19 февраля. Памятные даты

19 февраля. Памятные даты

1350
Ukrinform
Два года назад, в ночь на 19 февраля 2014 года, под видом проведения АТО, состоялся штурм Майдана, захват и поджог здания Федерации профсоюзов Украины. В результате противостояний в этот день погибло 16 человек

Руководители правоохранительных органов, осознавая, что спровоцированные ими столкновения с протестующими уже привели к жертвам среди последних и будут иметь такие же последствия в дальнейшем, стали организовывать подчиненные им органы, а также "титушек" для подавления протестов, формально создавая видимость организации и проведения АТО. Без законных оснований для проведения антитеррористической операции, во исполнение преступного плана руководства государства правоохранители начали штурм Майдана. При попытке силового разгона митингующих погибли 16 человек, нанесены телесные повреждения 206 лицам, из них 35 - тяжелые, 31 - средней тяжести. В Доме профсоюзов в результате пожара погибли два человека. Киев в транспортном коллапсе: подъезды к городу охраняют автоматчики, метро не работает в связи с объявленной властями так называемой террористическуй угрозы. Не работает железнодорожное сообщение со Львовской и Ивано-Франковской областями. Кровавый штурм Майдана всколыхнул регионы Украины. Поскольку власть игнорировала требования протестующих, граждане в регионах захватывают помещения областных органов власти. Происходит массовый захват зданий силовых структур во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе, Луцке. Милиция оставляет участки и самоустраняется.

В этот день, 19 февраля 1954 года, Крым вошел в состав Украины. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о выводе Крымской области из состава РСФСР и передачу ее Украинской ССР. 26 апреля 1954 года на основе своего указа, ВС СССР принял закон о передаче Крыма Украине и утвердил эти изменения в Конституции страны. Ровно через 60 лет, 20 февраля 2014 года, Россия вероломно захватила Крымский полуостров, начав тем самым временную оккупацию украинского Крыма в полный разрез Будапештским гарантиям по целостности и суверенитету Украины.

19 февраля 1992 года Верховная Рада Украины утвердила трезубец в качестве Малого Герба Украины, считая его главным элементом большого Государственного герба Украины. Открытый конкурс по созданию проекта Государственного герба Украины, согласно Постановлению Верховной Рады, был объявлен 24 июня 1991 года (то есть еще при существовании СССР). Под эгидой Комиссии по вопросам культуры и духовного возрождения ВР была создана рабочая группа-жюри из народных избранников, историков, искусствоведов, музейных работников. 4 октября 1991 года экспертная группа подвела итоги конкурса. Для участия в нем поступило более 200 работ (все они теперь хранятся в Центральном государственном архиве органов центральной власти и управления). Важно, что 192 из них содержали изображение трезубца в разных контекстах. Победил в конкурсе проект историка-геральдиста Андрея Гречило и художника Ивана Турецкого. По мнению А.Гречило, трезубец в графической традиции периода правления Великого князя Владимира был принят не случайно, поскольку «именно при князе Владимире все этнические украинские земли были объединены в одном государстве. В 1918 году трезубец также был избран гербом УНР как символ соборности украинских земель. Такой герб имеет идею обновления традиции государственности». Сейчас Большой Государственный герб Украины еще не утвержден.

Всемирный день защиты китов. 19 февраля 1986 года Международная китобойная комиссия запретила китовый промысел.

Юбилеи дня:

140 лет со дня рождения Константина Бранкузи (Брынкуши; 1876-1957), французского и румынского скульптора, основателя абстрактной скульптуры, яркого представителя парижской школы, одной из первых величин в авангардном искусстве ХХ в. Ученик Огюста Родена. Родился Константин Брынкуши в многодетной крестьянской патриархальной семье. С малых лет подрабатывал у купца-гончара. В свободную минуту лепил различные фигурки из глины, вырезал по дереву. Впоследствии ему даже удалось закончить художественную школу в г. Краева. В 1898-1902 годах он брал уроки в Школе изящных искусств в Будапеште, но у публики его работы и творческие поиски не вызвали никакого интереса. Поэтому, доведенный почти до отчаяния, в 1904 году Брынкуши добирается (почти пешком) в Париж - тогдашнюю мировую столицу искусств. Там знакомится с интересными людьми, новыми веяниями в области скульптуры. Несколько месяцев работает ассистентом в мастерской Родена, но впоследствии уходит оттуда, отметив, что «под большим раскидистым деревом ничего не вырастет». Впрочем, влияние Родена на его творческую манеру был колоссальным. Париж стал постоянным местом проживания художника (правда, во время войны он жил в США) до самой смерти в 1957 году, впрочем связей с родиной не порывал. Он всячески поддерживал соотечественников и материально, и морально, помогал с работой, жильем. В Париже он стал всемирно известным скульптором, его знали под несколько офранцуженной фамилией Бранкузи (ударение на последнем слоге). Он исключал из своих работ все реалистические детали, сокращая формы до простейшей геометрической сущности, а также делал акцент на фактуре, предпочитая гладко отполированные поверхности камня и металла или шероховатость грубо обтесанного, потрескавшегося дерева. Он часто усиливал фактурные эффекты контрастными противопоставлениями, например, выставлял гладкую мраморную голову на подушке темного бархата или устанавливал отполированную до блеска металлическую рыбу на овальном зеркальном постаменте. Брынкуши называли «Мондрианом скульптуры», «гением недосказанности». Сам художник не слишком любил подобные титулы, различные манифесты и теоремы. «Не ищите тайн в моем искусстве. Я дарю вам чистую радость. Мои работы понятны даже слепому». С этим можно поспорить, но без сомнения, его скульптуры чрезвычайно элегантны, гармонично уравновешены и безупречно изящны. Сегодня они находятся в ведущих музеях мира, а также являются украшением многих частных коллекций. Среди самых известных работ мастера: «Поцелуй» (оригинал находится в Центре Помпиду), «Прометей», «Колонна бесконечности», «Новорожденный», «Чаша Сократа», «Птица в пространстве», «Рыба», скандальный (в свое время запрещенный) «Портрет княгини Бибеску».

