Ромы - бремя или цивилизационный шанс? Что думают на Закарпатье

Ромы - бремя или цивилизационный шанс? Что думают на Закарпатье

Аналитика
1428
Ukrinform
Эксперты проанализировали возможные последствия инцидента в селе Лощиновка на Одесщине

На прошлой неделе страну потрясли события в селе на Одесщине - и неизвестно еще, что именно потрясло больше: убийство девочки или погромы местного цыганского меньшинства, представитель которого совершил преступление.

Поразило то, как люди выплеснули свою злость «за национальным показателем», - на все племя из-за одного урода, и как это воспринялось обществом: что так им мол и надо. Что и говорить, если даже губернатор области позволяет себе выпады против части населения по национальному признаку.

Надо ли говорить, что хилые попытки экспертов, моральных авторитетов с призывами «опомнитесь», причем здесь выселение, так нельзя и т.д. общество не восприняло вообще?.. Да, украинцы устали, они измотаны войной, внутренними противостояниями – но можно ли подобные проявления ксенофобии списать на сложную социальную ситуацию?

И что, наверное, поразило больше всего: как подобные вещи могут происходить при содействии правоохранителей, которые вместе с разъяренной толпой крестьян пришли в ромское поселение и просто наблюдали за погромом?

Эксперты признают, что эти «звоночки» очень тревожные. И если не обратить внимания на этот раз – неизвестно еще, как, когда и по ком зазвонит следующий колокол.

Мы, в свою очередь, пообщались с представителями ромской общины на Закарпатье, экспертами-социологами и писателями, которые исследуют ромскую культуру. Ведь это край, где живет наибольшее количество ромов по сравнению с другими областями. Есть ли тут проблемы с ромских населением, как взаимодействуют украинцы с ромами, как сосуществуют? И можно ли на примере Закарпатья и других регионов поучиться сосуществованию с ромами?

«ВЫСЕЛЕНИЕ ВСЕХ ЗА ГРЕХ ОДНОГО - ЭТО НЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЫБОР»

Мирослав Горват, депутат Ужгородского горсовета, представитель ромской общины:

- Погромы ромского поселения вызвали сожаление и большую обеспокоенность. Из-за действий одного человека-убийцы испытали насилие десятки человек. И только за то, что они одной с ним национальности. Вся негативная энергия крестьян выплеснулась на ромское меньшинство.

Массовые погромы по национальному признаку во время полного бездействия правоохранительных органов являются очень опасным явлением. Это опасно, прежде всего, тем, что люди получили «негласное разрешение» на совершение группового правонарушения от самой полиции, которая просто наблюдала за тем, как люди громили дома ромов.

С другой стороны, представители местной власти Измаильского района и руководители Одесской области справедливо осуждают действия убийцы, но ни слова не говорят о том, что община ромов стала жерство открытого насилия по национальному признаку, и не осудили такие действия крестьян Лощиновки. По моему мнению, должны быть справедливо наказаны все причастные к этой истории - и убийца, и крестьяне, и правоохранители, иначе подобные случаи будут случаться и впредь.

По примеру Лощиновки наблюдаем, что нетерпимость к цыганскому меньшинству существует и в других регионах. В воскресенье в Ужгороде во двор дома цыганской семьи (где проживает одна большая семья из 25 человек) вечером зашли четверо молодых человек, которые были нетрезвыми или находились под действием наркотических веществ. Эти лица начали угрожать физической расправой цыганам, которые в то время были во дворе. Били женщин, главу семьи. Дети в то время убежали в комнату. Один из парней вытащил пистолет и выстрелил несколько раз в воздух и в сторону людей.

Глава семьи оказался участником боевых действий АТО. Только после того, как женщина вынесла его удостоверение, молодые люди, видимо, испугались и убежали прочь.

Очевидно, что эти лица знали, что в данном доме проживают именно ромы и целенаправленно пошли на такой конфликт. Жаль, что некоторые СМИ искаженно подали эту информацию, в частности, что в этом доме находился наркопритон (полиция с собакой провели обыск места происшествия и дома - факты не подтвердились). Также неполную и необъективную информацию предоставила пресс-служба Ужгородского отдела полиции. Задача полиции - найти преступников и довести дело до суда, который должен наказать виновных. А не акцентировать внимание на их национальности.

