Дмитрий Головин, начальник Одесского главка Национальной полиции Украины
Мы считаем «дело 2 мая» знаковым. Права на ошибку у следователей нет
30.01.2017 09:00 2470

Карьеру генерала полиции третьего ранга Дмитрия Головина связывают не только с талантом офицера-оперативника угрозыска, но и с личной отвагой. Например той, которую бывший замначальника Одесского облуправления милиции продемонстрировал 20 марта 2015 года, обменяв себя в ходе очередной операции на заложника, которого захватил вооруженный пистолетом преступник в здании ТЦ "Новый Привоз". После переговоров Головин убедил захватчика сдаться - никто не пострадал. Вскоре после этого Головин был переведен по службе в Киевский областной главк полиции, затем возглавил Департамент угрозыска Нацполиции, а 10 ноября 2016 года заместитель министра внутренних дел Украины Сергей Яровой представил его коллективу Одесского облуправления НПУ в качестве нового начальника.

Два месяца спустя корреспондент Укринформа встретился с Дмитрием Головиным и попросил рассказать, какие шаги предпринимаются для обуздания волны преступности, захлестнувшей Одесскую область, о проблематике полицейских будней и личном видении путей реформирования работы областной полиции и Нацполиции в целом.

- Как оцениваете, Дмитрий Валерьевич, криминогенную ситуацию в Одесской области на старте 2017 года?

- Когда я приступил к управлению Одесским главком Нацполиции, анализ деятельности показал, что по состоянию раскрытия преступлений мы оказались, так сказать, "на дне". Поэтому ничего другого, как оттолкнуться и начать восхождение вверх, не оставалось. Проанализировали ситуацию, чтобы выявить наиболее уязвимые места, "сгруппировались" и двинулись вперед. За полтора месяца пришлось полностью перестроить работу управления, в том числе и структурных служб. Удалось четко организовать раскрытие правонарушений, а также наладить профилактику. И некоторые позитивные изменения уже есть.

Если в ноябре, к примеру, уровень раскрытия одних видов преступлений составлял около 8%, других - 13%, то сейчас - от 15% до 18%. Конечно, это небольшие подвижки, но уже заметны на фоне снижения уличной преступности. Если до ноября в среднем ежесуточно фиксировали от 15 до 30 грабежей, то к концу декабря их стало 5-6, а в январе в среднем за сутки не более 3-4 таких правонарушений. Правда, некоторые всплески случаются по выходным, иногда и разбойные нападения. Но если сопоставить статистику первых двадцати дней минувшего и текущего годов, то уровень правонарушений удалось сократить почти наполовину. Это касается и квартирных краж, более чем на 60% уменьшилось количество разбойных нападений, на 70% - грабежей, видим позитивную динамику по угонам автотранспорта. Хотя количество таких правонарушений, в том числе тяжких преступлений, учитывая процессы внутренней миграции и географическое положение региона, прежде всего соседства с приднестровским сегментом, сокращается очень медленно.

- А сами вы принимаете участие в раскрытии резонансных правонарушений?

- Безусловно. Обязательно выезжаю на места происшествий, обеспечиваю взаимодействие работников оперативно-следственных подразделений и держу раскрытие тяжких преступлений на личном контроле.

Кстати, большинство из таких правонарушений, в том числе причинение тяжких телесных повреждений, совершенных в конце минувшего года, уже раскрыты или будут в ближайшее время раскрыты – для этого есть достаточные оперативные наработки. Однако взятый напряженный темп не все выдерживают. Ведь иногда приходится работать днем и ночью, как это было в конце декабря, когда произошло двойное убийство в Овидиополе. Для его раскрытия пришлось вместе с заместителями работать именно в таком режиме. Установление места пребывания и задержание жестокого преступника, оборвавшего жизни матери и ее малолетней дочки, было для меня делом чести. И, идя по "горячим следам", мы сумели задержать  изверга. Добавлю: спустя несколько дней та же участь постигла и другого преступника, совершившего подобное правонарушение в том же районе.

- Каковы приоритеты одесской полиции сегодня, с учетом подготовки к новому туристическому сезону. И попутный вопрос: способствует ли, на ваш взгляд, обузданию преступности новый Уголовный процессуальный кодекс?

- Пока криминогенная ситуация остается сложной. Среди приоритетов - свести к минимуму проявления уличной преступности и нейтрализовать этнические преступные группы. Вырабатываем системный подход по этим направлениям. Что касается УПК, требованиями которого мы руководствуемся, то как офицер-розыскник считаю, что недавно введенные нормы кодекса очень либеральны. Не раз в этом убеждался, выезжая по долгу службы в зарубежные командировки и сопоставляя его с требованиями УПК соседних стран. Один из зарубежных коллег, ознакомившись с некоторыми нашими нормами выразился так: ваш УПК, похоже, разработан для того, чтобы максимально усложнить работу полицейских-оперативников и дать возможность изобличенному преступнику находиться на свободе и продолжать свои преступные действия.

