9 апреля. Памятные даты

9 апреля. Памятные даты

1303
Ukrinform
Сегодня исполняется 27 годовщина со дня трагических событий в Тбилиси у Дома правительства, когда во время кровавого разгона мирного митинга погибли люди

Трагедия 9 апреля, а именно так называют те события в Грузии, произошла на фоне очередного обострения грузино-абхазского конфликта. В марте 1989 года Абхазия заявила о намерении выйти из состава Грузии и стать отдельной союзной республикой. В ответ на это в Грузии прокатилась волна несанкционированных митингов. 4 апреля под руководством одного из лидеров национального грузинского движения Звиада Гамсахурдиа начался бессрочный митинг в Тбилиси, который с 6 апреля начал проходить под антисоветскими и антикоммунистическими лозунгами. Это напугало местную власть, и она обратилась за помощью в Москву, попросив оказать военную помощь. На высшем уровне было принято решение о немедленном направлении в Тбилиси подразделений силовиков. К участию в спецоперации был привлечен мотострелковый полк дивизии внутренних войск имени Дзержинского - одна из элитных частей МВД СССР, ОМОН из Перми и Воронежа, полк десантников из Кутаиси и курсанты школы МВД из Горького (ныне - Нижний Новгород). 7-8 апреля они уже были на улицах грузинской столицы. Ситуация была очень напряженная и взрывоопасная. Демонстранты заблокировали подступы к проспекту Руставели, используя для этого грузовые машины и троллейбусы. Начались одиночные столкновения между митингующими и прибывшими военными. Под утро 9 апреля командующий войсками Закавказского военного округа Игорь Родионов приказал начать вытеснение демонстрантов с площади - к дому Правительства двинулась бронетехника, за ней бойцы. В ход шли резиновые дубинки, слезоточивый газ, саперные лопатки. Демонстранты начали покидать площадь, но почти все выходы из нее были перекрыты автотранспортом, что резко уменьшило пути эвакуации, возникла паника и массовая давка. Результатом этой спецоперации стала смерть (по официальным данным) 19 человек. Из них 17 женщин. По тем же официальным данным, гибель людей произошла в результате удушения во время давки. По данным следственной комиссии верховного совета Грузии, в течение месяца за медицинской помощью обратились 4035 человек. Союзная комиссия во главе с Анатолием Собчаком, которая расследовала этот инцидент, впоследствии установила наличие у пострадавших колотых и резаных ран и признаки поражения ядовитыми веществами. Вместе с тем комиссия пришла к выводу о чрезмерном применении военными силы против демонстрантов. Впрочем, военные все отрицали. В свою очередь и руководство СССР отказалось взять на себя ответственность за события во время разгона демонстрации. После этой трагедии правительство Грузии вынуждено было уйти в отставку, а доверие к главе СССР Горбачеву и центральным органам власти было окончательно подорвано. С этого апрельского утра начался процесс объединения грузинского общества вокруг идеи национальной независимости и восстановления грузинской государственности. На следующий день в знак протеста против разгона митинга город Тбилиси и остальная часть страны начали забастовку, а также был объявлен национальный 40-дневный траур. Ровно через два года, 9 апреля 1991, верховным советом страны был принят «Акт о восстановлении независимости Грузии». А в память о трагических событиях 9 апреля 1989 года в Тбилиси, в Грузии отмечается День национального единства, гражданского согласия и памяти погибших за родину.

Юбилеи дня:

195 лет со дня рождения Шарля Бодлера (1821-1867), французского поэта, критика, переводчика, классика французской и мировой литературы. Литературную деятельность начинал как критик. Самыми известными произведениями Бодлера являются сборники стихов «Цветы зла» и «Малые поэзии в прозе», а также сборник художественно-философских эссе «Искусственный рай», в котором он исследует проблему влияния на человека возбуждающих средств: вина, гашиша, опиума. Его трагическая поэзия, которая унаследовала классическую стройность французского стиха, запечатлела в строго безупречных формах неизвестные прошлому сомнения и страсти, а также впервые обнародовала многое из того, о чем все знали (или догадывались), но не решались об этом говорить на высокопоэтическом языке, и что будет беспокоить западную литературу на протяжении всего ХХ века.

