Тарифное мошенничество? Нет, ловкое «цены образование»

Тарифное мошенничество? Нет, ловкое «цены образование»

Укринформ
Экономическое обоснование тарифов в Украине отсутствует, как и невидимая рука рынка, которая должна что-то там регулировать

Сразу несколько событий прошлой недели подтвердили, что экономическое обоснование в Украине – это какой-то фантастический «зверь», о котором все вроде бы слышали, но которого никто в глаза не видел и поэтому каждый рисует по-своему. Комиссия по регулированию услуг в коммунальной сфере и энергетике намекает, что тарифы на электроэнергию вообще-то низкие и далеки от обоснованных. Перевозчики – что их высокие тарифы на проезд в пригородных маршрутках, наоборот, «железно» обоснованы. Руководство «Укргаздобычи» объясняет свою гигантскую зарплату не менее чем продолжением успешных реформ, а вот народные депутаты, устанавливая заоблачные зарплаты и пенсии судьям, вообще свои решения ничем не подкрепляют. Хотят и могут. Берут цифры с потолка и на том все обоснование заканчивается.

Стоимость энергии постепенно «электризуется»

Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП) заявила, что стоимость электроэнергии для населения на 57% ниже экономически обоснованного уровня, который сегодня по ее расчетам составляет 2,31 гривны за 1 кВт-час.

Напомним, год назад регулятор утвердил двухлетний график повышения тарифов на электроэнергию для населения, что предусматривает поэтапный рост до уровня 90 копеек/кВт-ч при потреблении до 100 кВт-ч в месяц и 1,68 гривны/кВт-час при потреблении более 100 кВт-ч в месяц. Последний этап повышения запланирован на 1 марта 2017 года.

Планировалось, что таким образом тарифы на электроэнергию наконец станут «экономически обоснованными». Но что-то пошло не так и теперь экономисты говорят: «Ой». Оказывается, население платит только 43% рыночного уровня тарифа, и значит, его нужно снова поднимать. Так что же вы тогда, уважаемые, нам раньше на уши «вешали», рассказывая о крайне справедливой формуле?

Сегодня государственные мужи заявляют, что для обеспечения независимости в поставках угля з зоны АТО производителям электроэнергии нужно 15 млрд грн. Опять цифра с потолка? В 2016 году украинцы уже заплатили 10 млрд грн. за известный всем "роттердам+" (формула закупочной цены украинского угля, в которой учитывается формальная цена доставки из порта Роттердам – Авт.).

Перевоз и ныне там

На этой неделе во второй раз заседала рабочая группа, созданная председателем Киевской областной администрации Александром Горганом и общественностью окрестных городов, по вопросам изучения законности и экономического обоснования тарифов пассажирских перевозок в маршрутках по Киевской области. Резкий рост тарифов на проезд, который произошел в конце января, спровоцировал грандиозный скандал. Граждане шокированы и отказываются платить по несправедливыми, по их мнению, тарифам. Перевозчики пытаются избежать прямого разговора. Местная власть выражает «глубокую обеспокоенность», Антимонопольный комитет умывает руки, мол отменили государственное регулирование на рынке перевозок, вот и имейте.

«Дискуссия в рабочей группе была горячей и продолжалась почти три часа. Результат: изучив все аспекты составляющих тарифа и понимая, что цены на топливо-смазочные материалы и запчасти действительно выросли, рабочая группа рекомендовала ограничить рост цен на проезд до 25% от цен, действовавших по состоянию на 30 ноября 2016 года. То есть, например, Вишневое-Киев было 8 гривен, станет максимально – 10 грн. Ждем решения перевозчиков.

Общество и власть работает еще в нескольких направлениях относительно пассажирских перевозок», - прокомментировала на своей странице в Фейсбук активист с г. Вишневое Людмила Мироненко. По ее словам, некоторые предприятия несколько снизили стоимость проезда, но далеко не все.

Активисты настроены решительно. Но упрямство перевозчиков и их игнорирование диалога с общественностью – недобрый знак. Это означает, что ни «обеспокоенность» местной власти, ни инфантильный АМКУ им не страшны. Если бы власть хотела, то уже давно отозвала бы лицензии и назначила новый конкурс на обслуживание, АМКУ, если бы хотел, то уже давно бы разобрался, присутствует монопольный сговор на этом рынке или нет. Отсутствует конкуренция со стороны коммунального транспорта, нет конкуренции между самими частными перевозчиками – вот и имеем вечную проблему с малыми, но все же монополистами. Ни выгнать их, ни заменить, ни повлиять.

Много денег не бывает – бывает небольшой оклад

Глава госпредприятия «Укргаздобыча» Александр Прохоренко, например, обосновывал свой нынешний ежемесячный оклад в почти 400 тыс. грн. рядом фундаментальных изменений и реформ в Украине. В частности, «общую реформу государственных предприятий, активную борьбу с коррупцией, повышением прозрачности деятельности госпредприятий и экономики в целом». И для продолжения «успешных реформ» попросил тоже горстку квартальных и ежегодных премий и бонусов. В том числе, и «премиум»-страховку для всей семьи.

А парламент, например, принял в первом чтении проект закона о зарплатах и пенсиях судьям Конституционного Суда Украины – просто потому что так решил. Так, «рядовой» судья Конституционного Суда ежемесячно будет получать 292 тыс. грн, а Председатель - 304 тыс. грн. в месяц (с надбавкой на летнее оздоровление). Пенсия будет составлять соответственно 226 тыс. и 235 тыс. грн. в месяц. «Ряд депутатов подготовили поправки к принятому в первом чтении законопроекту. Остается только надеяться на принятие во втором чтении взвешенного решения и на то, что здравый смысл заглянет наконец в парламент», - прокомментировал народный депутат, экс-министр финансов Виктор Пинзеник . По его мнению, мотивационное предложение слишком щедрое на фоне экономических реалий.

Другими словами, понятные всем принципы ценообразования во многих сферах нашей жизни, к сожалению, отсутствуют.

Даже на немонопольных коммерческих рынках – где, казалось бы, тарифные, зарплатные или ценовые прихоти должна регулировать обычная рыночная конкуренция, и там здравого смысла зачастую не наблюдается. Почему? Потому что условия ведения бизнеса в Украине, несмотря на декларируемую свободную конкуренцию, очень часто настроены так, чтобы максимально эту конкуренцию «обезвредить». Для этого есть много различных формальных и неформальных инструментов - лицензионные условия, налоговые или регуляторные ограничения, лоббирования, наконец, обычная коррупция. Дал на лапу чиновнику, и знай, что ты для конкурента, если он у тебя и есть, вне зоны «досягаемости».

Но вспомним, рыночная стоимость – это такая цена, которая будет в равной степени выгодна как производителю, так и потребителю, как продавцу, так и покупателю. То есть это максимум, который потребитель согласится дать, и минимум, за который продавец согласится продать товар или оказать услугу. Понятно, что все это является действительным при условии, если обе стороны действуют со знанием дела, без принуждения, и имеют достаточно альтернатив для выбора. Вот как раз последнего у нас почему-то мало. Не любят в Украине конкуренцию – ни бизнесмены, ни политики, ни чиновники, ой не любят!.. Как не любят и то, чтобы граждане интересовались себестоимостью и задавали лишние вопросы.

Оксана Полищук, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-