Помощь от переселенки - детям с особыми потребностями

515
Ukrinform
Специалисты не употребляют формулировки «заболевание», «болезнь»: тут все дети - особенные

Год назад в Сумах открылся первый специализированный Центр «Счастливые дети» для детей с особенностями в развитии. Его основательница - переселенка из Донецка Елена Абаева. Корреспондент Укринформа посетил Центр и узнал как работают здесь с особенными детьми - детьми с неврологическими, психологическими проблемами и психиатрическими расстройствами.

У входа в специализированный центр нас встречает улыбающаяся Елена. Внутри помещение похоже на садик для обычных детей, но заботы и внимания персонала к посетителям и детям тут в разы больше, чем в обычном. На вопрос почему Елена решила создать специализированный центр в Сумах, она отвечает: 

Елена Абаева

«Если бы еще несколько лет назад меня спросили, чем я буду заниматься, я бы однозначно сказала, что открою кофейню или мини-кофейню. Вот к этому я, собственно, и шла, хранила эту идею, пока мы с мужем не столкнулись с тем, что в нашей семье Вадюшка - младший сынок, не такой как все, он особенный малыш», - рассказывает Елена и отмечает, что об особенности Владислава они узнали после переезда из оккупированного Донецка в Сумы. 

Женщина вспоминает, что почти три года тому назад, как и все переселенцы, она планировала переждать временное обострение конфликта на Донбассе. Вместе с семьей Елена на лето поехала к своей троюродной сестре в небольшое село в Сумскую область. Со временем она стала замечать, что у её младшего сына, которому на тот момент было около двух лет, особенности в развитии. Ей не просто вспоминать это время «было сложно в тот момент, потому что я не понимала, что случилось. У ребенка были истерики, и я переживала, что что-то случилось». 

Родители Владислава обратились в больницу. После очередного «марафона» по врачам, семья Абаевых попала к местному неврологу, которая предположила, что у Владика аутизм или умственная отсталость.   

После диагностики у семьи начался новый забег по врачам с целью «срочно вылечить ребенка». Но специалисты были расхожи во мнениях, кто-то говорил, что надежда на лечение есть, а кто-то утверждал, что все безнадежно, и «ваш сын — дурачок». Семья пробовала разные методы лечения — дельфинотерапию, метод слуховых тренировок «Томатис» и др. Со временем Елена поняла, что без ежедневной, качественной педагогической коррекции результата от терапии не будет. Вместе с мужем Романом они стали искать подходящих специалистов. В один из дней на семейном совете у Абаевых возникла идея собрать нужных сотрудников и создать специализированный центр для помощи детям с особенностями в развитии.

Абаевы Елена, Роман, Владик

На создание центра Елена получила грантовую помощь 90 тыс. грн. Был еще один грант от местных меценатов, но уже с меньшей суммой. Параллельно женщина проходила обучение у руководителя специализированного центра «Ладо», города Харькова, Оксаны Трушик и училась быть руководителем такого центра. Елена составляла бизнес-план, искала помещение для центра и персонал. Оказалось, что не очень просто найти людей, которые бы хотели заниматься с особенными детками. Она нашла несколько готовых специалистов, которые согласились и прошли обучение. Но за месяц до открытия центра они передумали сотрудничать с центром. Елена буквально переманила первого сотрудника Юлию Кленько с логопедического центра. Со временем к работе подключились еще 4 специалиста: ведущий психолог, коррекционный педагог, специалист по игровой логопедии, организатор учебного процесса, переселенка из Бахмута Алина Мирясова; ведущий специалист, коррекционный педагог, терапист по сенсорной интеграции Оксана Саенко; сопровождающий психолог по методу «Томатис» Виктория Ткач и ведущий дефектолог, главный специалист методического процесса Марина Лазебна.  

Елена вспоминает, что открыть центр, как оказалось, не так просто. Были трудности с украинской законодательной  базой. Столкнулись с тем, что в центр нужно было закупить оборудование «Томатис» , но его нужно было привести из Люксембурга в Украину легально, так как закупалось оно на грантовые деньги. Пришлось четыре месяца повоевать с украинской таможней, так как аппарат не хотели пропускать. В декабре оборудование закупили, но приехало оно в центр только в марте.

Одновременно начались проблемы с помещением. Арендодатель в последний момент решил сменить условия договора, и в короткие сроки пришлось найти новое здание. Нашли бывший швейный цех, требующий капитального ремонта. Организовали небольшую строительную бригаду в которую вошли Елена, её муж Роман и друг семьи, переселенец из Донецка. Сами сделали с гипсокартона перегородки, сами белили, красили помещение центра. Елена отмечает, что «трудности есть всегда и в любом деле, но они все преодолеваемые».   

