1000 и один способ обойти ProZorro. Может хватит?

1284
Ukrinform
ProZorro ждут изменения. «Порог» планируют снизить в четыре раза, а для участников торгов ввести задаток. Поможет?

ProZorro говорите? Государственные закупки освобождены от коррупции? Чем больше прозрачности, тем больше коррупционного креатива! Система публичных закупок ProZorro функционирует всего два года, но уже показала масштаб национального бедствия - хищение под названием «государственные закупки». В прошлом году система стала обязательной для осуществления всех государственных закупок на суммы, превышающие «пороговое» значение в 200 тыс грн. и оказалось, что настоящая борьба еще только начинается. Тендерная мафия любым способом пытается приспособиться к новой публичной реальности и обойти ее, придумывая все новые схемы наживы на бюджетной «кормушке». Коррупционеры не страдают отсутствием изобретательности и, к сожалению, тешатся безнаказанностью.

Как это видеть, когда лакомый государственный кусок уплывает из рук

Согласно Закону «О публичных закупках», система ProZorro с 2016 года стала обязательной для осуществления закупок государственными заказчиками. Сначала для центральных органов исполнительной власти и крупных госпредприятий, а с 1 августа — для всех государственных заказчиков. Речь идет о товарах и услугах стоимостью 200 тыс. грн и выше или работах стоимостью 1,5 млн грн и выше. Добровольно заказчики могут подключать к ProZorro и «допороговые» тендеры, то есть на суммы, меньшие двухсот тысяч гривен.

Государство является крупнейшим заказчиком в Украине. По информации Минэкономики, в 2014-2015 гг. объем госзакупок составлял 250 млрд грн ежегодно. При этом в 2015 году объем только «надпороговых» закупок превышал 190 млрд грн. За все время существования системы ProZorro государству удалось сэкономить на госзакупках около 17 млрд грн.

Начиная с августа 2016 года, когда система стала обязательной для всех госзаказчиков, в ней опубликованы заявки общей стоимостью 278,38 млрд грн. Правда, тендеры на 78 млрд грн, то есть почти четвертая часть, были признаны неуспешными - поставщиков или исполнителей работ найти не удалось.

В чем проблема? С одной стороны, собственно в отсутствии культуры электронной коммерции у представителей госсектора и недоверии со стороны бизнеса, а также в определенном несовершенстве инновационной платформы. А с другой (и это, пожалуй, основное), в патологической страсти причастных к закупкам набивать собственные карманы за государственный счет.

Вход только под залог

Например, одна из самых простых схем – участие в тендере «псевдофирм», которые в случае победы, ни с того, ни с сего отказываются подписывать договор с заказчиком. В таком случае или же подписывается договор со следующим за победителем, или же нужно проводить тендер заново. Иногда недобросовестные саботажники таким образом подтасовывают процедуры в интересах заинтересованных третьих лиц, или давят на заказчика, чтобы тот изменил тендерные условия. В 2014 году в разгар боевых действий на Донбассе, подобные случаи частенько случались в армейских закупках Министерства обороны. Тогда время шло на считанные часы и каждый такой «псевдопобедитель», создавая проблемы для боеспособности ВСУ, фактически действовал в интересах агрессора.

Президент України Петро Порошенко і глави обладміністрацій

Во время недавнего визита президента Петра Порошенко в Ивано-Франковскую область и совещания его с председателями облгосадминистраций была высказана идея, чтобы участники тендеров вносили залог, который будет гарантировать реальные намерения фирм. Если отказ участника тендера окажется необоснованным, то залог не возвращается. Ожидается, что в определенной степени это будет сдерживать любителей тендерных манипуляций.

Кто хорошо спрятался и быстро нашелся - тот не виноват

Но этим перечень «маленьких хитростей» от тендерной мафии не ограничивается. Одна из фундаментальных основ ProZorro – это ее публичность, которую ловкие комбинаторы научились обходить. Самая распространенная уловка госзаказчика: попробовать «спрятать» в электронной системе тендер, чтобы потенциальные участники не смогли его найти и подать свои предложения. А «доверенные» поставщики, конечно же, все узнают вовремя. Для этого обычно пишут название тендера с грамматическими ошибками, например "Закупка машын", квалифицируют это не как автомобильный транспорт, а как "Электрооборудование, прочее", подгружают нечитабельную тендерную документацию и объявляют тендер, в надежде, что его не заметят другие участники, а найдут только "свои люди".

Еще один способ привести в тендер только "нужных" подрядчиков - выделить для подачи предложений очень короткий период времени, всего несколько часов. Например, объявить тендер поздно вечером, а на утро уже провести торги и объявить победителя. Конечно же, "свои" компании своевременно узнают о тендере и подадут заявки на торги. А вот чужие могут и не успеть. Последний пример — "Укрзализныця" поздно вечером объявила тендер на поставку постельного белья на сумму 999 тыс. грн, а утром на следующий день предприятие уже подписало договор. Однако под давлением центра противодействия коррупции "Укрзализныце" договор пришлось расторгнуть.