Действительно, в украинском медиапространстве есть крен в сторону негатива в отношении цыганской общины. Мало информации о культуре, больше - о криминальной ситуации. Для того, чтобы было понимание между украинской и ромской общинами, нужны контакты, диалог. Хорошо, что все растет число депутатов и представителей среди цыганского населения, но их пока недостаточно. Ромской общине надо давать больше возможностей для развития.

Если же будем действовать так, как в случае с Одесщиной, это говорит о другом цивилизационном выборе - не европейском. Приведу простой пример. Недавно в России, в Сибири, выселили ромское поселение с постоянного места жительства из-за того, что одна семья незаконно врезалась в общий газопровод. Выселили всех. Безапелляционно.

Так же в Лощиновке община хотела выдворить из села ромов из-за убийцы из их общины, спроектировав его вину на всех жителей цыганского поселенння. Это недопустимо - если мы говорим об украинском обществе в контексте Европы. Это пример совсем других цивилизационных основ.

«ПОГРОМ - ЭТО НЕАДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВА, КОТОРУЮ, К ТОМУ ЖЕ ПОДДЕРЖАЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛИ»

Виктор Пащенко, социолог:

- На самом деле, здесь проблема сводится не к дискриминации ромов. Она имеет глубинный уровень - противостояние на уровне «свой-чужой». На этом основаны все конфликты. Наши социальные условия - безденежье, насилие, угроза войны - прекрасная почва для развития ксенофобии, для протеста против «чужих», отталкивания их. И это не только в Украине - во Франции, Германии, где экономические условия в целом лучше, чем у нас, там все равно вспыхивают конфликты на уровне «свой-чужой».

Что касается ромов - эту проблему нужно иметь в виду. Не стоит ее заговаривать, руководствуясь девизом «давайте жить дружно», как делают некоторые представители цыганского меньшинства. Когда рекламируют, например, что ужгородские цыгане начали вывешивать украинские флаги на домах, или одели вышиванки. Это социальные игры, которые смещают акценты.

Другого выхода для украинского общества, корме как социализация цыган, нет. И не только у нас, а и во всем мире. Нужны цыганские школы - но давайте учитывать особенности, пишите соответствующие программы, без акцента на Шевченко.

Относительно Закарпатья - мы имеем больший опыт сосуществования с цыганами. В процентном измерении их здесь больше, чем в других регионах, они давно ведут здесь оседлый образ жизни, есть поселения в городах и селах. Ромы частично социализированы. В то же время их община не чувствует себя хорошо, как скажем, венгерское меньшинство. О проблемах их среды принято многозначительно умалчивать, например, о криминогенности среды в поселениях. Благодаря программе Сороса (он выделял много денег для цыган, и для ромов Закарпатья в том числе, ведь в свое время его спасла цыганская семья, это своеобразный акт благодарности) здесь работало ромское ТВ, радио.

Единственный путь взаимодействия с ромами - длительный и непрерывный процесс социализации с акцентом на гуманизацию. Должно быть два основных правила. Первое: жизнь неприкосновенна и второе: право на индивидуальность. Мы все должны уважать право на индивидуальность - будь то ром, или гомосексуалист. В случае с Одесщиной это был отход от индивидуализации. Это была попытка возложить коллективную ответственность за индивидуальное преступление. Попытка удалась, потому что ее поддержали правоохранители. Это неадекватная реакция общества, которую, к тому же поддержали правоохранители.

Сейчас в обществе обостряется социально-экономическая ситуация: кризис, напряжение. Как следствие, обостряется ксенофобия, не только по отношению к цыганам. Но и по отношению к тем же россиянам - все эти фейсбучные шутки про москалей по принципу «какие они тупые» очень популярны, не так ли. Но это опасные игры, потому что касаются не только россиян. Это повышает градус настроений в обществе, пропагандирующих насилие. И когда находится точка для выхлопа этой силы - возникает конфликт, в котором проявляется животная сущность людей. Это противно наблюдать.

