23 февраля. Памятные даты

848
Ukrinform
В этом день 1878 года родился выдающийся художник, живописец с мировым именем - Казимир Малевич.

Даже если кто-то и далек от живописи, в частности от всех течений, то не слышать об авторе знаменитого «Черного квадрата», как и о самом «Квадрате», не возможно. Родился Казимир Малевич в Киеве в семье Северина и Людвики Малевичей. Отец был инженером сахарного производства, семья часто переезжала из одного городка в другой, от одной сахарного к другому. До 17 лет жил на Подолье (Ямполь), Харьковщине (Пархомовка, Белополье), Черниговщине (Вовчок, Конотоп). Рисовать учился у Николая Пимоненко, в Киевской художественной школе (1895-1897). В 1904 году переехал в Москву, но потом, пожив недолго в белокаменной, красном Питере и белорусском Витебске, в 1927 году снова переехал в Киев. В 1927-1930 гг. преподавал в Киевском художественном институте, намеревался работать с Александром Архипенко. Но начало репрессий в Украине против интеллигенции заставило Малевича снова вернуться в Ленинград. Художник неоднократно признавался, что самые яркие впечатления и воспоминания, все цвета - украинские, из детства. Несколько лет назад вышел двухтомник писем Казимира Малевича и воспоминаний о нем («Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика») - наиболее полное и фундаментальное собрание текстов о жизни и творчестве художника, из которого можно узнать много интересного о незаурядной личности художника. Например, о том, что у него был сильный, властный характер. Хотя и был несколько косноязычным, но блестяще владел искусством риторики - супрематическими манифестами так и сыпал. Мог быть резким, обидчиком, самодуром. Любил подраться (особенно с Татлиным). Но его обожали многочисленные ученики (в отличие от Шагала). А еще он имел сильное обоняние (главное воспоминание детства - чесночный запах торговок салом, главное воспоминание юности - запах студента Академии искусств). Любил резонерствовать, например, давал советы Мейерхольду («Если ты будешь идти так дальше… то Станиславский в театральном мире победит»). Любил деньги и любил торговаться («Меня сейчас интересует сумма денег, которая дала бы мне возможность прожить года полтора в Берлине. Я думаю, что 500 марок в месяц хватит»). Любил жену («Милая и дорогая Наташа»), жил с ней, судя по всему, как старосветские помещики («Дождь, прохладно. Брюки разорвал сзади, а ключи от шкапа у тебя»), сюсюкал («Целую тебя крепко, любящий тебя Казик», в другом месте: «Целую крепко-крепко, боюсь кость чтоб не хрупнула. Целую, Казик»). И много всего другого - таких черт характера, которые как будто и не ожидаешь от автора «Черного квадрата». В 1930 году Малевич был арестован, сидел в тюрьме (его обвиняли в шпионаже), но вскоре выпустили. Вполне вероятно, что «наверху» знали о его болезни, поэтому и решили, что рано или поздно рак уничтожит художника так же как Колыма, либо пуля. В сентябре 2012 года Киевсовет переименовал улицу Боженко в улицу Казимира Малевича (именно на этой улице, тогда Бульонской, родился художник).

Юбилеи дня:

120 лет со дня рождения Вячеслава Вячеславовича Левандовского (1897-1962), украинского художника-аниматора, одного из зачинателей украинской мультипликации. Родился в Киеве. С детства увлекался музыкой, театром, балетом, живописью и графикой. Окончил Киевскую Академию художеств. С 1920 года работал художником в театрах, издательствах. С 1925 - на Одесской, потом на Киевской кинофабрике. Создал первые украинские мультипликационные фильмы: «Сказка о соломенном бычке» (1927), «Сказка о Белке-хозяйке и Мышке-воровке» (1928), начал работу над первой звуковой мультипликационной лентой «Тук-Тук и его товарищ Жук», завершенной в 1935 его учениками. Использовал технику плоскостных марионеток (сам конструировал марионетки и станки для их съемки). В 1930-1935 гг. снимал научно-технические фильмы. С 1936 работал на киностудии «Мосфильм» как аниматор и режиссер кукольного кино. Изобрел и ввел в производство «автоматический карандаш» - устройство для контроля покадрового движения куклы в пространстве. Левандовский впервые применил так называемый метод «эклера», когда актеров, играющих человеческих персонажей, снимают на пленку с нормальной скоростью - 24 кадра в секунду, а затем аниматор, подкладывая кадры отснятой пленки под свои рисунки, проверяет движение своего анимационного персонажа во времени, конечно, делая художественный отбор, обостряя движение.

80 лет со дня рождения Бориса Михайловича Гуревича (1937), украинского спортсмена по вольной борьбе, тренера. Олимпийский чемпион (1968) в среднем весе. Чемпион мира (1967, 1969), Европы (1967, 1970), многократный чемпион СССР в 1957-1967 гг. Фигура Бориса Гуревича послужила моделью для знаменитой аллегорической скульптуры Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», установленной в 1957 году в Нью-Йорке у здания ООН. Борис Гуревич в конце 80-х эмигрировал в США, сейчас живет в Чикаго.

