Насколько можно доверять медосмотру водителей?

Насколько можно доверять медосмотру водителей?

Аналитика
1690
Ukrinform
За сентябрь в Киеве произошло 2 ДТП из-за потери сознания водителей автобусов. Никто не погиб, но стало страшно за безопасность пассажиров...

Недавно, 18 сентября на проспекте Победы автобус №23 вылетел с дороги на лестницу подземного перехода – его водитель потерял сознание за рулем. К счастью, пассажиры не пострадали, однако это уже не первый похожий инцидент за месяц – 9 сентября водитель 45-го маршрута потерял сознание за рулем и врезался в кафе.

В КП «Киевпастранс» уже отреагировали на эти инциденты и решили отныне обязать водителей в возрасте от 51 года проходить медобследование раз в полгода: «Для повышения уровня безопасности пассажирских перевозок и усиления контроля за состоянием здоровья водителей, которые выполняют работы по перевозке пассажиров, в КП «Киевпастранс» было решено ввести для водителей в возрасте 51 год и выше прохождение периодических медицинских осмотров один раз в шесть месяцев. Все расходы берет на себя КП «Киевпастранс»», – написал в Facebook генеральный директор КП «Киевпастранс» Дмитрий Левченко.

Пассажирам автобуса 23-го маршрута действительно очень повезло, они получили лишь синяки и ушибы, а вот водителя госпитализировали. Начальник отдела охраны труда безопасности дорожного движения Киевского автопарка №5 (к которому приписан 23 маршрут) Михаил Думанский рассказал, что сейчас водителю уже лучше, он находится в больнице и проходит полное обследование, после чего будет установлен окончательный диагноз. От себя заметим: это был не инфаркт, потому что иначе его бы диагностировали сразу, с помощью обычной кардиограммы.

«Рычаг мертвого машиниста», или 150 лет назад

То, что случилось с водителями 23 и 45 автобусов, невозможно предсказать. Мы не раз слышали, что внезапно становилось плохо даже полностью здоровому человеку. И эта проблема возникла не впервые, ей вообще лет 150. Чтобы застраховаться от подобных инцидентов, уже очень давно на железной дороге изобрели «рычаг мертвого машиниста» – на который машинист должен был, в тот или иной способ, постоянно давить все время пребывания в кабине движущегося локомотива. Если его не нажимали, то это означало, что машинист потерял сознание, и включалось аварийное торможение.

В маршрутных автобусах такого конечно нет, но, возможно, в будущем инновационный механизм для аварийной остановки автобуса пассажирами был бы полезен в чрезвычайных ситуациях. Сейчас же единственным «предохранителем» для безопасности пассажиров является своевременный ежегодный и пред- и после рейсовый медосмотр водителей. И как бы нам не хотелось, он не никогда не сработает на все 100 процентов.

Укринформ решил узнать, насколько можно предсказать непредсказуемое – состояние здоровья сосудов и сердца водителей, от которых зависит жизнь пассажиров, и спрогнозировать вероятный инфаркт?

Как обследуют тех, кто ежедневно нас перевозит

Михаил Думанский в беседе с Укринформом подчеркнул, что за прохождением водителями ежегодной медкомиссии следят очень жестко. Если водитель не прошел периодический осмотр – его отстраняют от работы.

Периодический медицинский осмотр включает в себя: общее обследование, лабораторное и функциональное обследование (общий анализ крови и мочи, анализ крови на сахар, ЭКГ, обследование остроты и полей зрения, обследование вестибулярного аппарата, определение группы крови и резус-фактора). В отдельных случаях для уточнения диагноза водителям могут назначить дополнительные обследования.

Во время обычного пред- и послерейсового медосмотра медицинский работник спрашивает водителя о его самочувствии, продолжительности сна, жалобах на состояние здоровья и даже настроении. Надо обращать внимание на то, как обследуемый заходит в кабинет, на характер походки, внешний вид и поведение, внимательно осмотреть состояние кожи водителя, наличие царапин, кровоподтеков, расчесов, следов от инъекций, покраснение или бледность кожи и т. п.

И, наконец, при предрейсовом осмотре в обязательном порядке измеряются артериальное давление и частота сокращений сердца. Кардиограмму делают, разве что, раз в год.