Поэтому стоит постоянно помнить, что разжигание таких враждебных настроений на уровне «свой-чужой» - против цыган, русских, гомосексуалистов, толстых или рыжих - приводит к таким настроениям. Проблема не в цыганах, проблема в отношении к чужому. Повсеместная злоба против чужого не приводит к добру. Нельзя делить всех на своих-чужих, хороших-злых, атошников-сепаров, и судить всех просто по их принадлежности. Если атошник защищал Украину - и устраивает пьяные дебоши или погромы, мы его прощаем, потому что он воевал за Украину, а если перед нами сепар - его надо уничтожать без попытки разобраться, - потому что он «не наш».

Относительно случая в Лощиновке - на самом деле здесь должно быть просто профессиональное следствие. Преступник должен быть изолирован и наказан - с обязательным разъяснением в их среде. У цыган тоже есть дети, и они не будут выгораживать насильника.

Но если мы идем таким путем, что злоба выливается против них - мы сами заставляем покрывать преступника, по принципу «свой-чужой». Мы сами провоцируем то, чтобы люди защищали преступника.

«ЗРЯ СЕЙЧАС ВСЕ ОПОЛЧИЛИСЬ ПРОТИВ ЦЫГАН, ВСЕ НАШЕ ОБЩЕСТВО ПОХОЖЕ НА «ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР»

Мирослав Дочинец, писатель, философ:

- Ромы как крапива - они не будут расти на любой почве. Так же, как и евреи. Эти два народы селятся там, где им удобно ментально. Закарпатье притягательное в этом смысле для обоих народов. До Второй мировой здесь было очень много как цыган, так и иудеев. Особенно в Мукачево. Поэтому этот край они сами выбрали. И прекрасно вписались в него. И местные воспринимают их как таких, которые были здесь всегда. Местные украинцы и ромы уживаются здесь веками, просто воспринимая друг друга, как есть. Ведь цыгане - это не просто народ, это психология образа жизни. Их поселения в Украине ничем не отличаются от поселений во Франции, Италии, Венгрии. Это их суть. Они не хотят жить иначе, и не могут, а только так - в условиях вольности и хаоса. С этим просто надо мириться. В Мукачево было четыре лагеря, в 60-е годы их начали социализировать, многим ромских семьям дали квартиры, и за месяц они превратили эти квартиры на типовые понятные для них бараки - все помнят, как цыгане срывали паркет и на своих балконах пекли на нем сало.

Отбрасывание цивилизации у цыган - это проблема для всего мира. Но это смахивает на инстинкт самосохранения. Это форма их своеобразного протеста против чуждости.

Не стоит идеализировать ромов, они далеко не такие благородные, как их описывал Горький или Проспер Мериме. Это осколок цивилизации. Это дети истории, народ, который остался в детстве истории - а все остальные пошли дальше. Тем не менее, они хорошо понимают правила общей игры - но если их им объясняют их лидеры, бароны. Поэтому надо разговаривать с ними так, как они это воспримут.

То, что идет некая волна недовольства в отношении цыган, которое сформировали СМИ, это эпизодические вещи. И не стоит смещать акценты, ведь на самом деле, не цыгане - проблема Украины. Нам надо самим выходить из своего лагеря, с лжетабора, в котором все живем. Как только мы из него вылезем, сделав определенные цивилизационные потуги, наши ромы тоже пойдут за нами. Дай Бог разобраться с одной войной - большая глупость устраивать новые.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЦЫГАНАХ – НИЧЕГО. А ВОТ СУДИТЬ ИХ ХОТЯТ ВСЕ!»

Евгения Навроцкая, редактор цыганской программы на ГТРК «Тиса» (единственной в Украине):

- С моей точки зрения, относительно последних событий в контексте украинско-цыганских отношений можно сделать два вывода. Первый – наше общество больное. Перекос относительно титульной нации украинцев у нас идет давно, но вместе с тем Украина – это многонациональное государство, оно – для всех, как для украинцев, так для других национальностей, в том числе и цыган. Америка же сумела с этим справиться в свое время. Поэтому способы есть – при желании. Второе – у нас большая проблема толерантности. На государственном уровне нет принципов толерантности, поэтому и в обществе отсутствует терпение друг к другу.