На мой взгляд, этот кодекс вряд ли содействует усилиям правоохранителей по обузданию преступности в государстве, где третий год идет война: один фронт - на востоке, а второй, которым является борьбы с преступностью, - внутри страны. Думаю, на это обратят внимание ученые-правоведы. И в итоге одни положения УПК будут изменены, а иные и вовсе упразднены. Ибо такой кодекс, на мой взгляд, в нынешней ситуации - слишком большая роскошь для воюющей страны.

- От правоохранительных органов ждут результатов качественного расследования по факту массовых беспорядков 2 мая 2014 года, в частности, по эпизодам, касающихся событий на Куликовом поле, в котором, как известно, фигурируют бывший замначальника одесского главка МВД Фучеджи, экс-начальник управления ГСЧС Боделан и многие другие. Как продвигается расследование этого резонансного дела?

- Мы считаем "дело 2 мая", расследование некоторых эпизодов которого поручено Следственному управлению ГУ НПУ, знаковым. Поэтому права на ошибку у следователей нет. Ход следствия находится под моим контролем, каждый промежуток времени заслушиваем и.о. начальника Следственного управления Сергея Шайхета и руководимой им следственной группы, в составе которой работают пять опытных сотрудников, а также группа оперативников. Чувствуем поддержку в расследовании этого дела со стороны руководства облуправления СБУ и облпрокуратуры.

Приходится учитывать, что многие улики утрачены в том же 2014 году, когда расследование вели привлеченные сотрудники МВД из других областей. Тем не менее, оставшиеся улики, документы наши следователи по крупицам собирают.

Но раскрывать имеющиеся наработки и делать прогнозы, пока расследование этого дела не закончим, не буду. И в интересах тайны следствия, и по моральным соображениям - с учетом того, что утечка информации может быть использована разными силами в стране и за рубежом с целью спекуляций на этой трагедии.

Мы исходим из того, что  спешить с расследованием во вред качеству не следует: лишь при таких условиях возможно объективное раскрытие ключевых эпизодов этого резонансного дела. Мы же видим, как трудно продвигается рассмотрение в Малиновском райсуде Одессы быстро завершенного уголовного дела по событиям в районе Греческой площади.

- Во время рабочей поездки в Измаил вы обещали усилить противодействие местным наркодельцам, иным преступным группам. Не могли бы привести конкретные факты? Кстати, как оцениваете передачу из центрального аппарата в подчинение областных управлений Нацполиции структурных подразделений по противодействию наркомафии?

- Это так, после ознакомительной поездки в Измаил я распорядился провести оперативно-профилактическую отработку этого второго по величине и значимости города Одесской области сотрудниками управлений по противодействию наркопреступности, следствия, КОРД. Поддержала наши усилия и облпрокуратура.

В результате семи санкционированных обысков в Измаиле и районе изобличен ряд преступных групп, изъяты в наркопритонах полкилограмма амфетамина, марихуаны, опия, других наркотических веществ, а также значительные суммы денег, полученные за ранее сбытые наркотики. По всем фактам открыты уголовные производства, ведется досудебное следствие.

Хочу акцентировать: реформирование и передача региональных структур Департамента противодейстия наркопрестпупности из центрального аппарата в управление ГУ НП положительно сказались на результатах работы. Однако ситуация с наркопреступностью в южных районах Одесщины остается весьма напряженной. Поэтому вскоре снова еду инспектировать эти районы - проверить, как выполняются распоряжения и улучшается обстановка.

- Известно, что некоторые операции по раскрытию преступлений в Одесской области сотрудники центрального аппарата Нацполиции, СБУ и ГПУ осуществляли в последние месяцы без участия местных оперативников полиции - из-за наличия фактов сращивания криминалитета с полицией и прокуратурой. Речь идет, прежде всего, о нейтрализации преступных групп в Затоке, хотя остается напряженной ситуация также в Белгороде-Днестровском и Татарбунарском районах, о чем в свое время отмечал Укринформ в публикации "Уголовный шабаш под прокурорским надзором". Расскажите, как продвигается работа по изобличению и нейтрализации местных синдикатов?