Только 50% уверенности, что сердце водителя является здоровым 

Укринформ поинтересовался у кандидата меднаук, сотрудницы Института сердечно-сосудистой хирургии им. М. М. Амосова Валентины Шаповаловой, отражает ли такое исследование реальную картину сердечно-сосудистой системы и насколько точно в такой способ можно спрогнозировать инфаркт.

«С кардиограммой инфаркт можно спрогнозировать лишь 50 на 50. У некоторых обследуемых можно обнаружить острое нарушение ритма, которое они не чувствубт, и диагностировать аритмию. Существует бессимптомная аритмия, тогда может оторваться тромб – и случится инфаркт. Также на кардиограмме можно увидеть изменения миокарда – возрастные, диффузные, или выявить гипоксию миокарда (уменьшение доставки кислорода к сердечной мышце). Но мы не можем гарантировать непредвиденных случаев. К примеру, может сидеть тромб в ноге, и если водитель резко затормозил, упал на руль, то тромб может оторваться и застрять в коронарном сосуду, также вызвав инфаркт.

Плановый медосмотр нужен именно для того, чтобы обнаружить хотя бы тех, кто находится в зоне риска, например, диагностировать проблемы в 20-ти из 100. Это реально.

Самый точный метод, который позволяет оценить состояние коронарных сосудов – коронарография. (Врач-хирург выполняет прокол лучевой или бедренной артерии, через который проводит тонкий катетер к сердцу. Через катетер вводится контрастное вещество, заполняющее сосуды, которые питают сердце и это позволяет оценить их состояние через специальный ренген-компьютерный аппарат. – Ред.). Коронарография может показать факторы, которые укажут на склонность к инфаркту, то есть поражения коронарных артерий, насколько они выражены – необходимо ли хирургическое лечение или можно обойтись таблетками. Однако водителей не имеют права заставить делать коронарографию».

42,5 млн грн в год – цена дополнительной безопасности пассажиров Киева

Хотя коронарография – наиболее точный метод обследования, но обязать водителей общественного транспорта после 51 года проходить ее планово невозможно. Почему? Эта процедура довольно сложная, неприятная и требует госпитализации минимум на 3 дня. К тому же цена такого обследования не из дешевых – к примеру, в клинике Амосова необходимо будет отдать от 7550 грн до 8000 грн за саму процедуру плюс 1300 грн за набор для коронарографии. В сумме – 8850–9300 грн – это зарплата водителя за полтора-два месяца.

Несмотря на то, что периодическую медкомиссию водители общественного транспорта должны проходить за счет предприятия, вряд ли нашим перевозчикам хватило бы денег на такой дорогой медосмотр. Тем более, что в Киеве насчитывается 61 перевозчик, обслуживающий 480 маршрутов. Среди них больше половины – частные. Водители частных маршрутов также обязательно проходят предрейсовый медосмотр. В ООО «Союз-Авто» заверили: «Ни один водитель не выйдет на линию, не пройдя медосмотр в медицинском кабинете». Но ведь нас интересует не только предрейсовый осмотр...

Если предположить, что один маршрут, в зависимости от его длины и графика движения, обслуживает от 5 до 20 автобусов, то пускай в среднем – это будет по 10 на маршрут. Итак, на 480-ти маршрутах работает минимум 4800 единиц общественного транспорта, а значит и столько же водителей только в одну смену. Но даже при таком усреднении, чтобы каждый водитель хотя бы раз прошел коронарографию, пришлось бы потратиться примерно 42,5 млн грн...

Итак, хотя руководство «Киевпастранса» довольно быстро отреагировало на ДТП, вызванные состоянием здоровья водителей, и похоже, что дополнительные обследования все равно не смогут наверное предсказать возможный сердечный приступ. Коронарография конечно более точный метод диагностики сердца, чем плановая кардиограмма, но она, даже не давая 100% гарантии, требует вложения дополнительных и больших денег. Тем более, что и работа за рулем с большим потоком людей ежедневно достаточно стрессовая. Поэтому пассажирам стоит напоминать, что их безопасность в определенной степени зависит и от них самих, ведь бессмысленные ссоры в общественном транспорте доведут до инфаркта кого угодно.

Юлия Горбань, Киев

PS. Интересный факт: киевские врачи рассказывают, что в США пилоты солидных авиакомпаний, независимо от возраста, обязаны каждые полгода проходить именно коронарографию.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-