Пригородные маршрутки: люди не будут платить лишнего

Пригородные маршрутки: люди не будут платить лишнего

1457
Укринформ
Цены на проезд снизились лишь на некоторых пригородных маршрутках Киева, да еще и временно. Активисты угрожают поджечь шины...

С 6 февраля проезд в пригородных маршрутках Киева должен был снизиться до уровня, который предшествовал резкому январскому подорожанию. К этому перевозчиков призвал председатель Киевской облгосадминистрации Александр Горган. По состоянию на утро понедельника лишь часть перевозчиков прислушалась к КОГА, вернув цены на предыдущий уровень. Однако и они отмечают, что это решение временное – старые тарифы будут действовать только до 13 февраля. На фоне утреннего транспортного коллапса из-за метели это стало приятной неожиданностью для пассажиров, но краткосрочная перспектива, конечно, их не очень вдохновляет.

Тем временем активисты проследили, на каких маршрутах снизились цены на проезд. Как оказалось, из 29-ти проанализированных маршрутов Киево-Святошинского района (но это не все маршруты) перевозчики снизили тарифы лишь на трети из них – на 9-ти. По информации самих пассажиров, которые делились своими впечатлениями в Фейсбуке, цена на отдельных маршрутах уменьшилась в среднем на 3 гривны.

Укринформ попытался выйти на связь с перевозчиками, которые обслуживают маршруты, приведенные в таблице, чтобы узнать, почему не все из них прислушались к призыву областной администрации снизить цены по крайней мере на неделю. Однако наши многочасовые попытки пообщаться с перевозчиками оказались практически бесполезными – или мы долго слушали телефонные гудки, или нам отвечали, что начальство сейчас не может дать комментарий из-за срочных дел, обеда и тому подобное.

Из всех перевозчиков нам удалось пообщаться только с бывшим директором «КИО-Транс» (его фирма работала на рынке пригородных перевозчиков около 15-ти лет, обслуживая маршруты 301 «станция Новобеличи – Вишневое» и 306 «Крюковщина - центральный ЗАГС»), который «почему-то» не захотел представиться, хотя мы и знаем его имя. Он рассказал, что уже полтора года не занимается перевозкой пассажиров, поскольку имеет судебную тяжбу: его маршруты, мол, «по-рейдерски» захватили два других перевозчика – «А.Т.Н.» и «Клайт», и теперь они устанавливают цены на проезд. Экс-директор КИО Транса добавляет, что эти перевозчики уверены в своей безнаказанности, поскольку имеют своего покровителя. По его мнению, себестоимость таких пригородных перевозок от 8-ми до 10-ти гривен: «Действительно, сейчас очень подорожали запчасти, да и сама машина дорогая. Но 10 гривен для таких перевозок – это максимум».

Итак, большинство перевозчиков не желают идти на контакт с прессой и публично объяснить, за что именно люди должны ежедневно платить больше. Тогда просто непонятно, на что может надеяться Киевская облгосадминистрация, призывая перевозчиков к снижению цен?

А почему это областной «километр» втрое дороже киевского?

В то же время, чтобы изучить, насколько обоснованно автоперевозчики Киевской области увеличили тарифы на проезд, 25 января 2017 года была создана специальная рабочая группа. Людмила Мартыненко, общественная активистка из города Вишневое, рассказала Укринформу, что заседание рабочей группы, к выводам которой все же должны прислушаться перевозчики, состоится 9 февраля. Но активисты не рассчитывают на легкую победу над завышенными ценами на проезд: «Мы готовимся к давлению со стороны Ассоциации перевозчиков и заинтересованных лиц, которые входят в общественный совет при КОГА», - сказала Мартыненко. Также она добавила, что в созданную рабочую группу вошли ассоциация перевозчиков и члены общественных советов при КОГА, а самих перевозчиков там нет. По ее словам, сейчас идут кулуарные переговоры между КОГА и перевозчиками. «Основные препятствия в том, что в тарифах заложена коррупционная составляющая – подчеркивает Людмила Мартыненко. – Нет прозрачности и открытости на тендерах, которые проводит КОГА».