Ромскому меньшинству очень трудно в Украине. На Закарпатье, в частности, они живут более 350 лет, но не чувствуют каких-то своих прав. Например, россияне, которые здесь 60 лет, уже считают себя коренным населением и гораздо лучше чувствуют себя, нежели цыгане. Лучше чувствуют себя также венгры, румыны, как меньшинства.

Я долгое время работала учителем истории и географии в ромской школе в Ужгороде. Ей в этом году исполнится 90 лет. Имею возможность судить о том, как развивается меньшинство. Им очень трудно, они ищут работу, пробуют пробиться через стену предвзятости в обществе. Вот на первосентябрьской линейке в этой школе выступал парень – патологический чистюля, перфектно говорит на английском, мы взяли его работать журналистом на ТВ в нашу ромскую программу. Когда он обратился к детям в школе – они видели в нем идеал. Понятно, что он скорее исключение из общего правила, но тем не менее, о таких ромах стоит говорить. А у нас разве кто-то говорит? 

У нас больше говорят о таких цыган, как в Лощиновке. Хотя там очень много вопросов – я разговаривала с девушкой, которая была свидетелем тех событий, она рассказывала, что это был спектакль, разыгранный правоохранителями – они просто использовали ромов и того парня, который совершил преступление в том числе. А дальше СМИ сделали свое дело: 2-3 сообщения - и пошла волна.

На этой беде успел пропиариться даже Саакашвили. Так делать не стоит – и то, что именно так все получилось, еще раз доказывает тезис о больном обществе. А когда человек болен – его надо лечить, берут анализы, делают процедуры. Почему в случае с цыганами никто не хочет этого делать? Сразу, как в хирургии – лучше отрезать, чем лечить. Но тогда наше общественное тело потеряет один орган. И не будет целостным.

Что наше общество знает о ромах? Может их историю? Может, что-то о культуре? Может, кто-то вспомнит хотя бы одну ромскую песню? Ничего. А вот судить цыган, говорить о том, какие они, совсем ничего о них не зная, берутся все. А у нас, на минуточку, во всей стране нет даже маленькой кафедрочки, где изучалась бы ромская проблематика. За времена независимости были защищены всего две кандидатские диссертации историографического спектра. И все. Поэтому, как это общество хочет взаимодействовать с меньшинством, о котором совсем не знает и не хочет приложить усилий для того, чтобы узнать? Конечно, у нас действуют цыганские государственные программы, но большинство из них - декларативные: вот при Януковиче ромскую программу ратифицировали только для того, чтобы что-то там опять дали в Европе. И так, к сожалению, продолжается и дальше.

«ЕСЛИ АКЦЕНТИРОВАТЬ НА НАЦИОНАЛЬНОСТИ В ЛЕНТЕ КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ, ПОЛУЧИТСЯ, ЧТО УКРАИНЦЫ - ПРОСТО УЖАСНАЯ НАЦИЯ!»

Андрей Любка, писатель, исследует ромскую культуру и историю:

- Буквально за несколько дней до резонансных событий в Лощиновке в Ужгороде также случился прецедент, когда во двор, где проживали цыгане, ворвались молодчики с оружием и угрожали расправой. То есть, это «звоночек» о том, что не все так спокойно в этом смысле и на Закарпатье. В Ужгороде, в частности, который считается «самым культурным городом в Закарпатье» и где проживает одна из крупнейших цыганских общин, в отдельном микрайоне, их, например, часто используют в политических целях. Благодаря голосам цыган «вышел» в свое время мэр Ратушняк, по легенде, именно во время его власти в городе присмирили местных цыган - «битами и арматурой», как говорят в народе. Тем не менее, в прошлом году, когда экс-мэр, который вышел благодаря голосам ромов, открыл в городе свой бассейн, он отличился тем, что туда было велено не пускать купаться цветных - то ли местным ромам, то ли иностранным студентам. Также в городе есть устоявшийся стереотип, согласно которому принято считать, что именно с Радванки (микрорайон Ужгорода, где компактно проживают ромы), идет очаг криминалитета.

