3 января. Памятные даты

3 января. Памятные даты

1161
Укринформ
В этот день 1919 года войска российской Красной армии захватили Харьков и установили власть Временного советского правительства Украины.

Это было начало конца независимого Украинского государства. История второго пришествия большевиков в Украине началась еще летом 1918 года. Тогда в Таращанском и Звенигородском уездах вспыхнуло восстание во главе с Николаем Шинкарем против власти гетмана Скоропадского, инспирировано двумя украинскими партиями: социал-демократами и эсерами. Восстание было подавлено частями немецкой армии и гетманской государственной стражи. Лидеры социалистов поняли, что самостоятельно Скоропадского им не одолеть. Нужны были союзники извне. Поэтому мятежники начали искать контактов с московскими большевиками. 13 ноября в Киеве тайно была избрана Директория, которая должна была возглавить мятеж против гетмана Скоропадского. А перед тем, 11 ноября, Совнарком красной России постановил в десятидневный срок начать наступление «в поддержку рабочих и крестьян Украины, восставших против гетмана». После свержения Скоропадского правительство Директории столкнулось с тем, что на смену австрийско-немецким оккупантам в Украину вошли войска большевистской России. Украинские военные просили правительство сконцентрировать усилия против красного нашествия, однако председатель Директории Владимир Винниченко считал, что это лишь усиление разведывательной деятельности на фронтах. Уже после падения Харькова Директория таки послала Москве ноту протеста. На что получила ответ, мол, никаких войск советской России на территории Украины нет, а военные действия происходят между армиями УНР и украинского советского правительства. Войну России Директория объявила только 16 января. На тот момент уже были утрачены Харьков и Чернигов. Захватив 5 февраля 1919 года Киев, большевики до конца мая установили Советскую власть на большей части территории Украины.

Юбилеи дня:

150 лет со дня рождения Евгении Ивановны Бохенской (1867-1944), украинской писательницы. После окончания Тернопольской учительской семинарии работала учительницей. На формирование литературно-эстетических взглядов писательницы большое влияние имели песенный фольклор и творчество Ивана Франко, с которым она активно общалась. Почти все поэтическое наследие Бохенской создано по фольклорным мотивам. В прозе же преобладают реалистические психологические этюды из жизни крестьян, учащейся молодежи, детей-сирот, интеллигенции.

145 лет со дня рождения Анастасии Андреевны Демидовой (наст. - Демиденко; 1872-1946), украинской актрисы, певицы. Жена украинского актера, певца и хорового дирижера Кузьмы Прохоровича Демидова. Вместе с мужем играла в украинских труппах Марка Кропивницкого, Панаса Саксаганского, Николая Садовского, Алексея Суходольского. В 1918-1926 гг. супруги Демидовы работали в Киевской опере (Кузьма Прохорович в то же время был регентом хора Владимирского собора в Киеве).

125 лет со дня рождения Джона Рональда Толкина (1892-1973), английского ученого-филолога, писателя; профессора Оксфордского университета. Автор научных трудов по истории английского и скандинавских языков; сказок, повестей и романов фэнтези, где перелицованы средневековые легенды и мифы («Хоббит, или Туда и обратно», «Сильмариллион»). Самой популярной является сказочно-рыцарская эпическая трилогия «Властелин колец», экранизированная английским режиссером Питером Джексоном.