Годовщина смерти:

225 лет со дня смерти Джошуа Рейнолдса (1723-1792), английского живописца портретиста. Когда речь идет об английском портретная живопись 2-й половины XVIII в., то, прежде всего, имеют в виду двух самых известных его представителей - Рейнолдса и Гейнсборо (до определенной степени они были антиподами). Сер Джошуа Рейнолдс был воплощением английского джентльмена. Организатор и первый президент (1768-1790) Британской Академии искусств в Лондоне, известный политик (принадлежал к партии вигов), остроумный, образованный, светский; в его особняке собирались сливки лондонского общества - ученые, писатели, философы, политические деятели. Он был замечательным физиономистом и живописцем. Со своим большим художественным талантом он вел себя так же, как опытный мастер со своим инструментом. Он заранее рассчитывал художественный эффект и достигал его достаточно продуманно. Все его лица, особенно мужские, написаны в густых теплых тонах. Энергично моделируемые, выразительные, они кажутся почти живыми, но художнику мало этого, его не удовлетворяет просто портрет, он всегда стремится создать историческую картину, или аллегорию. Поэтому знаменитую актрису в свое время Сару Сиддонс он пишет в виде музы, полковника Тарлитона - в пламени битвы, старого солдата лорда Хитфилда, защитника Гибралтара - на фоне крепости, с огромным ключом в руках, среди дыма и пушечных выстрелов. Леди Гамильтон, верную подругу адмирала Нельсона, художник написал в виде Венеры, которая полузакрывает лицо манерно-кокетливым жестом, а маленький амур развязывает ей тем временем пояс. У Гейнсборо были те же заказчики, и у Рейнолдса, но писал он их в совершенно другой манере. В отличие от Рейнолдса, он тяготел к простоте и естественности.

75 лет со дня смерти Юрия Васильевича Кондратюка (Александр Игнатьевич Шаргай; 1897-942), украинского ученого-изобретателя, одного из первых создателей ракетной техники и теории космических полетов. Независимо от Циолковского разрабатывал основные проблемы космонавтики, космических полетов и конструирования межпланетных кораблей. После обучения в Петербургском политехническом институте и службы в российской армии работал (1918-1930 гг.) механиком, инженером-строителем, занимался проектированием элеваторной техники в Полтаве, Киеве, на Кировоградщине, Северном Кавказе и Новосибирске. В июле 1930 года Кондратюк был арестован по обвинению во вредительстве группы проектировщиков и строителей зернохранилищ в Западной Сибири. После освобождения из заключения в 1932 году он переехал в Киев, где возглавил в Украинском научно-исследовательском институте группу, занимавшуюся проектированием воздухосиловых установок. В 1919 году Кондратюк написал работу «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (впоследствии - доработана и издана в январе 1929 под названием «Завоевание межпланетных пространств»), в которой автор разработал основные проблемы космонавтики, космических полетов и конструирования кораблей для межпланетных путешествий. В этой работе Кондратюк вывел основные уравнения движения ракеты, изложил схему и дал описание многоступенчатой ​​ракеты, предложил принципиально новые решения проблем создания и эксплуатации космических кораблей, которые значительно опередили тогдашнюю ракетостроительную мысль. Кондратюк исследовал проблему тепловой защиты космического корабля во время его движения в атмосфере. Работа по заказу NASA была переведена на английский язык. Идеи и расчеты Кондратюка использовались американскими учеными для подготовки полета космического корабля Apollo на Луну. В начале советско-немецкой войны был мобилизован в действующую армию. Погиб при невыясненных обстоятельствах. Имя Кондратюка, как одного из основателей космонавтики, присвоено одному из крупнейших кратеров на обратной стороне Луны.

В этот день в 1918 году в городской тюрьме Севастополя матросами-большевиками был расстрелян выдающийся крымскотатарский политический деятель Номан Челебиджихан (1885-1918). Известен как один из организаторов первого Курултая крымскотатарского народа, первый глава правительства, провозглашенной в 1917 году, Крымской народной Республики, а также первый муфтий мусульман Крыма, Литвы, Польши и Беларуси. Номан Челебиджихан также является автором стихотворения Ant Etkenmen («Я Поклялся»), которое стало национальным гимном крымских татар (утвержден 30 июня 1991 года Курултаем). Номан Челебиджихан - выдающийся сын своего народа, настоящий патриот своей родины и великий гуманист. Ему принадлежат слова: «Народы Крыма являются прекрасным букетом, и для каждого народа нужны равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Заключенная под его руководством программа деятельности содержала такой тезис: «Крымскотатарское национальное правительство призвано обеспечить счастье и нормальную жизнедеятельность не только коренному народу, но и защищать всех земляков, жителей полуострова от узурпации, анархии и бунта, защищать их жизнь и достоинство, и считает это своим священным долгом». Тело Номана Челебиджихан палачи выбросили в Черное море. Во времена большевистского режима крымскотатарский народ потерпел выселение из своей исторической родины, много лет скитался на чужбине, немало крымских татар сидело в тюрьмах всех советских правителей, начиная со Сталина, и заканчивая Горбачевым. После аннексии Россией Крыма, геноцид Кремля в отношении крымских татар не прекращается, а методы у оккупантов почти такие же, как у их предшественников-чекистов.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-