В полиции на ромов очень много чего незаслуженно списывают - это такая еще милицейская традиция - для того, чтобы иметь плановые показатели.

Но по криминогенности среды - если не акцентировать на национальности, увидим, что статистика не хуже, чем среди депрессивных регионов с подавляющим большинством украинцев. Вот попробуем в ленте новостей специально делать акцент: украинец украл, украинец изнасиловал, украинец убил, украинец поджег... Получится, что украинцы - просто ужасная нация!

Также не следует акцентировать на ромах. Если в сообщении из Лощиновки речь не шла бы о роме, а о парне-убийце, новость имела бы гораздо меньший резонанс.

И тут дело в том, что убийца должен понести наказание, но проектировать его вину на соплеменников нельзя. Тем более не стоит потакать в этом полиции. Или они следят за законом, или они пропагандируют выборочное правосудие - когда позволяют громить ромское поселение, выпустить пар селу, и вместе с тем становятся соучастниками акта дикости и варварства, не достойного человеческому поведению. Этим самым, кстати, катализируя ксенофобские процессы и в других регионах.

Возвращаясь к Ужгороду и его цыганам - обвиняя их во всех смертных грехах вместе с тем мало кто из ужгородцев задумывается, в частности, о том, что именно ромы убирают это город, метут его с 5-ти утра ежедневно. К меня есть возможность это видеть, потому что часто езжу на рыбалку утром.

Относительно общей ситуации - собственно отношений украинцев и цыган, - здесь единственный выход: восприятие и социализация. Лучшие примеры такого взаимодействия - это примеры священников, работающих с ромами. Понимаете, у священников больше для них терпения, поэтому они достигают какого-то результата. У учителей в государственных ромских школах этого терпения нет - поэтому у них результата тоже нет. Положительный пример такого взаимодействия с ромами есть на Великоберезнянщине, в частности, где с местными ромами работает священник-миссионер. Он не только обращает их в христианство, также помогает решать бытовые проблемы.

А другого примера сожительства с ромами, как с меньшинством, нет. В Европе действуют так же. В Словакии, на востоке страны, очень много цыган, там действительно есть регион, который имеет все шансы стать отдельным ромских округом в стране. Если сохранится демографическая ситуация, как на данный момент, этот цыганский округ станет реальностью уже в 2035 году.

Ромы такие, как они есть, их лидеры хорошо живут, имеют связи с лидерами от власти и правоохранителей, и это известный факт, а простые цыгане живут в максимальной бедности. Хотя, скажем, живут они на земле и могли бы просто сажать ту же картошку или помидоры - чтобы хотя бы на лето решить свои бытовые проблемы. Но они этого не делают. Потому что они такие есть. Но вместе с тем мы не имеем права их в этом обвинять.

Если ромского ребенка вырастить не в цыганской среде, приложить усилия в его образовании, социализации, он вырастет обычным членом общества. А когда дети вырастают в их закрытой общине - они и становятся такими же закрытыми для общества. Интересный момент: цыгане не любят и отрекаются от тех из своих, кто решил стать интеллигентом. Так же, как и выходцы из ромских общин порывают с ней, сделав ставку на карьеру или саморазвитие.

Несколько стран пытались вырастить ромскую интеллигенцию - и всюду социальный эксперимент терпел крах. Особняком стоит пример разве что Англии. Там положительная динамика в социализации цыган сохраняется за счет вот чего. В Англии многодетным цыганам дают большую социальную помощь - но при условии, что дети должным образом посещают школы и достигают хороших показателей в учебе. Поэтому ромы муштруют своих детей - и за какое-то время удалось создать прослойку цыганского населения, которая имеют надлежащее образование и воспитание, перспективы карьерного роста.

В Украине тоже действует много программ, в том числе и государственная «Ромы», но она результатов не дает. Значит, надо пересмотреть позиции и приложить усилия для того, чтобы достичь результата. Ведь практика показывает, что он таки возможен.

Татьяна Когутич, Ужгород.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-