чем Гавана, Куба. Ну, разве что Пхеньян с Ким Чен Ыном. Первая историческая встреча - и на территории режима братьев Кастро?.. Кириллу туда и дорога. Но папе Франциску, мне кажется, можно было подобрать вариант получше. Для меня - это знак самых страшных времен: прагматичность преобладает над принципами».

Сказано это было незадолго до встречи. Но с «Кириллу туда и дорога» протоиерей Ардов попал в точку! Потому что именно с этого патриарх Кирилл и начал встречу: «Меня не покидает чувство, что мы с вами встречаемся в правильное время и в правильном месте». Папа Франциск дипломатично уклонился от похвалы месту встречи и воздал хвалу Всевышнему: «Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность представилась». (Диакон Андрей Кураев, один из немногих, кто, находясь внутри РПЦ, позволяет себе иметь собственное мнение, по поводу такого начала тонко заметил: «О Боге первым вспомнил Франциск. В этом смысле я бы сказал, что дебют был за папой»).

Священник Яков Кротов, замечательный публицист и христианский просветитель, в своем фейсбуке так описал произошедшее: «Это абсолютно проходная встреча слона и моськи. По одну сторону миллиард верующих, по другую миллионов 100, самое большее, а реально и 10 не будет. И очень жаль, что слон как моська облаивает человечество. Сколько-нибудь исторической была встреча папы (Павла VI, - ред.) с патриархом (Константинопольским, - ред.) Афинагором в 1965-м году. А всё "значение" РПЦ МП стоит на углеводородах и с углеводородами исчезнет». (Насчет «облаивает человечество» - это отец Яков сказал по поводу слаженных консервативных выпадов Франциска и Кирилла по вопросам, связанным с семьей, эвтаназией, евроинтеграцией, критикой успешных «богатых стран»).

Упор на углеводороды можно дополнить мнением того же Андрея Кураева, что патриарх очень волновался (в начале встречи даже сел раньше времени, отчего пришлось мелко суетиться, тут же вставать, чтобы поздороваться с подошедшими - кардиналом и православным епископом). Почему? Да потому что, в отличие от спокойного и уверенного в себе папы, опасался провалить «партийное поручение» от президента Путина: «Поскольку контент разговора для папы был не так уж и важен, - он был определяем нашим патриархом. И он был актуально-политическим, а не богословским. Вот и выходит, что эти два часа наш патриарх представлял не столько нашу церковь, сколько нашего президента».

МАЛЕНЬКАЯ МЫШЬ РОССИЙСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

Ну что ж, если эта встреча была так нужна, так полезна российскому президенту, то важно посмотреть, а как же ее отработала российская пропаганда. Встреча прошла в пятницу. Поэтому в итоговых воскресных выпусках пропагандистско-информационных программ впору было ожидать чего-то зубодробительного. И что же?

Нужно сразу сказать, что ожидания не оправдались. Правда, киселевские «Вести недели» начались с громкого восклицания «Встреча тысячелетия!», но дальше пошло что-то непонятное. И, в общем-то, даже абсурдное. Киселев припомнил старую историю, о которой папа вскользь упомянул в каком-то интервью в начале недели. Еще осенью Франциск на выступлении в Европарламенте сказал, что нынешняя Европа бесплодна, как престарелая женщина. А Ангела Меркель, якобы, приняла это на свой счет, позвонила в Ватикан, чтобы высказать возмущение - мол, нет, Европа не бесплодна.

Весь сюжет, рассказываемый ведущим с фирменной гаденькой улыбочкой, выглядел чрезвычайно странно и не к месту. Так было до того момента, пока не стало ясно, что это просто затянувшаяся подводка к сюжету о Мюнхенской конференции по безопасности, почти без стыка переходящая в сюжет о Сирии и беженцах в Европе. Вот что для Киселева и росгеббельспропаганды было главным на этой неделе.

А о «встрече тысячелетия» Киселев заговорил только на 37 минуте. И, как для него, формулировал очень аккуратно. Чтобы не сболтнуть лишнего, немалую часть времени просто зачитывал появляющиеся на экране пункты совместной декларации. При этом с особой торжественностью и похвалой сказал, что встречавшиеся обходили сложные вопросы, как например об униатах: «Тонко проходят тему трений между греко-католиками и православными. В любом случае - храмы отнимать не надо».