- К сожалению, факты предательства отдельными сотрудниками интересов службы существуют. Сотрудников Управления внутренней безопасности ГУНП нацеливаем на то, чтобы от таких беспощадно избавляться и привлекать к ответственности. Известно ведь: безнаказанность порождает рецидив. Это касается, кстати, как сотрудников Нацполиции, так и прокуроров, и служителей Фемиды, вместе с которыми доводим уголовные дела до судебных вердиктов.

Вот свежие данные по упомянутой курортной Затоке, где правоохранителями вскрыты факты разбазаривания земель на десятки миллионов гривен. После изобличения в коррумпированности ряда чиновников, включительно с поселковым головой, уголовные дела нами были переданы в суд. Но в конце минувшего года голову Звягинцева и некоторых его подельников суд почему-то выпустил из СИЗО.

Пока анализируем эти факты, чтобы дать правовые оценки: почему суды не усматривают оснований для содержания подозреваемых под стражей? Допускаем, что возможны недоработки или нарушения процедур со стороны следователей. Если это будет установлено, виновников привлечем к ответственности. Но не исключаем и того, что коррупционеры, обоснованно обвиняемые во многомиллионных хищениях имущества территориальной громады, сумели накопить внушительные денежные ресурсы и сейчас их расходуют через покровителей на обеспечение оправдательных вердиктов...

В любом случае мириться с хищениями курортных земель не будем. Видимо, коррупционеры снова будут задержаны и согласованные с прокуратурой материалы опять передадим в суд.

- Кстати, подобная скандальная ситуация возникла также с угонами и кражами автомобилей, когда мы информируем общественность, что полиция задержала с поличным автомобильных воров и передала дела для рассмотрения в Приморский или Киевский райсуды Одессы, а угонщики вскоре, как и расхитители земель, оказываются на свободе.

- Могу лишь подтвердить: в последние недели судьи этих судебных инстанций действительно вынесли ряд определений, согласно которым фигуранты уголовных дел, в том числе иностранные граждане, обоснованно подозреваемые в совершении краж и угонов автотранспорта, избежали камер СИЗО или были выпущены из-под стражи... под домашний арест. Представители досудебного следствия недоумевают и готовятся к обжалованию вердиктов: зачем тогда вообще задерживать автомобильных воров? А судьи кивают на пресловутые "вилки" в применении норм нового УПК.

- Как решаете проблему комлектования кадрами оперативно-следственных подразделений и участковых инспекторов? Ведь сейчас не хватает трети необходимых специалистов - из 4953 должностей 1578 вакантны.

- Прежде всего, ожидаем в марте пополнения кадров следователей - свыше 170 специалистов приходят из Одесского университете внутренних дел. Объявлен также конкурсный набор на вакантные должности участковых инспекторов, оперативников и следователей полиции. Замечу, что уже на следующий день 17 января было подано 464 заявки кандидатов на 250 офицерских вакантных должностей. Есть претенденты и на 100 должностей младшего начальствующего состава полиции. Исходя из этого, можно предположить, что удастся полностью укомплектовать кадрами эти структурные подразделения, где, кстати, существенно - до 10 тысяч гривен - повышена зарплата сотрудников. На мой взгляд, это одно из важных решений Кабмина, которое мотивирует сотрудников полиции на честное исполнение обязанностей и устраняет коррупционную составляющую.

Мы видим свою задачу в том, чтобы не просто заполнить вакантные должности, а подобрать профессионалов, которые будут самоотверженно служить людям, ставя их интересы выше своих собственных.

- Прокомментируйте, пожалуйста, тревожный факт: недавно в Одессу прибыл "вор в законе" Антимос Кухилава, ранее считавшийся "смотрящим" за Украиной. В Одессе, по слухам, контролировавший потоки контрабанды, барсеточников и карманных воров. И что просто поражает: в аэропорту Антимоса встречали представители бизнес-кругов региона, а еще в 2013 году о дружбе с ним охотно хвастался нардеп Александр Пресман и другие экс-регионалы.

- Да, был такой факт. И в принципе все было бы понятным, если бы гражданин Антимос просто прибыл в Одессу, где проживают члены его семьи и родственники. Однако Антимос прибыл как "вор в законе" - с целью передела сфер влияния воров. А это совсем другое дело. Сейчас могу сказать: на данный момент Антимоса на территории Одесской области нет. Не стану уточнять, как и почему это произошло. Но полагаю, одесситы меня поймут.

- Вы сейчас начальник Одесского главка Нацполиции и в то же время - один из кандидатов на вакантную должность главы Нацполиции Украины. Хотелось бы спросить: что, по вашему мнению, нужно в ближайшее время сделать для повышения эффективности правоохранительной системы в Украине?

