Марат Гельман, артпродюсер, политтехнолог, галлерист
У меня прохладные отношения с Россией
10.07.2016 09:14 1963

- Если проецировать на нашу, вот эту действительность, то мне кажется, главное - это когда человек признает право на существование других людей с другим мировоззрением, с другой идеологией. Признает и не считает, что их всех надо убить и расстрелять. Собственно говоря, у нас мракобесы, они же мракобесы не потому, что они чего-то не знают. Культурный человек - это тот, который смотрит на другого человека и пытается с ним разговаривать или не пытается, но никогда не пытается навязать, исключить кого-то из общества только потому, что он другой. Все что сегодня не мракобесие, можно считать - культурный человек.

- Вы уже два года живете в Черногории. Вы уехали из России, как страны некультурных людей, в таком случае?

Мракобесов не большинство в России. Проблема в России в том, что они чувствуют поддержку власти

- Ну, это сложно сказать. Мракобесов не большинство в России. Проблема в России в том, что они чувствуют поддержку власти. Раньше тоже были, но они сидели на кухне и там гундели, что вот все не так, все неправильно, эти художники, это не искусство. Ну и сидят себе и сидят.  Сейчас они получили поддержку власти, они вышли на улицу. Они чувствуют свою правоту. Да, они могут сорвать выставку, им за это ничего не будет. Даже если лично он никого не знает, власть ему там через телевизор даст мандат и скажет: действуй. Гельман враг, с ним можно как угодно.

 - По-вашему, демократия в России, она возможна? Все говорят, что у россиян подгуляла ментальность, орда не склонна к демократии.

- Знаете, я в вопросах менталитета как бы большой дока. Потому что я занимался этим на выборах. И вот куда не приедешь в Пермь, Красноярск все говорят: у нас свой менталитет, у нас все по-другому. То же самое и здесь в Украине. Я в свое время попросил ученых, чтобы мне разъяснили, а что это такое, менталитет. И есть ли ментальность, не склонная к демократии? Мне объяснили, что это все, конечно, чепуха. Просто есть люди, которые живут в разных временах. Тот в 14 веке, тот - в 19, тот - в 20, тот - в 21. В разных странах или городах, разные пропорции этих людей. То есть, в Париже, тех, кто живет в 14 веке 2%, а в России людей из советского времени, например, 50%. То есть, в этом смысле это, конечно,  социальная инженерия работает, это возможно - переводить людей из одного времени - в другое. Но я не верю во все эти теории о фатальности.

- А я за Малевича. Потому что он всемирно известный. Поймите, аэропорт - это ворота во внешний мир, вы дайте сигнал внешнему миру, что Малевич наш, потому что весь-то мир думает, что Малевич – русский. Малевич это мировая величина, а Мазепа это национальная величина. Малевич поменял искусство во всем мире, поэтому с точки зрения продвижения страны вообще нет выбора, только Малевич. Причем это же очень интересно, это же кто-то удивится, как так, начнет рыться, а потом окажется, что не только Малевич, а русский художник № 1 Илья Кабаков, откуда он? Из Днепропетровска! Русский фотограф № 1 Борис Михайлов, откуда он? Из Харькова! То есть, это же целая история, это целый сюжет, который может увлечь ваших коллег журналистов, например. А Мазепа не увлечет.

Расскажу историю. Приехал я в Краснодар по делам, и вице-губернатор по культуре ведет меня в музей. А там какие-то предметы быта из домостроя - нагайки, старые вещи. Прихожу к нему домой - у него на стене две нагайки висят. Я говорю, это для красоты? А он говорит: нет. Жену зовет и говорит, скажи гостю зачем нагайки. Она стесняется, но отвечает: вот этой нагайкой он меня учит, а этой - сына. Одна и та же самая нагайка в музее вызывает интерес, а в его доме я ужаснулся.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-