1 сентября 2016: абсолютно новая школа

1 сентября 2016: абсолютно новая школа

Аналитика
2775
Ukrinform
Четыре года без оценок и современные писатели вместо советских: что предлагает реформа начальной школы

Отличник и второклассник Леня К. с г. Ирпень, что под Киевом, пришел со школы, и час просидел за столом, так и не решив задачу по математике: 24 кг меда разлили поровну в 8 банок, а еще 30 кг – поровну в 6 бидонов. На сколько килограммов меда было больше в бидоне, чем в банке? Ему взялась помочь няня с высшим, правда, филологическим образованием. А позже подключили папу с высшим экономическим образованием и маму-журналистку, которые вернулись с работы. Папа сначала задачки тоже немного испугался, но потом таки решил: на 2 кг в бидоне больше, чем в банке. Но Леня так и не понял, почему. То ли не мог понять, что банки измеряются литрами, а не килограммами, то ему не удавалось представить себе бочку, из которой мед разливали.

А вот прошлогодняя первоклассница Настя П. из Чернигова сейчас на каникулах, но весь год приходила из школы домой в 2, где-то с часок отдыхала – играла на планшете или смотрела мультики, а потом с 3-х и вплоть до 9-и делала уроки. У ребенка не оставалось времени, чтобы просто прогуляться на свежем воздухе.

С 1 сентября этого года учиться будем по-новому: чтобы таких историй стало меньше, Министерство образования взялось за обновление и разгрузку программы начальной школы. Проект обновления программ начальной школы основывался на большом он-лайн обсуждении на открытой платформе EdEra, где были представлены действующие программы, и все желающие, авторизовавшись, оставляли там комментарии и предложения. Зарегистрировались более 4000 тысячи уникальных пользователей, большинство из которых - учителя-практики, которые оставили более 8 тысяч комментариев.

Именно на основе этих предложений модераторы проекта внесли изменения, и обновленные программы были выставлены на повторное публичное обсуждение. Также к процессу были привлечены научные консультанты Национальной академии педагогических наук.

Итак, от разговоров к практике - что изменится?

Принципиальные изменения

Без оценок. С этого учебного года, как и в большинстве стран Европы, младшие школьники возвращаются с уроков без оценок в дневнике. Такое решение приняли, чтобы детей не сравнивали между собой, а у учителей не то, чтобы не было «любимчиков» (такое вряд ли возможно и нужно), но ради того, чтобы эта приверженность не подкреплялась еще и цифрой. Как альтернативу учителю предлагают оценивать способности учащихся на словах, к примеру, «хорошо», «молодец» или «отлично». Оценивать учеников по 12-балльной шкале начнут с 5-го класса, а чтобы подготовить их морально к этому, уже в 3-4-м классах учителя ориентировочно будут называть оценку, которую бы выставили за определенное задание.

Самостоятельность учителя. Скажем честно: не все учителя оценили нововведение «без оценок», но чем они действительно довольны – это тем, что теперь будут самостоятельно определять количество часов, необходимое для изучения определенной темы.

Домашние задания будут забирать меньше времени и сил. В МОН решили, конечно не полностью отменить, но уменьшить объемы домашних заданий. Это - на радость и детям, и родителям, которые тоже вместе с ними «учатся».

С карандашами, но без красной ручки. Детям, наконец, позволят писать карандашами, а не обязательно пером или шариком, чтобы они могли легко стереть ошибки. Учителя уже не будут использовать красную ручку: видимо, чтобы не травмировать детей и родителей.

А теперь – что изменится в программах по предметам:

Украинский язык

Раньше дети составляли предложения по рисунку в учебнике с ограниченным количеством слов, что убивало всякую тягу к творчеству. А теперь дети будут составлять предложения произвольно.

Звуковые схемы сложных слов, например, «ящерица», решили подавать в 3-м классе, а в первом оставить только простые.