- Сразу скажу: я не ставлю перед собой цель - непременно стать главой Нацполиции. А заявку подал, исходя из принципа: плох тот солдат, который не мечтает стать фельдмаршалом. Полагаю, точки над "і" расставит конкурсная комиссия МВД.

А что касается моего видения того, какой должна быть Национальная полиция Украины, отвечу так. В рамках дальнейшего реформирования структур МВД, и в частности Нацполиции, прежде всего, следовало бы консолидировать усилия разрозненно действующих структур правоохранительного ведомства. На мой взгляд, все они должны действовать как единый кулак. Ведь сейчас Нацполиция функционирует как крупнейшая структура, рядом с которой действует ряд межрегиональных подразделений, каждое из которых во главе с руководителем преследует свои цели и задачи. А это вряд ли дает максимальную эффективность. Патрульная полиция делает одно, управление защиты экономики - другое, киберполиция - третье. Все вроде бы противодействуем преступности. Но нередко при неудачах можно слышать в оправдание: так это ж функция патрульного подразделения. Или, к примеру, экономического. Считаю, службу Нацполиции следовало бы организовать так, чтобы не стало поводов для оправданий. Новая правоохранительная система должна работать как единый отлаженный механизм, который не дает сбоев...

Вне сомнения, реформирование правоохранительной системы должно продолжаться, систему следует максимально усовершенствовать с учетом украинской специфики. Нельзя ни остановиться, ни сдать назад - возможно только движение вперед. Цель - непрестанно укреплять уровень доверия граждан к Национальной полиции.

Хотел бы подчеркнуть: у меня нет стремления уйти из Одессы, куда был направлен с четко поставленной задачей. Здесь у меня, кстати, родился сын, я считаю Одессу своим родным городом, в котором хотел бы навести законный порядок. И что будет от меня зависеть, постараюсь непременно сделать.

- Какую реальную поддержку, прежде всего в материально-техническом обеспечении структур ГУ НП, ожидаете от областной власти?

- Прежде всего, мы рассчитываем на успешную реализацию областной программы "Безопасная Одесщина на 2017-2019 годы", в рамках которой предусмотрено выделение капиталовложений в объеме 15 миллионов гривен. Среди важнейших направлений - обеспечение публичной безопасности. С учетом сложной криминогенной ситуации в ближайшее время планируем организовать так называемые "группы быстрого реагирования", которые могли бы обеспечивать прибытие наряда полиции в любую точку Одесщины в пределах 5-17 минут. Для этого, по нашим расчетам, нужно организовать патрулирование 77 автомобилей в круглосуточном режиме - обеспечивать его должны около тысячи сотрудников, не считая патрульных полицейских.

К сожалению, сейчас на дежурстве машин - меньше половины от требуемого количества. И в такой же пропорции - нехватка сотрудников. Испытываем также дефицит полицейской формы. Нужны средства на приобретение и ремонт автомобилей, создание эффективно действующих отделов полиции, способных круглосуточно контролировать ситуацию и быстро откликаться, в случае необходимости, на вызовы граждан об оказании помощи.

Хочу попутно заметить, что и в минувшем году в областном бюджете также были предусмотрены средства в объеме свыше 7 миллионов гривен на поддержку полиции, однако эти деньги руководством облуправления Нацполиции почему-то не были истребованы и потрачены на ремонт полицейских автомобилей, униформу или какие-либо иные цели.

Вторая важная инициатива, которую мы намерены реализовать при поддержке руководства Одессы и области, - это создание станций полиции, которые должны успешно заменить опорные пункты милиции. Существенная разница между станциями и опорными пунктами заключается в том, что раньше граждане нередко опасались посещать эти опорные пункты. А мы хотим организовать функционирование станций полиции так, чтобы людям хотелось посещать и беседовать с полицейскими в этих помещениях, высказывать им свои просьбы или предложения и получать в ответ необходимую поддержку либо правовые советы. Причем размещаться станции полиции будут в наиболее криминогенных районах или на морском побережье, а полицейские будут здесь дежурить и нести службу в пешем порядке.

Важным залогом профилактики правонарушений считаю также видеофиксацию улиц, оживленных путей и перекрестков. Вместе с тем, наличие видеокамер способствует расследованию возможных правонарушений и усилению мер безопасности в целом. Это один из европейских стандартов, который нам крайне важно внедрить в Одессе, Измаиле и других городах. Что касается повышения безопасности на дорогах, то эту задачу, на мой взгляд, могут решить "плавающие блокпосты", которые не являются реанимацией постов ГАИ, но способны дисциплинировать автомобилистов.

Михаил Аксанюк, Одесса.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-