90 лет со дня рождения Хью Мартсона Хефнера (1926), американского издателя, основателя и руководителя издательской империи «Плейбой» (с 1953). Перефразируя классика, мы говорим Хефнер, а подразумеваем «Плейбой» и наоборот: говорим «Плейбой», и имеем в виду Хефнера. С годами журнал и издатель слились в один образ и стали всемирным брендом. Белого кролика - символ «Плейбоя», так же как и «Пепси», узнают везде на планете. В «Книге Гиннеса» за Хефнером числятся два рекорда. Хефнер дольше всех проработал главным редактором журнала - более 50 лет, кроме того, у него самая большая в мире коллекция альбомов газетных и журнальных вырезок - все что писалось о нем и о его детище собрано почти в 3000 томах (и это еще не предел). Подобной летописи собственных будней пока никто не собрал. Хефнер обошел здесь даже Элвиса Пресли и актрису Кэрол Бернетт. Свою карьеру Геф, именно так его называют, начинал в почтенном Esquire, но ушел оттуда из-за того, что ему не хотели повышать зарплату. Как оказалось, это было мудрое решение. Мать и друзья заняли ему 1000 долларов и он зарегистрировал журнал. Первый номер «Плейбоя» вышел в декабре 1953 года с Мэрилин Монро на обложке. С каждым годом успех издания набирал обороты, а своего пика славы достиг в 70-х годах прошлого века. И пусть сегодня журнал и медиакомпания не приносят его основателю бывших миллионов, но ценность «Плейбоя» в другом - он зарабатывает деньги как бренд. К тому же, в свое время этот журнал был чем-то большим, чем просто изданием для мужчин, глянцевым чтивом с обнаженными девушками - в нем публиковались Джон Апдайк, Владимир Набоков, Курт Воннегут, Брэдбери, Ларри Макмерти, Стивен Кинг, Станислав Лем, Чак Паланик, Харуки Мураками. Перечислять можно достаточно долго. Среди интервьюируемых тоже кого только не было: артисты, политики, спортсмены, рок-звезды, общественные деятели... Например, где бы еще можно было прочитать интервью с Нородомом Сиануком, королем Камбоджи, - и разве под такое расслабишься? Кроме того, для многих актрис и моделей «Плейбой» стал стартовой площадкой в ​​большую карьеру (для примера можно назвать два имени - Шэрон Стоун и Синди Кроуфорд). «Плейбой» всегда был стильным и отличался безупречным вкусом, а вкус, как известно, это мера. И девушки «Плейбоя» по сравнению с моделями откровенно грубых Hustler и Penthouse были почти самым воплощением невинности. Шестьдесят лет «Плейбой» был в фарватере мировых СМИ, а не простым артефактом своего времени. На страницах этого издания поднимались самые актуальные вопросы - о сексе, контроле над рождаемостью, гражданских правах, СПИДе, гомосексуальных браках, войне, социальной толерантности, личной свободе. Конечно, это был не кролик, и не бренд, это был сам Хефнер - его человеческая позиция, его мировоззрение и опять же - его вкус. Несколько десятилетий назад, Хефнер заплатил огромную сумму за склеп рядом с Мэрилин Монро (кстати, Хью и Мэрилин ровесники) на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе. Его радует мысль, что он будет лежать рядом со своей первой и самой любимой девушкой номера. «Мне нравится такая симметрия, такая неразрывность, отмечает издатель. - Все складывается. В этом есть какой-то смысл...» Правда, один из друзей сразу же пошутил: «Старик, за такие деньги ты мог бы лечь прямо на нее, а не лежать рядом...» Анекдоты тоже всегда были одной из фишек «Плейбоя».

Годовщина смерти:

390 лет со дня смерти Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), английского философа и государственного деятеля (лорд-канцлера), парламентария, автора известного всем выражения «Знание - сила». Бэкон считается одним из пропагандистов эмпирических наук на раннем этапе Нового времени, который в своем «Большом восстановлении наук», задуманном как произведение-гигант в шести частях, стремился установить новые рамки природоведческого познания, а также сформулировать его теорию, метод и применение. Кроме сугубо философских трудов, Бэкон в течение всей жизни писал для правительства политические и правовые очерки, доклады и меморандумы (по специальности был юристом). Посмертно была издана его научная утопия «Новая Атлантида» (это произведение станет в дальнейшем толчком к основанию Королевского общества). Влияние творчества Бэкона началось уже после его смерти, сначала в Англии, а затем и во всей Европе. В позднем XVII и XVIII веке к Бэкону пришла и мировая слава. Его абсолютно новаторская концепция научной системы была высоко оценена французскими энциклопедистами, особенно Дидро. А дебаты вокруг его индуктивного метода идут и сегодня.

5 лет назад ушел из жизни Сидни Люмет (1924-2011), американский режиссер, сценарист, один из лучших режиссеров американского кино 50-70-х годов. Поставил фильмы: «Двенадцать разгневанных мужчин» (Приз МКФ в Берлине, 1957), «Серпико», «Убийство в Восточном экспрессе», «Собачий полдень» (одна из лучших ролей Аль Пачино), «Телесеть» (премия «Золотой глобус» , 1977), «Король города», «Вердикт», «На следующее утро», «Семейное дело», «Глория», «Игры дьявола». Удостоен специального приза МКФ в Карловых Варах; обладатель «Оскара» (2005) за вклад в развитие киноискусства. Почти все фильмы мастера - экранизация известных литературных произведений.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-