Вместо написания текста-размышления, текста-рассуждения или текста-повествования, которые имеют четкую структуру, вводится новый тип текста – эссе, чтобы детям было легче выражать собственные мысли.

Некоторые слишком сложные темы, такие как «Правописание личных окончаний глаголов», перенесли в старшие классы.

Литературное чтение

Из программы изъяли изучения произведений 49 советских писателей (каких именно, пока не удалось выяснить), зато наполнили учебную программу дисциплины именами современных авторов - Марьяны Савки, Натальи Поклад, Леси Ворониной, Звезды Мензатюк, Сергея Гридина, Андрея Куркова, Екатерины Штанко и тому подобное.

Детей будут учить анализировать поступок действующего лица без разделения на «хороший-плохой».

Навык чтения теперь не будут проверять по количеству прочитанных слов в минуту, ведь это не дает детям понять содержание прочитанного. Акцент будет делаться на качестве чтения – то есть на выразительности и понимании прочитанного. Например, ученик/ученица 4 класса читает вслух сознательно, правильно, выразительно с соблюдением основных норм литературного произношения и молча (осознанно) в оптимальном для понимания темпе.

Математика

Первые в жизни летние каникулы детям запоминались одним – зубрежкой таблицы умножения. По обновленной программе они будут учить табличку умножения во втором семестре 2-го класса и только до 5, а в вычислениях от 6 до 9 ученики 2-го класса пользоваться таблицами. А уже в 3-м классе школьники должны научиться считать без вспомогательных материалов.

Первоклассников не будут заставлять заучивать наизусть таблицы сложения и вычитания в пределах 10, а учащихся 2-го класса – в пределах 20.

Иностранные языки

При изучении иностранных языков основным будет устная речь, умение вести диалог, а не чтение и письмо. Это дети начнут изучать во втором семестре 1-го класса.

В чем разница между простыми прошлым и будущим временами, например, в английском - детям объяснят в 4-м классе.

А что такое Present Perfect (настоящее время совершенного вида) школьники узнают уже в старшей школе.

И вообще изучать языки должно стать интереснее, потому что учителя иностранного языка будут подавать новые знания школьникам с помощью песен, стихов и видеоматериалов. То есть наконец-то наши люди начнут просто говорить на английском, как это умеют делать миллиарды людей разных рас на всех континентах.

Естествознание

Вместо десяти проектов (которые ребенок должен готовить, не зная искать информацию, например, о редком животном), отныне в первый год обучения будут готовить два проекта в и по четыре в последующих классах.

Немало тем по природоведению, информация о которых слишком сложна и не соответствует возрасту, например, «Опреснение воды» или «Установление источников загрязнения воздуха», изымут из программы начальной школы, и будут изучать в курсе географии в старшей школе.

Физкультура

Наконец-то обещают отказаться от военных команд вроде «Класс, смирно!» или «Равняйсь!».

На физкультуре отныне вместо конкретных спортивных дисциплин, например, лыжного бега будет больше упражнений по оздоровительной гимнастике и релаксации, а также больше подвижных игр, таких как бадминтон или фрисби (бросание пластмассового диска двумя или более игроками из рук в руки так, чтобы диск не коснулся земли).

Методисты? Они не такие быстрые, как изменения

Конечно, хорошо, что с обновлением программы не затягивали, но хотелось бы, чтобы и методисты поспешили, потому что введение таких изменений, выдача конкретных рекомендаций учителям на местах прежде всего ложится на их плечи. Именно они будут общаться с учителями, которые уже должны были получить методички. Но здесь есть серьезная проблема. «Укринформу» стало известно: во многих школах, отдаленных от Киева и областных центров, учителя получат рекомендации как работать в новых условиях лишь в 20-х числах августа. А они, кстати, уже подготовили календарное планирование еще по старой программе. Выходит, чтобы подготовиться к новому учебному году у них останется всего несколько дней.