Загадочная последняя фраза - кому у кого и в какой период времени «отнимать не надо»? Может, он имел в виду довольно частые в последние два года случаи ухода церковных общин вместе с храмом из подчинения УПЦ МП? Если так, то попал пальцем в небо. Потому что там как раз был переход в состав УПЦ КП.

А вот об этой церкви, после благожелательного признания за греко-католиками «права общин на существование и удовлетворение своих потребностей», Киселев вдруг резковато сказал: «Не путать! К раскольникам Филарета это не относится».

Вот! Вот сейчас-то, подумалось, Киселев и начнет зажигать! Но нет - он просто продолжил нудное зачитывание декларации - пункта 27, а потом 26. И вскоре закруглил сюжет, дав место репортажу из Гаваны - тоже весьма беззубому, в духе «Клуба кинопутешественников» или «Вокруг света». И всё!

Позже оказалось, что плановый долбёж Украины у Киселева был запланирован в сюжете о хищническом разворовывании украинских черноземов. Но отнюдь не в гаванской встрече.

А на Первом канале в «Воскресном «Времени» Ирады Зейналовой картина оказалась еще более показательной. Сюжет о встрече папы и патриарха вообще был в самом-самом конце (после 1 часа 17 минут других, более важных новостей). И перед довольно местечковой новостью - массовым сносом торговых центров мэром Москвы Собяниным. И это тоже точный показатель информационно-пропагандистской второстепенности встречи папы и патриарха.

Показательно, что и у Зейналовой все начиналось с традиционной для российского ТВ лжи: «Встреча, которую тысячу лет ждали». («Не путать!» - как мог бы воскликнуть тут Киселев, если бы ему больше заплатили с другой стороны).

Кремлевская пропаганда старательно подсовывает в историческую схему вместо константинопольского патриархата - московский патриархат, самозванный и первые сто с лишним лет неканонический (а через век с небольшим, после обретения каноничности, и вовсе отмененный Петром I - еще на два века).

Ведь это Константинополь тысячу лет назад рассорился с Римом. Это встречу их предстоятелей ждали тыщу лет. Но она, как справедливо указал Яков Кротов (и не он один) состоялась еще полвека назад. Только не в 1965 году (как у Кротова), а в 1964-м. И не в Гаване, в аэропорту у братьев Кастро, а там, где и положено быть великим историческим встречам, - в Иерусалиме.

На фоне беззубости и отсутствия остроты выделилось только то, что по поводу греко-католиков автор репортажа из «Воскресного Времени» Павел Краснов соврал почище Киселева (вот она - школа распятых мальчиков и изнасилованных девочек!): «В вопросах самых болезненных папа римский принимает сторону Москвы. Например, отказываясь от униатства - подчинения православных общин Ватикану». Извините, папа отнюдь не отказался о униатской церкви, находящейся в его ведении.

Так что, судя по основным пропагандистским рупорам Кремля, большая информационная гора анонсов гаванской встречи родила маленькую пропагандистскую мышь.

Ну, пара сюжетов и передергиваний. Ну, Медведев на выступлении в Мюнхене помянул.

Но, пожалуй, что до Всеправославного собора-2016, который планируется провести в июне на Кипре, это история даже не доживет, не запомнится. Для других восточных патриархов встреча с Римским Папой - событие не такое уж экстраординарное.

ПЕРЕЧИТАЕМ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО-СВОЕМУ

А теперь давайте еще раз вчитаемся в совместную декларацию. И прежде всего, разумеется, в украинские ее пункты (тем более что после Минска-2 у нас есть большой опыт вчитывания в казуистические декларации).

«...церковные общины (греко-католиков - ред.) имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования».

Патриарх Святослав практически сразу заявил по этому поводу: «Когда-то нас обвиняли в «экспансии на канонической территории Московского Патриархата», а теперь за нами признают право заниматься нашими верными везде, где они в этом нуждаются. Я предполагаю, что это касается также и территории Российской Федерации, где до сих пор мы не имеем возможности юридического свободного существования, или территории аннексированного Крыма, где нас, «перерегистрируя» по российскому законодательству, фактически ликвидируют».