Виставка м'якого знімного інвентарю для екіпірування пасажирських вагонів Укрзалізниці
Более «традиционный» прием — это прописать в требованиях к участникам столь дискриминационные условия, что им будут отвечать всего 1-2 потенциальных подрядчика на рынке. И, конечно же, это будут исключительно "свои" компании.

Например, КП "Днепрводоканал" Днипровского горсовета объявило закупку лабораторной посуды на 642 тыс. грн. Закупка была объявлена 13 января, срок периода уточнений заканчивался в 12-00 18 января. В этот же день в 11-37 заказчик спохватился и вспомнил, что не попросил у участников ряд документов, как, например, справку из налоговой об отсутствии задолженности по налогам. Все бы хорошо, но любому известно, что ГФС выдает справку только через 5 дней после запроса, а предложение участники должны были подать уже 23 января. Несмотря на это, пятеро участников подали предложения и трое из них очень активно торговались на аукционе. Три лучших по цене предложения давали экономию до 55%, но заказчик почему-то отклонил все экономически выгодные предложения, именно из-за отсутствия справки из налоговой. И подписал соглашение с тем единственным участником, у которого она была. По цене - равной определенному бюджету закупки.

Не запихивай в рот большой кусок – мелкие «перевариваются» быстрее

У недобросовестных заказчиков очень часто складывается ситуация, когда вроде бы деньги есть, но ты не можешь гарантировать их куму, что именно он их получит. Выход из затруднения был найден благодаря «допорогам», когда сумма разбивается на более мелкие, которые проходят в обычном «неконкурсном» режиме.

Например, эксперты Центра «Эйдос» провели мониторинг всех департаментов жилищно-коммунального хозяйства областных центров и оказалось, что чиновники областных центров потратили 300 миллионов на коммуналку через систему ProZorro и 700 миллионов – без всяких конкурсов.

Именно в «допороговых» торгах наибольшее количество случаев завышения реальных цен закупленных товаров. Здесь вообще любому товару можно «нарисовать» любую цену! Чтобы она только не превышала установленный лимит. И тебе за это ничего не будет.

Например, Бабинский сельский совет Гощанского района Ривненской области пытался заплатить за "Ноутбук Asus X541SA с манипулятором" ровно 199 тысяч 999 гривен 80 копеек! В то время, когда в любом магазине бытовой техники такой ноутбук стоит не более 7 тыс. грн.

Признанным рекордсменом в допороговых торгах на сегодня является ГП "Селидовуголь". С августа 2016 года предприятие представило в системе ProZorro отчеты о 409 заключенных договоров закупки на сумму 1,044 млрд грн. Интересно, что государственная шахта почти все тендеры провела с использованием допороговых процедур, то есть на сумму меньше 200 тыс, что дает возможность заказчику не проводить открытый аукцион для закупки товаров. Так, в закупках ГП "Селидовуголь" 340, или 83% от общего количества договоров — на сумму 199 999 грн.

За даними системи ProZorro

И было бы все нормально, если бы заказчик пытался закупить продукцию если не по рыночным ценам, то хотя бы по приближенным к ним. Но когда за 2 кг алебастра, 50 лопат, 1 розетку, 3 водопроводных крана и замок заплачено по 199 999 грн, то возникает вопрос – за кого он нас имеет? Дальше больше - 50 кг мяса по 4000 грн за кило, 270 литров воды по 740 грн за литр. Это мясо по-видимому поставляется из Аргентины, а вода, наверное, «живая».

«До конца года будут имплементированы изменения в законодательство, чтобы уменьшить «порог» хотя бы до 50 тысяч грн», – говорит Максим Нефедов. Действительно, статистика по добровольным тендерам доказывает, что нет никаких проблем в использовании допороговой процедуры по всем закупкам. Но спасет ли от тендерных махинаций снижение порога, если за злоупотребления практически никак не наказывают? Разве что выговором, увольнением, и то – лишь под давлением общественности. На наш взгляд, пока за тендерные махинации злоумышленнику не будет маячить реальный срок заключения – мало что изменится в отношении государственных закупок. И в общественно-политической системе вообще.

За даними Реанімаційного Пакету Реформ

Проблема в том, что бюджетные деньги, которые тратятся без тендеров, через схемы фиктивных работ и фиктивных подрядчиков, частично распределяются между политическими командами, которые удерживают власть на местах. «Например, в городе "N" управление капстроя без тендера заключило контракт с ООО на ремонт дороги на 1,4 млн грн. Фактически ремонт не состоялся. Деньги через систему других ФОПов выводятся в наличность, которая возвращается "откатами" за молчаливое согласие в порядке убывания: окружению мэра, начальнику управления капстроя, и мелким исполнителям. Соответственно эти деньги частично впоследствии тратятся на правоохранительные органы или суды. А также на подкуп избирателей на следующих выборах. Из-за чего окружение мэра снова приходит к власти, чтобы продолжить "осваивать" бюджет города», - привел пример Максим Нефедов. По его мнению, именно из-за этого некоторые градоначальники так противятся прозрачным и честным торгам.

Оксана Полищук, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-