А коммунальщик слушает, да ест

383
Ukrinform
Киевляне в отчаянии: январские платежки еще выше декабрьских. А чего вы еще ждали от монополиста?

После громкого скандала в столице с тарифами на коммунальные услуги и многочисленных обещаний столичных властей вкупе с поставщиками-монополистами разобраться в ситуации, киевляне получили... еще большие платежки на отопление в январе! После скандала с перевозчиками столичной области, которые дружно подняли тарифы на проезд в пригородных маршрутках, те сначала дали задний ход, немного снизив цену, а потом вернули все обратно и вообще отказались объяснить возмущенной общественности, откуда взялась новая цена.

О чем свидетельствует подобное нахальство? О том, что держание потребителей за горло – любимый способ «хозяйствования» в Украине. Причем этим грешат не только так называемые естественные монополии, но и всякая предприимчивая «мелочь», которая умеет провернуть дела исключительно на свою монопольную пользу. Таким и закон специально писан, и тарифы специально «обоснованны», и нужные решения обеспечены. А вот спросить с них почему-то - некому. Антимонопольный комитет и чиновники, которые должны следить за порядком и отсекать любые попытки злоупотреблений монопольным положением, замечают злоупотребления ненасытных дельцов лишь тогда, когда возмущенная общественность поднимает крик и выходит на пикеты. Причем главный аргумент поставщиков-монополистов в ценовых войнах с украинцами один: плевать мы на вас хотели. Не слишком борзо, уважаемые?

Рінат Ахметов

Монополия угрожает национальной безопасности

Рост цен на товары и услуги так называемого неэластичного спроса (поскольку жизненно необходимы – Авт.), в частности, тарифов на пассажирские перевозки, услуги ЖКХ, электроэнергию на фоне «эпопеи» с торговой блокадой ОРДЛО обострил социальное напряжение в Украине до критической точки. И спровоцировал целую череду скандалов и протестных акций украинцев против ценового произвола монополистов (подробнее здесь - о коммунальщиках, здесь – о перевозчиках).

В связи c экономическими и социально-политическими последствиями блокады, СНБО должна была, в том числе, дать указание Кабмину вместе с Комиссией по регулированию в сфере энергетики и ЖКХ безотлагательно изучить экономическую и социальную обоснованность установленных тарифов на энергоносители, электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги. На предмет «совершенствование механизмов государственного регулирования деятельности в этой сфере естественных монополий и управления субъектами хозяйствования, корпоративные права которых принадлежат государству, а также проинформировать население о результатах этой работы».

А тем временем в Киевсовете прошли слушания жилищно-коммунальной инспекции о начислениях, которые получили киевляне в платежках этой зимой – было решено проверить теплоснабжающие организации на предмет возможных злоупотреблений. Комиссия уже приняла решение о пересчете 48 тысячам киевлян. По словам чиновников, за три недели было обработано 203 жалобы киевлян на огромные суммы начислений за отопление за декабрь 2016 года. Однако, по платежкам за январь жалобы не уменьшились. Руководители же Киевэнерго заупрямились – все, мол, в рамках закона. Перерасчет произвели лишь единицам потребителей, «платежные» истории которых прогремели на всю страну.

Оказывается, что из 48 тыс. владельцев квартирных тепловых счетчиков 28 тыс. не сообщили своевременно показания своих приборов учета. Поэтому недисциплинированность должников “Киевэнерго”... компенсировала за счет добросовестных плательщиков. “Действующее законодательство возлагает ответственность за передачу показаний индивидуальных счетчиков отопления на потребителя. А ответственность за контроль этого процесса фактически никто не несет”, – сообщили в компании “Киевэнерго”. Поэтому компания вроде бы инициировала пересмотр правил теплоснабжения Минрегионстроем.

Обратите внимание, подобная проблема «того парня» в оплате за услуги ЖКХ существует не первый год (с тех пор, как в 2005-м согласно Закону «О жилищно-коммунальных услугах» были разработаны Правила предоставления услуг по централизованному отопления и водоснабжения). О ее наличии все эти годы поставщики знали и молчали, как рыба об лед. И только сейчас, когда потребители столкнулись с гигантскими суммами и наконец поставили вопрос ребром, со стороны поставщиков возникла «инициатива по совершенствованию» очевидной несправедливости.

Так что не позволяло внести ее раньше? Когда компании ДТЭК, управляющей энергоактивами Рината Ахметова, в том числе и "Киевэнерго", стало очень невыгодно продавать уголь по прежним ценам, она так же быстро добилась принятия регулятором формулы "Роттердам+". Теперь монополист очень просит ему поверить, что на самом деле он день и ночь «работает над тем, чтобы доносить властям и регулятору проблемы, которые имеют наши клиенты». Сразу же, видите, отреагировали на ситуацию с платежками. Хотя по большому счету обязаны были не доводить до юридических коллизий, которые вызвали дискриминацию прав значительной части клиентов и безудержное общественное сопротивление.