После открытия центра мамы особенных детей стали обращаться за помощью. Вирусный маркетинг сделал свое дело, и у специалистов сегодня нет недостатка в работе. Со времени основания тут прошли педагогическую коррекцию 82 ребенка. Обычно занятия проходят индивидуально, реже в группах до шести человек. Сотрудники центра рассказывают, что больше деток собирать одновременно нет смысла, эффекта от коррекции не будет. В разговоре специалистов я заметила, что они не употребляют формулировки «заболевание», «болезнь» и другие слова, которые обычно страшат людей. Тут все дети — особенные, они проходят коррекцию и обучение, а не лечение. Сотрудник центра Юлия Кленько рассказала, что в работе с такими детками она научилась важному для неё качеству — не сдаваться, сталкиваясь с разными трудностями. Девушка отмечает, что простые прохожие на улице не понимают, что происходит, например, с Владиславом Абаевым, и не всегда адекватно реагируют, когда ребенок может, скажем, закричать. Они могут списывать поведение Владислава на плохое воспитание, но это не так, просто мальчик живет в своем особом мире, который не до конца понятен обычным людям. И проблема не только в рядовых гражданах, зачастую сами родители отказываются принимать тот факт, что их ребенок особенный. Руководитель центра признается, что самое сложное в работе специалистов - это общение с родителями. «Иногда проходит очень много этапов и наших усилий, в том числе, чтобы показать родителям обратную сторону. Что особенный ребенок - это счастье. Вот к этому состоянию очень сложно родителей подвести. Здесь проходят колоссальные, колоссальные затратные энергии и ресурсы», - делится Елена.  

Каждый новый шаг в коррекции - новое достижение для работников центра. Обычному человеку с нормо-типичным развитием кажется не значительным, что ребенок с особенностями освоил указательный жест и показал пальчиком в нужном направлении или установил контакт глаз или даже заговорил. Те навыки, которые мы получили в детстве почти бесплатно, тут особенные детки осваивают ежедневно, прилагая большие усилия как со стороны ребенка, так и со стороны специалиста. 

Основная задача специалистов центра, рассказывает ведущий психолог Алина Мирясова, научить деток воспринимать этот мир, понимать окружающих людей и социализировать их, чтобы они могли найти себя в обществе. 

Алина Мирясова

Несмотря на то, что центр работает чуть больше года, планы на будущее у Елены Абаевой грандиозные. Она поясняет: 

«Однозначно нам уже здесь тесно, однозначно есть в планах переезжать в другое помещение, расширяться. Сейчас ищем возможности, куда бы нам, чтобы было всем комфортно, да и не очень материально затратно. Есть спрос на формирование групп. У нас сейчас проходят индивидуальные занятия, групповые занятия в небольших группах. Есть желание открыть группу полного дня. Это такой проект, когда ребенок получает в течение 8 часов мощную педагогическую коррекцию - результат, конечно же, тогда гораздо лучше. Там у нас будет больше специалистов. Потому что, когда приходит на один час ребеночек, к сожалению, нет настроения или еще что-то, соответственно, не всегда можно реализовать то, что  хочется», - поясняет Елена. 

Количество в Украине детей с неврологическими заболеваниями точно назвать нельзя, единой базы учета таких деток нет. Хотя в нашей стране проходит внедрение инклюзивного образования, пока количество школ, взявших эту методику, не большое. Но самое большое изменение должно произойти не в школах, а в обществе, утверждает директор центра. 

«Мы учим ребенка изначально, что человек - это две ручки, две ножки, два глазика и т.д. И у ребенка уже формируется образ, что «это человек». Все, что не так, это уже воспринимается так, что «это не человек». Соответственно, бывает, что у человека или ребенка нет ручки, не только, скажем, пальчиков. Изначально надо обучать детей, что человек - это душа, внутренний мир, а все остальное, внешнее, может быть разное. Кто-то может быть с желтой кожей, кто-то может быть с коричневой кожей, кто-то может быть с одной ножкой, ну так получилось. И когда мы в человеке будем видеть вот то внутреннее сначала - именно человека и его душу, а уже потом все остальное - одежду, волосы, разрез глаз и все остальное, тогда бы отношение к особенным деткам было другое», - убеждает Елена. 

Екатерина Завада, Сумы

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-