120 лет со дня рождения Полы Негри (наст. - Барбара Аполлония Халупец; 1897-1987), американской кинозвезды польского происхождения времени немого кино. Снималась в фильмах: «Раба грехов», «Бестия», «Глазами мумии Ма», «Госпожа Дюбарри». Аполлония Халупец родилась в польском городе Липно у Элеоноры Келчевськой и жестянщика Ежи Халупца (он был словацким эмигрантом). В 1902 году, после того, как отца арестовали и отправили на поселение в Сибирь, Аполлония с матерью переехали в Варшаву, где начала ходить в балетную школу. Но из-за туберкулеза девушка была вынуждена отказаться от карьеры танцовщицы. Позже Аполлония поступает в Императорскую Академию драматического искусства в Варшаве. В 1913 году она дебютировала как драматическая актриса в театре. В 1914 году она уже снимается в фильме «Рабыня чувств», что считается первым польским художественным фильмом. Вскоре Аполлония становится одной из ведущих польских актрис. В это время она берет себе псевдоним «Пола Негри» от имени итальянской поэтессы Ады Негри. В 1918 году актриса снимается у киевского режиссера Виктора Туржанского в фильме «Суррогаты любви». Позже вместе с Тужанским Пола переезжает в Берлин. В Берлине работает с режиссером Максом Рейнгардтом и снимается в фильмах Эрнста Любича: «Кармен» (1918), «Мадам Дюбарри» (1919), «Сумурун» (1920), «Горная кошка» (1923). В 1923 году Пола вместе с Любичем едет в Голливуд, где подписывает контракт со студией «Paramount». В США актриса работала с 1923 по 1934 год. Сначала она снималась в ролях женщин-вамп. В начале 1930-х годов возвращается в Германию, где на нее обращает внимание Гитлер. Когда Ґебельс отстранил актрису от работы в кино, подозревая, что она еврейка, Гитлер отменил это решение. Позже Пола Негри выиграла иск о клевете против французского журнала, который назвал ее любовницей фюрера. В это время она снимается в таких фильмах как «Мадам Бовари» режиссера Гергардт Лампрехта (1937) и «Мазурка» (1935). С началом войны Пола Негри в 1941 году была вынуждена снова вернуться в США. В 1943 году она снялась в комедии режиссера Эндрю Л. Стоуна «Привет, Диддли, Диддли», которая имела огромный успех у зрителей. После войны в 1951 году актриса получила американское гражданство. Умерла Пола Негри в 1987 году в возрасте 90 лет от пневмонии. Похоронена на римско-католическом кладбище в Лос-Анджелесе рядом со своей матерью.

100 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Митропольского (1917-2008), украинского математика и механика, академика НАН Украины, заслуженного деятеля науки Украины, Героя Украины (2007). За 60-летнюю научную деятельность Юрий Алексеевич получил фундаментальные результаты в области асимптотических методов нелинейной механики, качественных методов теории дифференциальных уравнений, в исследовании динамики колебательных процессов в нелинейных системах. Он создал алгоритм построения асимптотического разложения нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих нестационарные колебательные процессы, разработал метод изучения одночастотных процессов в колебательных системах со многими степенями свободы. Митропольский создал научный коллектив, который приумножает традиции школы нелинейной механики академиков Крылова и Боголюбова. Научную работу ученый успешно совмещал с педагогической. Почти 40 лет Юрий Алексеевич читал лекции на механико-математическом факультете родного Киевского университета им. Шевченко. Он является автором более 750 научных работ. Среди его учеников - 25 докторов и 100 кандидатов физико-математических наук.

В этот день в 1956 году родился Мел Гибсон, известный американский и австралийский киноактер, кинорежиссер, сценарист и продюсер ирландского происхождения. Лауреат двух премий «Оскар» и премии «Золотой глобус» (1996) за режиссуру эпической драмы «Храброе сердце». Почетный офицер ордена Австралии. Считает себя и американцем, и австралийцем, ведь обе страны не заставляют его краснеть. Очень неудержим. Но, конечно, не настолько, как прежде, лет 30 назад. Гибсон не только ненавидит, но опасается журналистов. В любви традиционалист, любит женщин, ведь Господь считает бывший (хотя бывших не бывает) плейбой, не придумал ничего лучше женщины. Впрочем, если женщина желает быть похожей на мужчину, то пусть спускается на ступень вниз, ведь ей этого никто не запрещает. Гибсон обожает детей, у него их восемь. Считает, что у детей можно научиться чему-то гораздо большему и более существенному, чем можешь им дать взамен. А еще дети, особенно младшие, «поздние», продлевают молодость родителей. По мнению Мела Гибсона, искусство актерской игры построено на обмане. «Мне платили немалые деньги за то, что я врал. Врал перед кинокамерой», - замечает актер. Он уверен в том, что Голливуд - это обычная фабрика, а все актеры - винтики в сложной машинерии. И когда один из них ломается, его заменяют на новый, более совершенный, а старый выбрасывают на помойку за ненадобностью. Что касается кино, то оно должно и развлекать, и воспитывать, и наставлять одновременно. 90% всей кинопродукции мира - это горы испорченной пленки. Гибсон, автор известного фильма «Страсти Крестовые» (2004), убежден, что «чем незаметнее зло, тем оно страшнее. Дьявол не держит над головой неоновую вывеску «дьявол». Зло находит самые маленькие щели в человеческих душах и незаметно проникает туда. Оно похоже на вирус или инфекцию и есть в каждом человеке. Одно из его свойств - внушать мысль о том, что его не существует. Поэтому все свято уверены, что они хорошие, искренние и прекрасные. Но именно такие «добрые люди» и распяли Христа. Едва ли не единственное, что Гибсону очень не нравится в США (и во всем западном мире) - это политкорректность, которую он считает интеллектуальным терроризмом. «Все не могут любить всех», - констатирует актер.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-