Тарифная война с владельцами маршруток. Начало

Тарифная война с владельцами маршруток. Начало

1298
Укринформ
Громада Вишневого подняла Бучу и другие города в борьбе против цен перевозчиков на проезд в Киев

Дружное повышение стоимости проезда в маршрутках Киевской области вызвало бунт жителей столичных городов-спутников. Ежедневные 50-60 грн только на транспортные расходы по дороге на работу и обратно непосильны даже для относительно состоятельных граждан столичного региона. Традиционные аргументы перевозчиков наподобие «топливо-запчасти-минимальная зарплата» потребителей не удовлетворили, более того, разозлили. Ведь скачок продемонстрировали лишь маршрутные перевозки междугородного сообщения городов-сателлитов, что кажется более чем странным. В самых высоких кабинетах уже вынуждены объяснять людям, почему так произошло и когда цены вернутся к справедливому уровню.

1000 гривень за проезд ежемесячно - ну, оооочень дорого!

Январь в столице выдался тарифно «горячим». Не успели киевляне отойти от шока, ознакомившись со своими квитанциями за тепло, как бахнули цены на проезд в маршрутных такси. На пригородных маршрутах Киева цена выросла в среднем на 40% - до 12-15 гривен за поездку, а иногда и на 70%.

«Езжу на работу в Киев из Тарасовки. Маршрут № 801 до ст. метро Теремки стоит теперь 15 гривен (было 11 грн., затем 12) + метро. Итак, в день мне только на проезд нужно примерно 50 грн., в месяц — до 1000 грн.! Это оооочень дорого!!!» - делятся эмоциями и подсчетами жители окрестных городков в социальных сетях.

В Киевской областной государственной администрации (КОГА) отмечают, что треть трудоспособного населения Киевщины (по официальной статистике 1 миллион 733 тысячи) постоянно работает в столице. По оценке чиновников, подорожание тарифов на перевозки забирает около трети семейного бюджета жителей окрестных городов.

Несправедливая, по мнению пассажиров, цена на проезд породила целый ряд протестных акций – начиная от публичных писем к местной власти, бойкота перевозчиков с помощью флешмобов «Подвези земляка» до блокирования магистралей пешим ходом.

В ходе протеста, который начался именно с нестандартной акции вишневцев «Подвези земляка» громады Вишневого, Боярки, Крюковщины, Белогородки, Тарасовки, Святопетровского, Софиевской Борщаговки, Петропавловской Борщаговки, Гатного, Виты-Почтовой, Капитановки, Дмитровки выдвинули к власти следующие требования:

  • Снизить тариф до справедливого уровня.
  • Заложить в местные бюджеты компенсацию стоимости проезда льготных категорий.
  • Вернуть государственное регулирование цен на проезд в маршрутках.
  • Запустить поезд сообщением Боярка-Вишневое-Киев.
  • Провести новый прозрачный и открытый конкурс/тендер на пассажирские перевозки в Киево-Святошинском районе с привлечением представителей громады.
  • Срочно созвать сессию Киевской областной государственной администрации (КОГА) и создать коммунальное автотранспортное предприятие как альтернативу частным фирмам для обеспечения перевозок из городов области до конечных станций столичного метрополитена.

«Идея акции «Подвези земляка» активиста Дениса Зерченко не нова, но для Вишневого – это событие! В целом с 4-х остановок по улицам Европейская (Октябрьская) и Святошинская мы отправили около 40-ка машин! Акция продолжается! Надеемся, что она станет хорошей традицией в городе!» - прокомментировала на своей странице в Фейсбук местная активистка Людмила Мартыненко.

Власть снова обещала услышать каждого

По информации госпожи Мартыненко, активные действия громады побудили власть реагировать. Активисты были приглашены на переговоры с перевозчиками в Киево-Святошинский райсовет и КОГА. Именно последняя проводит тендеры и конкурсы для перевозчиков.

Во время совещания председатель Киевской ОГА Александр Горган заявил, что КОГА несомненно на стороне общественности и поэтому требует от пассажирских автоперевозчиков Киевской области предоставить обоснование резкого подорожания проезда. “Необходимо искать сбалансированное решение, которое учтет потребности как жителей Киевской области, так и перевозчиков, а не перекладывать проблемы на кошельки и плечи жителей Киевщины. Государственная власть области поможет найти компромиссное решение, приемлемое и для перевозчиков, и для общества”, - подчеркнул Александр Горган. К тому же он инициировал обращение в Антимонопольный комитет относительно изучения причин резкого повышения тарифов перевозчиками области.

По словам Александра Горгана, аргументов перевозчиков о том, что подорожало топливо или увеличилась минимальная заработная плата, для такого резкого повышения тарифа недостаточно, поскольку цены на топливо и комплектующие выросли по всей территории Украины, а существенное подорожание произошло только на Киевщине.

«Поднятие минимальной зарплаты не является основанием для повышения цен на проезд в общественном транспорте, а кто уже поднял цены - не более чем просто наживаются на ситуации», - заявил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко.

По словам чиновников, местная власть сегодня лишена полномочий напрямую влиять на ценообразование тарифов на перевозки пассажиров (соответствующее Постановление КМ было отменено во времена Арсения Яценюка – Авт.), но оставаться в стороне в такой ситуации КОГА не собирается.

Итак, результаты нынешней общественной «заварухи» такие: представители 10-ти населенных пунктов Киевщины вошли в состав рабочей группы при КОГА и два активиста делегированы в состав рабочей группы при Антимонопольном комитете.