120 лет со дня рождения Андре Бретона (1896-1966), французского писателя и поэта, одного из основоположников сюрреализма. Изобретатель (вместе с Филиппом Супо) метода автоматического письма (1919). В начале 20-х годов ХХ века вокруг фигуры Андре Бретона сформировался довольно эпатажный кружок, членами которого были Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Они устраивали шокирующие (особенно с точки зрения буржуазной публики) презентации своих работ, дрались на банкетах, устраивали громкие скандалы. Все это было неплохим пиаром как для самих художников, так и для их (порой весьма посредственного качества) произведений. В 1924 году был опубликован первый Манифест сюрреализма, в доме Анри Бретона было открыто Бюро сюрреалистических исследований, издавались журналы соответствующего направления. Авторитет Бретона был бесспорен. Время от времени старые товарищи ссорились с гуру и уходили, но в ряды сюрреалистов вливалась «молодая кровь»: к примеру, Дали и Бунюэль. Как считают специалисты, соц-арт вырос из зерна, брошенного сюрреалистами на выставке 1942 года. Во время Второй мировой войны писатель жил в США. После войны вернулся на родину, активно участвовал в леворадикальном движении, сотрудничал с троцкистами, анархо-синдикалистами тому подобное. Был убежденным пацифистом и одним из подписантов «Манифеста 121», в котором французские интеллектуалы выражали возмущение по поводу подавления Францией освободительного движения в Алжире.

95 лет со дня рождения Ярослава Антоновича Вощака (1921-1989), известного украинского дирижера. Выпускник Высшего музыкального университета Лысенко во Львове. Учителями Вощака были Колесса, Людкевич, Барвинский, Кос-Анатольский. Ярослав Вощак 20 лет дирижировал оркестром Львовского театра оперы и балета (1944-1964) затем работал в Одессе и Минске. Ему принадлежит первое исполнение опер «Навстречу солнцу» А.Кос-Анатольского, «Лесная песня» В. Кирейко, «Украденное счастье» Ю. Мейтуса, балетов «Платок Довбуша», «Крыло сойки» А.Кос-Анатольского. В 2002 году в зеркальном зале Львовского театра оперы и балета имени Соломии Крушельницкой были установлены бюсты пяти творцов, которые сделали весомый вклад в развитие театра. Среди прочих есть и скульптурный портрет дирижера Ярослава Вощака.

Годовщины смерти:

65 лет со дня смерти Андре Жида (1869-1951), французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1947), одного из лучших писателей Франции ХХ века. Критики называют А. Жида «последним из классиков и первым из модернистов», имея прежде всего в виду его роман «Фальшивомонетчики». В Советском Союзе произведения писателя до 1937 года охотно печатали, но после появления на западе книги «Возвращение из СССР», в которой недавний «друг Октября» сделал попытку беспристрастно рассказать об увиденном в «стране победившего социализма», все творчество писателя сразу же было объявлено ​​«антисоветским» и «вредным». Почти полувековое табу вокруг имени А. Жида было снято в конце 80-х, с началом перестройки. Творчество Андре Жида оказало большое влияние на французских экзистенциалистов (прежде всего А. Камю и Ж.-П. Сартра).

15 лет со дня смерти Стэнли Крамера (1913-2001), американского кинорежиссера, сценариста, продюсера. Поставил фильмы: «Не склонив головы», «На последнем берегу», «Пожнешь бурю», «Нюрнбергский процесс», «Корабль дураков», «Этот безумный, безумный, безумный мир», «Оклахома, как она есть», «Принцип домино». В общем поставил 40 фильмов, которые получили 85 номинаций на «Оскар». Первым в Голливуде начал ставить не развлекательные, а серьезные картины (другой такой режиссер - Элиа Казан). «Если выйдя из кинотеатра где-нибудь в Канзас-Сити, один зритель скажет другому: «Знаешь, я никогда раньше так об этом не думал» - я буду вполне доволен», - сказал Крамер в одном из интервью. Его интересовали сложные проблемы современности и именно поэтому он снимал фильмы о расизме, о преступлениях нацистов, о ядерной катастрофе.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-