Активисты из Вишневого уже проанализировали, что перевозчики подняли цены необоснованно, установив совершенно разные тарифы на одном маршруте – тариф на проезд за пределами Киева и тариф на проезд по Киеву. К примеру, длина маршрута на маршруте №301 «Вишневое, ул. Зеленая – станция Новобеличи» составляет 11,5 км От Вишневого до Киева – 5 км, а следовательно по Киеву – 6,5 км. Цена проезда по Киеву – 5 гривен, а значит 0,77 грн за километр. В то же время цена проезда с Вишневого до первой остановки в Киеве – 10 грн, 2 грн за километр. Итак, по Киеву тариф ниже почти в три раза, чем за пределами Киева. Это, конечно, не новость, что тарифы за пределами города разнятся, но из-за отсутствия альтернативы на пригородных направлениях перевозчики с легкостью позволяют себе такое необоснованное нахальство.

Вице-премьер-министр Украины Павел Розенко также назвал резкое подорожание тарифов на проезд безосновательным: «Во всех дальнейших переговорах с перевозчиками аргумент один - оснований для повышения цен на проезд нет. Не сверхприбыли перевозчиков, а интересы наших сограждан должны быть позицией местной власти».

Руководитель общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков в интервью интернет-изданию «Форум» рассказал, что учитывая повышение минималки и цены на дизельное топливо, максимально допустимое увеличение стоимости проезда может составить 10%, но не на 30-50%. «Это в том случае, если у перевозчика все водители официально оформлены, он платит все налоги и выдает билеты каждому пассажиру. Впрочем, это хорошо известно – в пригородных автобусах билеты никто не требует и не выдает. У некоторых перевозчиков официально оформлено... 0,3 водителя на один автобус, вместо положенных по закону двух. И после этого они повышают тарифы, мотивируя это тем, что выросла «минималка»! – возмущается Станислав Гвоздиков.

АМКУ: областная власть все может. А закон на чьей стороне?

Антимонопольный комитет Украины еще 19 января обьяснил, что контроль за ценообразованием на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, выполняющих рейсы на территориях соответствующих областей, все же должны осуществлять соответствующие государственные администрации и органы местного самоуправления.

Но наше законодательство настолько запутанное, что всегда найдутся лазейки, чтобы обосновать ценовой беспредел и коррупцию, как «извлечение из приложения к постановления Кабинета Министров Украины от 25.12.1996 № 1548 пункта по установлению областными государственными администрациями тарифов на перевозку пассажиров и багажа автобусами, работающими в обычном режиме движения, в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении».

Единственный вопрос: если то, что говорит АМКУ, чистая правда, то почему бы антимонопольному ведомству хотя бы не пригрозить перевозчикам штрафом?

Будет сопротивление перевозчиков – будут гореть шины в Киеве

Следовательно, не только активисты городов и сел вокруг Киева не нашли весомых аргументов для резкого подорожания проезда в пригородных маршрутных такси. Но сможет ли власть повлиять на перевозчиков не временно, а кардинально – увидим скоро, но кажется, что вряд ли. С одной стороны перевозчики согласно закону оказались в очень выгодном положении - органы государственной власти лишены полномочий влиять на ценообразование тарифов на перевозки пассажиров. Но с другой – недовольство пассажиров все нарастает, активисты всерьез взялись отстаивать свои права на снижение цен до приемлемого уровня, и их вряд ли что-то остановит. Скорее всего, тарифная война – только начало, а дальше за ней начнется борьба за лучшие условия перевозки.

Об этом свидетельствуют обращения от жителей близлежащих к Киеву городов к общественным активистам, как например, недавнее от Артема Соколюка: «Вообще, считаю, что проблема стоимости проезда в маршрутках - это лишь начало. Непригодные для перевозки «газельки» максимум на 25 человек и «Богданы» на 35 должны быть вообще запрещены для городов (для дальних поселков возможно), пусть частные перевозчики аккумулируют и покупают нормальные МАЗы с общей пассажировместимостью более 80 человек... И пусть создают достойные условия перевозки, талончики, электронные билеты... официальную зарплату водителям и официальный доход, который будет облагаться налогом. Только в таком случае вырастет сервис и поступления в бюджет».

Активисты понимают, что перевозчики тоже готовы стоять до конца, и поэтому, если не будет компромисса по тарифам на проезд, 14 громад населенных пунктов обещают идти на Киев с шинами... Об этом рассказала Укринформу та же активистка из города Вишневое Людмила Мартыненко. Остается только пожелать им успеха.

Юлия Горбань, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-