Зачем нужны изменения: нет зубрению и плохому здоровью

Руководитель совместного проекта МОН и EdEra Иванна Коберник напомнила, что когда в 2011 году тогдашний министр образования Табачник решил сделать среднюю школу с 12-летней - 11-летней, то значительная часть уплотнения программы была осуществлена именно за счет начальной школы. Все эти годы учителя, родители и дети жаловались, что «программа-2011» перегружена, не соответствует физическим и психологическим особенностям детей 6-10 лет, у них неоправданно увеличилось количество домашних заданий. Тогдашнее руководство МОН к ним не прислушивалось.

Иванна Коберник подчеркивает, что обновленные программы находятся в рамках действующего Государственного стандарта, поэтому требования к качеству образования сохранены и даже расширены. Обновленные программы дают возможность достигать результатов обучения не путем механического зазубривания, а более интересными и приемлемыми методами для детей начальной школы. Ведь многие дети теряли интерес к учебе еще с первых классов.

А еще у детей в связи с нагрузкой ухудшилось здоровье. Это еще одна из причин, почему решили разгрузить школьную программу. Участники проекта руководствовались аналитическими материалами Минздрава и Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева НАМН Украины. По данным статистической отчетности Минздрава Украины, за последние 7 лет заболеваемость детей в возрасте от 7 до 14 лет выросла на 20 с лишним процентов. А реальная картина еще хуже официальной статистики. Данные Минздрава и Института Марзеева свидетельствуют, что имеется прямая зависимость между ухудшением здоровья детей, снижением их физической активности и увеличением количества уроков и нагрузкой в школах, которая не соответствует ни санитарным нормам, ни здравому смыслу.

Не все согласны. А если это ради украинских Нобелевских лауреатов?

Разработчики обновленной программы рассказывают, что руководствовались европейскими рекомендациями, утвержденными Европарламентом и Советом ЕС относительно ключевых компетенций, необходимых для обучения в течение жизни. Однако не все учителя начальных классов согласны с тем, что программу следует разгружать. К примеру, учительница с 30-летним стажем Наталья Григоренко из Черниговской области считает, что нельзя просто «играть» на протяжении 4-х лет.

Находятся родители-скептики, а один из них наш коллега, журналист Юрий Сандул, утверждает – а разве возможно обучение и развитие личности без приложения усилий, без «хождения по мукам»? Ну, здесь, пожалуй, стоит поспорить: конечно невозможно – для взрослого человека или ученика старших классов, который это уже осознает. Но ребенку, который теперь идет не в семь, а в шесть или даже в пять лет в первый класс, это понять трудно. Так же, как трудно ему понять в первом классе, к примеру, тему по естествознанию «Представление о песке и глине как горных породах», «Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью» или «Способы добычи горных пород».

И еще. Развитые страны Европы, США, Канада, Япония уже прошли путь реформирования образования. У нас это было модно критиковать, сравнивая с «советской» еще системой: мол, «там» дети в школе годами бьют баклуши, а когда наш школьник в них попадает, – то он сразу становится первым учеником, на голову выше остальных по уровню знаний. Может и так. Но образование - это, прежде всего, то, с чем человек выходит из школы в большой мир, чего он достигает после того, как обучение закончилось. А теперь – вопрос. Так сколько же Украина имеет собственных нобелевских лауреатов, выдающихся ученых или мировых художников, которые являются интеллектуальным фундаментом экономической мощи и социальной доступности - в США, Японии, в тех же странах Европы или в Канаде? Видимо, надо смотреть все же на плоды просвещения, а не на способы его получения, тем более устаревшие

Украина только начинает этот путь и, конечно, многим будет немного неловко лицезреть, что их дети и внуки будут учиться иначе, чем все предыдущие поколения - без оценок в дневниках или же зубрежки таблицы умножения летом. Но надо не забывать, что школа – это только инструмент, хотя и очень важный, стимул, источник, поощрения, а Человек человеком становится сам.

Юлия Горбань. Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-