Да, именно так! «Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования». А кто сказал, что здесь речь идет об Украине - всей или только Западной? А если на территории России найдутся общины греко-католиков, тогда что?.. Теперь общины греко-католиков имеют возможность, потрясая данной декларацией, требовать своей регистрации, дотоле невозможной, на территории Российской Федерации. А в случае отказа можно и нужно будет громко говорить о ее нарушении.

Если вдуматься, то и пункт 27 не так уж плохо выписан. «Выражаем надежду на то, что раскол (схизма) среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии».

Да, все именно так и будет. Константинопольский патриарх даст автокефалию УПЦ КП и на этом раскол закончится. Потому что «на основе существующих канонических норм» Киевский патриархат будет равным среди равных. А это уже не схизма.

А насчет того, что «все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии»... Так ведь не сказано, что мир и согласие возможны только в рамках единой подмосковской церкви. Живут же сейчас в Эстонии Эстонская православная церковь Московского патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Правда, их жизнь, скорее, параллельная, нежели в мире и согласии.

Любопытно, кстати, посмотреть этот тезис в сочетании с тезисом из пункта 25. «Метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». На момент заключения Брестской унии в 1596 году Киевской православная митрополия была в составе Константинопольского патриархата. Вот что является старинной «своей Церковью» для Украины. Так что и тут полезно помнить - критика «метода «униатизма» прежних веков» не имеет ничего общего с признанием особых прав Московского патриархата, который, кстати, в 1596 году имел только 7 лет каноничного автокефального существования - после 140 лет неканоничного.

Сложнее, конечно, с пунктом 26. Впрочем...

Тут же говорится о «противостоянии в Украине», но не об «украинском противостоянии». А «стороны конфликта» не названы. Поэтому каждый может их трактовать, как посчитает нужным. Да, не сказано, что Россия - заинтересованная сторона конфликта, но ведь и не сказано обратного. Противостояние или конфликт не заявлены как «внутриукраинские».

Так что - зачем нам читать этот пункт так, как его видит и с каким расчетом его писала Москва. Давайте его читать так, как подправил Ватикан. И трактовать по-своему.

Да, в Украине, действительно, есть противостояние. Но где? На оккупированных территориях! Ведь это там уже потеряно множество жизней, там бесчисленные страдания мирных жителей, глубокий экономический и гуманитарный кризис. А как иначе? Ведь на остальной территории Украины экономический кризис не так глубок, гуманитарного кризиса нет вовсе, как нет и страданий мирных жителей. Но между какими «сторонами конфликта» это противостояние? Мы считаем - это противостояние собственно Украины, жаждущей реформирования, переустройства, и гибридного «русского мира», направляемого из Кремля. И мы совсем не против, если какие-то иерархи призовут «все стороны конфликта» к «благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству».

ОПОРА НА СВОИ СИЛЫ

Вообще, ничего страшного для украинской церкви, для украинского государства 12 февраля в Гаване не случилось.

Москва, мечущаяся в тисках кризиса и изоляции, достает из рукава уже последние козыри, как встреча с папой, от которой так долго отказывались. Но при этом встреча Франциска и Кирилла оказалась для Кремля в чем-то полезной, но совсем не прорывной. Что называется - не первополосной.

А вот украинскому массовому сознанию нужно продолжать избавляться от скверной привычки слишком сильно полагаться на кого-то. Интересы Ватикана не противоречат интересам УГКЦ (Рим, кстати, тоже не очень доволен тем, что предстоятеля греко-католиков называют и поминают как патриарха), интересам Украины. Но и не совпадают с ними.

В подобных условиях нужно максимально купировать негатив случившегося события. А также уметь найти в нем положительные моменты, чтобы извлечь из них пользу. Да, смелей нужно продвигать свою трактовку, свою повестку дня, а не повторять чужие тезисы.

Вот и сейчас, например, стоило бы не плакаться по поводу «антиукраинских» тезисов совместной декларации, а громко восславить патриарха Кирилла за смелый экуменический поворот. И это было бы куда полезнее - с учетом того, как сильна в РПЦ дремучая антиэкуменическая позиция.

Олег Кудрин, Таллинн

Первое фото: AFP

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-