То есть, власть громаду слышит, но повлиять на цену проезда не может. Но уже тот факт, что администрация давит на перевозчиков, чтобы те вернули стоимость проезда до прошлогоднего уровня и обещает инициировать создание коммунального траспортного предприятия для перевозки пассажиров, вселяет оптимизм. «Есть два варианта: это будет государственное предприятие или коммунальное. Но работу по организации альтернативной системы пассажирских перевозок нужно начинать немедленно. Соответствующие предложения будут предоставлены Киевскому областному совету», - сказал господин Горган.

Интересно, но источники Укринформа в КОГА сообщают, что идея не нова. Вопрос создания такого предприятия поднимался на заседании экономического блока Общественного Совета при КОГА еще в январе прошлого года, когда возникла проблема компенсации перевозчикам за перевозку льготников. Тогда чиновники обещали в месячный срок разработать программу по восстановлению муниципальных предприятий по перевозке пассажиров на пригородных маршрутах.

Когда монополия - зло вселенское

Проблема городов-спутников Киева в том, что нет альтернативы частным перевозчикам. Городские районные администрации только обещают развивать коммунальный транспорт и постоянно жалуются на нехватку средств. Странно, но получается, что некий частный предприниматель богаче, чем целый городок, так как он может позволить себе купить 10 автобусов, а город нет.

К сожалению, громаду слышат только тогда, когда она прибегает к радикальным действиям. Если власть действительно громаду слышит, но повлиять на цену проезда не может, то пусть уж выполняет свою регуляторную функцию - объявляет новые тендеры для автоперевозчиков. Если бы была альтернатива и конкуренция, то они бы себя так нагло не вели. (Рассказывают, что присутствующая на встрече общественности и перевозчиков в Киево-Святошинском райсовете Анна Полищук, коммерческий директор ООО "КЛАЙД" (маршруты №301, 721, 718) была весьма сдержанна в общении с активистами – Авт.)

Из сложившейся ситуации выход видится в таких стратегических решениях. Во-первых, в отмене Постановления КМУ от 25.03.15 г. № 240, которое позволило перевозчикам определять стоимость проезда на свое усмотрение. Во-вторых, в поиске альтернативы перевозчикам, в частности возврат дополнительных рейсов электричек там, где это возможно (отдельный разговор о том, почему Укрзализныця сократила их и отказывается возвращать – Авт.). И, в-третьих, в широком внедрении систем контроля оплаты и электронных билетов, карточек «броварчанина», «боярчанина» и так далее. И тогда все станет на свои места.

Все прекрасно понимают, что транспорт для Киевской области — это главный драйвер ее развития в общем, и экономики и социальной сферы в частности. Кстати, об истинных причинах нерыночных действий перевозчиков руководство области тоже в курсе. «Существует огромное количество перевозчиков, которые между собой воюют за маршруты. Решение конкурсной комиссии всегда коррупционное. Решение принимается на основе либо взяток, либо политического давления. Поэтому качество транспорта крайне низкое. Компании-перевозчики являются заложниками этой системы. С них собирают взятку, как дань. Они не имеют возможности улучшать качество транспорта. А между тем, за год отрасль генерирует более $10 миллионов», - пишет в своей колонке председатель КОГА Александр Горган. По его мнению, нет никакого смысла бороться с дефективной коррупционной моделью. Ее надо изменить. Чиновник сообщил, что администрация вводит новую открытую, конкурентную систему тендеров, согласно которой в 2017 году будет проведено около 120 конкурсов на пассажирские перевозки.

Что же, поживем-увидим. На всякий случай, как говорят, «запомним этот твитт».

А тем временем в Конотопе...

... капитулировал последний конотопский перевозчик, который хотел поднять стоимость проезда в маршрутках. Как отметил на своей странице в Фейсбук мэр Конотопа Артем Семенихин, 22 января «руководство ЧП «Корунд-С» (почти монополист в этой отрасли) под подпись заставляло свой трудовой коллектив выйти под стены горсовета с требованием повысить стоимость проезда в маршрутках.

Мятеж перевозчиков в этом колоритном украинском городке не удался. Городской голова «разобрался» с перевозчиками, которые путем ультиматума пытались заставить местную власть повысить тариф на проезд в маршрутках до шести гривен. В ответ мэр разорвал договора с недобросовестными перевозчиками и уменьшил на 50 копеек проезд в коммунальных автобусах и трамваях.

21 января «маршрутчики» Конотопа все же объявили забастовку и не выпустили на линию свой транспорт. В тот же день Артем Семенихин издал распоряжение подготовить на сессии Конотопского городского совета проект решения, согласно которого бюджет города предоставит трамвайному управлению дополнительные средства на закупку автобусов, работающих на природном газе, для обеспечения жизнедеятельности транспортной логистики города. Также отдел логистики опубликовал расписание движения муниципального транспорта по городу. Мэр призвал инвесторов к сотрудничеству с условием наличия соответствующего транспорта для обслуживания маршрутов и заявил, что уменьшит тариф на проезд до 2, 50 грн.

Двое частных предпринимателей, которые предоставляли услуги по перевозке на нескольких маршрутах города, публично извинились перед громадой города и выпустили свой транспорт с новым тарифом на проезд в 2,50 грн. Транспортный монополист и несколько других перевозчиков, которые и дальше стояли на своей позиции поднятия тарифа, де-факто остались за пределами транспортного бизнеса Конотопа.

Другими словами, мэру Конотопа удалось приструнить перевозчиков, а бедная КОГА не может найти на них управу?

Оксана Полищук, Киев

Пассажирам на заметку

Новые расценки на проезд на некоторых популярных маршрутах Киевщины в сторону столицы:

Буча - 15 грн (было 11 грн.)

Ирпень – 12 грн (было 8 грн)

Вишневое - 12 грн (было 9 грн)

Обухов - 18 грн (было 15 грн)

Боярка – 16 гривен (12 грн)

Васильков -20 грн (было 13 грн)

Бровары - 12 грн (было 9 грн)

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-