Внимание, электричество бьет. По карману

Такая же бездеятельность ответственных лиц пока усугубляет ситуацию с электроснабжением. Блокада торговли с ОРДЛО была объявлена 16 января. С того времени прошел месяц - можно было уже несколько раз заключить контракты на импортный уголь и он бы уже «подходил» к украинским портам. Но это не сделано. «Все просто. Мало того, что рынок вообще достаточно монополизирован, когда одна компания добывает более 70% угля в Украине. Так еще и все поставки происходят исключительно согласно разрешений СБУ. Случайная компания его не получит. Таким образом, при свободной торговле и конкурентном рынке цены на контролируемой и неконтролируемой территории сходились бы в одной точке и отличались бы только на транспортную составляющую. Но в нашей ситуации все поставки "под колпаком", где задача - не допустить низкой цены на контролируемых территориях. Хуже всего будет, если ждать, пока ситуация рассосется, чтобы дальше все продолжалось, как было. К сожалению, пока похоже на это», - комментирует эксперт Андрей Герус.

Между тем, 1 марта стоимость электроэнергии для населения вырастет в среднем на 26% – это будет уже пятое повышение за последние два года. Очередной скачок должен завершить начатое в 2015 году повышение стоимости электроэнергии, которое официально объясняется «необходимостью приведения тарифа к экономически обоснованному уровню». Наиболее остро ощутят мартовское подорожание те потребители, ежемесячные объемы потребления которых превышают 100 кВт•час.

Для жителей городов и сел, учитывая тех, кто имеет электрические плиты:

  • До 100 кВт•час. на месяц – 90 коп/кВт•ч;

  • Более 100 кВт•час. на месяц – 1,68 грн/кВт•час.

И это, как недавно стали говорить у регулятора, далеко не предел, потому что, как теперь выяснилось, наши тарифы не покрывают 45% затрат на производство электроэнергии. Но простите, куда же исчезают дополнительные миллиарды, полученные от уже реализованного повышение тарифов? Ответ на этот вопрос никто не дает, хотя вполне понятно, что на модернизацию изношенных энергосетей и оборудования, а это принципиальное уменьшение тех же потерь при транспортировке, в должном объеме они не поступают. А расплачивается за это, как всегда, потребитель. И это при том, что значительная часть украинцев имеет еще и постоянные проблемы с напряжением в бытовых электросетях.

Удивительно, но только в январе этого года НКРЭКП наконец ввела компенсацию за некачественные услуги энергоснабжения. Документ устанавливает процедуру предоставления и размеры компенсаций потребителям за несоблюдение гарантированных стандартов. Опять же, проблема существует годами, а решать взялись только под давлением общественности и активистов.

Мітинг під КОДА. На фото: Людмила Мартиненко (з рупором)

Компромисса с перевозчиками нет. Катайтесь на своих двоих...

Акции протеста, состоявшиеся на протяжении февраля под Киевской областной администрацией в результате неконтролируемого повышения перевозчиками тарифов на пассажирские перевозки - это, вроде, сигнал власти, что затягивание с решением проблемы приведет к усилению социальной напряженности среди граждан, которые ежедневно пользуются услугами междугородных и пригородных перевозок. И что?

Как сообщила активист Людмила Мартыненко, третье подряд заседание рабочей группы, которая должна была разобраться с тарифообразованием у перевозчиков и найти решение, показало, что компромисса между потребителями и поставщиками транспортных услуг - нет. Перевозчики уже третий раз проигнорировали заседание. «Власть на них не имеет влияния!», - возмущается госпожа Мартыненко.

Володимир Гройсман

Общественность обратилась к Кабмину по поводу временного возвращения государственного регулирования цен на пассажирские перевозки. «Устранение коррупционной составляющей проведения конкурсов, лишение перевозчиков монопольного права на перевозки, вот основные задачи, как законодательно обеспечить право выхода на рынок альтернативных игроков» - говорится в обращении. Премьер Владимир Гройсман документ принял, и сообщил о том, что вопрос не будет оставлен без внимания. То есть опять – без «ручного режима» в отношениях между потребителями услуг и теми, кто их предоставляет, не обходится...

Резюме пока такое: на предупреждение злоупотреблений монопольным положением существующая в Украине регуляторная система не работает. Очень неправильно, когда «волшебным» пенделем в борьбе с монополистами, которые зарвались, служит народный гнев. Это означает, что регуляторы забыли, за что и от кого они получают зарплату и кто здесь вообще главный...

Оксана Полищук, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-